Смысловое чтение. Рабочая программа внеурочной деятельности
Смысловое чтение. Рабочая программа внеурочной деятельности
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение», авторской методики Беденко М. В. и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (далее – Программа) является неотъемлемой частью Основной образовательной программы начального общего образования Школы № 619.
Актуальность программы
В настоящее время общепризнанным является факт, что у молодого поколения снижается интерес к чтению, как следствие возникли проблемы: «функциональной неграмотности» - утрата навыков чтения и письма, неспособность использовать эти навыки в жизни и проблема появления среди детского и взрослого населения большого процента «слабых читателей», тех, которые читают только информацию прагматичного характера. Им скучно и утомительно читать, поэтому они делают это только в силу острой необходимости. Современный ребенок в первом десятилетии 21 века значительно изменился. «Он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучению чтения». Проблема обучению смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отраженными в нормативных документах на Федеральном уровне.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Отличительные особенности Программы
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г. ,Криволаповой Н.А., Беденко М. В.
6. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.
Отличительными признаками программы являются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно - творческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины, посещение выставок, праздников, встречи с интересными людьми.
Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Работая с текстом, ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель курса: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи курса:
освоить общекультурные навыки чтения и понимание текста; воспитать интерес к чтению и книге (формировать интерес к процессу чтения и потребность читать произведения разных видов литературы, осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой (формировать умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе (формировать умения понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
формировать нравственные ценности и эстетический вкус младшего школьника; понимать духовную сущность произведений (освоить основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, формировать навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитывать адекватное эмоциональное состояние как предпосылки собственного поведения в жизни.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Форма проведения занятий - групповая. Количество обучающихся в группе - 15 человек.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс- кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр видеофильмов.
Возраст обучащихся: 7 (8) – 10 (11) лет.
Объем программы: всего реализуется в объеме 102 часов. Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 1. За год: во 2 - 4 классах – по 34 часа.
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 40 минут во втором, третьем и четвертом классе. Для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.
Год обучения
Планируемые результаты освоения курса
Первый
(2 класс)
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
умение приводить примеры ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного
произведения;
способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;
Обучающиеся получат возможность для формирования
представлений о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям;
умения проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
способности включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;
знания о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
умения делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
умения доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
способности отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
умения предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
умения строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Метапредметные
Регулятивные
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
Познавательные
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку);
сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений.
Коммуникативные
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
строить связное высказывание по предложенной теме занятия;
не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные средства.
Предметные
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в рабочей тетради и её элементах;
фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по смысловому чтению»;
осмысливать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
использовать знания о рифме, особенностях жанров.
второй
(3 класс)
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и
взаимооценивания на учебном занятии, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на занятии;
способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Обучающиеся получат возможность для формирования
способности осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
способности применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
умения строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
способности проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях, знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
способности осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;
Метапредметные
Регулятивные
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Познавательные
считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Коммуникативные
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
осознавать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
объяснять сверстникам способы конструктивности и
продуктивности бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Предметные
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Третий
(4 класс)
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
понимание того, что отношение к нашей родной стране, начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах;
знание наизусть 3-4 стихотворения о родной земле, красоте нашей природы и др.;
находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;
способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме;
умение посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к занятиям смысловое чтение;
способность предлагать собственные правила работы в группе и на учебном занятии в зависимости от формы занятия;
способность фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами;
умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и
взаимооценивания на занятии;
умение анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности;
умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Обучающиеся получат возможность для формирования
способности осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений;
умения находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора;
способности осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;
способности применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
умения приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа;
умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
способности осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
Метапредметные
Регулятивные
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой учебного занятия;
фиксировать по ходу занятия и в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии.
Познавательные
сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов как часть русской национальной культуры;
осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и
литературные.
Коммуникативные
проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
объяснять сверстникам способы конструктивности и
продуктивности бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.
Предметные
читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.;
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов;
передавать содержание текста в виде пересказа;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
читать по ролям литературное произведение.
Оценочные материалы
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:
контроль техники и навыка смыслового чтения;
проверка читательского кругозора (анкета);
анкетирование по выявлению мотивации чтения;
участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
улучшение техники и навыка смыслового чтения;
становление и расширение читательского кругозора;
повышение мотивации чтения;
рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
«Мои достижения. Раздел портфолио» (в неё заносятся результаты конкурсов, проекты, активность на занятиях и т.д.);
запись в журнале, где педагог фиксирует достижения и результаты обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах и т. д.
Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны следующие параметры ЗУН и критерии их оценки.
Критерии оценки ЗУН:
3 балла - высокий уровень;
2 балла - средний уровень;
1 балл - низкий уровень.
Работа с читательским дневником:
ежедневный учет прочитанного для учащихся 2 классов;
ежедневный учет прочитанного и периодический анализ для учащихся 3 – 4 классов;
составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;
наблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся.
Участие в концертах:
выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по мотивам литературных произведений;
выступление с номерами художественной самодеятельности
Участие в конкурсах различных уровней:
участие в конкурсах стихов;
участие в тематических викторинах и играх;
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью
следующих видов работы:
контроль техники и навыка смыслового чтения;
проверка читательского кругозора (анкета);
анкетирование по выявлению мотивации чтения;
участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
улучшение техники и навыка чтения;
становление и расширение читательского кругозора;
повышение мотивации чтения;
рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Анкета для второклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
№
Вопросы
1
Любишь ли ты читать?
да
нет
2
Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3
Посещаешь ли ты библиотеку?
да
нет
4
Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5
Что любишь больше всего?
-читать сам
- слушать других
6
Читают ли в вашей семье вслух книги?
-читают
-не читают
7
Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8
Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал
могу
не могу
Анкета для читателя. Хороший ли я читатель?
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель?
Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
Подсчёт результатов: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла.
Анализ результатов: 12 баллов – очень хороший читатель; 6 баллов – средний уровень; Менее 6 – надо улучшать умения читать.
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям. В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.
тему и жанр просмотренной книги; называть тип
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение - это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую- то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Диагностика сформированности навыка смыслового чтения в начальной школе
Фамилия, имя
2класс
3класс
4 класс
Планировать работу
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы
Работа со словарем, энциклопедией
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема)
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Календарно-тематический план
№ занятия
Тема занятия
Формы
контроля
Количество часов
Первый год обучения (2 класс)
1
Незаметные жирафы
Развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учить строить монологическое высказывание.
наблюдение
1
2
Упитанные пингвины. Снег в Африке.
Формировать умение при групповой деятельности задавать вопросы, контролировать действия партнера.
дидактическая многофункциональная игра
1
3
Зайчонок и улитка.*
Развивать у учащихся способность с учётом целей достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию.
Учить сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
тестовые задания
1
17
Леденцы*
Развивать способность к высказыванию оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте.
самоконтроль
1
18
Два художника
Учить оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста
практическая работа
1
19
Девочка и попугай
Развивать умение выявлять слова, значение которых требует уточнения
наблюдение
1
20
Сказка про робота - уборщика*
Учить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова находить ответ самостоятельно.
практическая работа
1
21
Хлебосольный гномик*
Развивать умение делить текст на смысловые части, находить предложение или отрывок, отражающий главную мысль текста.
практическая работа
1
22
Фотоохота
Способствовать умению видеть и понимать красоту окружающего мира, умению пользоваться энциклопедиями.
практическая работа
1
23
Гномик Огородник*
Формировать умение правильно задавать вопросы по содержанию текста
практическая работа
1
24
Гномик Франт *
Продолжить работу по поиску информации с помощью компьютерных средств и интернета.
наблюдение
1
25
Многорукий гномик *
Учить умению экономно и целесообразно расходовать учебное время при выполнении самостоятельной работы.
самостоятельная работа
1
26
Прудовые арбузы
Формировать умение самостоятельно работать над текстом – повествованием и текстом со сказочным сюжетом.
тестовые задания
1
27
Три новогодних праздника *
Учить делать выписки из прочитанного текста с учётом цели их дальнейшего использования.
практическая работа
1
28
Горные лыжи среди пустыни
Вырабатывать у учащихся чувство уверенности при выполнении учебной задачи, креативность и оригинальность мышления при решении нестандартных учебных задач.
дидактическая игра
1
29
Золотая деревенька *
Формировать умение создавать текстовые сообщения на основе авторского текста.
практическая работа
1
30
В путь*
Учить составлять небольшую письменную аннотацию к тексту, отзыв о прочитанном.
самоконтроль
1
31
Гномик Сказочник*
Формировать умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную или противоречивую информацию.
наблюдение
1
32
Гномик Ворчун*
Развивать у учащихся способность принимать участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
наблюдение
1
33
Викторина по прочитанным текстам.
Формировать познавательную активность и инициативность в различных жизненных ситуациях.
наблюдение
1
34
Итоги года
Обобщить и систематизировать полученные знания и приобретённые умения и навыки.
викторина
1
3 класс
1
Резные лошади*
В.Скребицкий «Синица»
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
2
Надувные дома
А.Тихонов «Длинноносые птицы»
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
3
О том , как змея стала ядовитой*
Э.Бауэр «Фламинго»
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания и отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
4
Искусственный риф
По материалам энциклопедии
«Хочу все знать»
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
5
Розовые кролики*
По материалам энциклопедии
«Хочу все знать»
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
6
Самоцветы
По материалам энциклопедии
«Хочу все знать»
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
7
Сказка о глупой акуле*
А. Чехов «Волчиха»
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.
тест
1
8
Как пугало было вороньим царём*
С.Михалков «Ответ»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей.
тест
1
9
Символ Франции
С.Михалков «Ответ»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей.
тест
1
10
Обезьяна и слон *
А. Солженицын «Диковинное дерево»
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.
тест
1
11
Очень красивые лодки*
По материалам энциклопедии
«Хочу все знать»
Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
тест
1
12
Откуда пошли пельмени
А.Старостин
Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним.
тест
1
13
Замечательные часы
По материалам энциклопедии
«Что такое? Кто такой?»
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно и осознают потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.
тест
1
14
Всякое ли молчание- золото?
Э.Шим «Зимой»
Читают текст. Составляют вопросы к текст, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
15
« Читать» людей.
По материалам энциклопедии
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
16
Тысяча глиняных горшков*
Л.Киселева «И так бывает»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
тест
1
17
« Тошу обижать не дам!»
По материалам энциклопедии
«Что такое? Кто такой?»
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.
тест
1
18
Как я кормила синичек и белочек*
А Тихонов «Летний день всю зиму кормит»
Читают, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
19
Необычная ёлка
И Соколов-Микитов «Сосновый бор»
Читают, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно. Анализируют тексты.
тест
1
20
Сказка о пирожке*
И Соколов-Микитов «Сосновый бор»
Читают, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно. Анализируют тексты.
тест
1
21
Одинокий мухомор*
По материалам энциклопедии
«О дельфинах»
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
22
«Мы триста лет этим занимаемся»
По материалам энциклопедии
«О дельфинах»
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
23
Колизей
Л.Киселева «Башмачки»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно. Письменный пересказ по ключевым словам.
тест
1
24
Памятник дереву
Л.Киселева «Башмачки»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно. Письменный пересказ по ключевым словам.
тест
1
25
Магниты в древности
Э Бауэр «Про овчарку»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
тест
1
26
Бабушка огородника *
Э Бауэр «Про овчарку»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
тест
1
27
Санта- Клаусы в разных странах
С Михалков «Осел и Бобр»
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.
тест
1
28
Пришельцы. Лёгкий и прочный*
С Михалков «Осел и Бобр»
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.
тест
1
29
У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий паучок.
По записям В. Васильева
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.
тест
1
30
Гусеница , которая хотела летать*
По записям В. Васильева
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.
тест
1
31
Первый микроскоп. Подходящий камень*
По материалам энциклопедии
«Хочу все знать»
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
32
Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя крепость»
В.Осеева
Чтение, ответы на вопросы в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
33
Кошки , которые полюбили груши*.
Бобры и лес*
В.Осеева
Чтение, ответы на вопросы в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
34
Ночной урок*. Итоги года
И.Соколов-Микитов «Калина»
Читают текст. Составляют вопросы к тексту. читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
тест
1
4 класс
1
Резиновый мяч*
Г.Николаева «Ливень»
Читают вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
2
Свитера
Г.Николаева «Ливень»
Читают вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
3
В большом деле не без убытка*
Г.Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
4
« Замените меня Васей - он умнее!»
К.Ушинский «Про ласточку»
Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов
«по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
5
Самоочищающиеся окна
К.Ушинский «Про ласточку»
Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов
«по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
6
Гонки на верблюдах
По материалам энциклопедии «Хочу все знать»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
7
Ушная раковина китайского императора
По материалам энциклопедии «Хочу все знать»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
8
Антиквариат
А.Бостром «Кошка и еж»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого.
тест
1
9
Поплавать в воздухе
С.Аксаков «Осень»
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
10
Запах газа
И Соколов –Микитов «Про клен»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями.
тест
1
11
Пуантилизм и пиксель
Р.Киплинг «Про Слоненка»
Читают вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозируют содержание читаемого. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
12
Большой автомобиль
По материалам энциклопедии «Язык – средство общения»
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно.
тест
1
13
Ключ и замок
По материалам энциклопедии «Язык – средство общения»
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно.
тест
1
14
Железная ложка
А.Тихонов «Колибри»
Читают, отвечают на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
15
Яд и лекарство
По материалам энциклопедии «Хочу все знать»
Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам.
тест
1
16
Трескучие морозы
По И. Соколову-Микитову
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания
тест
1
17
«Чей дом красивее?»
К. Ушинский «Четыре желания»
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
18
Неожиданный результат*
К. Ушинский «Четыре желания»
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
19
Обработка камня огнём
По материалам энциклопедии «Хочу все знать»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания.
тест
1
20
Рыцари
Э Бауэр «Про жирафа»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
тест
1
21
Красивый пустоцвет*
С.Михалков «Жадный Заяц»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
22
Тамплиеры
С.Михалков «Жадный Заяц»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
23
В космос по канату
И.Соколов - Микитов «Рябина»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.
тест
1
24
Терминатор
Н. Дудников «Весенняя вода»
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания.
тест
1
25
По воде или по воздуху?
К. Ушинский «Утренние лучи»
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания.
тест
1
26
Скидки и акции
Е. Пермяков «Как Маша стала большой»
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания.
тест
1
27
Удачное плавание*
С.Михалков «Про Волка»
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
28
Паучок, который не знал, что такое осень*
В.Осеева «Злая мать и добрая тетя»
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
29
Зима- хлопотунья*
В.Осеева «Злая мать и добрая тетя»
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
тест
1
30
Сказка о кролике и сахарных клёнах*
Г. Скребицкий
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам
тест
1
31
Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад*
П. Молчанов «На рыбалке»
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.
тест
1
32
В большом деле нужны разные люди. Такси - малютка*
Г.Скребицкий «Художник-Осень»
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
тест
1
33
Богатый заяц*
Г.Скребицкий «Художник-Осень»
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
тест
1
34
Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года. Обобщающее занятие
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания.
тест
1
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение», авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 2-й - 4 класс. /Москва «ВАКО» 2018 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся 2 - 4 классов и методическими рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять главную и второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Первый год обучения (2 класс)
Тема «Мир вокруг нас» (16 часов)
Теоретические сведения: учащиеся узнают много нового и познавательного о нашем мире, космосе и различных животных.
Практическая работа: на первых практических занятиях ученики совершенствуют устную и письменную речь, умение регулировать громкость и высоту голоса. Развитие умения учащихся совместно делить текст для составления плана и выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, где это необходимо. Совершенствование знаний скороговорок, пословиц, потешок, прибауток, перевёртышей.
Тема «Я люблю читать» (14 часов)
Теоретические сведения: изобразительные средства языка в данном разделе: сравнение и олицетворение.
Практическая работа: много времени уделяется для пересказа различных текстов, прочитанных учащимися самостоятельно. Учащимся предлагается инсценировать прочитанные произведения.
Тема «Читаем и размышляем» (4 часа)
Теоретические сведения: работа над чтением и осмыслением прочитанного.
Практическая работа: ученики самостоятельно выполняют тестовые задания
Завершает раздел повторение изученного и викториной по прочитанным текстам.
Второй год обучения (3класс)
Тема «Значение речи для нас» (16 часов)
Теоретические сведения: изучение классических произведений мировой детской литературы: стихотворения, рассказы, сказки классиков отечественной и зарубежной детской литературы.
Практическая работа: формирование основ читательской культуры младшего школьника.
Тема «Читаем, размышляем» (11 часов)
Теоретические сведения: знакомство с комиксами и детскими журналами.
Практическая работа: работа над развитием пересказа и осмысление учащимися текста. Составление плана, выразительное чтение, работа в парах и группах.
Тема «Преданья старины глубокой…» (7 часов)
Теоретические сведения: познакомить обучающихся с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение. Знакомство со стихотворениями классиков современной детской поэзии.
Практическая работа: воспитывает в учащихся культуру общения и развивает навыки
осмысленного чтения.
Третий год обучения (4 класс)
Тема «Русские писатели» (10 часов)
Теоретические сведения: изучить произведения, поэтизирующие мир детства: Практическая работа: отвечают на вопросы в виде тестов, выделяют главную мысль, заложенную в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
Тема «Обыкновенное чудо» (12 часов)
Теоретические сведения: познакомить с окружающим нас миром, узнать много нового о чудесах дружбы, а также какими чертами характера обладают одноклассники.
Практическая работа: выполнение заданий , способствующих развитию детской фантастики, воображения, памяти, мышления.
Тема «Между небом и землёй» (12 часов)
Теоретические сведения: особое внимание уделяется пересказу и осмысленному чтению.
Практическая работа: в этом разделе отрабатывается навык самостоятельной и групповой формы работы. Проводится работа по предложенному учителем плану.
Материально-технические условия реализации Программы
Компьютер
Интеарктивная доска SmartBoard
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Литература для учителя
Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 2 класс
Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 3 класс
Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 4 класс
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
Жиренко О. Е. Методические рекомендации «Смысловое чтение». 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2017
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]/ сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1[Текст] – М.: Просвещение, 20013.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Детские книги
Экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер
Литература для учащихся
Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 2 класс
Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 3 класс
Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 4 класс
Электронные образовательные ресурсы
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Перечень Интернет – ресурсов
http:/umk-garmoniya.ru/literat/
http://www.nachalka.com/
http://www.zavuch.info/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Методический центр: http://numi.ru/
Приложение
Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися
первого года обучения (2 класс)
Фольклор.
Русские народные сказки: "Гуси-лебеди". "Морозко". "Два мороза". "Снегурочка". "Иван-царевич и серый волк". "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". "Мальчик с пальчик". "Финист Ясный Сокол". "Семь Симеонов-семь работников".
Л. Толстой. "Два товарища", "Филиппок", "Котенок", "Гроза в лесу", "Как волки учат своих детей", "Пожар", "Деревья дышат", "Азбука", "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?"
Русская классическая поэзия. Басни
А.С. Пушкин. "Унылая пора! Очей очарованье…", "В тот год осенняя погода…", "Уж небо осенью дышало…", "За весной, красой природы…", "Опрятней модного паркета…"
С. Есенин. "Ночь", "Береза", "Черемуха", "Нивы сжаты, рощи голы…"
Ф. Тютчев. "Чародейкою зимою…", "Весна".
А.А.Фет. "Ласточки пропали…"
И.А. Крылов. "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей".
Н. Некрасов. "Саша"
И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает…"
В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися
второго года обучения (3 класс)
Тема 1. Сказочные друзья
ДиКамилло К. "Удивительное путешествие кролика Эдварда".
Кинг-Смит Д. "Леди Дейзи".
Линдгрен А. "Мио, мой Мио!"
Виткович В, Ягфельд Г. "Сказка среди бела дня".
Седов С. "Сказки «Детского мира».
Уильямс М. "Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими".
Тема 2. Животные и люди
Перовская О. "Ребята и зверята"
Сетон-Томпсон Э. "Рассказы о животных"
Пеннак Д. "Собака Пёс"
Собаки:
ДиКамилло К. "Спасибо, Уинн-Дикси"
Моуэт Ф. "Собака, которая не хотела быть просто собакой"
Саундерс М. "Красавец Джой: История собаки, рассказанная ею самой"
Кошки:
Гэллико П. "Томасина"
Лошади:
Алмазов Б. "Самый красивый конь"
Кравченко А. "Здравствуй, лошадь!"
Сьюэлл А. "Чёрный Красавчик"
Поросята:
Кинг-Смит Д. "Поросёнок Бейб", "Туз Треф", "Шпунтик Собачья Лапа"
Уайт Э. "Паутинка Шарлотты"
Экзотические животные:
Кирога О. "Сказки сельвы: Сказки о животных"
Тема 3. Наша семья
Парр М. "Вафельное сердце"
Ферра-Микура В. "Двенадцать человек – не дюжина"
Лобе М. Бабушка на яблоне.
Бёрдселл Дж. "Пендервики. Летняя история про четырёх сестёр, двух кроликов и одного мальчика, с которым было не скучно"
Сабитова Д. "Сказки про Марту" (для совместного чтения).
Малышев И. А. "Там, откуда облака"
Касс К. "Истории про Петру"
Тема 4. Ко Дню Победы
Нёстлингер К. "Лети, лети майский жук!"
Детские рассказы о войне Льва Кассиля.
Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися
третьего года обучения (4 класс)
Былины Новгородского цикла: «Садко»
Русские народные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора», «Марья Моревна», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть»
Классики русской литературы:
М. Лермонтов «Бородино»
А. Чехов «Каштанка»
Л. Чарская «Сибирочка», «Записки гимназистки»
А. Андреев «Петька на даче»
Саша Черный «Дневник Фокса Микки»
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести:
А. Пушкин. Сказки.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
С. Козлов «Сказки»
П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка»
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Классическая советская литература:
Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
В. Катаев «Сын полка»
Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
С. Прокофьева «Пока бьют часы»
К. Паустовский «Мещерская сторона»
Е. Ильина «Четвертая высота»
В. Железников «Чудак из 6 «Б», «Чучело»
В.Крапивин "Оруженосец Кашка"
Р.Фраерман "Дикая собака Динго или Повесть о первой любви"
Литературная сказка 1. А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители". 2. П. Бажов. "Уральские сказы". 3. Е. Шварц. "Сказка о потерянном времени", "Два клена" (пьеса). 4. В. Одоевский. "Городок в табакерке" О детях и для детей. 1. А. Гайдар. "Тимур и его команда", "Дальние страны". О природе и животных. 1. Э. Сетон-Томпсон. "Чинк". Русская классика. Проза. 1. А.П. Чехов. "Каштанка", "Мальчики". 2. А. Куприн. "Белый пудель", "Барбос и Жулька". 3. Д. Григорович. "Гуттаперчевый мальчик". В. Короленко. "Слепой музыкант" Басни. Лирика. Поэмы. 1. Н. Некрасов. "Дед Мазай и зайцы".