РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КЛЮЧ И ЗАРЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КЛЮЧ И ЗАРЯ
Рабочая программа «Ключ и Заря» относится к комплексным программам и относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой (Москва: Академкнига/Учебник, 2012).
Рабочая программа «Ключ и Заря» представляет собой организацию деятельности младших школьников в интеллектуальном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения В структуре рабочей программы можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КЛЮЧ И ЗАРЯ »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
КЛЮЧ И ЗАРЯ
для учащихся 1 – 4 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа «Ключ и Заря» разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 16.10. 2009 № 373 (п. 19.5).
Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189.
Основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённой приказом МБОУ «СОШ № 1» от 02.09.1013 №220 .
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2014г. № 228;
Календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 25.08.2014г. № 213;
Положением об организации внеурочной деятельности учащихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2013г. № 213.
Цель программы - формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения, развитие способности к синтезу и анализу.
Задачи:
Обучающие: формировать умения эффективного общения в различных ситуациях, решать коммуникативные задачи. , которые ставит перед учениками сама жизнь;
Развивающие формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку
Общая характеристика программы
Рабочая программа «Ключ и Заря» относится к комплексным программам и относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой (Москва: Академкнига/Учебник, 2012).
Рабочая программа «Ключ и Заря» представляет собой организацию деятельности младших школьников в интеллектуальном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения В структуре рабочей программы можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Описание места программы
Данная внеурочная деятельность учащихся организуется в форме заседания клуба общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на 4 года объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа в 1-м классе и по 34 часа во 2-4 – м классах). Место проведения занятий – учебный кабинет, актовый зал, школьный музей «Патриот», библиотека. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-10 лет (1-4-й классы).
Формы организации занятий
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
беседы;
классный час;
сообщения;
встречи с интересными людьми;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия( внеурочная, внешкольная):
творческие конкурсы;
коллективные творческие дела;
интеллектуально-познавательные игры;
трудовые дела;
наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
заочные путешествия;
проекты, презентации;
Виды деятельности: познавательная, творческая, трудовая, игровая. Формы подведения итогов: участие в выставках, конкурсах
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся: на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением и т.д.
Таким образом, занятия интеллектуального клуба «Ключ и Заря» помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной интеллектуальных задач;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Содержание программы
1 класс
Тема 1. Карта Волшебного леса, или как вступить в клуб "Ключ и Заря".
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - путешествие. Знакомство с жителями волшебного леса: Кронтик - белый барсучок, Елиса - его подружка, дети Маша и Миша, собираются идти в школу, Мумука - маленькая коровка, которая хочет научиться читать, Волли Волкович - учитель в волшебном лесу.
Тема 2. Путешествие в страну Звуков, или Кронтик осваивает звуки.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Выявление уровня сформированности у учащихся фонематического слуха: умение выделить звук в слове, произнести последовательно все звуки в слове, сосчитать их количество.
Тема 3. Мумука ведет своих друзей в Музейный Дом Волшебного леса.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — практическое занятие, игра. Путешествие в Волшебный лес. Знакомство с Музейным Домом. Что такое репродукция? Знакомство с волшебными инструментами для рассматривания картины: Зоркое Око (рамка с круглым окошечком), Высокое и широкое Волшебное Окно (рамка с прямоугольным окошечком).
Тема 4. Так много птиц в одном месте!
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама», Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами». Прочтение названия птиц по слогам, с ударением. Звукоподражание.
Тема 5. Ну и зачем нам речь?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — практическое занятие, игра. Речь письменная и устная. Звуки речи. Работа с картиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».
Тема 6. Все должны спастись!
Аудиторное занятие. Форма проведение занятия - практическое занятие, игра. Помоги животным. Звукоподражание. Составление рассказа "Как я помог животному".
Тема 7. Мишка рассматривает животных. Волли Волкович придумал игру.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано "Бог гневается на Адама". Чтение слов по слогам. Звукоподражание.
Тема 8. Друзья учат Кронтика различать звуки.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Для чего нужны звуки. Интонирование звуков в определенном порядке. Количество звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной Самуэля ван Хогстратена «Вдоль по коридору».
Тема 9. Кронтика тренируют лягушка и Ворона.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове. Первый звук в слове. Работа в Музейном Доме. Рассматривание картины Самуэля ван Хогстратена «Вдоль по коридору».
Тема 10. .КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнатой и КУ-КУ- кухней.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове. Работа в Музей- ном Доме. Работа с картиной «Читающая дама в интерьере», А. Хенрик-Хансен.
Тема 11.Почему желтый жучок ищет жабу?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. . Слово, слог. Чтение слов по слогам. Звукоподражание. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Натюрморт с цветочной корзиной», Балтазар ван дер Аст; «Натюрморт с цветами, фруктами, фужером и цветочной вазой», И. Соро.
Тема 12. Елиса пришла!
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Форма проведения занятия — практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове. Последний звук в слове. Работа в Музейном Доме. работа с картиной "Натюрморт с цветами и фруктами", Балтазар ван дер Аст.
Тема 13.Вот это картины! И с гранатом и … с ящерицей!
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Форма проведения занятия — практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков. работа в Музейном Доме. работа с картиной «Фруктово- цветочный картуш с фужером», «Цветочный натюрморт» А. Босхарт старший.
Тема 14. Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. работа в Музейном Доме. работа с картинами «Гуси, пролетающие над бухтой», «Зимородок и ирисы», У. Хиросиге.
Тема 15. Кронтик и Елиса соревнуются.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Путешествующие при луне», У. Хиросиге.
Тема 16. Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Ставрида и креветки», У. Хиросиге.
Тема 17. Кронтик выбирает картину, где всех по двое.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Зимний вид склада лесоматериалов», У. Хиросиге.
Тема 18. Кто же победит: Кронтик или Елиса?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия- практическое занятие, игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Гора Фудзи со стороны залива», У. Хиросиге.
Тема 19. Внимание, конкурс! Для будущих членов клуба "Ключ и Заря".
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - конкурс. Выполнение заданий для будущих членов интеллектуального клуба "Ключ и Заря".
Тема 20. Праздник "По тропинкам Волшебного Леса".
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия - праздник. Подведение итогов работы интеллектуального клуба.
Содержание программы
2 класс
Общение
Тема 1. Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требованиями к написанию письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».
Внеаудиторное занятие. Форма проведения занятия — экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс. Если письмо потерялось? Профессия — почтальон.
Тема 2. Заседание клуба «Ключ и заря», или как вступить в клуб во 2 классе.
Аудиторное занятие . Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс: количество учащихся, поступивших в клуб по результатам практической работы. Выполнение работы во втором классе. Конкурс лучших работ.
Тема 3. Конкурс необычных историй, или как составить план?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческий конкурс. Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу).
Тема 4. Путешествие в страну словарей.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — путешествие. Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью?
Тема 5. Путешествие в страну словарей.
Внеаудиторное занятие. Форма проведения занятия — экскурсия в парк, лес. Фотоконкурс «Красота рядом!»
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — проектная работа, защита проекта «Что такое настоящее богатство?».
Тема 6. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 7. Как написать поздравление?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление поздравительной открытки. соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».
Тема 8. Путешествие по детским журналам.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».
Тема 9. Как написать поздравление?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта «Поздравляю с 8 Марта!».
Тема 10. Необычные слова.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
Тема 11. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное задание. Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом", а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях вашего города, поселка и пр. Подведение итогов конкурса.
Тема 12. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конкурсная работа. На основе материалов учебника литературного чтения организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 13.Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс.
Содержание программы
3 класс (34 часа). Общение
Тема 1. Внимание, конкурс! «Незаметные предметы в твоём доме».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Организация и проведение конкурса «Незаметные предметы в твоём доме». Целесообразно использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 2.Экскурсия в библиотеку.
Внеаудиторное занятие. Форма проведения занятия — экскурсия. Как записаться в библиотеку? Как правильно подобрать книгу? Что такое каталог?
Тема 3. Учимся делать научное сообщение.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Что такое научный текст. Как подготовить доклад. Творческая работа — презентация научного сообщения.
Тема 4.Как отстоять свою точку зрения?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — практическая работа, публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конкурс. Целесообразно использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 6.Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конкурс. Возможно использование материалов учебников «литературное чтение», «русский язык». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 7.Проект «Как появилась книга?».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга — носитель истории. Современная книга.
Тема 8. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник «литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
Тема 9.Мой любимый писатель, или для чего нужна биография?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Творческая биография писателя. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. составление биографии писателя.
Тема 10. Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди).
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 12.Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное. Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 3 класс.
Содержание программы
4 класс
Общение
Тема 1.История одного узора.
Внеаудиторное занятие. Форма проведения занятия — экскурсия в музей.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Устройство мироздания.
Тема 2.Учимся рассуждать.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление).
Тема 3.Заседание клуба «Главный закон общения».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога.
Тема 4.Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 5. Конкурс «рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Конкурс на лучший рецепт. Работа с портфолио.
Тема 6.Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник «литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
Тема 7.Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — проектная работа. Особенности мировосприятия обычного человека. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства.
Тема 8.Заседание клуба «Поэты и писатели моего края». Олимпиадное задание.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Подготовка к заседанию клуба. Диалог с писателем, поэтом. Конкурс сочинений «Портрет писателя».
Тема 9.Сочинение по наблюдениям.
Внеаудиторное занятие. Форма проведения занятия — экскурсия в парк, лес, зоопарк и пр. Наблюдение за природой, животными.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Сочинение по наблюдениям. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 10.Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 11. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.
Тематическое планирование
(1 класс)
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
(для программы ВУД)
Форма
прове-дения
Формы
контроля
всего
теория
Прак-тика
Карта Волшебного Леса, или как вступить в клуб «Ключ и Заря».
Русские народные Сказки.Формировать умения рассуждать, составлять сказки. Рисунки к сказкам.
1
1
1
Путешест-
вие
Творческая
работа
Путешествие в страну Звуков, или Кронтик осваивает звуки.
Формировать умения работать с разным материалом. Изготовить буквы из разных материалов.
1
1
1
Практичес-
кое занятие
Творческая
работа
Мумука ведет своих друзей в Музейный дом Волшебного леса
Экскурсия в школьную библиотеку. Познакомить с порядком размещения книг библиотеку.
2
1
Практичес-
кое занятие
Экскурсия
в
биб-ку
Так много птиц в одном месте!
Беседа по фрагментам картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама», Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами». Прочтение названия птиц по слогам, с ударением. Звукоподражание.
4
2
2
Практичес-
кое занятие
беседа
Все должны спастись!
Составление рассказа "Как я помог животному
1
1
Практичес-
кое занятие
практическая
работа
Друзья учат Кролика различать звуки
Умение выделять количество звуков в определенном порядке в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной Самуэля ван Хогстратена «Вдоль по коридору».
2
1
Практичес-
кое занятие
практическая
работа
Кронтика тренируют Лягушка и Ворона.
Выделение звуков в слове. Первый звук в слове. Работа Музейном Доме Рассматривание картины Самуэля ван Хогстратена «Вдоль по коридору».
1
1
Практичес-
кое занятие
практическая
работа
КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнотой и КУ-КУ-кухней
. Выделение звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Читающая дама в интерьере», А. Хенрик-Хансен.
1
1
Практичес-
кое занятие
практическая
работа
Почему желтый жучок ищет жабу
Чтение слов по слогам. Звукоподражание. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Натюр- морт с цветочной корзиной», Балтазар ван дер Аст; игра«Натюрморт с цветами, фруктами, фужером и цветочной вазой», И. Соро.
2
1
1
игра
Практическая
работа,
игра
Ну и зачем нам речь?
Познакомить с речью письменной и устной. Звуки речи. Работа с картиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».
1
1
итра
Практическая
работа,
игра
Мишка рассматривает животных
. Работа с фрагментом картины Я. Бассано "Бог гневается на Адама" в Музейном доме
Чтение слов по слогам.
4
2
2
Практичес-
кое занятие
Практическая
работа,
игра
Итого по разделу:
20
7
13
Алиса пришла!
Учить умению выделять звуки в слове. Последний звук в слове. Работа в Музейном Доме. работа с картиной "Натюрморт с цветами и фруктами", Балтазар ван дер Аст.
1
1
Практичес-
кое занятие
Практическая
работа,
игра
Вот это картины! И с гранатом и … с ящерицей
Выделение звуков в слове, характеристика звуков. работа в Музейном Доме. работа с картиной «Фруктово- цветочный картуш с фужером», ян Давидс де Хейм; практическая работа «Цветочный практическая работа натюрморт» А. Босхарт старший.
2
1
1
Практи
чес-
кое занятие
Практическая
работа
Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы.
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. работа в Музейном Доме. работа с картинами «Гуси, пролетающие над бухтой», «Зимородок и ирисы», У. Хиросиге
1
1
Практи
чес-
кое занятие
Практическая
работа
Кронтик и Елиса соревнуются
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Путешествующие при луне», У. Хиросиге.
1
1
Игра-сорев-
нование
Практическая
работа
Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Ставрида и креветки», У.Хиросиге
2
1
1
игра
Практическая
работа
Кронтик выбирает картину, где всех по двое
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Зимний вид склада лесоматериалов», У. Хиросиге.
1
1
игра
Практическая
работа,
игра
Кто же победит: Кронтик или Елиса?
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Гора Фудзи со стороны залива», У. Хиросиге.
1
1
конкурс
Практическая
работа,
игра
Внимание, конкурс! Для будущих членов клуба «Ключ и Заря».
.
Выполнение заданий для будущих членов клуба "Ключ и Заря".
2
1
1
конкурс
Конкурсная
работа
Праздник «По тропинкам Волшебного Леса».
Подведение итогов работы клуба.
2
1
1
прадник
праздник
Итого по разделу:
13
4
9
Всего:
33
Тематическоепланирование
(2 класс)
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
(для программы ВУД)
Форма
проведения
Формы
контроля
Всего
Теория
Прак-
тика
Речевая деятельность
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).Речевая деятельность. Говорить –слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
2
1
1
Практичес-
кая работа
творческая
работа
Заседание клуба «Ключ и заря», или как вступить в клуб во 2 классе.
Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка)высказывания и непонятных слов. Основной тон, смысловое ударение темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
2
1
1
заседание научного клуба
беседа
Конкурс необычных историй, или как составить план?
Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необыч-ная история (серия картинок к устному рассказу).
2
1
1
конкурс
Творческий
конкурс
Путешествие в страну словарей.
Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью?
2
1
1
Путешест-
вие
Путешествие
Путешествие в страну словарей.
Проектная работа, защита проекта «Что такое настоящее богатство?».
4
1
3
Путешест-
вие
Проектная
работа
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
2
1
1
конкурс
Конкурсная
работа
Как написать поздравление?
Оформление поздравительной открытки. соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».
2
1
1
Практическая работа
Творческая
работа
Путешествие по детским журналам.
Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал
2
1
1
проектная работа
практическая
работа
Как написать поздравление?
Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта «Поздравляю с 8 Марта!».
4
1
3
Творческая работа
Проектная
работа
Итого по разделу:
22
9
13
Раздел Речевые жанры
Необычные слова.
Словообразование слов. Образование сложных слов. соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
2
1
1
Творческая работа
Творческая
работа
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом", а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях вашего города, поселка и пр. Подведение итогов конкурса.
4
1
3
Конкурс-
ная работа
Практическая
работа
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
На основе материалов учебника литературного чтения организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
2
1
1
Конкурс-
ная работа
Практическая
работа
Конференция. Защита портфолио.
Защита портфолио
4
1
3
Конферен-
ция
Творческая
работа
Итого по разделу:
12
4
8
Всего:
34
Тематическое планирование
(3класс)
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
(для программы ВУД)
Форма
Проведе-ния
Формы
контроля
всего
Теория
Практика
Речевая деятельность
Внимание, конкурс! «Незаметные предметы в твоём доме».
Незаметные предметы в твоём доме». Целесообразно использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
2
1
1
Творчес-
кая работа
творческая
работа
Экскурсия в библиотеку
Экскурсия в библиотеку. Как записаться в библиотеку? Как правильно подобрать книгу? Что такое каталог?
2
1
1
Экскур-
сия
Экскурсия
в
библиотеку
Учимся делать научное сообщение.
. Что такое научный текст. Как подготовить доклад. Творческая работа — презентация научного сообщения.
4
1
3
Практи-
ческая
работа,
Творческая
работа.
Как отстоять свою точку зрения?
Публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента.
2
1
1
Практи-
ческая
работа,
Практичес-кая
работа,
Внимание, конкурс! Сочинение «родной уголок».
При написании сочинений использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио
2
1
1
конкурс
конкурс
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Конкурс. Возможно использование материалов учебников «литературное чтение», «русский язык». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
4
1
3
конкурс
конкурс.
Проект «Как появилась книга?».
Проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга — носитель истории. Современная книга.
4
1
3
прект
Творческая
работа
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Использовать живописные произведения в разделе «Музейный Дом», учебник «литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
2
1
1
конкурс
Творческая
работа
Мой любимый писатель, или для чего нужна биография?
Творческая биография писателя. Роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения,составление биографии писателя.
2
1
1
Творчес-
кая
работа
Творческая
работа
Внимание, конкурс! Сочинение «летние каникулы».
Конкурс сочинений. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
2
1
1
Конкурс сочине-
ний
Творческая
работа
Итого по разделу:
26
10
16
Раздел Речевые жанры
Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди).
Сочинение «летние каникулы».
Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
4
1
3
проект
Проектная
работа
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Аудиторное занятие. Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио
2
1
1
конкурс
Творческая
работа
Конференция. Защита портфолио.
Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 3 класс.
2
2
Конференция.
Конференция.
Итого по разделу:
8
2
6
Всего:
34
Тематическое планирование
(4класс)
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
(для программы ВУД)
Формы
прове-
дения
Формы
контроля
всего
теория
практика
Речевая деятельность
История одного узора.
Экскурсия в музей. Творческая работа. Устройство мироздания.
2
1
1
экскурсия
экскурсия
в музей
творческая
работа
Учимся рассуждать.
Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление).
2
1
1
Творчес-
кая работа
творческая
работа.
Заседание клуба «Главный закон общения».
Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога.
2
1
1
Заседание клуба
Творческая
работа
Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Проведение олимпиады. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
2
2
Олимпиа-
да
олимпиада
Конкурс «рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа).
Проведение конкурса на лучший рецепт. Работа с портфолио.
4
1
3
конкурс
Творческая
работа
Работа с картиной.
Конкурс сочинений.
Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник «литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
4
1
3
Практи-
ческая
работа,
Творческая
работа
Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».
При подготовки проекта учитывать особенности мировосприятия обычного человека. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства.
4
1
3
проект
Проектная
работа
Заседание клуба «Поэты и писатели моего края». Олимпиадное задание.
Подготовка к заседанию клуба. Диалог с писателем, поэтом. Конкурс сочинений «Портрет писателя».
4
1
3
Заседание клуба
заседание
научного
клуба.
Итого по разделу:
24
7
17
Речевые жанры
Сочинение по наблюдениям.
Подготовка к заседанию клуба. Диалог с писателем, поэтом. Конкурс сочинений «Портрет писателя».
4
1
3
Практи-
ческая работа
Практи-
ческая
работа
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
2
1
1
Олимпиа-
да.
олимпиада.
Конференция. Защита портфолио.
Проведение конференции Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.
4
1
3
конференция
конференция.
Итого по разделу:
10
3
7
Всего
34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Необходимое оборудование и оснащение
Количество
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы:
Видеоуроки и мастер-классы с сайтов
Интернет портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru
Интернет портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://masterclassy.ru
Интернет портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://podelkiizbumagi.ru
Интернет портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prostodelkino.com
Интернет портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stranamasterov.ru
Авторская программа Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской (Сборник программ для начальной школы. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р. Г. Чуракова – М.: «Академкнига/Учебник", 2011. – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»).
Список используемой литературы
Аксенова, М.Д. Энциклопедия для детей «Русская литература» [Текст]: / М.Д. Аксенова.- М.: - «Аванта», 1999 г.
Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст]: словарь / З.Е. Александрова. – М.: - «Баласс», 1987.
Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка [текст]: словарь / В.П. Жуков. М.: - «Дрофа», 1997.
Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: словарь / М.Р. Львов. – М.: - «Дрофа», 1997.
Минков, В.Я. «Литература» Справочник школьника [Текст]: / В.Я. Минков. – М.: - «Слово», 1995 г.
Славин, В.В. «100 великих имен в литературе» [Текст]: В.В. Славин. - М.: - «Просвещение», 1998 г.
Планируемые результаты изучения учащимися программы
«Ключ и Заря»
Учащиеся научатся:
свободно ориентироваться в учебных словарях и быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Учащиеся получат возможность научиться:
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
Учащиеся научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.