Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, учебного плана МКОУ НШ-ДС №14, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI век» (Л.А. Ефросинина) М.:Вентана - Граф, 2008.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логика учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 136 часа, из расчета 4 учебных часа в неделю. Проводится контроль в виде проверки техники чтения 4 раза в год: входной, конец 1, 2, 3 четверти и за год.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих третий класс, перечень учебно - методического обеспечения, учебно-тематический план.
Рабочая программа по литературному имеет целью помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт; овладеть элементарными литературными представлениями и знаниями.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
- сравнивать различные жанры фольклора.
- тему, жанр произведений.
-делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану (по картинному плану);
- работать с иллюстрацией к тексту.
- составлять план, пересказывать.
- составлять план, пересказывать.
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб».
- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ.
- пересказывать сказки от лица героев.
| № п\п | Наименова-ние разде-ла прог-раммы | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания, методические приемы | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домаш-нее задание | |
| I четверть (27ч) |
| 1 | Уст-ное народное твор-чество (16 ч) | Понятие о загадке, виды загадок.Загадка-сказка. В. Даль. «Старик-годовик» | Урок изучающего чтения | Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. | Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Загадка, особенности загадок. Сравнение загадок. | Хрестоматия, с. 3, чтение | |
| 2 | Пословицы. Темы пословиц. Дополнительное чтение Загадки, пословицы | Урок изучающего чтения | Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц» | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (без использова-ния терминоло-гии) | Хрестоматия, с. 4 - 5, чтение | |
| 3 4 | Русские народные сказки. «Самое дорогое, Русские народные сказки. «Про Ленивую и Радивую». | Урок изучающего чтения | Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев. | Теку-щая провер-ка. Литера-турная эруди-ция – литера-турные диктан-ты. | Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразитель-ности. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов | Учебник, с. 13 - 21, пересказ по выбору | 9.09 |
| 5 | Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Дополнительное чтение Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич» | Урок повторения | Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Работа с книгой: предисловие, послесловие. | Темати-ческий конт-роль. Литера-турная викторина | Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке | Хрестоматия, с. 27 – 33, чтение | 11.09 |
| 6 | | Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка» | Урок изучающе-го чте-ния | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям. | Теку-щая провер-ка. Навык чтения вслух. | | Учебник, с. 22 – 27, чтение или пересказ с присказ-кой | 13.09 |
| 7-8 | Волшебные сказки. «Царевич Нехи- тёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках | Урок изучающе-го чте-ния | Понятие «волшебные сказки». Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 28 – 36, художественный пересказ | 16.09 |
| 9 | | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц» | | Слушание русской народной сказки «Елена Премудрая» или «Умная внучка». Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Хрестоматия, с. 116 - 124, чтение. Произве-дения из дополни-тельного списка. | 18.09 |
10 | | Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора | Урок изучающе-го чте-ния | Дополнительное чтение в хрестоматии скороговорок, потешек. Понятие о скороговорке. Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров русского фольклора» | | Теку-щий, работа с детски-ми книгами | | Хрестома-тия, с. 3–6, чтение, выполне-ние заданий | 20.09 | |
11 - 14 | | Былина. «Добрыня и Змея». Былина. «Илья Муромец и Соловей -разбойник» Былина. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич». Былина. «Вольга и Микула» | Урок изучающе-го чте-ния | Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов | | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Былины. Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (без использова-ния терминоло-гии) | Учебник, с. 49 – 55, чтение, выполне-ние заданий | 23.09 | |
15 | | Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» | Изу-че-ние и пер-вич-ное закрепле-ние но-вых зна-ний | Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание. | | Теку-щий, работа с детски-ми книгами | Хрестома-тия, с. 7–26, чтение по выбору, выполне-ние заданий | 25.09 | |
16 | | Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя») | | Выполнение заданий в учебнике и тетради | | Темати-ческий, текущая комп-лекс-ная разно-уровневая прове-рочная работа | | Чтение сказок из рубрики «Книжная полка» | 27.09 | |
17 18 | Басни. (5 ч) | Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград» Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение. | Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор). Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке | Учебник, с. 58 - 59, выразит-ельное чтение | | |
19 | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Выделение главной мысли. Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание басни. Словарная работа. Выделение главной мысли. Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 60 - 61, вырази-тельное чтение наизусть | | |
20 | | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е. Измайлов. «Филин и чиж» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание басен Эзопа, И. А. Крылова, А.Е. Измайлова. Книги «Басни И.А. Крылова», «Русские баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге. | Темати-ческий, литера-турный дик-тант | | Хрестома-тия, с. 125–127, чтение по выбору, выполне-ние заданий | | |
21 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Обобщение по разделу, выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | | Итого-вая проверка. Навык чтения молча. | | Дополни-тельное чтение басен, составле-ние аннотации к ним | | |
22 | Произведения А. С. Пушкина (10 ч) | Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой» | Урок изучающе-го чте-ния | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения. | Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм Уметь: – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Иметь представле-ние об эпитетах, устойчивые эпитеты | Учебник, с. 63–64, вырази-тельное чтение | | |
23 24 25 26 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Жанр произведения. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Выявление главной мысли А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Работа с образами героев. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр» | Урок изучающе-го чте-ния | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (без использова-ния терминоло-гии) | Учебник, с. 65 - 94, вырази-тельное чтение. Заучива-ние отрывка | | |
27-28 | Слушание и работа с детской книгой. К. Г.Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...» | Урок изучающе-го чте-ния | Работа с книгами сказок А. С. Пушкина. Слушание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Рассматривание книг со сказками разных изданий. | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Хрестома-тия, с. 64–81, чтение. Хрестома-тия, с. 87–91, чтение | | |
29 | | А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер» Сравнение стихотворений | Урок изучающе-го чте-ния | Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие, наблюдение за построением строф и рифмой. Упражнение в выразительном чтении. | | Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа | Выделение языковых средств художественной Выразитель-ности (олицетворе-ние). Поиск олицетворе-ний | Учебник, с. 95 - 97, вырази-тельное чтение или чтение наизусть (по выбору) | | |
30 | | А. С. Пушкин. «Няне» Отношение поэта к няне | Урок изучающе-го чте-ния | Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне | | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 98, вырази-тельное чтение или чтение наизусть | | |
31 | | Произведения А. С. Пушкина Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина» Выполнение заданий в учебнике и тетради | | Теку-щая проверка. Начи-тан-ность и чита-тельс-кие умения. | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Дополни-тельное чтение из рекомендованного списка | | |
32 | Стихи рус-ских поэтов: Ф.И. Тют-чева, А.Н. Май-кова, А.А. Фета (5 ч) | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | Урок изучающе-го чте-ния | Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении. Работа с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева. Сравнение их содержания (о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия. | Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Выделение языковых средств художественной выразитель-ности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха | Учебник, с. 102–104, выучить наизусть стихотворение по выбору | | |
33 | А. Майков «Осень». Мысли и чувства поэта | Урок изучающе-го чте-ния | 2 четверть (32ч) Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. | Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа | Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа | Учебник, с. 104–105, вырази-тельное чтение наизусть | | |
34-35 | | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» Сравнение стихотворений А.А. Фета, выделение эпитетов, сравнений Дополнительное чтение И. А. Бунин. «Листопад» | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Сравнение стихотворений А.А. Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением автором знаков препинания. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка. Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Работа с иллюстрацией и соотнесение её с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть | Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа | | Учебник, с. 106–107, вырази-тельное чтение Хрестома-тия, с. 131–136, чтение, задания в тетради | | |
36 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов) | | Комплекс-ная разноу-ровне-вая конт-роль-ная работа | | Дополни-тельное чтение стихов русских поэтов о природе | | |
| |
37-39 | Произведе-ния Л. Н. Толс-того. (11 ч) | Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк». Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. | Урок изучающе-го чте-ния | Обобщение читательского опыта. Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям. | Знать: – произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; – понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; – делить текст на композиционные части; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; – рассказывать и пересказывать по готовому плану; – уметь представлять прочитанную книгу; – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями) | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 109–110, пересказ сказки по плану; с. 110 – 111, вырази-тельно читать | | |
40 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | Урок изучающе-го чте-ния | Особенности сказок Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая) | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Хрестома-тия, с. 92–103, чтение, задания в тетради | | |
41-43 | Научно-познава- тельные и художественные рассказы. «Лебеди». Научно-познава- тельные и художественные рассказы. «Зайцы». Выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. Дополнительное чтение «Лев и собачка» | Урок изучающе-го чте-ния | Выделение фактов из рассказа «Зайцы» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа «Лебеди»: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. Выразительное чтение одного из рассказов. Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и собачка»: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 111–114, пересказ по выбору | | |
44-45 | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь» | Урок изучающ-его чте-ния | Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетнокомпозиционном треугольнике). Чтение молча. Обучение рассказыванию былины. | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Учебник, с. 115–118, пересказ по плану. Учебник, с. 118–120, вырази-тельное чтение, задания в тетради | | |
46 | | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Ореховая ветка»; А. Сергеенко. «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | Урок изучающ-его чте-ния | Слушание сказки «Ореховая ветка». Рассматривание книг Толстого разных изданий | Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа | | Хрестома-тия, с. 103–115, чтение, задания в тетради | | |
47 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | | Итого-вая проверка. Навык чтения вслух. | | Справка об авторе. Вырази-тельное чтение любого произведения Л. Н. Толстого. | | |
48-49 | Произведе-ния Н. Некрасова. (7 ч) | «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» | Урок изучающе-го чте-ния | Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок» | Знать: – имя, отчество и фамилию поэта; – произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; – выражать свое отношение к прочитанному; – работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 123 - 125, вырази-тельное чтение отрывка наизусть по выбору | | |
50 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) | Урок изучающе-го чте-ния | Упражнение в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка. | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Хрестома-тия, с. 150–155, чтение, задания в тетради | | |
51-52 | | «Славная осень...». Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Дополнительное чтение «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум» | Урок изучающе-го чте-ния | Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего прочтения «Зелёный Шум» с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнение заданий в тетради | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворе-ния | Учебник, с. 156–157, наизусть (по выбору) | | |
53 | | Н. Некрасов «Мороз воевода» Описаний героев. | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворения | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник., с. 129–130, вырази-тельное чтение | | |
54 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе. Выполнение заданий в учебнике и тетради | Итого-вая проверка. Навык чтения молча. | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Хрестома-тия, с. 158–159, вырази-тельное чтение; тетрадь № 1, с. 53 | | |
55 | Произведе-ния А. П. Чехо-ва. (5 ч) | А. П. Чехов «Степь» (отрывок из повести). Дополнительное чтение А.П. Чехов. «Белолобый»; И. С. Тургенев. «Лес и степь» | Урок изучающе-го чте-ния | Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А. П. Чехова «Степь» и И. С. Тургенева «Лес и степь». Выполнение заданий к текстам произведений | Знать: – имя, отчество и фамилию писателя; – произведения А. П. Чехова (в рамках программы). Уметь: – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; – пользоваться предисловием и послесловием в книгах | Проме-жуточ-ный конт-роль техники чтения | | Хрестома-тия №2, с. 29 - 35, Хрестома-тия №1, с. 136 - 140, чтение, задания в тетради | | |
56-58 | А. П. Чехов «Ванька» Выделение главной мысли, композиционных частей. Описания героя, отношения автора к герою Дополнительное чтение Н.С. Шер. «О рассказах А. П. Чехова» | Урок изучающе-го чте-ния | Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 136–142, составле-ние рассказа о Ваньке по готовому плану | | |
59 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов) Обобщение по разделу. Рассказы детей об А. П. Чехове: собственные впечатления, справочный материал об авторе. Выполнение самостоятельной работы, самооценка | Итого-вая проверка. Тест. | | Чтение книг с рассказами о детях, о животных или о природе; написать аннотацию на прочитан-ную книгу. | | |
60 | Сказ-ки зарубежных писателей. (5 ч) | Ш. Перро «Подарки Феи». Характеристика героев | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана. Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные | Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 145–150, рассказ о фее по плану | | |
61-62 | Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре» Выявление особенностей сказки. Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | Урок изучающе-го чте-ния | Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану. Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок Ц. Топелиуса | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 150 - 157, пересказ по плану Хрестома-тия №2, с. 152 - 164, чтение, выполне-ние заданий в тетради | | |
63 | | Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение X. -К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание сказки братьев Гримм «Умная дочь крестьянская». Повторение сказок с загадками. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Снеговик», выполнение заданий в тетради | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Хрестома-тия, 140 - 152 чтение, выполне-ние заданий в тетради | | |
64 | | Урок-утренник «В мире сказок» | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра «Назови сказку», кон- курс «Защити свою книгу», парад сказочных героев, инсценирование эпизодов сказок | Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания | Подобрать выставку книг. | | |
3 четверть(30ч) | |
65 | Стихи рус-ских поэтов. (7 ч) | И. Никитин «Русь». Определение темы. | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание. Словарная работа. Определение. Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы. Упражнения в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: – выделять языковые средства художественной | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Выделение языковых средств художественной выразитель-ности | Учебник, с. 4–7, выразительное чтение | | |
66 | И. Никитин «Утро». Описание картин природы | Урок изучающе-го чте-ния | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Описание картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией и текстом. Повторение логические ударения. | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение | Учебник, с. 8 - 9, выразительное чтение | | |
67 | | И. Суриков «Детство» | Урок изучающе-го чте-ния | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям. Повторение: выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Выполнение заданий в учебнике и тетради | | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 10 –12, выразительное чтение наизусть любой части | | |
68-69 | | С. Дрожжин «Привет». Объяснение заглавия стихотворения. С. Дрожжин «Зимний день» Пейзаж в стихотворении | Урок изучающе-го чте-ния | Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе. Объяснение заглавия стихотворения «Привет» и подбор синонимов к слову привет. Сравнение тем стихотворении и их интонационных рисунков. Пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работа с иллюстрацией и текстом | | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 12–13, наизусть по выбору | | |
70-71 | | Стихи русских поэтов. Работа с книгами стихов русских поэтов. | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» | | Теку-щая проверка. Навык чтения молча. | | Оформить страничку «Мой любимый поэт» для книжки – самоделки «Родные поэты» | | |
72-73 | Произведе-ния Д. Н. Мамина-Сиби-ряка. (7 ч) | Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Выявление главной мысли, авторской позиции | Урок изучающе-го чте-ния | Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану (план дан в учебнике). Выявление главной мысли, авторской позиции (автор-рассказчик). Выполнение заданий в тетради | Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 15–21, вырази-тельное чтение диалога автора и Тараса Учебник, с. 15–21, краткий пересказ | | |
74-75 | | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Сравнение сказки с басней. | Урок изучающе-го чте-ния | Работа со сказкой: чтение, выделение основного содержания. Сравнение этой сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из частей по ролям | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 21–30, вырази-тельное чтение сказки, выполне-ние заданий в тетради | | |
76-77 | | Слушание и работа с детской книгой. Игра-конкурс «герои-животные». Дополнительное чтение «Постойко» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание рассказа «Постойко». Работа с книгами. Игра-конкурс «герои-животные». Отзыв о прочитанной книге | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | Работа со справочной литературой | Хрестома-тия №2, с. 77–87, пересказ I и II части. Хрестома-тия №2, с. 77–87, задания в тетради. Составле-ние справки о породах собак | | |
78 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Игра-конкурс «Герои-животные» | Темати-ческий конт-роль. Самос-тоятельная работа | | Дополни-тельное чтение из рекомендованного списка «Книги о животных» | | |
79-80 | Произведе-ния А. Куприна. (7 ч) | А. Куприн «Синяя звезда» Отношение автора к героям. | Урок изучающе-го чте-ния | Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Выполнение заданий в тетради | Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам | Теку-щий, индивидуаль-ный опросы | | Учебник, с. 37–53, рассказ легенды от имени Эрны или Шарля | | |
81-82 | А. Куприн «Барбос и Жулька». Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Дополнительное чтение «Собачье счастье» | Урок изучающе-го чте-ния | Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. Работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 54–60, подробный или краткий пересказ Творчес-кая работа: рассказ от лица одного из героев | | |
83 | | Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение «Ю-ю» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание рассказа Куприна «Ю-ю», рассматривание книг о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод) | Теку-щий, индивидуаль-ный опросы | | Хрестома-тия №2, с. 13–29, задания в тетради. | | |
84-85 | | Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя») Выставка книг о животных: представление выбранной книги | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов-описаний животных | Теку-щая проверка. Начи-тан-ность и чита-тельс-кие умения. | | Сочинение с элемента-ми описания «Мой четвероно-гий друг» | | |
86 | Сти-хи С. Есе-нина. (7 ч) | Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...» | Урок изучающе-го чте-ния | Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть | Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина Уметь: – определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – находить языковые средства художественной выразительности; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Выделение языковых средств художественной выразитель-ности | Учебник, с. 63–64, выучить наизусть стихотворение по выбору | | |
87 | | С. Есенин. Стихи о природе «Нивы сжаты, рощи голы...» | Урок изучающ-го чте-ния | Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией. Работа со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделение, сравнении и эпитетов, определение интонационной партитуры. Выполнение заданий в тетради | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 65, выучить наизусть | | |
88 | С. Есенин. «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки) | Урок изучающе-го чте-ния | Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения «Берёза»: определение интонационной партитуры, отношение автора, пробное чтение каждого четверостишия. Заучивание наизусть. | Теку-щий, фрон-тальная проверка | | Учебник, с. 65 - 66, выучить наизусть | | |
89-90 | С. Есенин. «Бабушкины сказки» Сравнение стихотворений И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». | Урок изучающе-го чте-ния | Самостоятельное чтение стихотворения «Бабушкины сказки», выполнение заданий к тексту. Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Творческая работа: рассказывание сказок «Про Ивана-дурака» | Текущий, индивидуальный опросы | | Учебник, с. 66–67, вырази-тельное чтение наизусть | | |
91 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина (работа в группах) | | Тематический контрольКонкурс чтецов | | Хрестома-тия, с. 164–166, вырази-тельное чтение | | |
92 | | Библиотечный урок. Стихи русских поэтов | | Книги со стихами русских поэтов. Выполнение творческих работ. Работа с каталогами и библиотечными формулярами | | Текущий, индивидуальный опросы | | Дополни-тельное чтение из рекомендованного списка «Книжная полка» | | |
93 – 95 | Произведения К. Г. Паустовского. (12ч) | К. Паустовский «Стальное колечко». Деление на смысловые части, составление плана Отношение автора к девочке | Урок изучающе-го Чте-ния | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром. | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой). | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 66–74, подробный пересказ части «Поиск колечка» | | |
Краткий пересказ | |
Учебник, с. 78–83, чтение | |
96-97 | К. Паустовский. «Кот-ворюга» Образ кота (внешний вид, поступки). | Урок изучающе-го чте-ния | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной. Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь» | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Учебник, с. 78 - 83, рассказ от имени кота | | |
98 - 99 | К. Паустовский. «Какие бывают дожди». Сравнение с рассказом «Кот-ворюга». Дополнительное чтение. К. Паустовский «Заячьи лапы» | Урок изучающего чтения. | Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение этого рассказа с рассказом «Кот-ворюга». Понятие: «научно-познавательный рассказ». Работа с описаниями дождей. Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт». Работа с текстом рассказа: чтение, комментирование заглавия, выполнение заданий в учебнике. Дифференцированная работа: чтение историй «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа». Повторение понятия «автор-рассказчик» | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник. с. 84–87, найти описание, сделать иллюстра-цию. | | |
100 | Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Тёплый хлеб» | Урок изучающе-го чте-ния. | Слушание сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Рассматривание книг Паустовского, работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Хрестома-тия, с. 35–44, чтение | | |
101-102 | Работа с детскими книгами о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.). Отношения автора к героям. Дополнительное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; И. С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка» | Урок изучающе-го чте-ния. | Слушание рассказа. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий. Выяснение авторской точки зрения и отношения автора к герою. Выразительное чтение эпизода «Воробей и собака». Объяснение заглавия рассказа и поступка мальчика. | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | | Хрестома-тия №2, с. 122 - 131, Хрестома-тия №1, с. 140 – 148, задания в тетрадях | | |
103 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок. | Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и природе: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения | | Итого-вая проверка. Сфор-миро-ван-ность учеб-ной и чита-тельс-кой деятельности – диагностичес-кие тесты и задания | | Составле-ние отзыва о прочитан-ной книге по плану. | | |
104 | | Урок-утренник «Моя любимая книга» | | Урок проходит в рамках «Недели детской книги». На утренник можно пригласить гостей (родителей, ребят из параллельного класса). Содержание урока- утренника: • выставка «Моя любимая книга» с отзывом ученика; • конкурс чтецов и рассказчиков произведении, изученных в течение четверти; • конкурс творческих работ («Моя кошачья жизнь», «Дождь-дождик» и др.); • викторина «По страницам нашего учебника»; • инсценирование эпизодов отдельных произведении | | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке | | | |
4 четверть (24ч) | |
105 - 106 | Про-изве-де-ния С. Маршака (4ч) | С. Маршак. «Урок родного языка» Сравнение стихотворений С.Я. Маршака. . | Урок изучающе-го чте-ния | Повторение произведений С.Я. Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я. Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть (свободный выбор детьми) | Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); – давать оценку своему чтению | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Выделение языковых средств художественной выразитель-ности | Учебник, с. 88 - 89, наизусть | | |
107-108 | Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания. Дополнительное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» или другого произведения. Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Хрестома-тия №2, с. 110 - 122, инсценирование | | |
109-110 | Рас-ска-зы Л. Пан-теле-ева. (6ч) | Л. Пантелеев «Честное слово». Определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа». | Урок изучающе-го чте-ния | Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа». Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу (план в учебнике) | Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ. Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном. | Теку-щий, фрон-тальная проверка | | Учебник, с. 92 - 100, краткий пересказ по плану | | |
111-112 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»). | Урок изучающе-го чте-ния | Урок изучающего чтения Слушание. Беседа по выявлению первичного. Исторический рассказ, автор - рассказчик. Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»). Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 100 - 107, рассказ о герое | | |
113 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | Урок изучающе-го чте-ния | Работа с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работа с книгами Л. Пантелеева | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Хрестома-тия №2, с. 44 - 77, чтение, работа в тетрадях | | |
114 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Повторение произведений о детях и для детей | Теку-щая проверка. Литературная эруди-ция – литера-турные диктанты. | Работа со справочной литературой: составление справки об авторе | Написать справку о Л. Пантеле-еве. | | |
115 | Про-изве-де-ния А. Гай-дара. (5 ч) | С. Михалков «Аркадий Гайдар». А. Гайдар «Горячий камень» | Урок изучающе-го чте-ния | Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради | Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текст | Теку-щий, фрон-тальная провер-ка | Находить справку о писателе в книгах - справочниках | Учебник, с. 104–110, краткий пересказ по плану | | |
116- 117 | А. Гайдар Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) Сравнение героев рассказа. | Урок изучающе-го чте-ния | Знакомство с повестью «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказ о дружбе ребят (по выбору) | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке | Самосто-ятельное чтение. А. Гайдар «Тимур и его команда» | | |
118- 119 | | С. В. Михалков. «Аркадий Гай- дар». К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение С. В. Михалков. «Ошибка» | Урок изучающе-го чте-ния | Работа со стихотворением С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание очерка К.Г. Паустовского «Об Ар- кадии Петровиче Гайдаре». Повторение произведений С.В. Михалкова и К.Г. Паустовского | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 125, наизусть | | |
120 | Про-изве-де-ния М. Пришвина. (7 ч) | М. Пришвин Очерк «Моя Родина». Дополнительное чтение «Двойной след» | Урок изучающе-го чте-ния | Работа с очерком «Моя Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Развитие сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетёрке (обучение). Выполнение заданий к тексту | Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного) | Текущийфрон-тальная проверка | Жанр: очерк (небольшой документаль-ный рассказ) | Учебник, с. 129 - 130, выучить наизусть последние два абзаца | | |
121- 124 | М. Пришвин «Выскочка». М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине» Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка». | Урок изучающе-го чте-ния | Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к Выскочке. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка». Чтение рассказа-описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца). Сравнение разных по жанру произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 131 - 135, рассказ о герое Учебник, с. 135 –137, , выучить наизусть последние два абзаца | | |
125 | | Слушание и работа с детскими книгами о при- роде. Дополнительное чтение В. В. Бианки. «По следам» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание рассказа В.В. Бианки «По следам» или другого его рассказа. Работа с книгами писателей-натуралистов (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. С. Соколов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.) | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Чтение книг о природе и животных | | |
126 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги. Выполнение заданий в учебнике и тетради | Итого-вая проверка. Навык чтения вслух. | | Хрестома-тия, с. 104 - 110, чтение и выполне-ние заданий в тетради | | |
127- 129 | Произведе-ния зару-беж-ных писателей. (10 ч) | Дж. Лондон «Волк» Работа над сюжетом, образом волка. Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна | Урок изучающе-го чте-ния | Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; – работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); – правильно, бегло и осознанно читать текст; – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); – писать отзыв о прочитанной книге | Темати-ческий конт-роль. Самостоятель-ная работа | Работа со справочной литературой | Составление справки зарубеж-ных писателей | | |
Учебник, с. 140–161, вырази-тельное чтение эпизода «Решение волка» | |
130- 131 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер). Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. Рассказ «Чинк и Обри». Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна | Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы | | Учебник, с. 161 - 171, составле-ние плана. | | |
132 | | Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | Урок изучающе-го чте-ния | Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей. | | Работа со справочной литературой | Хрестоматия №2, с. 165 - 174, чтение и выполне-ние заданий в тетради | | |
133-134 | Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Про-верочный урок | Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей. Выполнение заданий в учебнике и тетради | Темати-ческий конт-роль. Самостоятель-ная работа | | Составле-ние справки о зарубеж-ных писателях | | |
135 | | Комплексная разноуровневая контрольная работа 21.05 | |
136 | | Библиотечный урок «Летнее чтение» | | Игра «Я знаю», выбор книг на темы: • «Русские писатели и их произведения»; • «Сказки народные и литературные»; • «Моя любимая книга». Оформление «Дневника летнего чтения» по рубрикам: • «Фольклор»; • «Стихи русских поэтов»; • «Рассказы о детях»; • «Читаем о Родине и природе»; • «Зарубежные писатели»; • «Приключения»; • «Детский детектив» | |