ТЕМА. ЗАДАЧИ НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. 1 КЛАСС.
Цель. Ознакомить учащихся с задачами нового вида; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
ТЕМА. УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ.
3 КЛАСС.
Цель. Закрепление правила умножения двузначного числа на однозначное. Закрепление умения решать уравнения, работать над расширением математического кругозора, развивать мышление, речь.
Оборудование: для учителя: материалы для устного счёта (цепочка, примеры, счёт цепочкой, карточки с названиями стоянок «Решайкино», «Считайкино», «Домой», электровоз, 2 вагончика;
для учащихся: учебник 1 класса, учебник 3 класса, печатная тетрадь для 1 класса, для 1 класса – набор с фигурами на каждого в конверте (5 квадратов и 3 круга).
Ход урока.
- Организация класса. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня с I классом мы познакомимся с задачами на разностное сравнение чисел. А с III классом продолжим работу над закреплением правила умножения двузначного числа на однозначное. На уроке мы будем решать примеры и задачи.
-Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправляемся в сказочное «Математическое королевство» на электровозе с вагонами. Правит этим королевством мудрый король, который издал указ: «Сделать зарядку для ума, составить состав из электровоза и вагонов и отправиться в путешествие по королевству!».
-Для этого проведём устный счёт.
- Устный счёт.
-Задание из электровоза.
- Игра «Сосчитай-ка» (1 класс).
-Первый класс. Предлагаю вам поиграть в игру «Сосчитай-ка». Найдите значение выражения на конце цепочки самостоятельно.
+ – + – + =
- Работа с классом (3 класс).
-Третий класс, внимание. Задание для вас. Соедините пары выражений.
(30+2)*4
(21+34)*2
40*2+8*2
(40+8)*2
30*4+2*4
21*2+34*2
-Молодцы!
-Проверим работу первого класса. Ваш ответ…(9)
-Итак, электровоз у нас есть. Посмотрим задание вагончиков.
- Игра «Счёт цепочкой» (3 класс).
-Третий класс. Перед вами лежат листочки. Возьмите в руки ручки. На доске записаны примеры. Решите их, записывая на листочках только ответы.
2*50 (100)
100:5 (20)
40*2 (80)
3*20 (60)
80:4 (20)
90:30 (3)
100:50 (2)
20*5 (100)
- Работа с классом (1 класс).
-1 класс, внимание. В вагончике задание: игра «Весёлые задачки». Будьте очень внимательны.
Пять лодок было у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
И сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала? …(4)
У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Ещё дала три Алла.
Сколько всего стало? …(7)
-Молодцы! Вы помогли мне поставить ваш вагончик в состав.
-Проверим работу третьего класса.
-Молодцы! И вы сумели поставить вагончик в состав.
-Отправляемся в путешествие.
- Работа по темам урока.
-Первая станция «Решайкино».
- Работа по учебнику (3 класс).
-Третий класс самостоятельно работает по учебнику на странице 9, выполняя № 1, 2 (первый, второй столбики). Решите примеры.
- Работа с классом (1 класс).
-Первый класс, а вам предлагаю поработать по учебнику на странице 10.
-Рассмотрите рисунок.
-Сколько на нём собачек? (4)
-Сколько тумб? (7)
-Все тумбы заняты? (нет)
-Почему? (их больше)
-На сколько тумб больше, чем собачек? (на 3)
-Научимся выполнять краткую запись.
С. – 4
На ? больше
Т. – 7
-Как узнать, на сколько одно число больше другого? (надо из большего вычесть меньшее).
-Запишу решение задачи:
7-4=3(тумбы).
-Сравните ответ в нашем решении и пустые тумбы. (3 пустые тумбы, в нашем решении тоже получилось число 3).
-Решим задачу №1 на странице 10.
-Прочитаем текст задачи.
-Что предлагает сделать автор? (взять 5 квадратов и 3 круга).
-Прочитайте вопрос задачи. (на сколько квадратов больше, чем кругов?).
-Каких фигур у вас больше? (квадратов, их 5).
-А каких меньше? (кругов, их 3).
-Положим каждый круг на квадрат. Выполните.
-И что у вас осталось? (2 квадрата).
-Почему они остались? (их было больше).
-Как ответить на вопрос задачи? (квадратов на 2 больше, чем кругов).
-Молодцы!
- Работа в тетрадях (1 класс).
-Откройте тетради на странице 5. Найдите задание под цифрой 5, 6. Самостоятельно обведите цифры и завершите строчку. Затем обведите примеры и с помощью числовой ленты решите их.
- Работа с классом (3 класс).
-Третий класс, внимание. Проверяем самостоятельную работу. Называем ответы по цепочке. (№ 1: , № 2: )
-У кого так же?
-Молодцы!
-Внимание, первый и третий класс. Продолжаем наше путешествие. Отправляемся на следующую станцию «Считайкино».
-Первый класс продолжает самостоятельную работу.
-Третий класс. Решаем задачу № 4 на странице 9.
-чтение задачи учеником;
-составление краткой записи:
-Что нам известно? (было 54 детали).
-Ещё о чём идёт речь в задаче? (использовали 12 деталей, и осталось - неизвестно).
-Но что нам сказано о деталях для вагонов? (на каждый пошло 7 деталей).
(на доске запись:
Было – 54 дет.
Использ. – 12 дет.
Ост. - ? по 7 дет.);
-составление плана решения:
-Можем сразу ответить на главный вопрос? (нет).
-Почему? (не знаем, сколько деталей осталось).
-А можем найти? (да).
-Каким действием находим остаток? (-).
(на доске запись:
- - ;
-По первому действию знаем, сколько деталей осталось. По условию задачи знаем, что на каждый вагон пошло 7 деталей.
-Как узнать количество вагонов? (:).
(на доске запись:
- : ;
-Запишем решение в тетрадь (ученик вызывается к доске для записи решения).
Физкультминутка.
Внимание, и первый класс, и третий класс.
Я прошу подняться вас – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это « шесть».
- Самостоятельная работа (3 класс).
-Продолжаем далее работу над № 2 на странице 9. Выполняем решение третьего и четвёртого столбиков самостоятельно.
- Работа с классом (1 класс).
Индивидуальная проверка выполнения работы. Учитель подходит к каждому ученику и просматривает выполненную работу.
-Продолжаем работу по учебнику. Найдите в учебнике № 2 на странице 10.
-Прочитайте текст задачи (чтение под руководством учителя).
-О чём говорится в задаче? (о билетах).
-Куда купили билеты? (в цирк и театр).
-Сколько билетов купили в цирк? В театр? (в цирк – 6 билетов, в театр – 4 билета).
-Как узнать, на сколько одно число больше другого? (из большего вычесть меньшее).
-Как решим задачу? (6-4=2 билета).
- Работа в тетради (1 класс).
-Продолжим работу в тетради на странице 6, задание под цифрой 1.
-Сколько кружков? (5).
-Сколько треугольников? (8).
-На сколько 5 меньше 8, скольким треугольникам не хватило пары? (3).
-запишем решение. Как ответим на вопрос: На сколько…? (из большего вычтем меньшее 8-5=3).
-Сколько звёздочек? (4).
-Сколько квадратиков? (7).
-На сколько 7 больше 4, скольким квадратикам не хватает пары? (3).
-Запишем решение. Как ответим на вопрос: на сколько…? (из большего вычтем меньшее 7-4=3).
-Продолжим работу по учебнику и рабочим тетрадям. Найдите в учебнике №4 на странице 10. Вместо звёздочек нужно поставить знаки + или -. выполните задание самостоятельно.
- Работа с классом (3 класс).
-Третий класс, внимание. Проверим решение примеров, называя только ответы по цепочке. ( )
-У кого также?
-Молодцы!
-Продолжим работу. Выполним № 8. Решим уравнения в первой строчке по цепочке, объясняя, как находим неизвестное число.
-Остальные уравнения решите самостоятельно.
- Работа с классом (1 класс).
-Первый класс. Проверим вашу работу.
Индивидуальная проверка выполнения работы. Учитель подходит к каждому ученику и просматривает выполненную работу.
- Итог урока. Домашнее задание.
-Заканчивается наше путешествие, и мы отправляемся «Домой».
-Король Математики доволен, он благодарит, но, отправляя вас домой, даёт домашнее задание для третьего класса.
№ 6 на странице 9.
- Оценивание.