- Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.
I1 Изучение новый материал.
1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.
(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)
Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.
Учитель:
- Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.
(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).
дом
земля
озеро
стол
книга
море
хлеб
школа
гнездо
Учитель:
- Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?
Ученик:
- Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.
Учитель:
- Что можете сказать про слова второй и третьей группы?
Ученик:
- К словам второй группы можно подставить слова "она моя".
- К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".
Учитель:
- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.
Учитель:
- Может ли имя существительное изменяться по родам?
(Ученики пробуют изменять любое существительное по родам)
Ученик:
- Имя существительное не может изменяться по рода.
Учитель:
Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.
2. Составление алгоритма определение рода имени существительного.
Учитель:
- Разделитесь на 4 группы. (Возможно разделение по интересам, по рядам:)
- Каждая группа должна создать таблицу - алгоритм определения рода имени существительного (работа выполняется на альбомных листах за определённоё время)
Ученики каждой группы выполняют работу, полученные таблицы - алгоритмы вывешиваются на доску.
Имя существительное
3. Работа с правилом.
Учитель:
- Откройте учебник русского языка на странице 109.
- Прочитайте правило.
Ученик читает правило:
Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова этот, мой, он,- мужского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова эта, моя, она, - женского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова это, моё, оно - среднего рода.
Физминутка.
1. Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.
Женский род - запомню я. И скажу: она,моя. И запомню род мужской - И опять скажу - он, мой. Средний род - оно, моё. Это правило твоё.