Научив детей владеть умением решать текстовые задачи, учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовить их мозг к приему более сложной информации в старших классах. Школьник, умеющий решать разные математические задачи, лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, очень важна для личностного развития каждого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение текстовых задач »
Оглавление
Пояснительная записка. 3
Содержание программы. 12
Учебно-тематическое планирование для учащихся первого года обучения 15
Учебно-тематическое планирование для второго года обучения 18
Учебно-тематическое планирование для третьего года обучения 21
Учебно-тематическое планирование для четвёртого года обучения 23
Список литературы. 25
Пояснительная записка.
Актуальность
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этих задач во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых они могут достичь успеха и, вместе с тем чувствуют необходимость преодоления определённых препятствий при достижении целей. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи. Научив детей владеть умением решать текстовые задачи, учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовить их мозг к приему более сложной информации в старших классах. Школьник, умеющий решать разные математические задачи, лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, очень важна для личностного развития каждого человека.
В начальном курсе математики решению текстовых арифметических задач отводится особое место. Они составляют 40% материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. Сложность решаемых задач постепенно возрастает, и в 4 классе дети встречаются уже с довольно сложными задачами, при решении которых путь рассуждений особенно труден для учащихся. Поэтому при решении арифметических задач чрезвычайно важно провести анализ задачи, довести содержание и решение задачи до понимания учащимися. Каждый ученик должен уметь кратко записать условие задачи, иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и её решении, проверить правильность решения. Всё это требует особых подходов к организации учебной деятельности учащихся.
Проблемазаключается в том, что в силу недостатка времени на уроке учителю не удаётся полностью выполнить эти требования: уделить больше внимания работе над текстовой задачей; более основательно подойти к формированию основных умений для успешного решения арифметических задач; проводить дополнительную работу с уже решённой задачей. Всё сводится лишь к поиску ответа на поставленный вопрос, что приводит к серьёзным пробелам в знаниях и навыках учащихся. Большинство учащихся испытывают трудности при решении текстовых задач, отчасти это связано с тем, что дети младшего школьного возраста имеют наглядно - образное мышление, склонны к синтетическому мышлению, а способность к моделированию формируется лишь к 13 годам. Одна из основных причин допускаемых детьми ошибок в решении текстовых задач - неправильная организация первичного восприятия учащимися условия задачи и её анализа, которые проводятся без должной опоры на жизненную ситуацию, отражённую в задаче, без её предметного или графического моделирования. Как правило, в процессе анализа используются лишь различные виды краткой записи условия задачи или готовые схемы, а создание модели на глазах у детей применяется крайне редко.
Новизна данной программы заключается в том, что она создаёт условия для совершенствования умения учащихся решать арифметические текстовые задачи, выходящие за рамки школьной программы начальной школы посредством активной игровой и творческой деятельности через развитие способности к моделированию. Дети, хорошо успевающие, смогут в ещё большей степени развернуть своё творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные и текстовые задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определённому плану.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Говоря об актуальности и целесообразности данной программы, можно отметить, что математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные текстовые задачи, с честью выходить из затруднительных положений. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого в занятиях по математике можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль текстовых задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Программа рассчитана на более глубокое изучение основных понятий темы «Решение текстовых задач». Она позволяет пошагово закладывать и отрабатывать необходимые для решения задач умения и навыки, при этом моделирование является важным средством обучения. Программа направлена на формирование математической грамотности учащихся, развитие личности учащихся, его творческой самореализации.
Сроки реализации программы
Данная программа разработана для детей 6-11лет, т.е. учащихся начальных классов.Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия: 30минут- первый год обучения; 40 минут- второй, третий и четвёртый годы обучения.
Цель: совершенствование умения решать арифметические текстовые задачи через игровую и творческую деятельность посредством обучения различным способам моделирования.
Задачи:
Обучающие:
учить выделять задачи из предложенных текстов;
учить анализировать условие задачи и самостоятельно моделировать с помощью предметов, схематических рисунков и схем;
учить выявлять известные и неизвестные величины и устанавливать связь между ними;
отрабатывать умение решать задачи изученных видов, объяснять и обосновывать выбор действия в выражении, находить обобщённые способы решения и представлять их в виде правил (эталонов), составлять взаимно обратные задачи.
Развивающие:
развитие логического мышления учащихся;
формирование умений проводить анализ и синтез, сравнение, обобщение,
абстрагирование, умозаключения;
формирование умения высказывать гипотезы, проверять их, усматривать связь изучаемого материала с окружающей жизнью.
Воспитывающие:
формирование познавательного интереса и самостоятельности;
привитие навыков учебного труда;
формирование нравственных качеств личности.
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличие кабинета и его оснащенности методическими пособиями, наглядными пособиями, раздаточными дидактическими материалами;
разработанное содержание учитывает психофизиологические особенности раннего школьного возраста ребенка, его возможностей;
выбор методов, форм, средств работы.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения
математике детей младшего школьного возраста (6-11 лет):
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение высоких результатов обучения, овладение детьми умением решать текстовые задачи, представленные в основной образовательной программе начальной школы.
Прогнозируемые результаты
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных,
2.Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
способность к рефлексивной самооценке своих действий и волевая саморегуляция.
4.Спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы.
Метапредметные результаты
1.Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения.
2.Формирование специфических для математики логических операций (сравненение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно - следственных связей, построение рассуждений,)необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
3. Способность к использованию знаково – символических средств математического языка для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
5.Умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение, способность разрешать конфликты.
Предметные результаты
1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по решению
текстовых арифметических задач.
2. Использование приобретённых математических знаний для решения учебно-
практических задач.
2. Овладение приёмами анализа условия задачи и наглядного представления
данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов.
3. Умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения.
4. Овладение математической речью, знание терминологии используемой при
рассуждении в процессе решения задачи.
Дидактические принципы программы
Актуальность:
потребность общества в творчески мыслящих людях;
создание условий для повышения мотивации к обучению математики;
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность:
материал должен соответствовать современным научным представлениям;
в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приёмами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т.д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень.
Преемственность и перспективность:
обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учётом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах.
Практическая направленность:
подготовка учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;
содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение текстовых задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Творческое обучение:
предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности.
Психологическая комфортность:
необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
Методологическую основу организации занятий обеспечивает личностно - деятельностный подход, который признаёт центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В ходе обучения предполагается учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.
Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т.п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.На занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина, проектная деятельность и др.
Работа учащихся должна строиться как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математических олимпиадах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения
Первый год обучения. Фигуры. Числа и цифры. Целое и часть, соотношение между ними. Моделирование состава однозначных чисел. Математический рассказ со связью «было – изменение – стало». Составление прямой и обратных задач из рассказа со связью «было – изменение – стало». Математический рассказ со связью «всего (вместе)». Составление прямой и обратных задач из рассказа. Задачи со связью «было – изменение – стало»: схематическая запись, запись решения и ответа. Задачи со связью «всего (вместе)»: схематическая запись, запись решения и ответа. Отношения «больше», «меньше», «столько же». Составление и решение задач со связью «было – изменение – стало» или «всего (вместе)». Моделирование отношения разностного сравнения чисел. Задачи на нахождение суммы двух чисел, остатка и обратные им. Комбинаторные задачи. Равенства, соответствующие заданному отношению разностного сравнения. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого или вычитаемого. Табличный способ записи задач со связью «было – изменение – стало». Табличный способ записи задач со связью «всего (вместе)». Простые задачи с трансформированными текстами. Задачи на нахождение суммы трёх слагаемых и неизвестного слагаемого. Простые задачи с трансформированными текстами. Задачи на переправы. Составление буквенного выражения при решении простых задач на сложение и вычитание. Решение нестандартных задач.
Второй год обучения. Простые задачи со связью «было – изменение – стало» или «всего (вместе)». Простые задачи со связью «больше на » или «меньше на».
Простые задачи с трансформированными текстами. Простые задачи на переливание. Составные задачи с двумя связями «больше на (меньше на)» и двумя вопросами. Задачи на нахождение длины ломаной. Комбинаторные задачи. Составные задачи со связью «было - изменение - стало», выделением в условии двух ситуаций и двумя вопросами. Составные задачи с двумя (тремя) связями вида «всего (вместе)», «больше на (меньше на)», «столько же» и двумя (тремя) вопросами. Решение логических задач с помощью таблицы. Составные задачи с сюжетом «было - изменение - стало» и выделением третьей ситуации при решении. Решение комбинаторных задач. Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении и вычитании. Простые задачи на умножение, деление на равные части и деление по содержанию. Представление о периметре прямоугольника, квадрата. Решение простых и составных задач составлением буквенного выражения. Решение нестандартных задач.
Третий год обучения. Простые и составные задачи с одной величиной. Простые задачи на процессы. Составные задачи на процессы с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)» или «больше (меньше) на». Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата. Простые задачи с отношением кратного сравнения. Простые и составные задачи на покупку товара. Решение простых задач составлением уравнения. Составные задачи с одной величиной. Задачи на нахождение периметра треугольника. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Решение задач с помощью уравнения. Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)». Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению. Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата). Простые задачи на движение. Составные задачи с одной величиной повышенной сложности. Составные задачи с геометрическим содержанием. Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же». Комбинаторные задачи. Решение нестандартных задач. Решение составных задач повышенной сложности.
Четвёртый год обучения. Простые и составные задачи с одной величиной на сложение, вычитание, умножение и деление. Простые и составные задачи на процессы. Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса). Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению. Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «больше на (меньше на)», «столько же». Составные задачи на движение. Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях. Задачи на взвешивание. Задачи с дробными отношениями. Решение задач составлением уравнения. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Задачи на планирование действий. Задачи с геометрическим содержанием повышенной сложности. Задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении повышенной сложности. Задачи на совместную работу. Решение нестандартных задач.
Учебно-тематическое планирование для учащихся первого года обучения
№
Тема
Количество часов
Фигуры. Числа и цифры.
1
Целое и часть, соотношение между ними.
1
Целое и часть, соотношение между ними.
1
Целое и часть, соотношение между ними. Игра «Сложи фигуру»
1
Моделирование состава однозначных чисел.
1
Математический рассказ со связью «было – изменение – стало».
1
Составление прямой и обратных задач из рассказа со связью «было – изменение – стало».
1
Математический рассказ со связью «всего (вместе)». Составление прямой и обратных задач из рассказа.
1
Математический рассказ со связью: «было – изменение – стало» или «всего (вместе)». Составление прямой и обратных задач из рассказа.
1
Задачи со связью «было – изменение – стало»: схематическая запись, запись решения и ответа.
1
Задачи со связью «всего (вместе)»: схематическая запись, запись решения и ответа. Отношения «больше», «меньше», «столько же».
1
Составление и решение задач со связью «было – изменение – стало» или «всего (вместе)». Моделирование отношения разностного сравнения чисел.
1
Задачи на нахождение суммы двух чисел, остатка и обратные им.
1
Задачи на нахождение суммы двух чисел, остатка и обратные им. Комбинаторные задачи.
1
Задачи на нахождение суммы двух чисел, остатка и обратные им. Комбинаторные задачи.
1
Равенства, соответствующие заданному отношению разностного сравнения. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого или вычитаемого.
1
Табличный способ записи задач со связью «было – изменение – стало».
1
Табличный способ записи задач со связью «всего (вместе)».
1
Задачи на нахождение суммы двух слагаемых и неизвестного слагаемого; на нахождение остатка и неизвестного уменьшаемого или вычитаемого.
1
Математический рассказ со связью: «больше на (меньше на)». Составление и решение прямой и обратных задач.
1
Математический рассказ со связью: «больше на (меньше на)». Составление и решение прямой и обратных задач.
1
Табличный способ записи задач со связью «больше на (меньше на)».
1
Простые задачи на сложение и вычитание. Сравнение длин отрезков.
1
Простые задачи на сложение и вычитание. Задачи на упорядочение нескольких объектов.
1
Составление буквенного выражения при решении простых задач на сложение и вычитание.
1
Простые задачи с трансформированными текстами. Задачи на нахождение суммы трёх слагаемых и неизвестного слагаемого.
1
Простые задачи с трансформированными текстами. Задачи на переправы.
1
Простые задачи с трансформированными текстами. Задачи на переправы.
1
Составление буквенного выражения при решении простых задач на сложение и вычитание.
1
Решение нестандартных задач.
1
Решение нестандартных задач.
1
Турнир юных математиков.
1
Учебно-тематическое планирование для второго года обучения
№
Тема
Количество часов
Простые задачи со связью «было – изменение – стало» или «всего (вместе)».
1
Простые задачи со связью «больше на » или «меньше на».
1
Простые задачи с трансформированными текстами. Простые задачи на переливание.
1
Составные задачи с двумя связями «больше на (меньше на)» и двумя вопросами.
Составные задачи с двумя связями вида «всего (вместе)» или «столько же» и двумя вопросами.
1
Задачи на нахождение длины ломаной. Комбинаторные задачи.
1
Составные задачи со связью «было - изменение - стало», выделением в условии двух ситуаций и двумя вопросами.
1
Составные задачи с двумя связями вида «всего (вместе)» и «больше на (меньше на)» и двумя вопросами.
1
Составные задачи с двумя (тремя) связями вида «всего (вместе)», «больше на (меньше на)», «столько же» и двумя (тремя) вопросами.
1
Составные задачи с двумя (тремя) связями вида «всего (вместе)», «больше на (меньше на)», «столько же» и двумя (тремя) вопросами.
1
Решение логических задач с помощью таблицы.
1
Составные задачи с сюжетом «было - изменение - стало», связью «всего (вместе)» или «больше на (меньше на)» и одним вопросом.
1
Составные задачи с сюжетом «было - изменение - стало» и выделением третьей ситуации при решении.
1
Составные задачи с сюжетом «было - изменение - стало» и двумя «изменениями».
1
Решение логических задач с помощью таблицы.
1
Решение комбинаторных задач.
1
Решение комбинаторных задач.
1
Понятие о делении «целого» на равные части.
1
Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении и вычитании.
1
Понятие о делении числа на равные части.
1
Простые задачи на взвешивание.
1
Задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата.
1
Нахождение сумм одинаковых слагаемых разными способами.
1
Решение нестандартных задач.
1
Математический рассказ с сюжетом «деление на равные части (поровну)». Составление и решение прямой и обратных задач.
1
Составление и решение прямой и обратных задач из рассказа с сюжетом «деление на равные части (поровну)».
1
Комбинаторные задачи.
1
Простые задачи на умножение, деление на равные части и деление по содержанию.
1
Простые задачи на умножение, деление на равные части и деление по содержанию.
1
Представление о периметре прямоугольника, квадрата.
1
Решение простых и составных задач составлением буквенного выражения.
1
Решение нестандартных задач.
1
Турнир юных математиков.
1
Турнир юных математиков.
1
Учебно-тематическое планирование для третьего года обучения
№
Тема
Количество часов
Простые и составные задачи с одной величиной.
1
Простые задачи на процессы.
1
Составные задачи на процессы с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)» или «больше (меньше) на».
1
Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата.
1
Простые задачи с отношением кратного сравнения.
1
Простые и составные задачи на покупку товара.
1
Решение простых задач составлением уравнения.
1
Составные задачи с одной величиной.
1
Задачи на нахождение периметра треугольника.
1
Введение в дроби.
1
Введение в дроби.
1
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
1
Задачи на процессы.
1
Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса).
1
Решение уравнений с двумя действиями в левой части.
1
Решение задач с помощью уравнения.
1
Простые задачи с дробями (к условию ставится один вопрос).
1
Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)».
1
Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. Составные задачи с сюжетом «было – изменение – стало».
1
Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии.
1
Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению.
1
Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата).
1
Простые задачи на движение.
1
Составные задачи с одной величиной повышенной сложности.
1
Составные задачи с геометрическим содержанием.
1
Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же».
1
Комбинаторные задачи.
1
Решение нестандартных задач.
1
Решение нестандартных задач.
1
Решение составных задач повышенной сложности.
1
Решение составных задач повышенной сложности.
1
Решение нестандартных задач.
1
Турнир юных математиков.
1
Турнир юных математиков.
1
Учебно-тематическое планирование для четвёртого года обучения
№
Тема
Количество часов
Простые и составные задачи с одной величиной на сложение, вычитание, умножение и деление.
1
Простые и составные задачи на процессы.
1
Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса).
1
Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению.
1
Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «больше на (меньше на)», «столько же».
1
Составные задачи на движение.
1
Задачи на взвешивание.
1
Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.
1
Решение логических задач.
1
Задачи на движение в одном направлении.
1
Задачи с дробными отношениями.
1
Задачи с дробными отношениями.
1
Составные задачи с геометрическим содержанием.
1
Решение задач составлением уравнения.
1
Составные задачи повышенной сложности с сюжетом «было – изменение – стало».
1
Решение логических задач
1
Решение логических задач
1
Задачи с дробными отношениями.
1
Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии.
1
Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии.
1
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
1
Задачи с дробными отношениями повышенной сложности.
1
Задачи на планирование действий.
1
Задачи на планирование действий.
1
Задачи с геометрическим содержанием повышенной сложности.
1
Задачи с геометрическим содержанием повышенной сложности.
1
Решение нестандартных задач.
1
Задачи на движение повышенной сложности.
1
Решение нестандартных задач.
1
Решение нестандартных задач.
1
Задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении повышенной сложности.
1
Задачи на совместную работу.
1
Решение нестандартных задач.
1
Решение нестандартных задач.
1
Список литературы.
Баяк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. –М.: Просвещение ,1976-17-23с.