kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение текстовых задач по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУОШ № 85 г. Алматы

Факультативный курс

«Решение текстовых задач»

7 класс.

2014-2015учебный год

Составитель :

Учитель математики Зинковская Л.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся 7 кл.  могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕНТ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. По этим причинам возникает необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем.

                                          Задачи курса:

  • сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
  • расширить рамки школьной программы;
  • способствовать развитию логического мышления.

                                           Цели  курса:

         Обучающие:

  • рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,
  • овладение научной терминологией;
  • эффективное использование терминологии;
  • формирование логических навыков выделения главного;
  • овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
  • формирование знаний и умений учащихся при решении текстовых задач.

           Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развития интереса к предмету;
  • применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • эстетическое восприятие;
  • навыки устной и письменной речи.

         Воспитательные:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
  • формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
  • воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,
  • формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
  • воспитывать навыки общения со сверстниками, осознание своего вклада в общий проект.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи,
  • знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса,
  • проводить полные обоснования при решении задач,
  • приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,
  • перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.

                                        

                                        Тематическое планирование

(34 часа, 1 час в неделю)

1.

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

Лекция Презентация

2.

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

Беседа Презентация

3.

Задачи «на проценты».

Практикум Презентация

4.

Задачи «на проценты».

Практикум

5.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

 3ч

Практикум

6.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

Практикум

7.

Задачи «на абстрактную работу».

Практикум Презентация

8.

Задачи «на конкретную работу».

Семинар

9.

Задачи «на «сухопутное» движение»».

Исследовательская работа

10.

Задачи «на движение по реке».

Практикум

11.

Задачи «на числа».

Практикум Презентация

12.

Задачи с геометрическим содержанием.

Практикум

13

Задачи на все типы

Практикум

14.

Итоговое занятие.

Семинар Защита творческих работ

  Всего

34

                                              Содержание занятий

1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

  • понятие текстовой задачи
  • история использования текстовых задач
  • этапы решения текстовой задачи.
  • наглядные образы как средство решения математических задач
  • рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи

2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

  •  этапы математического моделирования
  • этапы решения задач
  • виды текстовых задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
  • понятие о математическом моделировании.
  • алгоритм решения текстовых задач
  • -оформление решения задач

3. Задачи на проценты.

  • понятие процента
  • вводные задачи на доли
  • задачи на дроби
  • задачи на пропорции.
  • процентное отношение
  • нахождение числа по его процентам
  • типы задач на проценты
  • процентные вычисления в жизненных ситуациях  (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).

4. Задачи на проценты.

  • примеры решения задач
  • процентные расчеты на ЕНТ
  • процентные изменения
  • простой и сложный процентный рост
  • задачи, связанные с изменением цены
  • задачи о вкладах и займах
  • формула сложных процентов

5. Задачи на процентное отношение, концентрацию.

  • задачи на смеси и сплавы
  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы
  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание»

6. Задачи на процентное отношение, концентрацию.

  • объёмная концентрация
  • исследовательская работа
  • процентное содержание
  • формула сложных процентов

7. Задачи на работу.

  • понятие работы
  • понятие производительности
  • алгоритм решения задач на работу
  • вычисление неизвестного времени работы;
  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

8. Задачи на работу.

  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы
  • задачи, в которых требуется найти производительность труда
  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы
  • система задач, подводящих к составной задач

9. Задачи на движение.

  • движения навстречу друг другу.
  • движение в одном направлении.
  • движение в противоположных направлениях из одной точки.
  • движение по реке.

10. Задачи на движение.

  • движение по кольцевым дорогам.
  • относительность движения.
  • чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

11, 12. Задачи на числа.

13. Задачи с геометрическим содержанием.

  • треугольники
  • четырёхугольники
  • исследовательская работа

14. Задачи с геометрическим содержанием.

  • многоугольники
  • окружности
  • презентация

15. Итоговое занятие.

Просмотр содержимого документа
«Решение текстовых задач по математике »

КГУОШ № 85 г. Алматы









Факультативный курс

«Решение текстовых задач»

7 класс.

2014-2015учебный год









Составитель :

Учитель математики Зинковская Л.Г.



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся 7 кл. могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕНТ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. По этим причинам возникает необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

  • расширить рамки школьной программы;

  • способствовать развитию логического мышления.

Цели курса:

Обучающие:

  • рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,

  • овладение научной терминологией;

  • эффективное использование терминологии;

  • формирование логических навыков выделения главного;

  • овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;

  • формирование знаний и умений учащихся при решении текстовых задач.



Развивающие:

  • развитие творческих способностей;

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • развития интереса к предмету;

  • применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;

  • интеллектуальное развитие учащихся;

  • эстетическое восприятие;

  • навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;

  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;

  • формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;

  • воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,

  • формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;

  • воспитывать навыки общения со сверстниками, осознание своего вклада в общий проект.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи,

  • знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса,

  • проводить полные обоснования при решении задач,

  • приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,

  • перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.







Тематическое планирование

(34 часа, 1 час в неделю)

1.

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

Лекция Презентация

2.

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

Беседа Презентация

3.

Задачи «на проценты».

Практикум Презентация

4.

Задачи «на проценты».

Практикум

5.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

 3ч

Практикум

6.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

Практикум

7.

Задачи «на абстрактную работу».

Практикум Презентация

8.

Задачи «на конкретную работу».

Семинар

9.

Задачи «на «сухопутное» движение»».

Исследовательская работа

10.

Задачи «на движение по реке».

Практикум

11.

Задачи «на числа».

Практикум Презентация

12.

Задачи с геометрическим содержанием.

Практикум

13

Задачи на все типы

Практикум

14.

Итоговое занятие.

Семинар Защита творческих работ


Всего

34




Содержание занятий

1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

  • понятие текстовой задачи

  • история использования текстовых задач

  • этапы решения текстовой задачи.

  • наглядные образы как средство решения математических задач

  • рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач

  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи

2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

  •  этапы математического моделирования

  • этапы решения задач

  • виды текстовых задач

  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи

  • понятие о математическом моделировании.

  • алгоритм решения текстовых задач

  • -оформление решения задач



3. Задачи на проценты.

  • понятие процента

  • вводные задачи на доли

  • задачи на дроби

  • задачи на пропорции.

  • процентное отношение

  • нахождение числа по его процентам

  • типы задач на проценты

  • процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).

4. Задачи на проценты.

  • примеры решения задач

  • процентные расчеты на ЕНТ

  • процентные изменения

  • простой и сложный процентный рост

  • задачи, связанные с изменением цены

  • задачи о вкладах и займах

  • формула сложных процентов

5. Задачи на процентное отношение, концентрацию.

  • задачи на смеси и сплавы

  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы

  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание»

6. Задачи на процентное отношение, концентрацию.

  • объёмная концентрация

  • исследовательская работа

  • процентное содержание

  • формула сложных процентов

7. Задачи на работу.

  • понятие работы

  • понятие производительности

  • алгоритм решения задач на работу

  • вычисление неизвестного времени работы;

  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;

  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

8. Задачи на работу.

  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы

  • задачи, в которых требуется найти производительность труда

  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы

  • система задач, подводящих к составной задач

9. Задачи на движение.

  • движения навстречу друг другу.

  • движение в одном направлении.

  • движение в противоположных направлениях из одной точки.

  • движение по реке.

10. Задачи на движение.

  • движение по кольцевым дорогам.

  • относительность движения.

  • чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

11, 12. Задачи на числа.

13. Задачи с геометрическим содержанием.

  • треугольники

  • четырёхугольники

  • исследовательская работа

14. Задачи с геометрическим содержанием.

  • многоугольники

  • окружности

  • презентация

15. Итоговое занятие.









Литература



  1. «Энциклопедия для детей. Том 11. Математика». Научные редакторы тома: Савин А., Башмакова И. и др. Москва, «Аванта +», 1998 г.

  2. Энциклопедический словарь юного математика. Составитель Савин А. Москва «Педагогика» 1985 г.

  3. Как научиться решать задачи. Фридман Л.Ф. Москва «Просвещение» 1984 г.

  4. И.Н. Петрова. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.

  5. Сборники тестовых заданий для подготовки к ЕНТ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение текстовых задач по математике

Автор: Зинковская Лидия Григорьевна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Решение текстовых задач" - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(47) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "183641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425906721"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Факультативный курс "Решение текстовых задач" "
    ["seo_title"] => string(50) "fakul-tativnyi-kurs-rieshieniie-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "172729"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423848415"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Работа на тему «Моделирование как средство обучения младших школьников решению текстовых задач». "
    ["seo_title"] => string(110) "rabota-na-tiemu-modielirovaniie-kak-sriedstvo-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-rieshieniiu-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408104282"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Проблема формирования устной и письменной речи при решении текстовых задач "
    ["seo_title"] => string(85) "probliema-formirovaniia-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "221502"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435336902"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Обучение учащихся решению текстовых задач. "
    ["seo_title"] => string(57) "obuchieniie-uchashchikhsia-rieshieniiu-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "187885"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426594734"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства