Рассмотрено Утверждено
на заседании районного методического на заседании методического
объединения учителей математики совета школы
протокол № __ от _______
Протокол № __ от_____________ Зам. директора по УВР
Руководитель РМО МКОУ «Борщенская СОШ»
________ ____________
Программа
элективного курса
по математике
«Решение текстовых задач»
(11 класс)
МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа»
Подготовил учитель математики
МКОУ «Борщенская СОШ»
Недригайлова Л.И.
2014 – 2015 уч.год
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у школьников умений и навыков решения текстовых задач.
В школьном курсе математики очень мало времени и внимания уделяется изучению приемов и методов решения текстовых задач. Текстовые задачи предлагаются на вступительных экзаменах в вузы и входят в КИМы ЕГЭ по математике за курс средней школы, а на старшей ступени их практически нет. Текстовые задачи как никакие другие наиболее полно формируют у обучающихся понимание сути математического моделирования, готовят их к использованию математических знаний в качестве инструмента познания, позволяют привить им навыки моделирования реальных процессов. Задачи являются материалом для ознакомления школьников с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Этапы решения задачи являются формами развития мыслительной деятельности. Именно в учебно – познавательной деятельности при решении текстовых задач реализуется развивающая функция обучения, так как при этом в большей степени обеспечивается развитие сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования.
Для решения текстовых задач применяются три основных метода: арифметический, алгебраический и комбинированный. Планируется организация разных форм деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Курс рассчитан на 34 часа, то есть 1 час в неделю.
Цели и задачи курса:
- развитие интереса школьников к предмету;
- систематизировать ранее полученные знания по решению задач;
- знакомство с основными методами и идеями решения текстовых задач различных типов, в том числе практического и прикладного характера;
- способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решении познавательных проблем,
- создание условий для обоснованного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о решении текстовых задач.
В результате изучения курса обучающиеся должны научиться:
- составлять план решения текстовой задачи;
- составлять уравнение, неравенство или систему уравнений для решения задачи;
- решать основные типы задач, перечисленные в плане;
- понимать классификацию основных типов текстовых задач по содержанию и способам решения;
- уметь выполнять схематизацию по условию текстовых задач различных типов;
- уметь переводить условие задачи на математический язык;
- выбирать методы и приемы решения задачи в соответствии с ее типом;
- применять полученные знания в практической и повседневной жизни.
Учебно – тематический план
Количество
часов
Формы контроля
Дата провед
№п/п
Название темы
Всего
Лекции
Практика
ения
1
Задачи на движение
3
1
2
2
Задачи на совместную работу
2
-
2
3
Задачи на проценты
3
1
2
Самостоятельная работа
4
Задачи на планирование
2
-
2
Составление задач с применением статистических данных
5
Задачи на сплавы и смеси
3
1
2
Проверочная работа
6
Задачи на логическое мышление
2
-
2
Составление задач из повседневной жизни
7
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий
3
-
3
Проверочная работа
8
Задачи, решаемые при помощи неравенств
4
1
3
Составление задач из повседневной жизни
9
Задачи на применение арифметической
и геометрической прогрессий
3
-
3
10
Текстовые задачи разных типов
3
-
3
Самостоятельная работа
11
Математическое моделирование как основа решения текстовых задач
3
-
3
12
Подведение итогов по теме «Решение текстовых задач»
3
-
3
Контрольная работа
13
Итого
34
4
30
Содержание курса
1. Задачи на движение. Рассмотреть следующие виды задач:
- движение из одного пункта в другой в одном направлении;
- движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;
- движение из разных пунктов навстречу друг другу;
- движение по водному пути;
- определение скорости при встречном прямолинейном движении;
- задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время;
- задачи, в которых скорость выражена косвенно через время;
- задачи, в которых тело движется по окружности;
- задачи, на составление неравенств.
2.Задачи на совместную работу:
- задачи на вычисление неизвестного времени работы;
- задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами;
- задачи на вычисление неизвестной производительности работы.
3. Задачи на планирование.
- задачи на вычисление объема выполняемой работы;
- задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ;
- задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы.
4. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.
- задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы;
- задачи, в которых используется формула двузначного числа;
- задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам;
- задачи, компонентами которых являются геометрические величины.
5. Задачи на проценты.
- задачи, решаемые арифметическим способом;
- задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого;
-задачи экономического характера;
-задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов.
6. Задачи на сплавы и смеси.
- схематизация при решении задач.
- задачи с химическим содержанием;
- нестандартные задачи на сплавы и смеси.
7 Задачи на прогрессии.
- задачи на арифметическую прогрессию;
- задачи на геометрическую прогрессию;
- задачи на применение характеристических свойств прогрессий.
8. Математическое моделирование как основа решения текстовых задач.
- основные понятия математического моделирования. Роль проверки в решении текстовых задач.
Литература
1. А.В.Шевкин. Текстовые задачи. – М. Просвещение, 1997г.
2. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы – М. Наука, 1999г.
3. А.Симонов. Экономические задачи на уроках математики. Математика, приложение к «Первое сентября», №44, 2000г.
4. В.Ф. Чаплыгин. Некоторые соображения по решению текстовых задач. Математика в школе, №4, 2000г