kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Решение текстовых задач" - элективный курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрено                                                                             Утверждено     

на заседании районного методического                         на заседании методического                                              

объединения учителей математики                                 совета школы

                                                                                                     протокол № __ от _______                 

Протокол № __   от_____________                                    Зам. директора по УВР

Руководитель РМО                                                                 МКОУ «Борщенская СОШ»

________                                                                                     ____________

Программа

элективного курса

по математике

«Решение текстовых задач»

(11 класс)

МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Подготовил учитель математики

МКОУ «Борщенская СОШ»

Недригайлова Л.И.

2014 – 2015  уч.год

                                    Пояснительная  записка

     Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и  сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

     Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у школьников умений и навыков решения текстовых задач.

     В школьном курсе математики очень мало времени и внимания уделяется изучению приемов и методов решения текстовых задач. Текстовые задачи предлагаются на вступительных экзаменах в вузы и входят в КИМы ЕГЭ по математике за курс средней школы, а на старшей ступени их практически нет. Текстовые задачи как никакие другие наиболее полно формируют у обучающихся понимание сути математического моделирования, готовят их  к использованию математических знаний в качестве инструмента  познания, позволяют привить им навыки моделирования реальных процессов. Задачи являются материалом для ознакомления школьников с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Этапы решения задачи являются формами развития мыслительной деятельности. Именно в учебно – познавательной деятельности при решении текстовых задач реализуется развивающая функция обучения, так как при этом в большей степени обеспечивается развитие сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования.

     Для  решения текстовых задач применяются три основных метода: арифметический, алгебраический и комбинированный. Планируется организация разных форм деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая,  коллективная.

     Курс рассчитан на 34 часа, то есть 1 час в неделю.

Цели и задачи курса:

   - развитие интереса школьников к предмету;

     - систематизировать ранее полученные знания по решению задач;

     - знакомство с основными методами и идеями решения текстовых задач различных типов, в том числе практического и прикладного характера;

     - способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решении познавательных проблем,

     - создание условий для обоснованного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о решении текстовых задач.

В результате изучения курса обучающиеся должны научиться:

- составлять план решения текстовой задачи;

- составлять уравнение, неравенство или систему уравнений для решения задачи;

- решать основные типы задач, перечисленные в плане;

- понимать классификацию основных типов текстовых задач по содержанию и способам решения;

- уметь выполнять схематизацию по условию текстовых задач различных типов;

- уметь переводить условие задачи на математический язык;

- выбирать методы и приемы решения задачи в соответствии с ее типом;

- применять полученные знания в практической и повседневной жизни.

                                   Учебно – тематический план

Количество

часов

Формы контроля

Дата провед

№п/п

Название темы

Всего

Лекции

Практика

ения

1

Задачи на движение

3

1

2

2

Задачи на совместную работу

2

-

2

3

Задачи на проценты

3

1

2

Самостоятельная работа

4

Задачи на планирование

2

-

2

Составление задач с применением статистических данных

5

Задачи на сплавы и смеси

3

1

2

Проверочная работа

6

Задачи  на логическое мышление

2

-

2

Составление задач из повседневной жизни

7

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий

3

-

3

Проверочная работа

8

Задачи, решаемые при помощи неравенств

4

1

3

Составление задач из повседневной жизни

9

Задачи на применение арифметической

и геометрической прогрессий

3

-

3

10

Текстовые задачи разных типов

3

-

3

Самостоятельная работа

11

Математическое моделирование как основа решения текстовых задач

3

-

3

12

Подведение итогов  по теме «Решение текстовых задач»

3

-

3

Контрольная работа

13

Итого

34

4

30

Содержание курса

    1. Задачи на движение. Рассмотреть следующие виды задач:

- движение из одного пункта в другой в одном направлении;

- движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;

- движение из разных пунктов навстречу друг другу;

- движение по водному пути;

- определение скорости при встречном прямолинейном движении;

- задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время;

- задачи, в которых скорость выражена косвенно через время;

- задачи, в которых тело движется по окружности;

- задачи, на составление неравенств.

    2.Задачи на совместную работу:

- задачи на вычисление неизвестного времени работы;

- задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами;

- задачи на вычисление неизвестной производительности работы.

     3. Задачи на планирование.

- задачи на вычисление объема выполняемой работы;

- задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ;

- задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы.

     4. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.

- задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы;

- задачи, в которых используется формула двузначного числа;

- задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам;

- задачи, компонентами которых являются геометрические величины.

     5. Задачи на проценты.

- задачи, решаемые арифметическим способом;

- задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого;

 -задачи экономического характера;

-задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов.

     6. Задачи на сплавы и смеси.

- схематизация при решении задач.

- задачи с химическим содержанием;

- нестандартные задачи на сплавы и смеси.

     7 Задачи на прогрессии.

- задачи на арифметическую прогрессию;

- задачи на геометрическую прогрессию;

- задачи на применение характеристических свойств прогрессий.

    8. Математическое моделирование как основа решения текстовых задач.

- основные понятия математического моделирования. Роль проверки в решении текстовых задач.

Литература

1. А.В.Шевкин. Текстовые задачи. – М. Просвещение, 1997г.

2. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы – М. Наука, 1999г.

3. А.Симонов. Экономические задачи на уроках математики. Математика, приложение к «Первое сентября», №44, 2000г.

4. В.Ф. Чаплыгин. Некоторые соображения по решению текстовых задач. Математика в школе, №4, 2000г

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Решение текстовых задач" - элективный курс »


Рассмотрено Утверждено

на заседании районного методического на заседании методического

объединения учителей математики совета школы

протокол № __ от _______

Протокол № __ от_____________ Зам. директора по УВР

Руководитель РМО МКОУ «Борщенская СОШ»

________ ____________





Программа

элективного курса

по математике


«Решение текстовых задач»


(11 класс)



МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа»








Подготовил учитель математики

МКОУ «Борщенская СОШ»

Недригайлова Л.И.





2014 – 2015 уч.год


Пояснительная записка

Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у школьников умений и навыков решения текстовых задач.

В школьном курсе математики очень мало времени и внимания уделяется изучению приемов и методов решения текстовых задач. Текстовые задачи предлагаются на вступительных экзаменах в вузы и входят в КИМы ЕГЭ по математике за курс средней школы, а на старшей ступени их практически нет. Текстовые задачи как никакие другие наиболее полно формируют у обучающихся понимание сути математического моделирования, готовят их к использованию математических знаний в качестве инструмента познания, позволяют привить им навыки моделирования реальных процессов. Задачи являются материалом для ознакомления школьников с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Этапы решения задачи являются формами развития мыслительной деятельности. Именно в учебно – познавательной деятельности при решении текстовых задач реализуется развивающая функция обучения, так как при этом в большей степени обеспечивается развитие сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования.

Для решения текстовых задач применяются три основных метода: арифметический, алгебраический и комбинированный. Планируется организация разных форм деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Курс рассчитан на 34 часа, то есть 1 час в неделю.



Цели и задачи курса:

- развитие интереса школьников к предмету;

- систематизировать ранее полученные знания по решению задач;

- знакомство с основными методами и идеями решения текстовых задач различных типов, в том числе практического и прикладного характера;

- способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решении познавательных проблем,

- создание условий для обоснованного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о решении текстовых задач.



В результате изучения курса обучающиеся должны научиться:


- составлять план решения текстовой задачи;

- составлять уравнение, неравенство или систему уравнений для решения задачи;

- решать основные типы задач, перечисленные в плане;

- понимать классификацию основных типов текстовых задач по содержанию и способам решения;

- уметь выполнять схематизацию по условию текстовых задач различных типов;

- уметь переводить условие задачи на математический язык;

- выбирать методы и приемы решения задачи в соответствии с ее типом;

- применять полученные знания в практической и повседневной жизни.



Учебно – тематический план




Количество

часов


Формы контроля

Дата провед

п/п

Название темы

Всего

Лекции

Практика



ения

1

Задачи на движение

3

1

2



2

Задачи на совместную работу

2

-

2



3

Задачи на проценты

3

1

2

Самостоятельная работа


4

Задачи на планирование

2

-

2

Составление задач с применением статистических данных


5

Задачи на сплавы и смеси

3

1

2

Проверочная работа


6

Задачи на логическое мышление

2

-

2

Составление задач из повседневной жизни


7

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий

3

-

3

Проверочная работа


8

Задачи, решаемые при помощи неравенств

4

1

3

Составление задач из повседневной жизни


9

Задачи на применение арифметической

и геометрической прогрессий

3

-

3



10

Текстовые задачи разных типов

3

-

3

Самостоятельная работа


11

Математическое моделирование как основа решения текстовых задач

3

-

3



12

Подведение итогов по теме «Решение текстовых задач»

3

-

3

Контрольная работа


13

Итого

34

4

30





Содержание курса


1. Задачи на движение. Рассмотреть следующие виды задач:

- движение из одного пункта в другой в одном направлении;

- движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;

- движение из разных пунктов навстречу друг другу;

- движение по водному пути;

- определение скорости при встречном прямолинейном движении;

- задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время;

- задачи, в которых скорость выражена косвенно через время;

- задачи, в которых тело движется по окружности;

- задачи, на составление неравенств.

2.Задачи на совместную работу:

- задачи на вычисление неизвестного времени работы;

- задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами;

- задачи на вычисление неизвестной производительности работы.

3. Задачи на планирование.

- задачи на вычисление объема выполняемой работы;

- задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ;

- задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы.

4. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.

- задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы;

- задачи, в которых используется формула двузначного числа;

- задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам;

- задачи, компонентами которых являются геометрические величины.

5. Задачи на проценты.

- задачи, решаемые арифметическим способом;

- задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого;

-задачи экономического характера;

-задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов.

6. Задачи на сплавы и смеси.

- схематизация при решении задач.

- задачи с химическим содержанием;

- нестандартные задачи на сплавы и смеси.

7 Задачи на прогрессии.

- задачи на арифметическую прогрессию;

- задачи на геометрическую прогрессию;

- задачи на применение характеристических свойств прогрессий.

8. Математическое моделирование как основа решения текстовых задач.

- основные понятия математического моделирования. Роль проверки в решении текстовых задач.


Литература


1. А.В.Шевкин. Текстовые задачи. – М. Просвещение, 1997г.

2. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы – М. Наука, 1999г.

3. А.Симонов. Экономические задачи на уроках математики. Математика, приложение к «Первое сентября», №44, 2000г.

4. В.Ф. Чаплыгин. Некоторые соображения по решению текстовых задач. Математика в школе, №4, 2000г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Решение текстовых задач" - элективный курс

Автор: Недригайлова Любовь Ивановна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Элективный курс  «Решение текстовых задач» "
    ["seo_title"] => string(47) "eliektivnyi-kurs-rieshieniie-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "224300"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438683723"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-programma-eliektivnogho-kursa-po-alghiebrie-rieshieniie-tiekstovykh-zadach-v-8-klassie-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "120025"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413570530"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА  элективного курса  по математике «Решение текстовых задач» "
    ["seo_title"] => string(76) "programma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-rieshieniie-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "118168"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413050548"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Программа элективного курса «Текстовые задачи повышенной сложности» для 11 класса. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-eliektivnogho-kursa-tiekstovyie-zadachi-povyshiennoi-slozhnosti-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "138870"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417617594"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса «Избранные вопросы алгебры» "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-dlia-11-klassa-izbrannyie-voprosy-alghiebry"
    ["file_id"] => string(6) "225929"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439982807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1450 руб.
2070 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства