kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речь и альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для использования в работе учителей коррекционных школ 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речь и альтернативная коммуникация»
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»миологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утверждённым постановлением Главного государственного врача РФ 10 июля 2015г. №26;

- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Задачи:

- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- знакомство с альтернативными средствами коммуникации;

- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- развитие ручной и мелкой моторики,

- обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

- формирование элементарных графо-моторных умений.

- развитие слухового внимания и слухового восприятия,

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Краткая характеристика предмета:

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка.

Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.


Выделяется три группы детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями по уровню сформированности речи: группа с отсутствием речи - "неговорящие", группа с высказыванием на уровне отдельных слов и группа на уровне фразы. Все три группы детей объединяет ограниченное восприятие обращенной к ним речи извне и ее ситуативное понимание. Такое состояние речи в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всей жизни, что говорит о стойкости речевых нарушений.

Нарушение речи детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями имеет системный характер, затрагивает все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В общей структуре речевого недоразвития на первый план выступает ее коммуникативная сторона. Речь практически не включается в процесс деятельности, не выступает средством общения при взаимодействии, как со сверстниками, так и с взрослыми, что препятствует установлению социальных связей у данной категории детей, снижает потребности их социальной адаптации.

Срок реализации программы - 1 год.

С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Обучении детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями речи и коммуникации предусматривается проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развития сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В ходе обучения необходимо иметь ввиду, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи является усвоением средств общения.

На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого учащегося.

При составлении специальной индивидуальной программы выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленные задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации. К альтернативным средствам коммуникации относятся:

- мимико-жестикуляторные (взгляд, жест, мимика),

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

- электронные средства (планшетный и персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением).

Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

- как средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью,

- как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в последующем,

- как начальный этап в освоении детьми письмом и чтением.

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.

Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).

Процессы "чтения" и "письма" важны для формирования у учащегося правильных представлений о себе, социальном и природном мире.

Предмет "Чтение" предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями следующим вариантам "чтения":

- "чтение" телесных и мимических движений,

- "чтение" изображений на картинках и картинах,

- "аудиальное чтение": слушание аудиокассет (литературных произведений, СД-диски и др.),

-"чтение видеоизображений" (изображений на СД -дисках, видеофильмов и др.),

- "чтение" пиктограмм,

- глобальное чтение,

- чтение букв, цифр и других знаков,

- чтение по слогам и т.д.

В процессе работы по предмету "Письмо" рекомендуется следующая последовательность упражнений:

- практические упражнения (с предметами),

- упражнения с картинками,

- упражнения с пиктограммами (символами),

- упражнения с карточками "целые слова",

- упражнения с буквами, слогами и словами.

Вариант для учащегося "чтения" и "письма" определяется индивидуальными возможностями ребенка, что предполагает необязательное освоение им всеми предложенными видами и упражнениями.

В коррекционно-образовательной работе задействуются три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?), исполнительская (Каким образом он может говорить?).

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий природный мир», «Человек», «Математические представления», «Окружающий социальный мир», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области, в логопедической и психокоррекционной работе.

В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.


МЕСТО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. Предмет «речь и альтернативная коммуникация» относится к предметной области «Язык и речевая практика». Во2 классе на данный предмет отводится 3 часа в неделю, всего 34 недели – 102часа


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет "Речь и альтернативная коммуникация" представлен следующими разделами:


№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

"Это – Я»

«Я – мальчик, девочка. Мое имя» (сведения о себе, жест и пиктограмма «я», рисование и дорисовывание по шаблону).

Выражение согласия/ несогласия словом «да», «нет», жестом.

Просьба «дай», «мама, дай»

«Моя семья (мама, папа, брат, дедушка, бабушка)». Пиктограммы.

«Моя семья» (дорисовать контуры).

Потешка «Я пеку, пеку, пеку» (чтение и разучивание)

15

2

«Я – человек»

«Части тела: голова, руки, ноги» (конструирование человечка из бумажных шаблонов, конструктора)

«Эмоции (радость-грусть)». (Пиктограммы «смеется», «плачет»)

"Лицо и тело" (раскрашивание, штриховка, работа с картинками, изображающие эмоции и их признаки)

5

3

« Явления природы. Осень»


«Осенний листопад (шаблоны листьев, обводка, штриховка, раскращивание)»

«Явление природы. Солнце» (дорисовывание лучиков, выкладка их гороха).

Потешка «Солнышко лучистое улыбнулось весело» (аудиочтение и разучивание)

«Явления природы. Дождь». (Рисование фламастерами, чтение потешки «Дождик, дождик кап-кап-кап»).

«Осенние насекомые - мухи» (звукоподражание, раскрашивание контура, размазывание пластилином по контуру, чтение потешки «муха-цокотуха»)

6

4

«Дары осени»


«Сенсорная коробка «Дары осени» (игровые упражнения с природным материалом: шишки, желуди, каштан, кора деревьев, и др.)

Пиктограмма «яблоко», «груша, банан» (работа с пиктограммами, закрашивание трафарета, рисование и дорисовывание, штриховка)

«Фрукты: апельсин, ананас, лимон» (рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка).

Обобщающее понятие « Фрукты» (лото «фрукты», дидактическая игра).

«Овощи: морковь. Сравнение с яблоком» (сложить разрезные картинки, вырезывание из бумаги, штриховка).

«Овощи: лук, картошка, огурец» (разрезные картинки)

«Овощи: помидор. Сравнение огурцом» (цвет и форма, сравнение, разрезные картинки, штриховка).

Обобщающее понятие «Овощи» (лото «овощи» - дидактическая игра, сопоставит муляжи с картинками).

12

5

«Звуки природы»

«Птицы в лесу. Аудиозапись» (прослушать голоса птиц, звукоподражание).

«Голоса домашних животных». (Аудиозапись, просмотр видео, звукоподражание).

2


«Я и мои игрушки»


«Игрушечная посуда» (игры с образными игрушками и игровыми аналогами игрушек, разрезные картинки)

Потешка «Мишка косолапый» (чтение, совместное проговаривание слогов, игра «помоги Мишке собрать шишки»)

2


«Домашние животные и птицы»


«Кошка. Части тела» (видеоролик из жизни кошек, звукоподражание, части тела животного)

«Собака. Сравнение с кошкой» (чем питаются, какая польза для человека, части тела, звукоподражание)

«Корова. Части тела» (звукоподражание, чем питаются, польза для человека, части тела, раскрашивание картинки)

«Детеныши домашних животных» (дидактические картинки, соотнести животного и его детеныша на картинке).

«Детеныши домашних животных» (разрезные картинки, раскрашивание и обводка контура)

6


« Явления природы. Весна»


Весна. Тает снег, капель (игры с водой, наблюдение за таянием сосулек, свойства воды – жидкая, прозрачная, течет)

2


«Растительный мир весной».

Деревья. (распознавание на картинке, строение, раскрашивание контура, аппликация)

Почки и листья. (распознавание в природе и на картинке, рисование красками, прикрепление комочков пластилина к контуру)

Цветок (разрезные картинки, раскраска по контуру)

6


«Мебель»


Мебель: стол, стул, кровать, диван, кресло». (работа с картинками, пиктограммами, конструирование из палочек по образцу).

3


Аудиальное чтение


Сказка «Теремок» - аудиочтение. (чтение, выделение персонажей сказки, определение последовательности событий в сказке)

«Сказка «Теремок» - ответы на вопросы. (пазлы, обводка по контуру, раскраска)

3


Звуки и буквы.


Звуки «А», «У» -артикуляция. (повторение изученного за 1 класс)

Звук и буква «О» (артикуляция, узнавание графического образа, написание по трафарету, обводка по контуру).

Звук и буква «М» (артикуляция, узнавание графического образа буквы и конструирование из палочек)

Слоги «ма, му, мо» (артикуляция и чтение, узнавание в словах)

Письмо изученных букв и слогов.

Закрепление пройденного. Диагностика.

6


ВСЕГО


68

В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:

«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.

«Закрытые ворота» - язык между зубами.

«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.

Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:

- поддувание листиков, бумажных ленточек;

- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;

- дыхательные упражнения с произношением звука.


ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Личностные результаты:

Формируется положительное отношение к окружающей действительности. Определяет свою половую принадлежность (без обоснования). Узнает себя, свое отражение в зеркале на фото.

Будет узнавать членов семьи на фотографиях, относиться к членам семьи доброжелательно. Будут сформированы представления об этических нормах и правилах поведения.

Ориентируется в собственном теле, узнает, находит и показывает на себе части тела.

Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия. Понимает эмоциональные состояния других людей.

Способствовать формированию элементарной коммуникации с помощью невербальных средств.

Будет иметь возможность видеть красоту природы.

Расширен и обогащен опыт реального взаимодействия ребенка с миром природных явлений.

Формируется интерес к миру живой природы, формируются эстетические чувства.

Формируются эстетические чувства при рассматривании иллюстрации к стихам.

Манипулирует с мячом.

С помощью педагога умеет устанавливать и поддерживать контакт, отвечает на вопросы, используя различные средства коммуникации,

Формируется экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями природы. Имитирует стук капель с помощью рук. Показывает на картинке: кап-кап. Умеют играть с водой с разными игрушками. Переливает содержимое из одной ёмкости в другую.

Проявляет собственные чувства. Формируется экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Звукоподражает голосам птиц: курочка - «ко-ко-ко», петушок - «ку-ка-ре-ку», гусь - «га-га-га», утка - «кря – кря - кря». Подражает действиям, выполняемым педагогом. Научится совместному проговариванию отдельных слогов и слов потешки.

Обогащается опыт реального взаимодействия с окружающими предметами в процессе дидактических игр.

Различает зимнюю и летнюю одежду. Выбирает (вместе с учителем) одежду, обувь, соответствующую показанному образцу.

Развивается артикуляционная основа звукопроизношения.

Ориентируется в собственном теле,

Узнает, находит и показывает на себе части тела.

Развитие понимания речи, формирование активного словаря.

Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия. Понимает эмоциональные состояния других людей. Формируется умение сопереживать герою сказки, радоваться вместе с ним ит.д. Будет развиваться слуховое восприятие, расширится эмоциональный опыт.

Развитие фонематического слуха. Звукоподражает голосу животного.

Проявляет собственные чувства. Формируется экологическая культура: ценностное отношение к природному миру

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства

Предметные результаты:

Понимание смысла рисунка. Будет с помощью учителя развивать понимание речи, формировать активный словарь.

Будет формироваться умение совместно проговаривать отдельные слоги и слова потешки при «совместном чтении».

Выбирает из двух предложенных картинок время года «Осень», составляет одну общую картинку из двух разрезных частей, набирает желтую краску на кисть, делает примакивания кистью на листе бумаги.

Закрашивает трафарет солнышко желтым цветом, удерживает карандаш в руке. Умеет определять и находить предметы желтого цвета. Будет иметь возможность узнать об осенних изменениях в неживой природе (холодный ветер, тучи, дождь, листья опадают). С помощью педагога узнавать яблоко и грушу на картинках, на пиктограмме. Ориентироваться в понятиях один - много (яблоко-яблоки), узнавать апельсин, банан, морковь на картинках).

Познакомится с потешкой «Дождик, дождик кап-кап». Сопровождает движение речью (кап-кап).

Определяет на вкус яблоко, Знает форму (круг), цвет (желтое, зеленое). Получит представления об овощах, луке, картошке (его цвете, форме, вкусе). Будет сформировано умение соотносить муляжи овощей и фруктов с изо овощах, луке, картошке (его цвете, форме, вкусе).

Будет иметь возможность познакомиться с голосами птиц, подражать голосом пению птиц.

Знает особенности домашнего животного: чем питаются, как передвигаются, какую пользу приносят людям, различает их по внешнему виду, узнает животное по картинке, пиктограмме.

Звукоподражает (мяу-мяу, гав-гав, му, кукареку). Показывает части тела животного. Узнает и показывает части тела животных и птиц на картинке, различает их по внешнему виду

Сформированы представления об основных отличительных признаках зимы: снег, снегопад. Имеет представление о свойствах снега: он холодный, тает на ладони, в тепле. Имеет представление о зимних играх. Знает особенности диких животных: чем питаются, различает их по внешнему виду, узнает животное по картинке, пиктограмме.

Получит возможность узнать о внешних признаках птиц: крылья, хвост, клюв, перья. Научиться отличать ворону от воробья.

Видит сезонные изменения в природе. Имеет представление о снеге и его свойствах (сосулька-солнце-тает-капель кап-кап). Сформированы представления о свойствах воды: жидкая, прозрачная, журчит, течет; о качествах воды (чистая, грязная, теплая, холодная).

Схематично изображает дерево, травку. Знает карандаш зеленого цвета. Выкладывает из мозаики: травка, цветочек. Узнает изучаемые объекты живой и неживой природы (на картинке, пиктограмме).

Будет формироваться представление о том, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Узнает домашнюю птицу на картинке. Закрепит внешние признаки птиц: клюв, крылья, хвост, перья. Узнает реальные предметы одежды и обувь на картинках.

Расширены и конкретизированы представления о посуде. Умение составлять и прослеживать последователь ность событий по сюжетным картинкам. Узнает графический образ буквы.

Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Базовые учебные действия:

В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:

Будет иметь возможность

- вступать в контакт, реагируя на свое имя;

- фиксировать взгляд на учителе, вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные средства.

становление импрессивной речи с опорой на пиктограмму.

Получит возможность использовать коммуникативные средства (речь, жесты) для решения различных коммуникативных задач.

Способствовать формированию элементарной коммуникации с помощью невербальных средств.

Умеет принимать помощь учителя. С помощью педагога устанавливать и поддерживать контакт, отвечать на вопросы, используя различные средства коммуникации.

Умение составлять и прослеживать последовательность событий по сюжетным картинкам.

Будет расширяться пассивный и активный словарь.

Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Последовательно выполняет отдельные действия по образцу педагога.

Расширение пассивного и активного словаря за счет изученных слов, обозначающих предметы.

Подражает действиям, выполняемым педагогом. Выполняет действия способом «рука в руке»

Удерживает карандаш, проводит прямые отрывистые линии.

Фиксирует взгляд на изображении.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы.

Понимает односложные инструкции и действует: бросай, пинай, лови.

Получит возможность осуществлять синтез при складывании разрезных картинок. Развитие элементов синтеза при игре в лото.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Во время обучения во втором классе, в течение первого полугодия целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

Со второго полугодия используется оценочная система оценивания

1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

3

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

5

2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:


0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

3

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.


5


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание, темы занятий

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

I четверть 24 ч


1

Вводный урок. Инструктаж по ТБ и правилам поведения.

1

06.09


Воспитание в детях любви к своему народу, уважительное отношение к людям., к чужому мнению. Именно сказки по своему сюжету дают обширный материал в понятной и доступной форме






Картинки

действий, пиктограммы.

Шаблоны геометрических фигур, трафареты.



"Это – Я»



2

Установление зрительного контакта с собеседником. Штриховка «Круг».

2

07.09

08.09

3

Я – мальчик, девочка. Мое имя (сведения о себе, жест и пиктограмма «я», рисование и дорисовывание по шаблону).

2

13.09

14.09

4

Диагностика.

2

15.09

20.09

5

Моя семья (мама, папа, брат, дедушка, бабушка). Пиктограммы

2

21.09

22.09

6

Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком (словом, предложением). Штриховка «Квадрат».

2

27.09

28.09

7

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Обводка по трафарету «Квадрат».

2

29.09

Предметные и сюжетные картинки


8

Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай» (предложением). Штриховка «Треугольник».

2

04.10

05.10

Фотографии, игрушки, предметные и сюжетные картинки, картинки действий, пиктограммы.

Шаблоны и трафареты предметов.




9

Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». Рисование прямых линий по показу.

2

06.10

11.10

10

Выражение согласия (несогласия) Кивком головы (повороты в стороны), словами: «да», «нет». Рисование прямых линий по точкам.

2

12.10

13.10

11

Дыхательные упражнения без речевого сопровождения.

1

18.10

12

Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

1

19.10

13

Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). Обводка по трафарету «Овощи».

1

20.10

14

Потешка «Я пеку, пеку, пеку» (чтение и разучивание)

1

25.10

15

Закрепление пройденного. Обводка по трафарету «Фрукты».

1

26.10

II четверть 24


«Я – человек»



Картинки действий, пиктограммы

Шаблоны и трафареты предметов.

Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми.

Азбука общения. СПб., 1998.


Картинки действий, пиктограммы

Шаблоны и трафареты предметов.


1-2

Части тела: голова, руки, ноги (конструирование человечка из бумажных шаблонов, конструктора)

3

08.11

09.11

10.11


3

Эмоции (радость-грусть). (Пиктограммы «смеется», «плачет»)

2

15.11

16.11


4

Лицо и тело (раскрашивание, штриховка, работа с картинками, изображающие эмоции и их признаки)

2

17.11

22.11

5

Закрепление пройденного

1

23.11


« Явления природы. Осень»



6-7

Осенний листопад (шаблоны листьев, обводка, штриховка, раскращивание)

2

24.11

06.12

8-9

Явление природы. Солнце (дорисовывание лучиков, выкладка их гороха).

2

07.12

08.12

10

Потешка «Солнышко лучистое улыбнулось весело» (аудиочтение и разучивание)

2

13.12

14.12

11-12

Явления природы. Дождь. (Рисование фламастерами, чтение потешки «Дождик, дождик кап-кап-кап»).

2

15.12

20.12

21.12

13

Осенние насекомые - мухи (звукоподражание, раскрашивание контура, размазывание пластилином по контуру, чтение потешки «муха-цокотуха»)

2

22.12

27.12


«Дары осени»



15

Сенсорная коробка «Дары осени» (игровые упражнения с природным материалом: шишки, желуди, каштан, кора деревьев, и др.)

1

28.12

16

Закрепление пройденного.

1

29.12

III четверть 33 ч

1

ТБ и правила поведения на уроках. Пиктограмма «яблоко», «груша, банан» (работа с пиктограммами, закрашивание трафарета, рисование и дорисовывание, штриховка)

2

10.01

11.01



2-3

Фрукты: апельсин, ананас, лимон (рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка).

2

12.01

17.01


Картинки действий, пиктограммы

Шаблоны и трафареты предметов.


4

Обобщающее понятие « Фрукты» (лото «фрукты», дидактическая игра).

2

18.01

19.01

5-6

Овощи: морковь. Сравнение с яблоком (сложить разрезные картинки, вырезывание из бумаги, штриховка).

2

24.01

25.01


7

Овощи: лук, картошка, огурец (разрезные картинки).

2

26.01

31.01

8

Овощи: помидор. Сравнение огурцом (цвет и форма, сравнение, разрезные картинки, штриховка).

2

01.02

02.02

9-10

Обобщающее понятие «Овощи» (лото «овощи» - дидактическая игра, сопоставит муляжи с картинками).

2

07.01

08.01


«Звуки природы»



11

Птицы в лесу. Аудиозапись (прослушать голоса птиц, звукоподражание).

2

09.01

14.02

12

Голоса домашних животных. (Аудиозапись, просмотр видео, звукоподражание).

2

15.01

16.02


«Я и мои игрушки»



13

Игрушечная посуда (игры с образными игрушками и игровыми аналогами игрушек, разрезные картинки)

2

21.01

22.01


Картинки действий, пиктограммы

Шаблоны и трафареты предметов.


14

Потешка «Мишка косолапый» (чтение, совместное проговаривание слогов, игра «помоги Мишке собрать шишки»)

2

23.02

28.02


«Домашние животные и птицы»



15

Кошка. Части тела (видеоролик из жизни кошек, звукоподражание, части тела животного)

2

01.03

02.03

16

Собака. Сравнение с кошкой (чем питаются, какая польза для человека, части тела, звукоподражание).

2

07.03

08.03.

17

Корова. Части тела (звукоподражание, чем питаются, польза для человека, части тела, раскрашивание картинки).

2

09.03

14.03

18-19

Детеныши домашних животных (дидактические картинки, соотнести животного и его детеныша на картинке).

2

15.03

16.03

20-21

Детеныши домашних животных (разрезные картинки, раскрашивание и обводка контура)

2

21.03

22.03

22

Закрепление пройденного. (промежуточный контроль)

1


IV четверть 23ч


« Явления природы. Весна»



Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:





Образцы, шаблоны, трафареты букв


1-2

Весна. Тает снег, капель (игры с водой, наблюдение за таянием сосулек, свойства воды – жидкая, прозрачная, течет)

2

04.04

05.04


«Растительный мир весной».



3

Деревья (распознавание на картинке, строение, раскрашивание контура, аппликация).

2

06.04

11.04

4

Почки и листья. (распознавание в природе и на картинке, рисование красками, прикрепление комочков пластилина к контуру)

2

12.04

13.04

5

Цветок (разрезные картинки, раскраска по контуру)

2

18.04

19.04


«Мебель»



6

Мебель: стол, стул, кровать, диван, кресло». (работа с картинками, пиктограммами, конструирование из палочек по образцу).

2

20.04

25.04

7

Диагностика.




Аудиальное чтение



8

Сказка «Теремок» - аудиочтение. (чтение, выделение персонажей сказки, определение последовательности событий в сказке)

2

26.04

27.04

9

«Сказка «Теремок» - ответы на вопросы. (пазлы, обводка по контуру, раскраска)

2

03.05

04.05


Звуки и буквы.



10

Звуки «А», «У» -артикуляция. (повторение изученного за 1 класс)

2

10.05

11.05

11

Звук и буква «О» (артикуляция, узнавание графического образа, написание по трафарету, обводка по контуру).

2

16.05

17.05

12

Звук и буква «М» (артикуляция, узнавание графического образа буквы и конструирование из палочек)

2

18.05

23.05

13

Итоговая контрольная. Слоги «ма, му, мо» (артикуляция и чтение, узнавание в словах)

2

24.05

25.05

14

Письмо изученных букв и слогов.

1

30.05




ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература:

1.Баряева Л.Б. "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", СПБ, 2011

2. Комарова С.В. Речевая практика 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ С.В.Комарова – М.: Просвещение, 2017. – 95с.: ил.

3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.

4. Лынская М. И. Формирование речевой деятеяльности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).

5.Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

6. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. Н. Нов­город, 1992

7.Течнер С. "Введение в альтернативную коммуникацию", М., Теревинф, 2014.

8. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

9. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.-М.: Теревинф, 2004.

Дидактический материал: фотографии, игрушки, предметные картинки, картинки действий, пиктограммы

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Речь и альтернативная" коммуникация включает:

- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.




12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речь и альтернативная коммуникация

Автор: Алексеева Ирина Владимировна

Дата: 03.05.2023

Номер свидетельства: 630758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Применение альтернативной коммуникации для учащихся с РАС""
    ["seo_title"] => string(64) "primenenie_alternativnoi_kommunikatsii_dlia_uchashchikhsia_s_ras"
    ["file_id"] => string(6) "654997"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723834949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 1 классе с ТМНР "Жили у бабуси…""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_riech_i_al_tiernativnaia_kommunikatsiia_v_1_klassi"
    ["file_id"] => string(6) "372716"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482488642"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "«Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Деление составленных предложений на слова. Закраска фигур."
    ["seo_title"] => string(80) "rech_i_alternativnaia_kommunikatsiia_tema_delenie_sostavlennykh_predlozhenii_na_"
    ["file_id"] => string(6) "517197"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1564510338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_po_predmetu_rech_i_alternativnaia_kommunikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "563467"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605475360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида (В-II) по теме "Звук и буква Н""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_predmetu_rech_i_alternativnaia_kommunikatsiia_v_3_klasse_spets"
    ["file_id"] => string(6) "566710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607783583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства