"Применение альтернативной коммуникации для учащихся с РАС"
"Применение альтернативной коммуникации для учащихся с РАС"
Коммуникация – процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.
Цели использования альтернативной коммуникации: построение функционирующей системы коммуникации; развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Применение альтернативной коммуникации для учащихся с РАС"»
ЕТОДЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Коммуникация – процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.
Цели использования альтернативной коммуникации: построение функционирующей системы коммуникации; развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
Альтернативная коммуникация может:
быть необходима постоянно;
применяться как временная помощь;
рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Методы альтернативной коммуникации
Система жестов.
Система символов.
Обучение глобальному чтению.
Система коммуникации при помощи карточек PECS.
Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации.
СИСТЕМА ЖЕСТОВ
Требования к символам системы дополнительной коммуникации;
Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).
Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.
Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.
Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.
Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Группы жестов, которые используют для обучения детей с РАС:
Символические социальные жесты и движения: Указательный жест: Да. Нет. Нельзя. Дай. На. Иди сюда. Иди на ручки. Дай ручку. Уходи. Сядь. Встань, поднимись. Привет. До свидания (пока-пока). Спасибо. Мой. Хорошо и др.
Жесты описательного характера.
Зайчик – показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».
Кошка – погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изоб- разить усы.
Курочка — жест «клюёт».
Лошадь – изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.
Медведь – показать, как мишка ходит.
Петушок – изобразить гребешок.
Птичка – жест «полетели».
Мышка – рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
Свинка – жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос.
Собака – жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.
Дополнительные социальные жесты:
Смотри (указательный палец к глазу). Слушай (указательный палец к уху).
Говори (указательный палец ко рту) и др.
Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий: