(К)Актуализация знаний. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас - Математика сейчас. (слайд 2) - Чтобы узнать о каком времени года пойдёт сегодня речь на уроке нам надо расставить цифры в порядке возрастания и прочитать слово. (слайд 4) -Сегодня осень приглашает нас в гости и просит нас потрудиться. Часть детей будут выполнять самостоятельную работу на листочках, а остальные дети работают со мной. Внимание на экран. 1) Подул ветерок. Полетели листочки с деревьев и посмотрите, прикрыли цифры в числовом ряду. (Дети называют цифры и считают хором) . (слайд 5) 2) Разминка. (слайды 6-12) А) Решите задачи:. Семь листьев Вася сам собрал, Два листика Алеша дал. Скажите, сколько у него Осенних листиков всего? Ветер дунул, лист сорвал. И ещё один упал. А потом упало 5. Кто их сможет сосчитать? Б)-Кого Колобок встретил вторым? В)-Сколько человек тянули репку? Г)-Что лишнее: цветок, бабочка, жук Д) работа с числовым рядом Е) Назовите соседей чисел. 3) - Отгадайте загадку Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все … (солнце) . (слайд 13) - На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Чтобы разогнать тучи и освободить солнце, надо порадовать себя и учителя знаниями, включить воображение, и тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше. Постановка цели (проблемная ситуация) - Посмотрите на тучки. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (+1 – получить следующее при счёте число, -1 – предыдущее) . (слайд 14-15) (Учитель убирает тучки и обращает внимание детей на числовой луч). - Светит солнце, его лучи освещают землю, а в математике есть луч, который помогает нам идти вперёд, правильно считать. - Как называется этот луч? (числовой) - А почему эту фигуру называют лучом? (есть начало, нет конца) - Какой цифрой обозначают начало луча – точку отсчёта? Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? (прибавить 1, увеличить на 1) - А предыдущее? (вычесть 1, уменьшить на 1) Работа у доски. - У меня рассыпалось предложение. Давайте составим его, и это будет нашей темой урока.
прибавление и числа 1 вычитание - Что же у нас получилось? (ученик составляет из карточек предложение на доске) - Сегодня, начиная новую тему «Сложение и вычитание», вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы уже очень много. Давайте убедимся.
Середина урока. Выполнение теста. Работа в группе. Дети выполняют задания и тут же с помощью компьютерной презентации проверяют свои ответы (слайд 16). Образец выполнения теста: (запиши в окошки верные числа или знаки.) Задание | Ответы | 1. Число, которое при счёте следует за числом 5. | 6 | 2. Число, которое при счёте предшествует числу 8. | 7 | 3.Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6. | 5 | 4.Число, которое получится, если число 7 увеличить на 1. | 8 | 5.Число, которое надо уменьшить на 1, чтобы получить 3. | 4 | 6.Запиши верный знак сравнения между числами 8 и 9. | | -Итак, что получим, если число увеличим на 1? (следующее в ряду натуральных чисел) - А если вычтем 1? (предыдущее) Открытие нового. Презентация «Математическое путешествие». Введение в тему. Слайды 17-19. Из-за туч выглянуло солнце, ударило лучами света по непогоде, как волшебной палочкой. Сразу всё ожило, засверкало. В небе засверкала радуга. - А почему её называют радугой? (дуга) - А на нашем слайде какой она формы? (кривая) - Радуга вселяет радость, хорошее настроение. А сколько цветов в радуге? Как получить число 7? (1и 6, 2 и 5, 3 и 4, и наоборот) - По радуге мы перешли в сказочную страну математики. На другом конце радуги нас встречает маленькая девочка - эльф. Она рада встрече с вами. Но эльфы не любят так просто показываться людям. И вот вам доказательство: внезапно появляется другой эльф, который пытается нам помешать пройти в сказочную страну. Мы сможем туда попасть только тогда, когда правильно выполним все задания. Закрепление знания нумерации, + 1. Работа с веерами Слайды 21-24. (нумерация, последовательность, состав числа 10) - Какие числа пропущены? Докажите. - В каком порядке идут числа? (возрастания) На сколько? (на 1) -Какое число получим, прибавив 1? (следующее) -А если мы будем считать в обратном порядке? (убывания) На сколько? (на 1) - Вычитая 1, какое число мы получим? - На какие две группы можно разбить эти числа? (чётные и нечётные) - Назовите нечётные числа. (1, 3, 5, 7, 9) -Назовите чётные числа? (2, 4, 6, 8, ) - Почему их так называют? (их можно разложить на два одинаковых числа) - Назовите следующее чётное число(10). Как получить 10? Слайд 24. («соседи» чисел) - Мы справились с нашим заданием и оказались в деревне эльфов Десяткине. Нас встречают жители. Мы легко узнаем, кто из них в каком доме живёт, если знаем соседей чисел первого десятка. (дети показывают ответы с помощью вееров). Отработка умения + 1. (Комментирование по цепочке или можно позволить, как вариант, хоровые ответы) Слайды26-46. -Выйдя из тёмного леса на солнечную поляну, наш проводник делает шаг и …исчезает: он стал невидим, но его следы помогут нам найти дорогу, если мы правильно выполним действия. (Дети по цепочке присчитывают по единице и контролируют себя по значениям выражений, которые появляются на «следах» эльфа в кадре.) -Вы правильно присчитывали по единице. Скажите, как изменяется число, если прибавить 1? - Как называется действие, в результате которого число увеличивается? (сложение) - Эльф – проказник доволен вашей работой. Он снова появился на краю поляны, ввёл нас в тёмный лес и …снова исчез. Нам предстоит новое испытание: найти дорогу из леса. (Слайды 47-64.) Для этого нужно найти значения выражений слева (-1). -Что мы будем делать? (отсчитывать по 1) -Как будут изменяться числа? (уменьшаться на 1) -Итак, в путь! (дети хором решают примеры и «прокладывают» дорожку из тёмного леса.) Слайд 65. -Снова появился эльф: вы правильно справились с заданием, мы «дошли» до единицы, впереди появился солнечный луч. Ответьте на вопросы эльфа, чтобы выйти к свету знаний. -Как изменялись числа по дороге из леса? (уменьшались на 1) -Как называется действие, в результате которого числа становятся меньше? Подведение итогов основного этапа. (дети делают «последний шаг»: 1-1=0) - Вы молодцы, в очередной раз справились с заданием, и мы вернулись к началу нашего пути. Что такое нуль на числовом луче? (точка отсчёта, начало счёта) -А вот и сигнал правильности вашего ответа и оценка вашей работы! (кадр яркого солнечного света) . (слайд 65) Физминутка. Закрепление пройденного. (+ 1) 1) «Луч учит». Комментирование. (слайд 66) 2) «Луч проверяет». Индивидуальные ответы. (слайд 67) Работа по учебнику.(страница 76-77) . (слайды 68-70) Исследование таблицы сложения. -Назови самый маленький результат сложения чисел в таблице. -Назови самый большой результат сложения чисел в таблице. -Сколько примеров в таблице имеют ответ 9? -Какие два однозначных числа надо сложить, чтобы получилось число 10? -Сколько примеров у тебя получилось? Работа с мячом: Реши: 5+4= 6+2= 3+5= 3+4= 2+3= 7+2= 4+6= 7+3= Работа в группе: Выведите правило, решив примеры: Правила работы в группах: Собираемся в группы. Получаем задания от своих руководителей. Выполняем, выводим правило. Отчет группы. 3 5 +0
6 2 8 1 3 6 +1 5 9 2 7 4 6 3 -1 2 5 7 9 Отчет групп у доски. Вывод: 1.Если к числу прибавить 1, то получим следующее по счёту число. 2.Если вычитаем 1, то предыдущее. 3. Если к числу прибавить о, то получим это же число. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А теперь мы отдохнем. Физкультминутку проведем. Игра «Не скажу, а покажу» Я буду называть различные линии, а вы их показывать. - А сейчас нам осталось только записать таблицу сложения и вычитания числа 1 Формативное оценивание. (заполнение карточек) (слайд 71) ( (Взаимопроверка в парах) 1 | + | 1 | = | | | 1 | - | 1 | = | | 2 | + | 1 | = | | 2 | - | 1 | = | | 3 | + | 1 | = | | 3 | - | 1 | = | | 4 | + | 1 | = | | 4 | - | 1 | = | | 5 | + | 1 | = | | 5 | - | 1 | = | | 6 | + | 1 | = | | 6 | - | 1 | = | | 7 | + | 1 | = | | 7 | - | 1 | = | | 8 | + | 1 | = | | 8 | - | 1 | = | | 9 | + | 1 | = | | 9 | - | 1 | = | | Физкультминутка. Ах, как долго мы писали. Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими) Игровое упражнение «Карусель» Учащиеся образуют 2 круга – внутренний и внешний. У детей, стоящих во внутреннем круге карточки с числами 1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8 Учащиеся, стоящие во внешнем кругу по хлопку прибавляют к данному числу 1, называют ответ и передвигаются дальше. Затем ребята внутреннего и внешнего круга меняются местами. Добавляются дети с карточками 9, и 10. Задание для ребят из внешнего круга: вычесть из данного числа 1. (И)Работа в тетради (стр.75) (слайд 72) -Соедини примеры с одинаковыми ответами: 4+5 3+6 6+2 4+4 8+2 7+3 3+4 2+5 3+3 4+2 4+1 3+2 -Обведи первое слагаемое синим карандашом, а второе-красным. - Закончилось наше математическое путешествие, заканчивается и наш урок. Как хотелось бы, чтобы в ваших знаниях было бы так же ясно как на этой фотографии. - Наше солнышко улыбается, давайте вспомним, какие «тучки» мы сегодня «разогнали» на уроке: что изучали на уроке? -Как называется действие, в результате которого числа увеличиваются? (сложение) -уменьшаются? (вычитание) -Что получим, если к числу прибавить 1? (следующее число) -вычесть 1? (предыдущее число) |