Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта занятия по развитию мышления»
Конспект занятия «Развитие мышления у детей младшего школьного возраста»
Тип: Индивидуальное с учащимся Вид: Развивающее
Цель: развитие мышления у младших школьников. Задачи: 1. Развитие словесно-логического мышления. 2. Развитие творческого мышления. 3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация. 4. Развитие способности рассуждать. 5. Развитие умений соблюдать правила поведения на уроке.
Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия: 1. Регулятивные: развитие умения контролировать свое поведение; 2. Познавательные: развитие словесно-логического и творческого мышления, мыслительных операций.
Целевая группа: данные задания и упражнения можно использовать при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Падагог: «Здравствуйте! Сегодня мы с тобой будем выполнять задания, которые являются не только интересными, но и очень полезными. Но в начале, я попрошу тебя оценить своё настроение: если тебе весело, возьми веселый смайлик, если грустно – грустный смайлик, а если не грустно и не весело, спокойно – нейтральный. Молодец! Итак, начинаем выполнять наши задания».
Разминка.
Быстро ответь на вопросы:
- Где пальцев больше, на левой руке или правой ноге человека?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько всего времён года?
- К какому времени года относиться декабрь?
- Как называется время суток между утром и вечером?
- Сколько таких дней всего?
- Какие дней в недели по счёту?
II. Основная часть.
1. Упражнение «Раздели на группы».
Цель: развитие словесно-логического мышления. Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа. Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.
2. Упражнение «Нелепицы»
Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Ход упражнения. Ребенку показывают картинку, во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».
Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.
4. Методика «Исключение четвертого лишнего»
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
5. Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»
III. Заключительная часть-составление фигур с использованием логической игры «танграм»
Рефлексия Педагог: «Молодец! А теперь снова давай оценим свое настроение. Скажи, что тебе понравилось больше всего? Что вызвало у тебя трудности? Спасибо, ты хорошо сегодня позанималась! До свидания!»
Список использованной литературы 1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с. 2. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М., 1996.
3.Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М., 2002.
4.Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М, 1996.