Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное, по сегодняшним меркам, чувство уверенности, успешности, а следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более
жизне – и – конкурентноспособным.
Основную роль в решении этой проблемы играет процесс обучения, организованный соответствующим образом. Мы вам предлагаем отправиться в занимательное путешествие по океану творческих способностей. В пособии предложены основные этапы путешествия) и расписаны по одному конспекту занятия с каждого этапа.
1 этап – «Остров знакомств».
Занятие №1.
Тема: «Привет индивидуальность».
Цель: знакомство, сплочение коллектива, предоставить возможность каждому участнику проявить свою индивидуальность.
Материал к занятию: магнитофон, мяч, атрибуты моряков.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы всем вместе отправиться в занимательное морское путешествие. Кто стеснителен и нерешителен, после наших занятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте, пусть станет спокойным и сосредоточенным. Мы узнаем много нового, научимся выдумывать и фантазировать.
Наше путешествие – назовем его так – будет долгим. Мы побываем на «Острове знакомств», на «Материке творческого воображения и фантазии», на «Архипелаге средства общения», на «Островах творческого мышления и чудес», посетим «Счастливую страну».
Хотите путешествовать все вместе? Чего нам для этого не хватает? Конечно экипажа! Сначала мы подберем наш экипаж, то есть познакомимся!
Упражнение «Имя».
Цель: представиться, пробудить интерес к себе.
Инструкция: «Назовите свое имя и расскажите, что оно обозначает».
Комментарии: значение имени пробуждает интерес и уже создает представление о человеке.
Упражнение «Снежный ком».
Цель: запомнить участников группы по именам.
Инструкция: «Мы узнали имена членов экипажа, попробуем теперь их назвать. Называем по очереди имена всех, кто сидит перед вами, а потом — свое».
Комментарии: при выполнении можно использовать мяч.
Упражнение «Алфавит»
Цель: снятие эмоционального напряжения, активизация внутригруппового взаимодействия.
Инструкция: «Сейчас встаньте, пожалуйста, и по моей команде выстройтесь в алфавитном порядке (по имени). Запомните очень важное правило: «Называй друга по имени, и он будет относиться к тебе так же».
Комментарии: можно использовать разные варианты ранжирования, обращая внимание на пассивных участников.
6 этап – «Счастливая страна»
Занятие №11.
Тема: «Я + вы = мы».
Цель: подведение итогов совместной деятельности, определение степени сплоченности коллектива, социометрия.
Материал к занятию: дневники, фломастеры, гуашь, кисти, скотч, клей, журналы для вырезания, ножницы, ткань, пластилин, анкеты, мяч, спортивный мат для игры.
Ход занятия:
Игра-приветствие «Мост дружбы».
Игра-активатор «Необычное приветствие».
(Участники хаотично передвигаются по комнате. По команде ведущего надо поздороваться со всеми необычными способами: ладонями, плечами, ногами, лбами, коленями, локтями и т. д.)
Упражнение «Комплимент»
(Каждый участник по очереди выходит в центр круга, группа высказывает ему свои комплименты).
Игра «Доверяющее падение»
Наше путешествие по «Океану творческих способностей» подходит к концу. Вы за эти 18 дней смогли подружиться, узнать друг друга поближе. Кому вы доверяете, как самому себе? (Каждый участник по очереди выходит в круг, вызывает двух друзей, которым полностью доверяет. Поворачивается к ним спиной и отходит на два шага от них. Затем по команде ведущего падает назад, с полной уверенностью, что друзья поймают его. Те, кого вызвали, должны оправдать оказанное доверие и поймать падающего).
Групповой коллаж «Я, ты, он, она - вместе мы одна семья! ».
(Совместная групповая работа из различных материалов. Работа должна отразить атмосферу взаимоотношений в коллективе).
Упражнение «Аплодисменты».
(Участники по очереди становятся на стул в центре круга). - Каждый из вас заслужил признание и аплодисменты друзей. Поприветствуем же друг друга бурными аплодисментами!
Игра «Подарок на память».
(Участники тайно дарят друг другу приготовленные сюрпризы, открытки с пожеланиями).
Рефлексия. Упражнение «Итоговый круг».
(Что понравилось на занятиях, что -не понравилось, что было полезным, стала ли наша группа коллективом, почувствовал ли ты себя частью коллектива; пожелания участникам и ведущему).
Заключительная анкета для детей.
1. С каким настроением чаще всего ты приходил в группу и с каким уходил?
2. Перечисли, что тебе больше всего понравилось и запомнилось?
3. Может быть, что-то не понравилось? Почему?
Упражнение «Закончи предложение словами или рисунками»
Мне хорошо, когда.
Мне грустно, когда.
Я чувствую себя неуверенно, когда.
Я боюсь, когда.
Я чувствую себя смело, когда.
Я горжусь собой, когда.
Я счастлив, когда.
Идеальный человек тот, кто.
Самая большая ценность в мире.
Театр-экспромт: разыгрывание театрального представления «Моряки».
Рефлексия. Упражнение «Итоговый круг»
5 этап – «Остров творческого мышления»
Занятие №3.
Тема: «Мышление».
Цель: развитие мыслительных операций, анализа и синтеза.
Материал к занятию: ватман, маркеры, мяч.
Ход занятия:
Ведущий: Мы продолжаем наше путешествие по «Острову творческого мышления». Как вы считаете какими качествами должен обладать хороший моряк? (Ответы детей фиксируются на ватмане). Делаем вывод, что моряк должен быть сильным, ловким… и умным.
Игра «Активатор».
«Чтобы быть умным, я… » (надо продолжить фразу, не повторяя уже сказанного)
Затем педагог просит детей рассчитаться на времена года, например зима, лето. Таким образом делим их на две команды и даем задание.
Задание №1. Направлено на развитие мыслительных операций анализа и обобщения.
Педагог просит назвать одним обобщающим словом или словосочетанием следующие четыре предмета:
1. Чашка, ложка, тарелка, вилка.
2. Ромашка, кукуруза, крапива, ландыш.
3. Голубь, павлин, утка, цапля и др.
Задание №2. Направлено на развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Группа загадывает какую-нибудь игрушку. С помощью жестов и мимики он должен показать, какая игрушка задумана. Вторая группа отгадывает, затем команды меняются.
Задание №3. Преподаватель спрашивает детей, что им нравится в данном явлении, а что нет (почему нравится лето, а почему нет). Предлагается также дать оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник и бант.
Рефлексия. Упражнение «Итоговый круг».
(Передавая мяч по кругу, все высказываются о том, что понравилось, что нет, что было полезным, что интересным).
Упражнение «Самый. »
Цель: сближение участников.
Инструкция: «Участник, бросая мяч другому, называет его по имени, продолжая фразу «Вася, ты самый. (смелый и т. д.) ».
Упражнение «Экипаж»
Цель: ориентировать участников на групповое взаимодействие, диагностика.
Инструкция: «Команда познакомилась. Выбираем капитана. Теперь пора построить красивый большой корабль, на котором мы поплывем. Выстраиваем стулья в форме лодки. Выбираем рулевого. Корабль поплывет, если все будут работать в такт».
Комментарии: ведущие только наблюдают за работой.
Задание «Законы экипажа»
Цель: разработка правил работы в группе.
Инструкция: «Мы — один экипаж, и нам нужно договориться, как мы будем общаться друг с другом».
Комментарии: ведущим наблюдать за активностью и подключать к обсуждению пассивных.
Рефлексия занятия.
1. Что запомнилось?
2. С каким настроением покидаете занятие?
2 этап – «Архипелаг средства общения»
Занятие №1.
Тема: «Секреты общения».
Цель: познакомить с различными способами общения, дать возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения, наработка навыков социального взаимодействия.
Материал к занятию: листы ватмана, фломастеры, листы бумаги.
3 этап – «Материк творческого воображения и фантазии»
Занятие №1.
Тема: «Воображение».
Цель: развитие фантазии и воображения и способностей к генерированию идей.
Материал к занятию: карточки к игре, бланки с 20 кругами Торренса, фломастеры, листы бумаги, мяч.
Ход занятия:
Ведущий: Мы продолжаем наше путешествие и как всегда начнем его с приветствия.
Игра-приветствие «Мост дружбы».
(Стоя в кругу, все берутся за руки. Ведущий пожатием руки посылает импульс стоящему рядом, тот – соседу, и так – по кругу, пока импульс не вернется к ведущему. Как только ведущий получит импульс обратно, он поднимает вверх свою руку и руку соседа. И так по цепочке все, взявшись за руки, поднимут их вверх – получится «мост дружбы». Все участники произносят приветствие «Салют, моряки! »). затем все рассаживаются на стулья, расставленные по кругу.
Игра-активатор «Да».
(Участники по кругу произносят слово «Да» с интонацией, которую задаст ведущий: тихо, громко, кратко, растянуто, заикаясь, удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, истерически, застенчиво, разочарованно, трогательно, как «нет»)
Мозговой штурм «Что такое воображение? »
«Воображение- это способность воображать, фантазировать, мысленно представлять что-либо»
Тест «Несуществующее морское животное». (Нарисовать животное, которого нет в природе, придумать, где оно живет, чем питается и т. д.)
Рефлексия. Упражнение «Итоговый круг».
4 этап – «Волшебный остров чудес»
Занятие № 5.
Тема: «Я думаю, я чувствую, творю, воображаю».
Цель: создать ситуацию, в которой участники смогут поразмышлять и обратиться к своим чувствам, пофантазируют и выскажут свои желания.
Материал к занятию: фломастеры, листы бумаги, кисти, краски, мяч, тесты.
Ход занятия:
Ведущий: Мы находимся с вами на «Волшебном острове чудес». Нам нужно пройти в центр острова, где происходят чудеса. Но для этого надо крепко взяться за руки, выстроиться в цепочку, идти тихо, слушая ведущего и повторяя все его действия. Иначе вы можете утонуть в болоте или попасть в пасть хищника. (Ведущий «прокладывает» путь через разные препятствия. Все рассаживаются в круг.)
Игра-приветствие «Мост дружбы».
Игра-активатор «Я думаю., я чувствую. » (Передавая мяч по кругу, продолжить фразу)
Упражнение «Три вопроса» (Какие три вопроса ты бы задал мудрецу, который
знает обо всем на свете)
Упражнение-тест «Узор» (За семь минут нарисовать узор, используя только три краски)
Упражнение «Три желания» (Если бы ты на некоторое время стал волшебником, то какие три желания исполнил бы)