Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми в 1 классе»
Өскемен қаласы әкімдігінің
«ҚББМО № 19» КММ
КГУ «ШЦДО №19»акимата г.Усть-Каменогорска
План работы
с одарёнными детьми 1 «Г» класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель:
Московченко Н.М.
Г.Усть-Каменогорск
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко
Пояснительная записка.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
Необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
План работы с одарёнными детьми
№
Содержание работы
Сроки
Результат
1
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми
Сентябрь
Изучение и реализация
2
Составление списков мотивированных учащихся
Сентябрь
Списки
3
Планирование работы
Сентябрь
План
4
Составление карты одарённости детей:
тип одарённости
способности ребёнка
определение креативности обучающегося
Октябрь
Карта одарённости
5
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия
в т.г.
Участие
6
Предметная школа
в т.г.
Участие
7
Участие в конкурсах творческих работ
в т.г.
Участие
Участие во международных конкурсах:
«Русский медвежонок»
«Кенгуру»
«ЧИП»
в т.г.
Участие
8
Интеллектуальный марафон для учащихся 1классов
в т.г.
Участие
9
Подведение итогов
Май
Анализ работы
Список мотивированных учащихся 1 «Г» класса 2018-2019 уч.год
В классе 24 ученика. За I-четверть было выявлено, что ребятам неплохо дается математика. За четверть были проведены: 1 самостоятельная работа и 2 проверочных работы Одна из них тест) и результаты детей меня порадовали.
Марценюк Таисия
Ибраев Амирхан
Ермоленко давид
Шемелин Максим
Щур Мария
По другим предметам есть разногласия в плане одаренности, средних учеников и слабоуспеваемости. Есть над чем работать. Одаренных детей буду готовить к олимпиадам и попробую давать задания другие (немного посложнее).
Т.о. на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе и проверочных работ составлен список мотивированных учащихся:
Осуществление плана по работе с одарёнными детьми создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям
Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Ф.И.О. : Марценюк Т.
Дата исследования – 10.09.2018г.
№
Субтесты
5- выс.
4- выше сред.
3- сред.
2- ниже сред.
1- низ.
1
Осведомленность
Владеет знаниями не только программного курса обучения
Задания не вызвали затруднении и выполнены с легкостью
Количественный анализ
15-17
выше среднего
Качественный анализ
Таисия на начало учебного года владеет необходимыми математическими способностями, задания на количественное и качественное соотношение трудности не вызвали. Необходимо развивать логическое мышление, совершенствовать умение решать задачи на развитие логического мышления.
Ф.И.О. : Шимелин М.
Дата исследования - 10.09.2018г.
№
Субтесты
5- высокий
4- выше среднего
3- средний
2- ниже среднего
1- низкий
1
Осведомленность
Хорошо владеет только программным материалом ,за первый год обучения в школе.
Максим на начало учебного года владеет необходимыми навыками в решении представленных задач, дает правильные ответы, но нет уверенность. Присутствует боязнь ошибиться.