kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа проектной деятельности "Узнаем сами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы "Юный исследователь", автор Абдулкина Е.М.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа проектной деятельности "Узнаем сами"»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Узнаем сами» разработана на основе авторской программы « Юный исследователь», автор Абдулкина Е.М., опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296 в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.

В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконрав­ственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и бу­дущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях россий­ского народа.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.


Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Специфика курса

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.


Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Содержание программы

Тема занятия

содержание

1 класс

Что такое проекты (1 час)


Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследователь­ской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презента­ция исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Что такое проблема (1час)


Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть про­блему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении соб­ственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаем мир (1 час)


Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдения­ми и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Школа почемучек (2 часа)


Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Удивительный вопрос. (2 часа)



Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Источники информации. (2 часа)



Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со] взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Любимое число. Игры с числами. (2 часа)



Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать! умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать! свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Проект «Алфавит».(3 часа)

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние по­дарки. (2 часа)


Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Проект «Игры наших, дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.(3 часа)


Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.

Проект «Растения».(3 часа)


Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Рас­тения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные рас­тения нашего класса. Охрана растений в Ростовской области.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни рас­тений.

Проект «Симметрия вокруг нас». (2 часа)



Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и простран­ственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Проект «Сказки».(6 часов)


Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.

Театрализация сказки (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творче­ских способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реали­зовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Автор­ские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа

(2 часа)


Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставка Презентация работ учащихся.

2 класс

Что такое иссле­дование? Кто такие исследо­ватели? (1 час)

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое ис­следование, его видах и роли в жизни человека; обуча­ющийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Основные мето­ды исследования. Как зада­вать вопросы? (1 час)

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и срав­нить основные методы исследования, ученики потрени­руются в определении волнующих проблем при прове­дении исследования

Коллективная иг­ра-исследование(1 час)

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материа­ла по теме исследования, проанализировать игровую си­туацию, высказать свою точку зрения

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования (1 час)

Обучающийся сможет потренироваться выделять глав­ное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

Защита исследо­вательской работы. Секреты успешного выступления (1 час)

Обучающиеся смогут представить результаты своей ра­боты в виде доклада, назвать основные правила успеш­ного выступления

Путешествие в Загадкино

(4 часа)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Что такое Новый год?

(5 часов)

Работа над проектом в соответствии с этапами

У меня рас­тут года... (5 часов)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Меры длины(5 часов)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Знакомые незнакомцы (озеленение) (5 часов)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Праздники в России (4 часа)

Работа над проектом в соответствии с этапами

3 класс

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях (2 часа)

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя про­явить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.


Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности (2 часа)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родствен­ники».

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипоте­за исследования (2 часа)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение ги­потез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

Основные источники получения информации (3 часа)

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - сло­вари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с элек­тронным пособием.

Оформление списка литературы и использованных электронных ис­точников (1 час)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформ­ление списка использованных электронных источников.


Методы исследования. Мыслительные операции (1 час)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необ­ходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Обработка результатов исследования. Методика оформления резуль­татов(1 час)

Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загряз­нения окружающей среды».


Оформление работы. Подготовка доклада ( 2 часа)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point (2 часа)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point . Презентация «Моя мама».


Тематические учебные исследования (18 часов)

• исследование числа - 1 час;

• исследование суммы, произведения - 1 час;

• исследование «Лексическое значение слов» - 1 час;

• исследование «Орфограммы в корне слова» - 1 час;

• исследование «Соединительные гласные в сложных словах» - 1 час;

• мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» - 2 часа;

• исследование «Вода - источник жизни». Конференция - 2 часа;

• исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» - 2 часа;

• исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» - 2 часа;

• исследование «Труд в моей семье» - 1 час;

• вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки» - 2 часа;

• игра-викторина «Путешествие в страну Знаний» - 1 час.

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год (1 час)

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставка Презентация работ учащихся.

4 класс

Где мы живем. Символы Ростовской области: герб, флаг, гимн. (1 час)

Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.

Понятие о символах Иркутской области. Понятия: герб, флаг, гимн.


Геология родного края. (6 часов)


Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезо­зойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Ростовской. (1 час)

Цель: знакомство с исследователями.

Понятия: землепроходцы, исследователи.


Степи Ростовской области. (2час)

Цель: исследование степей ростовской области.


Полезные ископаемые. (4 часа)


Цель: исследование полезных ископаемых Ростовской области.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

Времена года и народные приметы. (2 часа)

Цель: исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы.

Реки Ростовской области.

(2 часа)

Цель: знакомство с реками и озерами Иркутской области. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

Почвы и природные зоны Ростовской области. (2 часа)


Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Иркутской области, отличительные особенности природных зон.

Растительный мир родного края. (6 часов)


Мир деревьев тайги. Деревья и ку­старник. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира Ростовской области

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

Животный мир родного края.

(6 часов)

Млекопитающие лесов. Птицы Ростовской области. Земноводные, живущие на территории Ростовской области. Насекомые. Мир рыб.

Цель: изучение животного мира родного края. Понятия: природное сообщество.

Экология Ростовской области.

(1 час)

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблемы экологии.

Понятия: экологическая проблема.

Почитаем - поиграем. Проект (1 час)



Место «Проектной деятельности» в учебном плане.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №12 на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости.


Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-моделирующая деятельность;

-поисковая деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.





Личностные и метапредметные результаты


результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия





Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента


Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).




По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.


Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

1 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

  • вести рассказ от начала до конца;

  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

2 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 - 4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.








Список литературы

    1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность в. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 321 с.

    2. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор .. -1995. -№ 6. -16с.

    3. Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М. Издательсательский центр «Академия», 1999. -204 с.

    4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.

    5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, - 126 с.

    6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 1 1 9 с.

    7. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.

    8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

    9. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009 -

    10. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

    11. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Народное образование.

    12. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование – 2000-№7
















Календарно - тематическое планирование для 1 – го класса


п/п

Наименование тем

Количе­ство ча­сов

Дата проведе­ния

I. Введение (1 час)

1 | Что такое проект

1


II. Учимся делать проекты (7 часов)

2

Что такое проблема

1


3

Как мы познаем мир

1


4-5

Школа «почемучек»

2


6-7

Удивительный вопрос

2


8-9

Источники информации

2


III. Мы исследователи (23 часа)

10-11

Любимое число

2


12-14

Алфавит

3


15-16

Почему мы любим, встречать Новый год

2


17-19

Игры наших дедушек и бабушек

3


20-23

Растения

4


24-25

Симметрия

2


26-31

Сказки

6


IV. Заключение ( 2 часа)

32

Что мы узнали и чему научились за год.

1


33

Моя лучшая работа

1


Тематическое планирование для 2-го класса


Наименование тем

Количество

Дата

п/п


часов

проведения





Тренинг исследовательских способностей (16 часов)

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1


2-3

Что можно исследовать? (Тренировочные занятия)

2


4

Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?

1






5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

1










6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1


7

Игра «Историческое моделирование»

1


8

Экскурсия как средство стимулирования исследователь­ской активности детей

1


9

Наблюдение как способ выявления проблем

1


10

Экскурсия-наблюдение за воробьями

1


11

Развитие умения видеть проблемы

1


12

Развитие умения выдвигать гипотезы

1


13

Развитие умений задавать вопросы

1


14-15

Развитие умений давать определение понятиям

2


16

Развитие умений классифицировать

1


Самостоятельная исследовательская практика (14 часов)

17

Задачи на классификацию с явными ошибками

1


18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами

1


19

Развитие умений наблюдать

1


20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мыс­ленный эксперимент

1


21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1


22

Эксперименты с домашними животными

1


23

Как оценивать идеи

1


24

Развитие умений высказывать суждения и делать умоза­ключения. Индуктивные умозаключения

1


25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии

1


26

Развитие умения создавать метафоры

1


27

Развитие умений создавать тексты

1


28

Методика работы с текстом

1


29

Учимся выделять главную идею

1


30

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. За­дание «Рассказ на заданную тему»

1


Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3 часа)

31-33 3ащита проектов

3


















Тематическое планирование для 3-го класса


п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения







1-2

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способно­стях

2


3-4

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельно­сти

2


5-6

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования

2


7-9

Основные источники получения информации

3


10

Оформление списка литературы и использованных электрон­ных источников

1




11

Методы исследования. Мыслительные операции

1


12

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов

1


13-14

Оформление работы. Подготовка доклада

2


15-16

Как правильно делать презентацию. Знакомство с программой Microsoft Power Point

2


17

исследование числа

1


18

исследование суммы, произведения

1


19

исследование «Лексическое значение слов»

1


20

исследование «Орфограммы в корне слова»

1


21

исследование «Соединительные гласные в сложных словах»

1


22-23

мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции»

2


24-25

исследование «Вода - источник жизни». Конференция

2


26-27

исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя»

2


28-29

исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

2


30-31

исследование «Труд в моей семье»

2


32

вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки»

1


33

игра-викторина «Путешествие в страну Знаний»

1


34

Чему мы научились за этот год

1

































Тематическое планирование для 4-го класса


п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1

Символы Ростовской обл области: герб, флаг, гимн

1


2-7

Геология родного края

6


8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Ростовской области

1


9-10

Равнины Ростовской области

2


11-14

Полезные ископаемые Ростовской области

4


15-16

Времена года и народные приметы

2


17-18

Реки Ростовской области

2


19-20

Почвы и природные зоны Ростовской области

2


21-26

Растительный мир родного края

6


27-32

Животный мир родного края

6


33

Экология Ростовской области

1


34

Почитаем и поиграем

1













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа проектной деятельности "Узнаем сами"

Автор: Иванова Ирина Эдуардовна

Дата: 05.07.2016

Номер свидетельства: 336984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-3-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403152723"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "отчет по самообразованию"Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру" "
    ["seo_title"] => string(155) "otchiet-po-samoobrazovaniiu-razvitiie-poznavatiel-nykh-vozmozhnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-osnovie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "131196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416098502"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Развитие речи. КТП. 3 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "razvitiie-riechi-ktp-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415038908"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства