kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по учебному предмету  «Математика»

для 3 класса  

(начальное общее образование)

Евгения Фёдоровна Храповицкая,

учитель начальных классов 

г. Иланский

2013 г.

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе примерной программы начального общего    образования по  математике  и  авторской  программы    «Математика». /Авторы: М.И. Моро,  М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова)./ Москва: «Просвещение» 2011 год.

 Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09.  № 373. 
  • Основная образовательная программа  начального общего образования МБОУ «Иланская СОШ № 41».
  • Годовой календарный график школы на 2013-2014 учебный год.

                                                    Общая характеристика курса

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес

Просмотр содержимого документа
«УУД»


п/п

Раздел курса

Кол-во часов

Цель раздела

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД

Личностные
результаты

1.

Числаот 1 до 100

Сложение и вычитание (продолжение)

8 ч.

Продолжить формировать умения письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100

Знать последовательность чисел от 1 до 100;

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

Уметь представлять число в виде суммы разрядных слагаемых;

Знать название компонентов и результата сложения и вычитания;

Уметь чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

Уметь обозначать геометрические фигуры буквами;

Регулятивные:


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;


Научиться, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;


Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;


Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.


Контролировать свои действия и соотносить с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, группе.


Познавательные:

Ориентироваться

в своей системе знаний:


самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др);


Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

Устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;



Делать выводы на основе обобщения умозаключений;


Преобразовывать информацию из одной формы в другую:


представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Коммуникативные

Донести свою позицию до других:


Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;


Договариваться: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);



Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.



Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.


Развивать мотивацию учебной деятельности;


Заинтересовывать в приобретении и расширении знаний и способов действий;


Подходить творчески к выполнению заданий.


Уметь анализировать свои действия и управлять ими.


Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;


формировать положительное отношение к урокам математики, к учёбе, школе;


формировать понимания значения математики в жизни и деятельности человека;

формировать умение

самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.










2.

Числа от 1 до 100

Табличное умножение и деление (продолжение)

56 ч.

Формировать у уч-ся осознанных и прочных знаний названия компонентов и результатов умножения и деления; знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2, 3 действия (со скобками и без них).

Знать правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях;

Знать о взаимосвязи между числами и результатом при умножении и делении;

Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел;

Уметь решать задачи с разными величинами;

Уметь вычислять площадь прямоугольника;

3.

Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление

27 ч.

Формировать осознанные, прочные знания и навыки вычислений; совершенствовать умения решать задачи.

Знать, как можно умножить и разделить сумму на число;

Знать, как связаны между собой умножение и деление;

Уметь выполнять умножение и деление двузначных чисел на основе изученных свойств;

Уметь выполнять деление с остатком;

Уметь выполнять

Умножение и деление с помощью обратных действий.

4.

Числа от1 до 1000

Нумерация

13 ч.

Формировать умение читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000.

Знать название числовых разрядов;

Уметь образовывать, читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа;

Уметь записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых.



5.

Числа от 1 до 1000

Сложение и вычитание


10 ч.

Формировать представление о выполнении четырёх арифметических действий в пределах 1000 , в устной и письменной форме; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000.

Знать приёмы устного и алгоритмы письменного сложения и вычитания;

Уметь применять их при вычислениях в пределах 1000.

6.

Числа от 1 до 1000

Умножение и деление

12 ч.





















формировать и использовать различные приёмы для устных вычислений; применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное число.

Знать приёмы устного умножения и деления и алгоритмы письменного умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число;

Уметь применять их при вычислениях и выполнении проверки этих действий с помощью обратных действий.


7.

Итоговое повторение

9 + 4

Повторить и обобщить изученный материал; проверить осознанность и прочность вычислительных

навыков.

Уметь выполнять арифметические действия над числами в пределах 100 и 1000;

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;

Уметь распознавать изученные фигуры


Проверка знаний

1

Проверить знания, умения и навыки полученные в течение года.

Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике;

работать самостоятельно

- контролировать свою работу и её результат.


Итого:

140ч.








Просмотр содержимого документа
«календарное планирование»





Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (8 часов)

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Вид и формы контроля




1

1

Повторение. Нумерация. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

( стр. 4-5)

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Обозначать геометрические фигуры буквами.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Предварительный

устный опрос (15мин)

02.09


2

2

Выражения с переменной.


Текущий, устный опрос (15мин)

03.09


3

3

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.


Текущий, устный опрос (15мин)

04.09


4

4

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.

Текущий, письменный опрос (10мин)

05.09


5

5

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании М/Д

Тематический

письменный опрос(15 мин)

09.09


6

6

Входная контрольная работа

Административная

контрольная работа

(40 мин)

10.09


7

7

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Текущий,

индивидуальный опрос

(15 мин)

11.09


8

8

Закрепление по теме «Сложение и вычитание» Тест «Сложение и вычитание» (ким)

Задания творческого и поискового характера.

Тематический, письменный опрос (10 мин)

12.09










Табличное умножение и деление (56 часов)

9

1

Связь умножения и сложения.

Применять правила о порядке выполнения действий в число­вых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Использовать различные приёмы проверки правильности вы­числения значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).


Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей за­висимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действий для решения.

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на не­сколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколь­ко раз, приводить объяснения.

Составлять план решения задачи.

Действовать по предложенному или самостоятельно составлен­ному плану.

Пояснять ход решения задачи.


Анализировать задачи, устанавливать зависимости между ве­личинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устраивать ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенного при решении.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответству­ющие случаи деления с числами 2 – 9.


Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

Находить число, которое в несколько раз больше(меньше) данного.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Работать в паре. Составлять план успешной игры. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.

Моделировать различное расположение кругов на плоскости.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины.

Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более круп­ные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осущест­вляющей выбор продолжения работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную за­интересованность в приобретении и расширении знаний и спосо­бов действий. Анализировать свои действия и управлятъ ими.


Текущий,

устный опрос (15мин)

16. 09


10

2

Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. ( стр.19 -20)

Текущий,

устный опрос (15мин)

17.09


11

3

Таблица умножения и деления с числом 3.

Текущий,

устный опрос (15мин)

18.09


12

4

Решение задач с величинами: « Цена, количество, стоимость»

Текущий,

письменный опрос (15мин)

19.09


13

5

Решение задач с понятиями: « Масса и количество» М/Д

Тематический, письменный опрос (15 мин)

23.09


14

6

Порядок выполнения действий в выражениях.


Текущий,

устный опрос (15мин)

24.09


15

7

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Текущий,

Письменный опрос (15мин)

25.09


16

8

Решение текстовых задач.

Контрольный устный счёт

Тематический,

Письменный опрос (15мин)

26.09


17

9

Задания творческого и поискового характера.

Закрепление решения текстовых задач в одно, два действия.

Текущий, устный опрос

(10 мин), письменный опрос (15 мин)

30.09


18

10

Закрепление порядка выполнения действий в выражениях. Тест «Умножение и деление на 2,3»

Тематический, письменный опрос (15 мин)

01.10


19

11

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3»

Тематический,

контрольная работа

(40 мин)

02.10


20

12

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Таблица умножения и деления с числом 4..

Текущий,

Индивидуальный опрос (15 мин)

03.10


21

13

Закрепление знаний таблицы умножения и деления на 4. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

07.10


22

14

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Текущий, устный опрос

10 мин)

08.10


23

15

Решение задач на увеличение числа в несколько раз.

Текущий,

фронтальный опрос (15 мин)

09.10


24

16

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Текущий,

устный опрос (15мин)

10.10


25

17

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Текущий,

письменный опрос (15мин)

14.10


26

18

Таблица умножения и деления с числом 5.

Текущий,

устный опрос (15мин)

15.10


27

19

Задачи на кратное сравнение чисел.

Текущий,

устный опрос (15мин)

16.10


28

20

Решение задач на кратное сравнение

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

17.10


29

21

Решение задач на кратное и разностное сравнение. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

21.10


30

22

Контрольная работа по теме « Табличное умножение и деление»

Тематический, контрольная работа (40 мин)

22.10


31

23

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Таблица умножения и деления с числом 6.

Текущий,

индивидуальный опрос (15мин)

23.10


32

24

Решение задач изученных видов.

Текущий,

Письменный опрос (10 мин)

24.10


33

25

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

Контрольный устный счёт.

Тематический, письменный опрос

(15 мин)

28.10


34

26

Решение текстовых задач изученных видов.

Текущий, фронтальный опрос (15мин)

29.10


35

27

Таблица умножения и деления с числом 7.

Текущий,

устный опрос (15мин)

30.10


36

28

Задания творческого и поискового характера. Подготовка к выполнению проекта «Математические сказки».

Текущий,

устный опрос (15мин)

31.10


37

29

Закрепление вычислительных навыков и решение задач изученных видов.

Текущий,

фронтальный опрос (20мин)

11.11


38

30

Площадь. Сравнение площадей фигур. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

12.11


39

31

Единицы площади: квадратный сантиметр

Текущий,

устный опрос (15мин)

13.11


40

32

Площадь прямоугольника

Текущий,

устный опрос (15мин)

14.11


41

33

Таблица умножения и деления с числом 8

Текущий,

устный опрос (15мин)

18.11


42

34

Закрепление знаний таблицы умножения и деления

Текущий,

Письменный опрос (15мин)

19.11


43

35

Решение задач изученных видов

Текущий,

Письменный опрос (15мин)

20.11


44

36

Таблица умножения и деления с числом 9. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

21.11


45

37

Тест «Таблица умножения и деления»(ким с.6.7) Единицы площади: квадратный дециметр.

Текущий, тест (10 мин)

25.11


46

38

Таблица умножения. Решение задач на табличное умножение и деление.

Контрольный устный счёт

Тематический, письменный опрос (15 мин)

26.11


47

39

Решение составных задач по схематическому рисунку.

Текущий,

устный опрос (15мин)

27.11


48

40

Единицы площади: квадратный метр.

Текущий,

устный опрос (15мин)

28.11


49

41

Решение простых и составных задач. Тест «Задачи на деление и умножение» (ким 8-11)

Текущий, письменный опрос (10 мин)

02.12


50

42

Презентация проекта «Математические сказки». Задания творческого и поискового характера

Текущий,

устный опрос (25 мин)

03.12


51

43

Решение задач изученных видов.

Текущий,

фронтальный опрос (10 мин)

04.12


52

44

Закрепление вычислительных навыков и решение текстовых задач. Тест «Табличное умножение и деление»

Текущий, письменный (10 мин)

05.12


53

45

Умножение на 1 М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

09.12


54

46

Умножение на 0

Текущий,

устный опрос (15мин)

10.12


55

47

Случаи деления вида а:а, а:1

Текущий,

устный опрос (15мин)

11.12


56

48

Деление нуля на число.

Текущий,

устный опрос (15мин)

12.12


57

49

Решение задач изученных видов. Действия умножения и деления с 1 и 0.


Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

16.12


58

50

Контрольная работа

Административный,

письменный опрос(40мин)

17.12


59

51

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Доли

Текущий, индивидуальный опрос (20 мин)

18.12


60

52

Окружность. Круг.

Текущий,

устный опрос (15мин)

19.12


61

53

Диаметр круга. Решение текстовых задач. (с. 96- 97)

Текущий,

устный опрос (15мин)

23.12


62

54

Единицы времени. Год. Месяц. Сутки. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

24.12


63

55

Изученные случаи умножения и деления.

Контрольный устный счёт

Тематический, письменный опрос (15 мин)

25.12


64

56

Решение текстовых задач. Задания творческого и поискового характера.

Текущий,

устный опрос (15мин)

26.12




Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление (27 часов)

65

1

Умножение и деление круглых чисел

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.

Использовать правила умножения суммы на число при вы­полнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свой­ства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выполнять задания творческого и поискового характера: за­дания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, со­держащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сю­жетами.

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.

Составлять план решения задачи.

Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Текущий,

устный опрос (15мин)

13.01


66

2

Деление вида 80 : 20

Текущий,

устный опрос (15мин)

14.01


67

3

Умножение суммы на число. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

15.01


68

4

Различные способы умножения суммы на число.

Текущий,

устный опрос (15мин)

16.01


69

5

Умножение двузначного числа на однозначное

Текущий,

устный опрос (15мин)

20.01


70

6

Правила умножения двузначного числа на однозначное.

Текущий,

устный опрос (15мин)

21.01


71

7

Закрепление умений умножение двузначного числа на однозначное (стр. 10 -11)

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

22.01


72

8

Деление суммы на число

Текущий,

устный опрос (15мин)

23.01


73

9

Правила деления суммы на число.

М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

27.01


74

10

Деление двузначного числа на однозначное

Текущий,

устный опрос (15мин)

28.01


75

11

Делимое . Делитель.

Контрольный устный счёт

Тематический, письменный опрос (15 мин)

29.01


76

12

Проверка деления

Текущий,

устный опрос (15мин)

30.01


77

13

Случаи деления вида 87 : 29

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

03.02


78

14

Проверка умножения

Текущий,

устный опрос (15мин)

04.02


79

15

Решение уравнений

Текущий,

устный опрос (15мин)

05.02


80

16

Решение уравнений разных видов. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

06.02


81

17

Решение текстовых задач. Задания творческого и поискового характера. (стр. 22-24)

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

10.02


82

18

Умножение и деление изученных видов. (стр. 24 – 25) Тест «Внетабличное умножение и деление»

Текущий, письменный опрос (10 мин)

11.02


83

19

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление»

Тематический, контрольная работа (40 мин)

12.02


84

20

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление с остатком.

Текущий,

индивидуальный опрос (20 мин)

13.02


85

21

Правила деления с остатком. Подготовка к выполнению проекта: «Задачи – расчёты»

Текущий,

устный опрос (15мин)

17.02


86

22

Деление с остатком разными способами


Текущий,

устный опрос (15мин)

18.02


87

23

Деление с остатком методом подбора. М/Д


Текущий, письменный опрос (15 мин)

19.02


88

24

Задачи на деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого.

Текущий,

устный опрос (15мин)

20.02


89

25

Проверка деления с остатком. Контрольный устный счёт

Тематический, письменный опрос (15 мин)

24.02


90

26

Обобщение знаний по теме «Деление с остатком» Тест «Деление с остатком»

Тематический, письменный опрос (10 мин)

25.02


91

27

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

Тематический, контрольная работа (40 мин)

26.02




Числа от 1 до 1000 нумерация (13 часов)

92

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Тысяча.

Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат срав­нения.

Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая по­следовательность, продолжать её или восстанавливать про­пущенные в ней числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установ­ленному основанию.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: чи­тать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать по­зиционную десятичную систему счисления с римской непози­ционной системой записи чисел.

Читать записи, представленные римскими цифрами, на цифер­блатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и спо­собов действий


Текущий,

индивидуальный опрос (20 мин)

27.02


93

2

Образование и название трёхзначных чисел.


Текущий,

устный опрос (15мин)

03.03


94

3

Запись трёхзначных чисел.

Презентация проекта « Задачи расчёты»

Текущий,

устный опрос (15мин)

04.03


95

4

Письменная нумерация в пределах 1000. М/Д


Текущий, письменный опрос (15 мин)

05.03


96

5

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100раз


Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

06.03


97

6

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.


Текущий,

устный опрос (15мин)

10.03


98

7

Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы

устных вычислений.

Текущий,

устный опрос (15мин)

11.03


99

8

Сравнение трёхзначных чисел. Контрольный устный счёт


Тематический, письменный опрос (15 мин)

12.03


100

9

Письменная нумерация в пределах 1000. Тест «Нумерация. Числа от 1 до 1000»

Текущий, письменный опрос (10 мин)

13.03


101

10

Единицы массы. Грамм. М/Д


Текущий, письменный опрос (15 мин)

17.03


102

11

Контрольная работа по теме: «Нумерация в пределах 1000»

Тематический, контрольная работа (40 мин)

18.03


103

12

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Вычислительные приёмы изученных видов.

Текущий,

индивидуальный опрос (20 мин)

19.03


104

13

Римские цифры. Задания творческого и поискового характера.

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

20.03


Числа от1 до 1000

Сложение и вычитание (10 часов)

105

1

Приёмы устных вычислений.

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.

Контролировать пошагово правильность применения алгорит­мов арифметических действий при письменных вычислениях.

Использовать различные приёмы проверки правильности вы­числений.

Различать треугольники по видам (разносторонние и равно­бедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и на­зывать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, при­менять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказы­вания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.


Текущий,

устный опрос (15мин)

22.03


106

2

Приёмы устных вычислений вида 450 + 30,

620 – 200

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

01.04


107

3

Приёмы устных вычислений вида 470 + 80,

560 – 90.

Текущий,

устный опрос (15мин)

02.04


108

4

Приёмы устных вычислений вида 260 + 310,

670 – 140.

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

03.04


109

5

Приёмы письменных вычислений. М/Д

Текущий, письменный опрос (15 мин)

07.04


110

6

Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

Текущий,

устный опрос (15мин)

08.04


111

7

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.

Текущий,

устный опрос (15мин)

09.04.


112

8

Виды треугольников. (стр. 73 -74)

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

10.04


113

9

Решение задач и уравнений изученных видов.

Тест «Сложение и вычитание в пределах 1000»

Текущий, письменный опрос (10 мин)

14.04


114

10

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

Тематический, контрольная работа (40 мин)

15.04




Умножение и деление (12 часов)

115

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Приёмы устных вычислений.

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остро­угольный. Находить их в более сложных фигурах.

Применять алгоритиы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.


Текущий,

индивидуальный опрос (20 мин)

16.04


116

2

Приёмы устных вычислений вида 240 х 3,

960 : 3

Текущий,

устный опрос (15мин)

17.04


117

3

Приёмы устных вычислений вида 800 : 200 М/Д

Текущий, письменный опрос(15 мин)

21.04


118

4

Виды треугольников. Решение текстовых задач.

Текущий,

устный опрос (15мин)

22.04


119

5

Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Контрольный устный счёт

Тематический, письменный опрос (15 мин)

23.04


120

6

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

Текущий,

устный опрос (15мин)

24.04


121

7

Закрепление изученных приёмов письменных вычислений.

Текущий,

Письменный опрос (20 мин)

28.04


122

8

Решение текстовых задач.

Текущий,

устный опрос (15мин)

29.04


123

9

Приёмы письменного деления в пределах 1000.

Текущий, устный опрос (15 мин)

30.04


124

10

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

Текущий,

устный опрос (15мин)

05.05


125

11

Проверка деления.

Текущий,

устный опрос (15мин)

06.05


126

12

Знакомство с калькулятором. М/Д

Текущий,

письменный опрос (15мин)

07.05


Итоговое повторение (9 + 1 час) + 4 часа

127

1

Нумерация чисел в пределах 1000.

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сю­жетами.

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.

Составлять план решения задачи.

Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

07.05


128

2

Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000

Текущий,

устный опрос (15мин)

08.05


129

3

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000

Текущий,

письменный опрос (20 мин)

12.05


130

4

Табличное умножение и деление. Итоговый тест за 3 класс

Итоговый, письменный опрос (25 мин)

13.05


131

5

Внетабличное умножение и деление

Текущий, письменный опрос

14.05


132

6

Итоговая контрольная работа

Административная контрольная работа (40 мин)

15.05


133

7

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Текущий,

индивидуальный опрос (20 мин)

19.05


134

8

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Контрольный устный счёт

Тематический, письменный опрос (15 мин)

20.05


135

9

Составление задач по краткой записи и схеме

Текущий,

устный опрос (15мин)

21.05


136

1

Решение задач с величинами М/Д

Текущий,

Письменный опрос (15мин)

22.05


137

1

Решение геометрических задач.

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

26.05


138

2

Сложение и вычитание в пределах 1000

Текущий,

устный опрос (15мин)

27.05


139

3

КВН – знатоки математики

Текущий,

фронтальный опрос (15мин)

28.05


140

4

Обобщающий урок. Игра «По океану математики»

Тематический, фронтальный опрос (40 мин)


29.05




Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа №41»


Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:


На заседании методического совета

Зам директора по УВР


Директор школы


Протокол №


Приказ №

От « » « » 2013

« » « » 2013

От « » « » 2013







Рабочая программа

по учебному предмету «Математика»

для 3 класса в

(начальное общее образование)




















Евгения Фёдоровна Храповицкая,

учитель начальных классов










г. Иланский

2013 г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы «Математика». /Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова)./ Москва: «Просвещение» 2011 год.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373.

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Иланская СОШ № 41».

  • Годовой календарный график школы на 2013-2014 учебный год.





Общая характеристика курса


Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.



Цели:

  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы начальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Задачи:

  •  формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развитие пространственного воображения;

  • развитие математической речи;

  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

  • развитие познавательных способностей;

  • воспитание стремления к расширению математических знаний;

  • формирование критичности мышления;

  •  развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.


Обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации

рабочей программы:

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствует решению следующих образовательных задач:

  1. Реализация идеологической основы ФГОС – Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  2. Реализация методологической и методической основы ФГОС – организации учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода.

  3. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться.



Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов: в 1 классе – 132 ч. (33 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).



Особенности рабочей программы

Количество часов по учебному плану школы -140

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в I четверти – 36

Количество часов во II четверти – 28

Количество часов в III четверти – 40

Количество часов в IV четверти – 36


Сроки реализации учебной программы:

программа рассчитана на 2013-2014 учебный год.



Содержание курса

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В другом документе (таблица №1)

п/п

Раздел курса

Кол-во часов

Цель раздела

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД

Личностные
результаты






















Перечень контрольных работ


п/п

Контрольные работы


Дата

Коррек.

даты

1.

Входная контрольная работа


10.09


2.

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3»

02.10


3.

Контрольная работа по теме « Табличное умножение и деление»


22.10


4.

Контрольная работа

17.12


5.

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление»

12.02


6.

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»


26.02


7.

Контрольная работа по теме: «Нумерация в пределах 1000»

18.03


8.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»


16.04


9.

Итоговая контрольная работа


20.05


10.

Контрольный устный счёт

26.09

28.10

26.11

25.12

29.01

24.02

12.03

24.04

22.05







Практические работы



п/п

Тема

Дата

Коррек.

даты

1.

Презентация проекта «Математические сказки»


03.12


2.

Презентация проекта «Задачи – расчёты»


04.03







Ведущие формы и методы, технологии обучения


Формы организации учебного процесса:


  • урок – игра

  • урок – исследование

  • урок – зачет

  • урок творчества

  • урок изучения нового материала

  • урок закрепления знаний, умений и навыков,

  • комбинированный урок

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок

  • урок развития речи.


Методы и приемы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • опрос с помощью перфокарт;

  • выборочная проверка упражнения;

  • взаимопроверка;

  • самоконтроль (по справочным пособиям);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;


Современные образовательные технологии:

:

  • игровые технологии;

  • способ диалектического мышления;

  • технология проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • интегрированное обучение;

  • технологии уровневой дифференциации;

  • исследовательская технология обучения


Календарно –тематическое планирование



Результаты освоения курса.


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».


Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).







КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Система контроля в курсе математики:

Текущий контроль осуществляется в ходе устного опроса, на этапе домашнего задания, на этапе актуализации знаний, на этапе самостоятельной работы.


Формы тематического контроля – контрольные (проверочные работы) по итогам изучения крупных тем во 2-4 классах и тесты в 4-х классе.

Формы итогового контроля – четвертные и годовые контрольные работы.


Каждая контрольная работа состоит их трех уровней: задания 1 блока (4 задания) относятся к базовому уровню (соответствующему требованиям), пятое задание относится к уровню авторской программы, шестое задание отнесено к максимальному уровню.


Оценки выставления в журнал за контрольную работу по уровням: обязательная отметка за базовый уровень выставляется всем учащимся в журнал, половина базового уровня выполнена – это оценка «3», 2/3 – это оценка «4», полностью выполненные задания – это оценка «5». Результаты выполнения заданий 2 и 3 уровней оцениваются только в том случае, если они выполнены полностью, и только положительной отметкой.


Если задания двух первых уровней выполнены не полностью, но в одинаковой степени (хотя бы по 50%), то считается, что учащийся находится на более высоком уровне (в соответствии с письмом МО РФ от 19.11. 98 г. № 1561/14-15) и получает отметку базовую «5».


Контрольная работа. Примеры.


«5» - без ошибок;


«4» - 1-2 ошибки;


«3» - 3-4 ошибки;


«2» - 5 и более ошибок.

Контрольная работа. Задачи.

«5» - без ошибок;


«4» - 1-2 негрубые ошибки; если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 2 вычислительные ошибки;


«3» - 2-3 ошибки (более ½ сделано верно), если допущена одна ошибка в ходе решения задачи, независимо 2 или 3 задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;


«2» - 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

Комбинированная контрольная работа.

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;

«3» - 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен; если одна ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;

«2» - не решена задача или более 4-х грубых ошибок или более 5 вычислительных ошибок.

Если к/р состоит из двух задач и примеров:

«4» - если 1-2 вычислительные ошибки;

«3» - если 1 ошибка в ходе решения одной задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущено 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач;

«2» - если допущены ошибки в ходе решения двух задач или в ходе решения одной из задач и 4 вычислительных ошибок или при решении задач и примеров более 6 ошибок.

Математический диктант.


Включает 12 и более заданий.

«5» - если все задания решены верно;

«4» - если выполнено не верно 1/5 от их общего числа;

«3» - если выполнено не верно ¼ от их общего числа;

«2» - если выполнено не верно ½ от их общего числа.





Описание материально-технического обеспечения


  1. Библиотечный фонд:

Для учителя:

  1. Программа. Математика. Авторы: М.И. Моро, М. А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Издательство: Москва «Просвещение» 2011 год.

  2. Учебник «Математика» (в двух частях). Авторы: : М.И. Моро, М. А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Издательство: Москва «Просвещение» 2013 год.

  3. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро. Авторы: Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Издательство: Москва «ВАКО» 2013 год.

  4. Дидактический материал. Контрольно – измерительные материалы. Математика. Авторы: Т.Н.Ситникова. Издательство: Москва «ВАКО» 2013 год.

Для учащихся:

  1. Учебник «Математика» (в двух частях). Авторы: : М.И. Моро, М. А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Издательство: Москва «Просвещение» 2013 год.


  1. Печатные пособия

  2. Комплекты для обучения математики (наборное полотно, набор цифр, образцы письменных цифр);


  1. Таблицы к основным разделам учебного материала;

  2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой;

  3. Счётный материал в соответствии с программными требованиями;

  4. Набор геометрического материала (линейки, циркуль, транспортир);

  5. Модели геометрических фигур;

  6. Технические средства обучения

  7. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

  8. Телевизор (по возможности);

  9. Мультимедийный проектор;

  10. Экспозиционный экран;

  11. Компьютер;

  12. Сканер;

  13. Принтер;

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудио, видеозаписи с учебными программами;

  2. Мультимедийные образовательные ресурсы;


Оборудование класса (мебель).

Интернет – поддержка через сайт издательства «Просвещение»

www.prosv.ru

http://school-russia.prosv.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения

Автор: Храповицкая Евгения Федоровна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 5 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-5-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102027"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402475030"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа. Математика. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_proghramma_matiematika_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "405654"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491038932"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(65) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipomatiematikiev5klassiepofgos"
    ["file_id"] => string(6) "263118"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449489861"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе по ФГОС 2014-2015"
    ["seo_title"] => string(73) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipomatiematikiev5klassiepofgos20142015"
    ["file_id"] => string(6) "263119"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449489957"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства