Программа предназначена для того, чтобы сделать равным стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе, в семье и группах предшколы, которые дети могут посещать при школе или ДОУ. Программа содержит несколько подпрограмм подготовки детей к школе. Занятия с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) строятся на интегрированной основе с широким применением игровых методов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Преемственность»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шугаровская средняя общеобразовательная школа»
Ступинского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Шугаровская СОШ»
___________________ М. А. Анисимова
« ___»______________________ 2015 г.
Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность»
Авторы: Федосова Н. А., Сорокко О.С., Волкова С.И., Шпикалова Т.Я и др.
ФГОС
Составитель: Кошелева Ксения Сергеевна
учитель начальных классов без категории
2015 год
Пояснительная записка
Программа предназначена для того, чтобы сделать равным стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе, в семье и группах предшколы, которые дети могут посещать при школе или ДОУ . Программа содержит несколько подпрограмм подготовки детей к школе. Занятия с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) строятся на интегрированной основе с широким применением игровых методов. Введение предшкольного образования направлено на создание более благоприятных условий для полноценного развития детей, качественной подготовки их к обучению в школе, благополучие семьи. Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьѐзные требования к физическому и психическому здоровью ребѐнка, поэтому важно соблюдать основные режимные моменты в организации жизни будущего школьника: рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный отдых. Важно, чтобы ребѐнок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный рассказ; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью; выделял и правильно произносил все звуки родного языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно», считал до 10 и дальше, называл числа в прямом и обратном порядке; ориентировался в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку, определял время по часам с точностью до часа. Уровень готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок, но может быть достигнут при взаимодействии трёх звеньев государственной системы общего образования: дошкольной, предшкольной и начальной школьной. Программа состоит из следующих курсов:
Курс «Родное слово» и «Детская риторика» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «Изобразительная деятельность» призваны решать главную общую цель-развитие личности ребенка 5-6 лет. При разработке содержания , задач, форм и методов в данном разделе программы учитывается близость детского мировосприятия в народном творчестве, погружение в мир культуры и искусства своего народа.
Содержание программы
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий
(УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
«Родное слово» и «Детская риторика»
Программы курсов «Родное слово» и «Детская риторика» помогают практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др. Возрастные особенности детей 5— 7лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса, и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово. Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка:
у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе);
умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.). В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи);
- работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей:
обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами;
обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи;
находить в литературном произведении (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка. Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая. Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму:
готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;
знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради;
учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
знакомить с контуром предмета и его особенностями;
знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко— тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция,
хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Математические ступеньки
Курс «Математические ступеньки». В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является, и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.);
геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.);
содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие:
внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Изобразительная деятельность
Курс «Изобразительная деятельность» призван решать главную общую цель-развитие личности ребенка 5-6 лет. При разработке содержания, задач, форм и методов в данном разделе программы учитывается близость детского мировосприятия в народном творчестве, погружение в мир культуры и искусства своего народа.
Планируемые результаты:
учащиеся узнают на практике, чем и как работает художник;
научатся изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать;
Календарно - тематическое планирование по курсу «Родное слово» (26 часов) Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 – (Преемственность).
№ урока
Наименование темы
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
Формирование представлений о звуках.
21.10
2
Слова – предметы.
28.10
3
Слова – действия. Игрушки. Животные.
11.11
4
Слова – признаки. Овощи.
18.11
5
Знакомство с предложением. Лес. Сад. Огород.
25.11
6
Звуки (а), (jа), (j). Буквы «А,а», «Я,я», «Й,й»
02.12
7
Звуки (о), (jо). Буквы «О,о», «Ё,ё»
09.12
8
Звуки (ы), (и). Буквы «ы», «И,и»
16.12
9
Звуки (э), (jэ). Буквы «Э,э», «Е,е»
23.12
10
Звуки (у), (jу). Буква «У,у», «Ю,ю»
30.12
11
Звуки (л), (л‘). Буква «Л,л»
13.01
12
Звуки (м), (м‘). Буква «М,м»
20.01
13
Звуки (н), (н‘). Буква «Н,н»
27.01
14
Звуки (р), (р‘). Буква «Р,р»
03.02
15
Звуки (в), (в‘), (ф), (ф‘). Буква «В,в», «Ф,ф»
10.02
16
Звуки (з), (з‘), (с), (с’). Буква «З,з», «С,с»
17.02
17
Звук (ш). Буква «Ш,ш»
24.02
18
Звук (ж). Буква «Ж,ж»
02.03
19
Звуки (б), (б‘),(п), (п’). Буква «Б,б», «П,п»
09.03
20
Звуки (д), (д‘), (т), (т’). Буква «Д,д», «Т,т»
16.03
21
Звуки (г), (г‘), (к), (к’). Буква «Г,г», «К,к»
23.03
22
Звуки (х), (х’). Буква «Х,х»
30.03
23
Звук (ц). Буква «Ц,ц»
06.04
24
Звук (щ’). Буква «Щ,щ»
13.04
25
Звук (ч’). Буква «Ч,ч»
20.04
26
Буквы «ь,ъ». Обобщение пройденного материала
27.04
Учебно-методический комплекс:
1. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 – (Преемственность).
2. Автор - составитель Л. Маврина. Серия «Дружок. Прописи для дошкольников.» Готовимся к школе. Учимся писать. Издательство «Стрекоза».
3. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. « Переемственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
4. Методические рекомендации к программе
«Преемственность». Пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол №____ от «___» _____________ 2015 г.
руководитель _______ О.В.Косьяненко
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР
________Т.Р.Игнатова
«___» ____________ 2015 г.
Календарно - тематическое планирование курса «Риторика для маленьких» (26 час.)
Сорокко О.С., Никольская Р.И. Риторика для маленьких. Пособие для детей 5-7 лет. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 – (Преемственность).
№ урока
Наименование темы
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
Для чего люди общаются?
21.10
2
Зачем быть вежливым?
28.10
3
Речь письменная.
11.11
4
Речь устная.
18.11
5
Язык – наш друг или враг?
25.11
6
Что значит речевая ситуация?
02.12
7
Гимнастика может быть речевой или дыхательной.
09.12
8
Мы друг другу сказали: «Здравствуйте!»
16.12
9
Твой голос.
23.12
10
Интонация.
30.12
11
Не кричите слишком громко, тише надо говорить.
13.01
12
Поспешишь – людей насмешишь.
20.01
13
Не «сломай» язык!
27.01
14
На прощание говорим мы : «До свидания!»
03.02
15
Можно ли говорить без слов?
10.02
16
Можно ли говорить без слов?
17.02
17
Отгадай, что я сказал?
24.02
18
Как нужно обращаться к собеседнику?
02.03
19
Алло! Алло! (Разговор по телефону).
09.03
20
С Днем рождения! (Поздравление).
16.03
21
Спасибо! (Благодарность).
23.03
22
Как обратиться с просьбой?
30.03
23
Извините, пожалуйста. (Извинение).
06.04
24
Легко ли быть слушателем? Какой ты слушатель?
13.04
25
Как вести себя во время разговора?
20.04
26
Обобщение пройденного материала
27.04
Учебно-методический комплекс:
1. Сорокко О.С., Никольская Р.И. Риторика для маленьких. Пособие для детей 5-7 лет. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 – (Преемственность).
2. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. « Переемственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
3. Методические рекомендации к программе
«Преемственность». Пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол №____ от «___» _____________ 2015 г.
руководитель _______ О.В.Косьяненко
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР
________Т.Р.Игнатова
«___» ____________ 2015 г.
Календарно -тематическое планирование курса «Математические ступеньки» (26ч.)
Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016. – (Преемственность).
№ урока
Наименование темы
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
Признаки предметов (размер, цвет, форма)
23.10
Большой, маленький.
30.10
Высокий, низкий. Выше, ниже.
06.11
Слева, справа.
13.11
Длинный, короткий. Длиннее, короче
20.11
Больше, меньше, столько же.
27.11
Круг. Многоугольник
04.12
Прямоугольник. Квадрат
11.12
Справа, слева, вверху, внизу
18.12
Позже. Раньше
25.12
Легкий, тяжёлый. Легче, тяжелее
15.01
Число 1. Цифра 1.
22.01
Число 2. Цифра 2.
29.01
Число 3. Цифра 3.
05.02
Число 4. Цифра 4.
12.02
Число 0. Цифра 0.
19.02
Число 5. Цифра 5.
26.02
Равенство
04.03
Сложение
11.03
Вычитание
18.03
Число 6. Цифра 6.
25.03
Число 7. Цифра 7.
01.04
Число 8. Цифра 8.
08.04
Число 9. Цифра 9.
15.04
Число 10. Состав числа 10.Счет в пределах 10.
22.04
Обобщение пройденного материала
29.04
Учебно-методический комплекс:
1. С.И. Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5—7 лет. Москва. Издательство «Просвещение».2015г
2. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли я к школе? Пособие для детей 5—7 лет. Издательство «Просвещение».2015г.
3. Школа для дошколят. Тренируем руку. Штриховка. Рабочая тетрадь. Издательство «Росмэн».2015г.
4. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет « Переемственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
5. Методические рекомендации к программе «Преемственность»:пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол №____ от «___» _____________ 2015 г.
руководитель _______ О.В.Косьяненко
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР
________Т.Р.Игнатова
«___» ____________ 2015 г.
Тематическое планирование художественного курса «Изобразительная деятельность» (26 ч.)
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016. – (Преемственность)
№ урока
Наименование темы
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
В мире волшебных красок.
23.10
2
Грибы.
30.10
3
Рисование овощей и фруктов.
06.11
4
Осенние листья.
13.11
5
Сказка про осень.
20.11
6
Перелетная птица.
27.11
7
Любимое животное.
04.12
8
Наземный транспорт.
11.12
9
Волшебный узор.
18.12
10
Узор в круге.
25.12
11
Зимующая птица.
15.01
12
Веточка ели или сосны.
22.01
13
Зимнее дерево.
29.01
14
Новогодняя игрушка.
05.02
15
Животное жарких стран.
12.02
16
Праздничный флажок.
19.02
17
Красавица зима.
26.02
18
Дом, в котором я живу.
04.03
19
Моя семья.
11.03
20
Наши защитники.
18.03
21
Открытка ко Дню защитника Отечества.
25.03
22
Цветочная поляна.
01.04
23
Русская матрешка.
08.04
24
В гостях у сказки.
15.04
25
Любимый сказочный герой.
22.04
26
Улица города.
29.04
Учебно-методический комплекс:
1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016. – (Преемственность)
2. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. « Переемственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
3. Методические рекомендации к программе
«Преемственность». Пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015 г.