Рабочая программа пропедевтического курса "Занимательная физика" 6 класс
Рабочая программа пропедевтического курса "Занимательная физика" 6 класс
Рабочая программа пропедевтического курса “Занимательная физика”
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 6 класса составлена на основе:
1. Федеральный закон № 273 – « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
2. Учебный план МБОУСОШ УИОП г. Зернограда на 2014/2015 учебный год приказ № 341 от 30.08.2014;
3. Авторской экспериментальной программы Н.Ю. Румянцевой «Познание мира»;
4. Программы А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы». М.: Дрофа, 2010.
Основные цели курса:
развивающая – понимается как развитие прежде всего мыслительных навыков ребенка: умения наблюдать, анализировать наблюдаемое, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, формулировать гипотезы, обосновывая их и проверяя их практикой как критерием истины.
пропедевтическая – обозначает подготовку школьников к восприятию не только систематического курса физики, но и всего естественного цикла школьных дисциплин.
обеспечить непрерывность изучения физики и преемственность между физической составляющей природоведческих курсов начальной школы и систематическим школьным курсом физики.
формирование интереса к познанию мира, к процессу узнавания нового вообще, созданию устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии.
создание условий для самореализации личности школьников 5-6 классов и их социальной адаптации путем создания на учебных занятиях ситуации обучающего и воспитывающего общения.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;
подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла.
Пропедевтический курс физики предваряет систематическое изучение предмета в общеобразовательной школе. Он предназначен для учащихся 5-6 классов, обучавшихся в начальной школе как по традиционной системе, так и по системам развивающего обучения.
Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание программы.
Введение (2 ч)
Зачем нужно изучать физику?
Основные понятия физики.
В мире измерений (11 ч)
Методы исследования в физике. Роль измерений в в физике. Прямые и косвенные измерения.
Единицы измерения физических величин. Международная система единиц (СИ). Действия над физическими величинами.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа пропедевтического курса "Занимательная физика" 6 класс »
Рабочая программа пропедевтического курса “Занимательная физика”
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 6 класса составлена на основе:
1. Федеральный закон № 273 – « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
2. Учебный план МБОУСОШ УИОП г. Зернограда на 2014/2015 учебный год приказ № 341 от 30.08.2014;
3. Авторской экспериментальной программы Н.Ю. Румянцевой «Познание мира»;
4. Программы А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы». М.: Дрофа, 2010.
Основные цели курса:
развивающая – понимается как развитие прежде всего мыслительных навыков ребенка: умения наблюдать, анализировать наблюдаемое, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, формулировать гипотезы, обосновывая их и проверяя их практикой как критерием истины.
пропедевтическая – обозначает подготовку школьников к восприятию не только систематического курса физики, но и всего естественного цикла школьных дисциплин.
обеспечить непрерывность изучения физики и преемственность между физической составляющей природоведческих курсов начальной школы и систематическим школьным курсом физики.
формирование интереса к познанию мира, к процессу узнавания нового вообще, созданию устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии.
создание условий для самореализации личности школьников 5-6 классов и их социальной адаптации путем создания на учебных занятиях ситуации обучающего и воспитывающего общения.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;
подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла.
Пропедевтический курс физики предваряет систематическое изучение предмета в общеобразовательной школе. Он предназначен для учащихся 5-6 классов, обучавшихся в начальной школе как по традиционной системе, так и по системам развивающего обучения.
Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание программы.
Введение (2 ч)
Зачем нужно изучать физику?
Основные понятия физики.
В мире измерений (11 ч)
Методы исследования в физике. Роль измерений в в физике. Прямые и косвенные измерения.
Единицы измерения физических величин. Международная система единиц (СИ). Действия над физическими величинами.
Умение анализировать, сравнивать, наблюдать и делать выводы. Умение работать с реальными объектами. Умение работать с различными источниками информации.
Из чего состоят все тела и мы сами
10
Развитие различных методов работы с учебной литературой. Развитие элементарных математических счетно-расчетных умений. Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Умение работать с реальными объектами. Развитие устной монологической речи.
Путешествие в мир звука
3
Умение работать с различными источниками информации. Умение обобщать полученную информацию; представлять её в виде схем, таблиц.
Путешествие в мир света
4
Умение работать с реальными объектами. Умение применять полученные знания на практике.
Путешествие в мир электричества
4
Умение работать с реальными объектами.
Итоговое занятие
1
итого
35
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
1.Сборник задач по физике. 7-9 кл/ Составитель В.И. Лукашик.- 2-е издание-М.: Просвещение, 2014.
Методы исследования – наблюдения, измерения, моделирование.
Формулы – для расчета плотности вещества, массы и объема при известной плотности вещества, из которого состоит тело; площади и объема тела.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться плоским зеркалом и линзой для получения изображений, компасом, электроскопом;
- строить ход луча, тень, ход падающего и отраженного луча;
-называть свойства изображений в плоском зеркале и линзе;
-находить размеры малых тел способом рядов ( оценивать размеры частиц вещества по фотографиям);
- определять плотность твердого тела;
- решать качественные задачи с использованием знаний о взаимодействии электрических зарядов, постоянных магнитов;
- решать простейшие расчетные задачи с использованием формул:
ρ=m/v ; m=ρ*v ; v=m/ρ;
- планировать деятельность по наблюдению объектов и явлений.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Требования к результату
урока
Оборудование
к уроку
Дата урока по плану
Дата урока по факту
Виды контроля на уроке
Основные виды учебной деятельности
Домашнее задание
Введение (2 ч)
1
1
Зачем нужно изучать физику?
Знать: предмет физика как одна из основных наук о природе.
Уметь: отличать физические явления от других
Презентация
1.09
Фронтальный опрос
Работа с научными понятиями
Словарь
2
2
Основные понятия физики.
Знать: понятия материи, физического тела, вещества, физического явления.
Уметь: приводить примеры физических тел, веществ, физических явлений
Презентация
Наборы тел одинаковой формы из различных веществ,
8.09
Фронтальный опрос
Работа с научными понятиями
Словарь
Л. 5, 12
В мире измерений (11 ч)
3
1
Методы исследования в физике.
Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения.
Знать: научную схему исследования; роль измерений в физике; прямые и косвенные измерения; шкальные и цифровые приборы.