Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012, раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
деятельность.
3.Воспитание интереса и увлеченности к изучаемому предмету.
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).
1. По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
- отличия перелётных птиц от зимующих птиц.
-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости,
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном участке, по уборке урожая,
- соблюдать правила дорожного движения.
№ урока | № Урока по теме п/п | Наименование разделов, тем урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1 | 1.1 | День Знаний. Время года: лето. | ознакомление с новым материалом | Беседа. Работа с загадками, с сюжетными картинками. | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Расставь правильно». | |
2 | 3.1 | Начало осени. Сбор урожая. | ознакомление с новым материалом | Работа с сюжетными и предметными картинками. Наблюдение. Игра «Что это за овощ?» | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации «Выбери». | |
3 | 3.2 | Сбор урожая: овощи, фрукты. | комбинированный | Работа с загадками. Игра «Нарисуй». Составление рассказа-описания. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
4 | 3.3 | Овощи, фрукты, ягоды. | комбинированный | Работа с предметными картинками. Беседа. Составление рассказа-описания. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | |
5 | 3.4 | Грибы. | ознакомление с новым материалом | Наблюдения. Составление предложений. Активизация словарного запаса. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Повтори». | |
6 | 1.2 | Сезонные изменения в природе: сентябрь. Экскурсия. | обобщения и систематизации знаний | Самостоятельное наблюдение за изменяющейся осенью природой. Работа с сюжетными картинками. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
7 | 1.3 | Сентябрь – начало осени. | ознакомление с новым материалом | Упражнение в словообразовании. Составление рассказа-описания. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | |
8 | 3.5 | Полевые растения: рожь, кукуруза, овес. | комбинированный | Работа с предметными картинками. Беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Запомни». | |
9 | 3.6 | Полевые растения и их использование. | ознакомление с новым материалом | Работа с сюжетными картинками. Беседа. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
10 | 2.1 | Город. | комбинированный | Диалог. Развитие пространственной ориентировки через работу со схемами города, опознавательные знаки. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Лишняя картинка». | |
11 | 2.2 | Поведение в городе. | ознакомление с новым материалом | Работа с сюжетными картинками. Составление рассказа. | Коррекция пространственной ориентировки. | |
12 | 1.4 | Времена года: середина осени. | комбинированный | Самостоятельное наблюдение за изменяющейся осенью природой. Работа с сюжетными картинками, пословицами. | Коррекция внимания, восприятия. | |
13 | 2.3 | Село, деревня. | ознакомление с новым материалом | Работа с предметными и сюжетными картинками. | Коррекция памяти, речи на основе упражнения «Запомни и назови». | |
14 | 2.4 | Правила дорожного движения. | урок закрепления изученного | Рассказ о правилах дорожного движения. Составление рассказа-описания. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Установи закономерность». | |
15 | 1.5 | Золотой октябрь. Экскурсия | ознакомление с новым материалом | Наблюдения. Составление предложений. Активизация словарного запаса. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Узнай, различи». | |
16 | 1.6 | Времена года: осень. | обобщения и систематизации знаний | Составление связного рассказа. Работа с таблицей. Активизация словарного запаса. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | |
17 | 1.7 | Итоги 1 четверти. | контроль зун | Беседа. Составление рассказа по картинкам.. | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Осколочные картинки». | |
18 | 3.7 | Растения осенью и их плоды: орехи. | ознакомление с новым материалом | Составление рассказа-описания. Работа с сюжетными картинками. Упражнения в сравнении видов орехов | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Запомни и назови». | |
19 | 3.8 | Деревья, кустарники, травы. | ознакомление с новым материалом | Работа по составлению рассказа о растениях, их назначении. Беседа по предметным картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
20 | 3.9 | Разнообразие животных в природе. | ознакомление с новым материалом | Составление рассказа-описания. Игра «Узнай животное». Беседа. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации, установлении логических связей. | |
21 | 2.5 | Жизнь и быт школьника: квартира | ознакомление с новым материалом | Составление схемы квартиры. Ориентирование в современной терминологии. | Коррекция памяти на основе упражнения «Запомни». | |
22 | 2.6 | Комната. | комбинированный | Работа с предметными картинками. Составление рассказа. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
23 | 2.7 | Мебель. Уход за мебелью. | ознакомление с новым материалом | Работа с картинками. Закончить фразу, задать вопрос. Практическая работа по уходу за мебелью. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Запомни и назови». | |
24 | 2.8 | Мебель. Как обставить квартиру. | урок закрепления изученного | Практическая работа по правильной обстановке комнаты. Работа с карточками. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
25 | 2.9 | Посуда. | ознакомление с новым материалом | Работа с иллюстрациями. Составление рассказа. Загадки. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
26 | 2.10 | Быт школьника: посуда и уход за ней. | комбинированный | Беседа. Дид. игра: «Четвертый лишний» . Практическая работа по уходу за посудой. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
27 | 1.8 | Сезонные изменения в природе: декабрь. Экскурсия: | ознакомление с новым материалом | Наблюдения. Игры, опыты. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
28 | 1.9 | Зима - начало года Декабрь - первый зимний месяц. | контроль зун | Рассказ – беседа Работа с иллюстрацией | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Повтори». | |
29 | 4.1 | Труд людей зимой | ознакомление с новым материалом | Чтение. Работа над поговорками, загадками | Коррекция мышления на основе установления причинно – следственных связей. | |
30 | 4.2 | Охрана здоровья: отдых зимой. | комбинированный | Наблюдение за природными явлениями. Дидактическая игра: «Бюро погоды», игра «Знакомство» | Коррекция мышления на основе установления причинно – следственных связей. | |
31 | 3.10 | Растения зимой: хвойные растения. | комбинированный | Работа с иллюстрациями. Составление предложений. | Коррекция мышления на основе установления причинно – следственных связей. | |
32 | 3.11 | Ель как представитель хвойных деревьев | комбинированный | Составление рассказа – описания по схеме. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Повтори». | |
33 | 3.12 | Сосна как представитель хвойных деревьев | комбинированный | Составление рассказа – описания. Работа с сюжетными картинками. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения «Назови». | |
34 | 3.13 | Домашние животные: свинья. | комбинированный | Составление рассказа – описания. Работа с сюжетными картинками. | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
35 | 3.14 | Домашние животные: корова. | комбинированный | Составление предложений по картинкам. Составление рассказа – описания. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
36 | 3.15 | Домашние животные: лошадь и уход за ней. | комбинированный | Составление предложений по картинкам. Составление рассказа – описания. | Коррекция мышления на основе упражнения «Расскажи». | |
37 | 3.16 | Дикие животные: лось. | ознакомление с новым материалом | Сравнение сосны и ели. Рисование, составление предложений. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
38 | 3.17 | Дикие животные: олень. | комбинированный | Составление рассказа-описания. Работа с предметными картинками. Дидактическая игра «Мозайка» | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
39 | 1.10 | Сезонные изменения в природе: февраль – последний месяц зимы. | комбинированный | Составление рассказа-описания. Работа с предметными картинками. Дидактическая игра «Мозайка» | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | |
40 | 1.11 | Февраль - месяц метелей и вьюг. | ознакомление с новым материалом | Наблюдения. Игры, опыты. | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
41 | 3.18 | Комнатные растения. | ознакомление с новым материалом | Беседа, работа по иллюстрациям составление и дополнение предложений. | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
42 | 3.19 | Уход за комнатными растениями. | комбинированный | Практическая работа по уходу за растениями. Практическая работа по уходу за растениями. Беседа. Работа с загадками. Составление рассказа по вопросам. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
43 | 4.3 | Одежда. Уход за одеждой | ознакомление с новым материалом | Составление режима дня школьника. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
44 | 4.4 | Обувь. Уход за обувью. | комбинированный | Беседа работа по картинкам. Составление предложений | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Осколочные картинки». | |
45 | 3.20 | Домашние птицы: гусь. | ознакомление с новым материалом | Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений. | Коррекция внимания на основе упражнений в прослеживающем движении глаз. | |
46 | 3.21 | Домашние птицы: индюк. | комбинированный | Ответы на вопросы. Зарисовка. Составление рассказа – описания. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнивании. | |
47 | 3.22 | Дикие птицы: лебедь. | комбинированный | Ответы на вопросы. Зарисовка. Составление рассказа – описания. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
48 | 3.23 | Дикие птицы: гусь | комбинированный | Чтение, ответы на вопросы, сравнение лебедя и гуся. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Узнай, различи». | |
49 | 1.12 | Сезонные изменения в природе: март. Экскурсия. | ознакомление с новым материалом | Ответы на вопросы. Зарисовка. Составление рассказа – описания | Коррекция логического мышления. внимания на основе упражнения «Загадки». | |
50 | 1.13 | Голубой март. Сезонные изменения в природе: весна. | комбинированный | Составление предложений. Составление рассказа-описания. Дидактическая игра «Загадки – отгадки» | Коррекция пространственной ориентировки, логического мышления на основе упражнения «Определи, куда плывут?». | |
51 | 3.24 | Зимующие и перелетные птицы. | урок закрепления изученного | Подбор слов признаков. Работа с иллюстрациями. Составление рассказа о перелетных птицах. | Коррекция слуховой памяти на основе упражнения «Узнай голоса». | |
52 | 3.25 | Птицы в русских сказках. | контроль зун | Пересказ. Работа с картинками. Работа с деформированным текстом. | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
53 | 1.14 | Апрель – середина весны. Экскурсия. | ознакомление с новым материалом | Работа с сюжетными картинками. Наблюдене. | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
54 | 3.26 | Вредные и полезные насекомые. | ознакомление с новым материалом | Описание насекомых по образцу. Упражнения по систематизации знаний о различных группах насекомых. Беседа. Дидактическая игра «Загадки и отгадки». | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
55 | 3.27 | Рыбы. | комбинированный | Описание рыб по образцу. Беседа. Дидактическая игра «Загадки и отгадки». | Коррекция мышления на основе упражнений «Что лишнее?». | |
56 | 3.28 | Земноводные: лягушка, жаба | комбинированный | Описание земноводных по плану.Дидактическая игра «Загадки и отгадки». Составление предложений. | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
57 | 3.29 | Все мы – звенья одной цепи. | ознакомление с новым материалом | Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». | |
58 | 4.5 | Человек – часть природы. | комбинированный | Наблюдение беседа. Составление рассказа по серии картинок. | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
59 | 4.6 | Как я познаю окружающий мир. | комбинированный | Дидактическая игра «Загадки и отгадки». | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
60 | 4.7 | Здоровье человека. | ознакомление с новым материалом | Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Составление предложений, ответы на вопросы. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | |
61 | 4.8 | Охрана здоровья Вред курения. | ознакомление с новым материалом | Составление рассказа по серии картинок. Рисование плаката о вреде курения. Чтение, беседа. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
62 | 4.9 | Наше питание. | ознакомление с новым материалом | Чтение. Дидактическая игра «Веселый, грустный зубик». Знакомство с основами здорового питания. Составление меню. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Узнай, различи». | |
63 | 4.10 | Наш сон. | ознакомление с новым материалом | Составления режима дня. Беседа. Чтение стихов.Работа с сюжетной картинкой. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | |
64 | 4.11 | Наше общение. | ознакомление с новым материалом | Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений. | Выявить уровень скоординированности работы различных анализаторов, оперативности выполнения заданий. | |
65 | 1.15 | Сезонные изменения в природе Экскурсия | комбинированный | Наблюдение. Составление рассказа. Работа с пословицей. | Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану. | |
66 | 4.12 | Труд людей весной | комбинированный | Составление предложений по серии картинок. Составление рассказа. | Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении. | |
67 | 1.16 | Май – конец весны. | комбинированный | Чтение. Работа над поговорками, загадками | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
68 | 1.17 | Итоги за год. | обобщение и систематизация знаний | Составление рассказа, основываясь на свои наблюдения за природой. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений. | |
| | | | | | |
Презентации по изучаемым темам курса.