Цель рабочей программы по развитию устной речи – создание системы планирования, организации управления образовательным процессом для результативного достижения цели по развитию устной речи младших школьников с особыми образовательными потребностями.
Задачи рабочей программы:
Определить содержание, структуру, объем и порядок обучения развитию устной речи с учетом целей задач и особенностей организации учебно-воспитательного процесса во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида;
Определить объем формируемых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся второго класса в результате обучения развитию устной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию устной речи »
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию устной речи адресована учащемуся второго класса с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, занимающегося индивидуально на дому.
Целью учебного предмета «Развитие устной речи» является – направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи обучения развитию устной речи:
Обогащение и уточнение словаря;
Расширение кругозора, повышение адаптивных возможностей благодаря улучшению ориентировки;
Уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизации познавательной деятельности;
Обогащение жизненного опыта ребенка путем организации наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической деятельности.
Цель рабочей программы по развитию устной речи – создание системы планирования, организации управления образовательным процессом для результативного достижения цели по развитию устной речи младших школьников с особыми образовательными потребностями.
Задачи рабочей программы:
Определить содержание, структуру, объем и порядок обучения развитию устной речи с учетом целей задач и особенностей организации учебно-воспитательного процесса во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида;
Определить объем формируемых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся второго класса в результате обучения развитию устной речи.
Рабочая программа составлена на основе Программы В.В. Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2006г.
Во 2 классе по учебному предмету «Развитие устной речи» отведено 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Период обучения
Количество часов
1 четверть
5
2 четверть
3
3 четверть
5
4 четверть
4
Итого
17
Срок реализации рабочей программы по развитию устной речи 1 год, 2014-2015 учебный год.
С целью совершенствования УВП и эффективного формирования ключевых компетенций участника образовательного процесса в уроках и занятиях применяются следующие образовательные технологии.
Игровые технологии
Реализация игровых приемов и занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Здоровьесберегающие технологии
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастной возможности ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Название раздела
(темы)
Количество
часов
Виды и количество практических работ
Экскурсии
1.
Сезонные изменения в природе.
1
1
2.
Школа, пришкольный участок.
1
3
Дом, квартира, домашний адрес.
2
4
Семья.
1
5
Овощи. Фрукты.
1
6
Одежда.
1
7
Зима.
1
8
Дикие животные.
1
9
Домашние животные.
1
10
Птицы.
1
11
Насекомые.
1
12.
Весна. Раннецветущие растения.
1
13.
Комнатные растения.
1
14.
Охрана здоровья.
1
15.
Лето.
2
Содержание тем учебного курса.
№ п/п
Название раздела (темы)
Содержание учебной темы
Образовательный минимум по разделу (теме)
Знаний
Умений
1.
Сезонные изменения в природе.
Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц
-Изменения в природе, жизни растений и животных в разное время года;
-Названия месяцев по временам года.
-Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке;
-Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, на предложенную тему.
2.
Школа, пришкольный участок.
Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
-Ориентироваться в школе.
-Участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него полным ответом, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).
3.
Дом. Квартира. Домашний адрес.
Дорога в школу и домой. На каком транспорте ехать домой. Правила дорожного движения.
- Знать свой домашний адрес.
- Участвовать в беседе;
- Уметь объяснять проезд до дома.
4.
Семья.
Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
-Работа родителей; -Учеба детей;
-Обязанности внутри семьи.
-Обобщать группы предметов одним словом.
5
Овощи. Фрукты.
Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
-Основные признаки овощей, фруктов.
-Сравнивать два предмета, нахождение сходных и отличительных признаков.
6.
Одежда.
Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
-Виды одежды;
-Использование одежды в зависимости от сезона.
-Способы ухода за одеждой;
-Расширение и уточнение представлений об одежде;
- Формирование умений ухаживать за одеждой.
7.
Зима.
Зима и её особенности. Зимние забавы детей.
- Знать название зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.
-Усвоенные слова включать в речь;
-находить сходство и различие, делать простейшие выводы.
8.
Дикие животные.
Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
-Знать названия диких животных, их обитание.
-Связное высказывание;
- Находить сходство и различие, делать простейшие выводы.
9.
Домашние животные.
Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
-Знать названия домашних животных.
-Связное высказывание.
10.
Птицы.
Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Птицы и животные ХМАО-Югры.
-Знать названия птиц, их обитание, чем питаются.
-Связное высказывание;
- Находить сходство и различие, делать простейшие выводы.
11.
Насекомые.
Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
-Знать названия насекомых, их обитание, чем питаются.
-Составлять связное высказывание;
- Находить сходство и различие, делать простейшие выводы.
12.
Весна. Раннецветущие растения.
Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
-Расширение представлений о приметах весны.
-Знать небольшие стихи о весне.
-Усвоенные слова включать в речь;
-находить сходство и различие, делать простейшие выводы.
13.
Комнатные растения.
Фикус, бегония. Узнавание и называние.
- Расширение представлений о комнатных растениях.
- Находить сходство и различие, делать простейшие выводы.
14.
Охрана здоровья.
Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
-Режим дня;
-Гигиена тела.
-Соблюдать гигиену здоровья;
-Устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
15.
Лето.
Летние забавы детей. Правила безопасного поведения в летний период.
Знать правила безопасного поведения в летний период.
- Уметь соблюдать правила безопасности в воде.
Результаты освоения учебного предмета.
Учащейся должен уметь:
3 группа:
-называть предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения при помощи учителя;
-участвовать в беседе, отвечать на поставленный вопрос;
-составлять простые распространенные предложения;
-участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами), внимательно слушать собеседника;
-называть свое имя и свою фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
-называть свою улицу, дом, квартиру.
Формируемые жизненные компетенции.
Содержательные линии
Результаты
Развитие устной коммуникации
Активное участие в диалогах на темы, близкие опыту детей.
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Овладение некоторыми формами речевого этикета (приветствие, прощание, выражение просьбы и т.п.)
Способность поделиться об услышанном, увиденном или прочитанном с целью выражения собственного отношения и элементарной оценки.
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении
Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях
Умение решать актуальные житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели.
Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа
Учебники.
Учебно – методические пособия.
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература и средства обучения.
1.Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
3.Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы). – М.: Эксмо, 2007;
4.Волина В. Азбуковедение: книга для учителей и родителей. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
5.Ладыженская Т.А. Речевые уроки.- М.: Просвещение, 1995.