1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Алгебра» 7класс
Нормативная основа программы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-рации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
Примерные программы по учебным предметам:
сост. Т.А. Бурмистрова, Сборник рабочих программ «Алгебра» 7-9 класс. М.: Просвещение, 2014 г.
Программа рассчитана на 3 часов в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение алгебры в 7 классе составит 102 часов.
Формы обучения:
фронтальная (общеклассная)
групповая (в том числе и работа в парах)
индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: деловые игры, метод проектов, работа в командах.
Средства обучения:
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные таблицы, дидактический материал, технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства, ресурсы сети интернет.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
• предварительный
• текущий;
• тематический;
• итоговый.
Формы контроля:
устный опрос;
проверочная работа;
самостоятельная работа;
математический диктант;
контрольная работа;
итоговая контрольная работа.
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 год.
2. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова.— М.: Просвещение, 2008.
3. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ав.-сост. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева.- Волгоград: Учитель, 2007.
4. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008 г.
5. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС по алгебре.
2.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по АЛГЕБРЕ (к образовательным результатам)
к концу 7 класса
Обучающиеся должны знать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к 0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.
Образовательные результаты:
Предметные
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин;
владение базовым понятийным аппаратом, формирование представлений о статических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения.
умение применять изученные понятия¸ результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Метапредметные
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики.
Личностные
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
3. Содержание рабочей программы по алгебре 7 класс
№ п/п Название темы Необходимое количество часов для ее изучения Основные изучаемые вопросы темы
1. Глава 1: «Выражения, тождества, уравнения» 22 Числовые выражения;
Выражения с переменными;
Свойства действий над числами;
Понятие тождества;
Тождественные преобразования выражений;
Уравнение и его корни;
Линейное уравнение с одной переменной;
Решение задач с помощью уравнений;
Среднее арифметическое;
Понятие «размах» и «мода»;
Медиана как статистическая характеристика.
2. Глава 2: «Функции» 11 Понятие функции;
Вычисление значений функции по формулам;
График функции;
Линейная функция и её график;
Прямая пропорциональность и её график;
Взаимное расположение графиков линейных функций.
3. Глава 3: «Степень с натуральным показателем» 11 Определение степени с натуральным показателем;
Умножение и деление степеней;
Возведение в степень произведения;
Одночлен и его стандартный вид;
Умножение одночленов;
Возведение одночленов в степень;
Функции у = х2, у = х3 и их графики;
4. Глава 4: «Многочлены» 17 Многочлен и его стандартный вид;
Сложение и вычитание многочленов;
Умножение одночлена на многочлен;
Вынесение общего множителя за скобки;
Умножение многочлена на многочлен;
Разложение многочлена на множители способом группировки;
5. Глава 5: «Формулы сокращённого умножения» 19 Возведение в квадрат суммы и разности;
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности;
Умножение разности двух выражений на их сумму;
Разложение разности квадратов на множители;
Разложение на множители суммы и разности кубов;
Преобразование целого выражения в многочлен;
Применение различных способов для разложения многочлена на множители.
6. Глава 6: «Системы линейных уравнений» 16 Линейное уравнение с двумя неизвестными;
График линейного уравнения с двумя неизвестными;
Системы линейных уравнений с двумя переменными;
Способ подстановки;
Способ сложения;
Решение задач с помощью систем уравнений;
Линейное уравнений с одной переменной;
Системы линейных уравнений с двумя переменными;
Многочлены и действия над ними;
Формулы сокращённого умножения;
Разложение многочлена на множители;
7. Повторение 6 Решение уравнений;
Тождественные преобразования;
Построение графиков функций;
Упрощение выражений с использованием формул сокращённого умножения;
Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными
Решение задач.
4.Календарно – тематическое планирование
№ п\п Тема урока Количество часов Дата
По плану Фактически
ВЫРАЖЕНИЯ, ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ (22 ч.)
1. Числовые выражения. 3
2. Выражения с переменными. 2
3. Сравнение значений выражений 2
4. Свойства действий над числами 2
5. Тождества. Тождественные преобразования выражений. 2
6. Контрольная работа №1.по теме «Выражения. Тождества. Преобразования» 1
7. Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни 2
8. Линейное уравнение с одной переменной 1
9. Решение задач с помощью уравнений 3
10. Среднее арифметическое, размах и мода 1
11. Медиана как статистическая характеристика 2
12 Контрольная работа №2 по теме «Уравнения» 1
ФУНКЦИИ (11 ч.)
13. Анализ контрольной работы. Что такое функция 1
14. Вычисление значений функции по формуле 2
15. График функции 2
16. Прямая пропорциональность и ее график 2
17. Линейная функция и ее график 3
18. Контрольная работа №3 по теме «Функция» 1
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (11 ч.)
19. Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем 2
20. Умножение и деление степеней 2
21. Возведение в степень произведения и степени 2
22. Одночлен и его стандартный вид 1
23. Умножение одночленов. 1
24. Возведение одночлена в степень 1
25. Функции вида
у =х2 и у = х3 и их графики 1
26. Контрольная работа №4 по теме» СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ» 1
МНОГОЧЛЕНЫ (17 ч.)
27. Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид 1
28. Сложение и вычитание многочленов 2
29. Умножение одночлена на многочлен. 3
30. Вынесение общего множителя за скобки 3
31. Контрольная работа №5 по теме: «Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены» 1
32. Умножение многочлена на многочлен 3
33. Разложение многочлена на множители способом группировки 3
34. Контрольная работа №6 по теме: «Произведение многочленов» 1
ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (19 ч.)
35. Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений 1
36. Возведение в куб суммы и разности двух выражений 1
37. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности 3
38. Умножение разности двух выражений на их сумму 2
39. Разложение разности квадратов на множители 2
40. Разложение на множители суммы и разности кубов 2
41. Контрольная работа №7. по теме: «Формулы сокращенного умножения» 1
42. Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен 3
43. Применение различных способов разложения на множители 3
44. Контрольная работа №8. по теме: «Преобразование целых выражений» 1
СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ (16 ч.)
45. Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными 1
46. График линейного уравнения с двумя переменными 2
47. Системы линейных уравнений с двумя переменными 2
48. Способ подстановки. 3
49. Способ сложения. 3
50. Контрольная работа №9 по теме: «Системы линейных уравнений и их решения» 1
51. Анализ контрольной работы. Решение задач с помощью систем уравнений 4
ПОВТОРЕНИЕ (6 ч.)
52. Функции. 1
53. Одночлены. Многочлены 1
54. Формулы сокращенного умножения 1
55. Системы линейных уравнений 1
56. Решение задач по курсу 7 класса 2