Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) 2-х классов в условиях общеобразовательного учреждения, определяются приоритеты дальнейшего развития, содержатся конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника, определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка), внешкольную (экскурсии, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В рамках ФГОС НОО выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) 2-х классов в условиях общеобразовательного учреждения, определяются приоритеты дальнейшего развития, содержатся конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника, определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка), внешкольную (экскурсии, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.
Цель программы: создание условий для развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями ФГОС.
Данная программа имеет потенциал для решения следующих задач:
развитие познавательного интереса младших школьников;
формирование всесторонне развитой личности ребенка;
воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе;
привитие детям правил культурного поведения;
бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
формирование навыков учебной деятельности.
Основные направления работы:
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
художественно-речевое развитие;
трудовое воспитание;
физкультурно-оздоровительная работа;
досуговая деятельность.
Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии.
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня по данной программе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
• физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
• трудовое воспитание – особенностью программы является развитие у детей творческих способностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему;
• нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;
• эстетическое воспитание – формирует эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению); развивается чувство прекрасного;
Ожидаемые результаты:
• Повышение качества обучения учащихся;
• Развитие индивидуальности и коммуникативности учащихся;
• Повышение уровня воспитанности;
• Развитие самостоятельности;
• Формирование полезных привычек.
Режим в группе продленного дня
12.30-13.20 Прием детей в группу. Развивающие игры.
13.20-13.45 Обед.
13.45-15.00 Прогулка на свежем воздухе. Подвижные игры.
15.00-15.30 Полдник.
15.30-16.30 Самоподготовка.
16.30-17.30 Час развивающей деятельности. Кружки.
17.30-18.30 Прогулка. Уход детей домой.
Список группы
Ахмадеев Никита
Белоусова Анастасия
Воробьев Даниил
Воронин Артем
Жумаева Алина
Звенарева Софья
Зеленов Георгий
Каркач Анастасия
Квашилава Григорий
Квашилава Константин
Киселев Егор
Козиков Илья
Кондрашова Софья
Любина Софья
Морозов Никита
Морозова Арина
Савельев Егор
Свирина Полина
Свищев Георгий
Тригуб Софья
Хмара Даниил
Цыгарева Арина
Чечнев Дмитрий
Шумилова Елена
Щур Анастасия
Юдин Григорий
Характеристика ГПД
На начало 2015-2016 учебного года в группе 26 учеников: 12 девочек и 14 мальчиков.
Дети из социально – незащищенных семей:
родители состоят в разводе:
Каркач А.
Киселев Е.
Тригуб С.
мать-одиночка:
Свирина П.
многодетные:
Белоусова А.
Воронин А.
Квашилава Г.
Квашилава К.
Савельев Е.
родители-опекуны:
Чечнев Д.
родители-инвалиды:
Юдин Г.
Большая часть родителей имеет высшее образование, а остальная часть – средне-специальное. Образовалась инициативная группа родителей, готовых оказать помощь в воспитательной работе.
Дети в основном доброжелательны друг к другу, положительно относятся к воспитателю. В повседневном настроении чаще преобладает мажорный, бодрый тон. К концу 1 класса ребята научились самостоятельно организовывать игры во время прогулки . На занятиях стараются соблюдать правила поведения, легко переключаются с одного вида деятельности на другой.
Но есть ученик, который требует к себе индивидуального подхода в организации поведения на занятии и во время прогулки. Это Зеленов Георгий. Он часто отвлекается, мешает другим детям, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. В плане поведения ребенок озлоблен, груб, постоянно обижает одноклассников, часто в речи использует нецензурные слова. Необходимо будет продолжить воспитательную работу с ним.
В 1-ом классе велась работа по успешной и безболезненной адаптации к новой школьной жизни, по созданию дружного коллектива. Радостно сознавать, что ребята не утратили интереса к учёбе и школе. У большинства детей во многом представления и мечты о школе как о втором доме совпали с реальностью.
Ребята не научены полностью преодолевать трудности, рационально расходовать учебное время. На основе наблюдений был сделан вывод, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все эти процессы необходимо будет развивать.
Исходя из вышеизложенного, составлено календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Понедельник
Нравственное
воспитание
Воспитание
подрастающего
поколения, привитие
детям правил
культурного поведения.
7.09 14.09
21.09 28.09
1. История Москвы. Викторина о Москве.
2. «Вспоминаем правила поведения в школе». Викторина
3. Викторина по ПДД.
4. Конкурс «Юный натуралист».
Вторник
Изодеятельность
Воспитание любви и
интереса к живописи и
искусству.
1.09 8.09 15.09 22.09 29.09
1. Конкурс рисунков «Как я отдыхал летом».
2. Овощи на тарелке.
3. Фрукты в вазе.
4. Хохлома.
5. Ежик на полянке.
Среда
Художественно-речевое
воспитание
Формирование и развитие коммуникативных умений.
2.09 9.09 16.09 23.09 30.09
1. В гостях у сказки.
2. «Когда это бывает?» Викторина
3. «Угадай-ка». Викторина
4. Кроссворд о животных.
5. Конкурс стихов об осени.
Четверг
Трудовое воспитание
Учить выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей.
3.09 10.09 17.09 24.09
1. Объемная аппликация «Бабочка».
2. Аппликация из природного материала.
3. Аппликация обрыванием «Осеннее дерево».
4. Аппликация «Цветы в вазе».
Пятница
Спортивно-оздоровительная
работа и досуг
Укрепление здоровья,
организация активного
отдыха детей.
4.09 11.09 18.09 25.09
1. В мире слов и букв «Найди ошибку».
2.Эстафета с мячом и кеглями.
3. Литературная игра.
4. Русские народные игры.
Сентябрь
Октябрь
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Понедельник
Нравственное
воспитание
Формирование основ нравственного самосознания личности.
5.10
12.10 19.10 26.10
1. «Мир вокруг нас». Беседа-викторина
2. Этика общения «Дружим с добрыми словами».
3. Береза-символ родины моей. 4. День Единства. (История праздника)
Формировать и обогащать, закреплять и активизировать словарь детей.
11.11 18.11 25.11
1. Викторина по произведениям Носова. 2. Викторина по произведениям Осеевой. 3. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» ( 60 лет сказочной повести Астрид Линдгрен)
Четверг
Трудовое воспитание
Формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребёнка.
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе.
4.12 11.12
18.12 25.12
1.Литературно-музыкальный досуг о временах года. 2."Питание – необходимое условие для жизни человека" – беседа. 3. «Угадай мелодию» - клубный час. 4. Путешествие в страну «Музыкляндия».
Январь
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Понедельник
Нравственное воспитание
Формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей православия.
11.01
18.01 25.01
1. «Рождество и Крещение». Из истории русских народных праздников. 2. Радуга настроения. Беседа-игра. 3. «Человек и украшения». Беседа-викторина.
Вторник
Изодеятельность
Приобретение знаний об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства.
12.01 19.01 26.01
1. Сказочный замок Снежной королевы. 2. Городецкая роспись. 3. Павлин.
Среда
Художественно-речевое воспитание
Формировать интерес к литературным произведениям разного жанра.
13.01 20.01 27.01
1."Город сказки" – конкурс. 2."Пословица – всем помощница". 3."А.С. Пушкин и его произведения". Игра – викторина.
Четверг
Трудовое воспитание
Воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества.
14.01 21.01 28.01
1. Объемный аквариум из бумаги. 2. Веселый попугай (поделка из бумаги). 3. «Зайчик». Аппликация.
Пятница
Спортивно-оздоровительная работа и досуг
Развитие мотивации детей к ведению здорового образа жизни. Развитие внимания.
15.01 22.01 29.01
1. Досуг «Праздник чистоты и здоровья». 2.Витаминная тарелка на каждый день(конкурс рис.) 3.Интерактивная игра «Найди 15 отличий».
Февраль
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Понедельник
Нравственное воспитание
Формирование нравственного смысла учения.
1.02 8.02 15.02 22.02 29.02
1. «Чудо земли - хлеб». Беседа-викторина. 2. Как зимой помочь птицам (беседа). 3. История праздника «День защитника Отечества». 4. Рыцарский турнир для мальчиков. 5. «Давайте жить дружно!»
Вторник
Изодеятельность
Формирование интереса к искусству
как части общечеловеческой культуры
2.02 9.02 16.02
1. "Зимний лес". Конкурс рисунков. 2. Дымковская игрушка. 3.Веселый заяц.
Среда
Художественно-речевое воспитание
Формировать разговорную, диалогическую речь.
3.02 10.02 17.02 24.02
1. "Все обо всем". Конкурс загадок. 2."Ларчик со сказками" – викторина. 3.«Турнир знатоков русского языка» – викторина. 4.«Красная книга нашего края» - сигнал опасности – беседа.
Четверг
Трудовое воспитание
Пробуждение творческой активности детей, развитие воображения.
Развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
5.02 12.02 19.02 26.02
1. Хорошо здоровым быть (беседа-викторина). 2. Поле чудес «Дикие животные». Игра. 3. Интерактивная игра по мат-ке. 4. Шалости и травмы (просмотр м/ф про Кешу).
Март
Апрель
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Понедельник
Нравственное воспитание
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7.03 14.03 21.03
1. «Мы девчонок поздравляем!». 2. Традиции масленицы. 3. «Весна, весна и все ей радо».
Вторник
Изодеятельность
Овладение способами художественно-творческой деятельности.
1 .03 15.03 22.03
1. Поздравительная открытка для мамы. 2."Огонь – друг, огонь – враг!" – конкурс рисунков. 3. «Мой любимый город» Конкурс рисунков.
Среда
Художественно-речевое воспитание
Развитие познавательного интереса младших школьников; развитие внимания, памяти, мышления.
9.03 16.03 23.03
1. «Вопросы-шутки». Викторина. 2.«По страницам любимых книг В.Бианки» (виктор.) 3. «Самое великое чудо на свете». Конкурс.
Четверг
Трудовое воспитание
Развитие образного мышления, фантазии.
10.03 17.03 24.03
1. «Кактус». Работа с бумагой.
2. «Лягушата» лепка из пластилина. 3. Кол. Работа «Весна пришла!»
Пятница
Спортивно-оздоровительная работа и досуг
Предупреждение вредных привычек. Развитие познавательного интереса детей.
11.03 18.03 25.03
1.Сон и его значение для здоровья человека (беседа). 2. Вредные привычки (беседа-игра). 3."Что?" "Где?" "Когда?" – познавательная игра.
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Понедельник
Нравственное воспитание
Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям.
4.04
11.04 18.04 25.04
1.«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». 2. «Все о космосе» беседа-викторина. 3."Этикет подарка" – познавательная беседа. 4.Пасхальные традиции.
Вторник
Изодеятельность
Развитие творческих способностей учащихся при создании произведения искусства.
5.04 12.04 19.04 26.04
1."Моя семья – мои друзья" – портрет друга. 2. «Я – юный космонавт!» - конкурс. 3.Сказочные персонажи (для пальч. театра ). 4.Конкурс рисунков «Спасибо за Победу!»
Среда
Художественно-речевое воспитание
Совершенствовать грамматический строй речи.
6.04 13.04 20.04 27.04
1. Путешествие по стране «Музыкляндия».
2. Творчество Маршака. 3. Инсценирование РНС. 4. Бытовые сказки. Викторина.
Четверг
Трудовое воспитание
Развитие зрительно – моторной координации при работе на листе бумаги.
7.04 14.04 21.04 28.04
1. Мозаика из бумаги "Подснежники". 2. «Весеннее дерево» (аппликация из фетра). 3. «Улица города» (кол.работа).
4. Пасхальные украшения.
Пятница
Спортивно-оздоровительная работа и досуг
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе
жизни.
8.04 15.04 22.04 29.04
1.В гостях у Айболита ( викторина). 2 Игра. «По экологической тропе - Лесные жители». 3. Ядовитые растения (беседа-викторина). 4. Кроссворд по ПДД.
Май
Дни недели
Основные направления
Задачи
Число
Тематика воспитательных мероприятий с детьми
Понедельник
Нравственное воспитание
Формирование нравственного смысла учения.
16.05 23.05
1. "В гостях у радуги" – познавательная беседа. 2. «Старый друг лучше новых двух» (беседа).
Формировать и обогащать, закреплять и активизировать словарь детей.
4.05
11.05 18.05 25.05
1. Литературно- музыкальная композиция ко Дню Победы.
2. «Не в золоте счастье» (Сказка курочка ряба). 3. «О чем шепчутся деревья?» Клуб Почемучек. 4. Стихи русских поэтов о весне.
Четверг
Трудовое воспитание
Овладение способами художественно-творческой деятельности учащихся.
5.05 12.05 19.05 26.05
1. «9 Мая» (конкурс открыток). 2. «Бабочка на карандаш» - украшение из картона. 3. «Поезд из Ромашково». Кол. работа. 4. «Божьи коровки». Работа с пластилином.
Пятница
Спортивно-оздоровительная работа и досуг
Расширение знаний детей о безопасности здоровья.
6.05 1305 20.05 27.05
1. Безопасность в доме (беседа). 2."Веселая математика" – игровые задания. 3. Секреты в лукошке (инсценир. «Красивые грибы»). 4.Азбука здоровья.
Работа с родителями
Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.
Организация работы с родителями:
Продолжать изучать семьи и условия семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня. Привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий.
Индивидуальная работа с родителями.
Родительские собрания:
Соблюдение режима дня - важное условие успешной учебы:
Этика воспитания в семье;
Как воспитать у ребенка любовь к чтению;
Трудовое воспитание детей в семье.
Список использованной литературы
1. Воспитание младшего школьника/Сост. Л.В. Ковинько. - М, 2000
2. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.
3. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / Болховитин С.М., Огородников А.А. "Начальная школа", 2008, №2
4.Группа продленного дня/ Л.И.Гайдина. – М. 2010
5.Организация воспитательного процесса в школе. М.2001:Рожков М.И.