kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2011 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и тематического планирования к учебнику Г.С.Меркина "Литература. 6 класс", автор Ф.Е.Соловьёва.  Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин,– 2-е изд. М., «Русское слово» - РС», 2013) предлагают для реализации задач литературного образования в 6 классах концентрический  на хронологической основе вариант построения курса.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитатель­ные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса ду­ховного развития нации. Золотой фонд русской классики, а так­же шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобраз­ным «культурным кодом», без которого невозможно полно­ценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуаль­ной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое, внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требу­ет сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Решение проблемы представляется оптимально воз­можным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, уче­ники изучают вершинные произведения классической литера­туры и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные пред­ставления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к од­ним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения опреде­ленных эстетических периодов и систем, учитель имеет воз­можность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о ро­мантизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эсте­тической проблеме — развитии реализма.

Изучение художественной литературы в школе предпола­гает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже­ние своеобразия творческой личности писателя и его литера­турного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем дет­стве, — важный пример для школьника, проникающегося ува­жением и любовью к автору полюбившихся рассказов, пове­стей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенно­сти его личности. В программе и в учебниках предусматрива­ется постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творче­ству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобра­ны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из клас­сов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Программа 6 класса знакомит учеников с появившейся в XIX веке специальной и увлекательной литературой для детей и юношества, которая сразу же завоевала всемирное признание.

Модель «сюжет-герой-жанр-автор» реализуется на материале произведений, в центре рассмотрения которых находится герой. Герой – тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий и происшествий, организует сюжет. Поскольку для подростка интересен герой – ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений. В 6 кл. ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересует  событие, сюжет, то в 6 классе особое внимание уделяется сюжету.

Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Обращение к вполне доступным и естественным вариантам творческой деятельности принципиально важно: мир литературы, который иногда кажется читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем – ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстает как важный участник событий, и важно, что вокруг него присутствуют герои разных возрастов и социального положения.

В шестом  классе продолжается освоение теоретических понятий, выбор которых определяется ведущей проблемой учебного года: портрет, характер и поступки, отношения с другими героями, речевая характеристика, автобиографическая проза, авторская оценка, роль в развитии сюжета и др.

 Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;

Решение названных задач окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

После завершения изучения курса литературы в 6 классе учащиеся должны уметь:

- самостоятельно определять тему и основную мысль незнакомого произведения;

- давать письменный ответ на вопрос с элементами характеристики;

- находить в художественном произведении средства выразительности;

- определять стихотворный размер в лирическом произведении;

- характеризовать литературного героя по его поступкам, речи;

- проводить сопоставление по теме и основной мысли разных произведений;

- определять отношение автора к герою.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

                  

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.                       

              

 Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2011 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и тематического планирования к учебнику Г.С.Меркина "Литература. 6 класс", автор Ф.Е.Соловьёва. Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин,– 2-е изд. М., «Русское слово» - РС», 2013) предлагают для реализации задач литературного образования в 6 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитатель­ные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса ду­ховного развития нации. Золотой фонд русской классики, а так­же шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобраз­ным «культурным кодом», без которого невозможно полно­ценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуаль­ной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое, внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требу­ет сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Решение проблемы представляется оптимально воз­можным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, уче­ники изучают вершинные произведения классической литера­туры и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные пред­ставления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к од­ним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения опреде­ленных эстетических периодов и систем, учитель имеет воз­можность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о ро­мантизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эсте­тической проблеме — развитии реализма.

Изучение художественной литературы в школе предпола­гает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже­ние своеобразия творческой личности писателя и его литера­турного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем дет­стве, — важный пример для школьника, проникающегося ува­жением и любовью к автору полюбившихся рассказов, пове­стей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенно­сти его личности. В программе и в учебниках предусматрива­ется постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творче­ству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобра­ны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из клас­сов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Программа 6 класса знакомит учеников с появившейся в XIX веке специальной и увлекательной литературой для детей и юношества, которая сразу же завоевала всемирное признание.

Модель «сюжет-герой-жанр-автор» реализуется на материале произведений, в центре рассмотрения которых находится герой. Герой – тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий и происшествий, организует сюжет. Поскольку для подростка интересен герой – ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений. В 6 кл. ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересует событие, сюжет, то в 6 классе особое внимание уделяется сюжету.

Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Обращение к вполне доступным и естественным вариантам творческой деятельности принципиально важно: мир литературы, который иногда кажется читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем – ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстает как важный участник событий, и важно, что вокруг него присутствуют герои разных возрастов и социального положения.

В пятом классе продолжается освоение теоретических понятий, выбор которых определяется ведущей проблемой учебного года: портрет, характер и поступки, отношения с другими героями, речевая характеристика, автобиографическая проза, авторская оценка, роль в развитии сюжета и др.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;

Решение названных задач окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

После завершения изучения курса литературы в 6 классе учащиеся должны уметь:

- самостоятельно определять тему и основную мысль незнакомого произведения;

- давать письменный ответ на вопрос с элементами характеристики;

- находить в художественном произведении средства выразительности;

- определять стихотворный размер в лирическом произведении;

- характеризовать литературного героя по его поступкам, речи;

- проводить сопоставление по теме и основной мысли разных произведений;

- определять отношение автора к герою.





Задачи изучения литературы представлены двумя катего­риями: воспитательной и образовательной. Формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведе­ний данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеуроч­ное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чте­ние учащихся направляется списками рекомендованной лите­ратуры, обозначенной в программе и в учебниках.

В конце программы для 6 класса приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Известно, что школьники 5—6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, пред­метным восприятием, которым характеризуется «наивный ре­ализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художе­ственного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризо­вать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эсте­тические, так и нравственные аспекты изучаемого литератур­ного источника.

Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих ду­ховный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучае­мые произведения на протяжении всего курса обучения. Матери­ал учебника (художественные тексты, пояснительные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также внутренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогиче­ском характере отношений на самых различных уровнях: диало­га школьника с товарищами по классу, с учителем. Однако ос­новной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: книга — писатель.

Преподавание литературы в современной шко­ле должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельно­сти школьников, поэтому в программу включен материал о возмож­ных формах внеурочной деятельности школьников. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо проводить указанные творческие де­ла в той системе, которая предложена, либо разработать свою программу, основанную на личном опыте и видении проблемы.

Как показала практика, внеурочная деятельность дает опти­мальные результаты в системе коллективных творческих дел. Кроме того, различаем три пути для возможной реализации: пропедевтический период (когда изучение материала еще не на­чалось); параллельный (то есть в процессе работы над темой) и итоговый (после завершения изучения материала). Естественно, внеурочная деятельность по предмету не замыкается только в рамках предложенной системы и предполагает занятия и по те­мам (видам), не обязательно связанным с изучаемым литератур­ным материалом.

В начальной школе заложены осно­вы литературного развития школьника, сформированы личност­ные качества ученика как заинтересованного читателя. Безу­словно, в процессе дальнейшего литературного образования эти грани литературного развития углубляются и расширяются. Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в со­временных условиях, авторы учебника сочли возможным пока­зать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге.



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.



Поурочно-тематическое планирование уроков литературы в 6а,6б классах

Количество часов:

Всего 105 часов; в неделю 3 часа. (Из расчета 35 недель в год в 5-8, 10 классах; 34 недели в 9, 11 классах)

Плановых К.Р. –

Лабораторных работ –






Планируемые результаты

№ п/п

Название темы

Кол-во ч.

Из них

Использование ИКТ

Л (личностные),

П (метапредметные познавательные),

К (метапредметные коммуникативные);

Р (метапредметные регулятивные)

Предметные

Контр. раб.

Лаб. раб.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться


ТЕМА 1 Введение

1


Л:

Уважительное отношение

к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры

П:

Извлечение необходимой информации из различных источников

Р:

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)  

К:

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников


Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Создавать связный текст на необходи-мую тему

О литературе, читателе и писателе

1





ТЕМА 2 Из Мифологии

3




Л:

Уважительное отношение

к литературе других народов П:

Извлечение необходимой информации из различных источников

Р:

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)  

К:

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников


Отличать понятия: «миф»; «герой»
в древне-греческой мифологии; содержание некоторых мифов
(на выбор).

выполнять художественный пересказ эпизодов

Проводить сравнительный анализ образов (Одиссей
и Геракл), сопоставлять отрывок из поэмы с русской народной сказкой «Лихо одноглазое».


2

"Пять веков"

1




3

«Прометей"

1




4

"Яблоки Гесперид"

1





Тема 3 Из устного народного творчества

3




Л:

- постижение красоты и богатства, выразительности слова

- уважительное отношение

к литературе других народов П:

- определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов

Р:

- использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

К:

- давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

- Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля


Узнавать малые фольклор-ные жанры, их отличи-тельные осо-бенности; причины возникнове-ния и цель создания малых жанров;

жанровые особенности сказки; характе-ризовать героев сказки

Создавать письменное оригинальное произведение;

строить рассказ о

герое, видеть отличие

сказки от мифа

5

"Солдат и смерть"

1




6

"Как Бадыноко победил одноглазого великана"

1




7

"Сказка о молодильных яблоках и живой воде"

1











Тема 4 Из древнерусской литературы

3




Л:

- осознание роли литературы Древней Руси в жизни общества и государства

П:

- установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси

Р:

- овладение техникой планирования учебной деятельности

К:

- создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

- давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников


Узнавать жанры древне-русской литературы, характеризовать стиль произведе-
ния древнерус-ской литературы


Знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений


8

"Сказание о белгородских колодцах"

1




9

"Повесть о разорении Рязани Батыем"

1




10

"Поучение.." Владимира Мономаха

1




11

Анализ письменных работ

1





Тема 5 Из русской литературы 18 века

3




Л:

- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать

П:

- поиск и извлечение необходимой информации из различных источников

Р:

- овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

К:

- согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен


Познако-мится с творчеством Ломоносова - гениального теоретика литературы XVIII века;

Владеть навыком объяснения смысла морали произведения;

Узнает о значении русского языка, определённом М.В.Ломоносовым


12

М.В.Ломоносов - гениальный учёный, теоретик литературы, поэт

1




13

"Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф.."

1




14

М.В.Ломоносов о значении русского языка. М.В.Ломоно-сов и Пётр Великий

1



+


Тема 6 Из русской литературы XIX века

51




Л:

- освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута

П:

- осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

-поиск и извлечение необходимой информации из различных источников

Р:

- овладение различными типами пересказа

- овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

К:

- Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

Научится отличать литератур-ную сказку от народной;

Научится узнавать поэтические средства художественной выразитель-ности, уметь выразитель-но читать поэтические произведе-ния;

давать характерис-тику героям;

определять особенности стихотвор-ной и про-заической речи, ритм, рифму и способы рифмовки; определять ритм, находить примеры с перекрёст-ной, парной и опоясы-вающей рифмой;

узнавать определения изобразительных средств языка и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворе-ния

Описывать и характеризо-вать центральные образы; уметь определять ритм;

понимать и объяснять особенности поэтических интонаций стихотворения;

понимать роль портрета и пей-зажа в расска-зе,

уметь хара-ктеризовать литературного героя, сопо-ставлять пос-тупки героев рассказа, де-лать выводы, рассуждать;

формулиро-вать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме


15

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин

1




16

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. "Светлана". Творческая история баллады

1




17

Анализ баллады В.А.Жуковского "Светлана"

1



+

18

Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина

1



+

19

"Деревня"

1




20

"Редеет облаков летучая гряда"

1




21

"Зимнее утро"

1




22

"Зимний вечер"

1




23

Конкурс выразительного чтения

1




24

А.С.Пушкин "Дубровский". Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы

1




25

Причины ссоры Дубровского и Троекурова

1




26

Отец и сын

1




27

Владимир Дубровский - доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник

1




28

Дубровский и Маша Троекурова

1




29

Мастерская творческого письма

1




30

Анализ письменных работ

1




31

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

1




32

"Тучи"

1




33

"Парус"

1




34

"Листок"

1




35

"На севере диком стоит одиноко.."

1




36

Конкурс творческих работ

1




37

Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Историческая основа повести

1




38

"Бранное, трудное время.." Степь как образ Родины в повести Гоголя

1




39

Остап и Андрий

1




40

Остап и Андрий

1




41

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя

1




42

Мастерская творческого письма. Рассказ о событиях от лица их участника

1




43

Анализ письменных работ

1




44

И.С.Тургенев "Записки охотника". Творческая история и своеобразие композиции

1




45

"Бирюк"

1







46

"Бирюк"

1




47

"В дороге"

1




48

Н.А.Некрасов "В полном разгаре страда деревенская..", "Великое чувство! у каждых дверей.."

1




49

Л.Н.Толстой в 30-50 годы 19 века








50

Анализ глав повести "Детство": "Детство", "Что за человек был мой отец?"








51

Анализ глав повести "Детство": "Папа", "Юродивый"








52

Анализ глав повести "Детство": "Маман", "Наталья Савишна", "Последние грустные воспоминания". "Горе", "Письмо"








53

Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ "Бедные люди"








54

Анализ письменных работ








55

Краткие сведения о В.Г.Короленко








56

"В дурном обществе". Отец и сын








57

Дружба Васи, Валека и Маруси








58

Дети и взрослые в повести "В дурном обществе"








59

Анализ письменных работ








60

Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова "Налим"








61

Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова "Налим"








62

"Толстый и тонкий"








63

"Шуточка"








64

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни








65

Анализ письменных работ









Тема 7 Из русской литературы XX века

26




Л:

- освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута

- стремление совершенствовать свою речь

П:

- осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

-поиск и извлечение необходимой информации из различных источников

- определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей

Р:

- овладение различными типами пересказа

- овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

- умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

К:

- создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

- совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

Восприни-мать и осмысливать особый мир произведе-ний писателей xx века;

Характери-зовать героев, давать оценку их поступкам;

владеть навыками анализа поэтичес-кого текста;

узнавать жанровое своеобразие произведе-ний, худо-жественные изобразите-льные средства, сюжет и композицию, героев, идею произведе-ния;

писать сочинение по анализу лирического произведе-ния (на материале стихов русских поэтов 20 века)

Сопоставлять пейзажные зарисовки разных писателей;

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

произведений;

давать развёр-нутый пись-менный ответ на вопрос;

сопоставлять поэтические произведения разных поэтов; знать и отли-чать особен-ности художе-ственного мира поэтов;

определять тему и проблему произведения;

давать оценку действий героев, представлять аргументиро-ванное собственное мнение;

начальным навыкам литературовед-ческого анализа;

проводить сопоста-вительный анализ произ-ведений раз-ных авторов;

находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники

66

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина "Не видно птиц. Покорно чахнет.."

1




67

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина "Не видно птиц. Покорно чахнет.."

1




68

"Лапти"

1




69

Краткие сведения об

А. И.Куприне "Белый пудель"

1




70

Краткие сведения об

А. И.Куприне "Белый пудель"

1



+

71

"Белый пудель"

1




72

"Тапёр"

1




73

Анализ письменных работ

1




74

Краткие сведения о С.А.Есенине. "Песнь о собаке"

1




75

Краткие сведения о С.А.Есенине. "Песнь о собаке"

1




76

"Разбуди меня завтра рано.."

1




77

Краткие сведения о М.М.Пришвине

1




78

"Кладовая солнца" - сказка-быль. Особенности жанра

1




79

Настя и Митраша

1




80

Смысл названия сказки-были

1



+

81

В мастерской художника

1




82

В мастерской художника

1




83

А.А.Ахматова "Перед весной бывают дни такие..", "Мужество", "Победа", "Родная земля"

1




84

Литературно-музыкальная композиция "Сороковые - роковые"

1




85

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. "Последний поклон"

1




86

"Конь с розовой гривой"

1




87

Бабушка и внук

1




88

Бабушка и внук

1




89

Краткие сведения о Н.М.Рубцове. "Звезда полей"

1




90

"Тихая моя родина"

1







91

Анализ письменных работ

1








Тема 8 Из зарубежной литературы

13




Л:

- уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей

- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать

П:

- поиск и извлечение необходимой информации из различных источников

- осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы

Р:

- овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

- внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия

К:

- создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях

- совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

Характери-зовать поведение и характер главного героясказки, его душевные и нравствен-ные качества, которые помогли выжить на острове;

научится владеть навыком создания портретной и сравни-тельной характерис-тики героев; узнает жанровые и композици-онные особенности сказки;

получит представле-ние о личности и творческой деятельнос-ти Д.Лондона; научится составлять словесный портрет героев (сло-весное рисование);



Научиться объяснять, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада», приводя при-меры из разных произведений;

сравнивать сказки; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг;

писать сочинение, формулировать свои оценки в письменной форме;

сопоставлять различные произведения, сходные по теме;

оценивать и анализировать поступки героев

92-93

"Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь"

2




94

Краткие сведения о братьях Гримм

1




95-

96

Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм "Снегурочка" и "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина

2








97

Краткие сведения об О.Генри

1




98

"Вождь краснокожих"

1




99

"Вождь краснокожих"

1




100

"Дары волхвов"

1


+


101

Краткие сведения о Дж.Лондоне

1




102

"Любовь к жизни"

1




103

"Любовь к жизни"

1




104

Анализ письменных работ

1




105

Рекомендации для летнего чтения.

1











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Важнейшими умениями в 6 являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Введение(1ч)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Из мифологии (3ч)

Мифы "Пять веков", "Прометей", "Яблоки Гесперид". Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Из устного народного творчества(3ч)

Легенды, предания, сказки.

"Солдат и смерть", "Как Бадыноко победил одноглазого великана", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде". Предание и его художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Из древнерусской литературы(3ч)

"Сказание о белгородских колодцах", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Поучение" Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к Родине, мужество).

Из русской литературы XVIII века(3ч)

М.В.Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии: "Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф..". Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и её реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея произведения.


Из русской литературы XIX века (51ч)

В.А.Жуковский . Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада "Светлана": фантастическое и реальное, связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.

А.С. ПУШКИН . Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: "Деревня", "Редеет облаков летучая гряда..", "Зимнее утро", "Зимний вечер". Интерес к истории России - роман "Дубровский" - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность, дружба, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт, центральные персонажи.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ . Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): "Тучи", "Парус", "На севере диком стоит одиноко ..", "Листок". Многозначность художественного образа.

Н.В. ГОГОЛЬ . Повесть "Тарас Бульба". Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг);центральные образы и приёмы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.

И.С. ТУРГЕНЕВ . "Записки охотника": творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа "Бирюк": служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов "Записок охотника" по выбору учащихся. самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Н.А. НЕКРАСОВ . Гражданская позиция Н.А.Некрасова. Темы народного труда и "долюшки женмкой" - основные в творчестве поэта. Стихотворения: "В полном разгаре страда деревенская..", "Великое чувство! у каждых дверей.." основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. отношение автора кгероям и событиям.

Л.Н. ТОЛСТОЙ . Повесть "Детство" (отдельные главы): "Маман", "Что за человек был мой отец?", "Детство"и др. Рассказ "Бедные люди". Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого.

В.Г.Короленко . Краткие сведения о писателе. Повесть "В дурном обществе": проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

А.П. ЧЕХОВ . Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Рассказы "Толстый и тонкий", "Шуточка", "Налим": темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям. Приёмы создания комического эффекта.

Из русской литературы XX века (26ч)

И.А. БУНИН Мр природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. Стихотворение "Не видно птиц. Покорно чахнет..", рассказ "Лапти". Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

А.И. КУПРИН. Детские годы писателя. Рассказы "Белый пудель", "Тапёр". Основные темы и характеристика образов. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия.

С.А. ЕСЕНИН. Краткие сведения о поэте. Стихотворения "Песнь о собаке", "Разбуди меня завтра рано..". Пафос и тема стихотворений. Одухотворённая природа - один из основных образов поэзии С.А.Есенина.

М.М.Пришвин Краткие сведения о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца": родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Н.М.Рубцов Краткие сведения о поэте. Стихотворения "Звезда полей", "тихая моя родина". Человек и природа в стихотворениях. Образный строй.

А.А.Ахматова Краткие сведения о поэте. Связь её судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории 20 века. Стихотворения "Перед весной бывают дни такие", "Мужество", "Победа", "Родная земля". Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви родине. Значение русского языка.

Из поэзии о Великой Отечественной войне Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. М.Исаковский "В лесу прифронтовом", С.Орлов "Его зарыли в шар земной", К.Симонов "Жди меня и я вернусь", Р.Гамзатов "Журавли", Д.Самойлов "Сороковые"

В.П.Астафьев (2ч). Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". Тематика, проблематика рассказа.

Из зарубежной литературы(13ч)

"Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь" История создания, тематика, проблематика.

Я. и В. Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка "Снегурочка". Тематика, проблематика сказки.

О.Генри. Краткие сведения о писателе. Рассказ "Вождь краснокожих": о детстве - с улыбкой и всерьёз (дети и взрослые в рассказе). "Дары волхвов": жанр новеллы. Тема бедности, любви. счастья.

Джек Лондон. Краткие сведения о писателе. Рассказ "Любовь к жизни": жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Система оценивания по литературе:


Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка за сочинение


«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе"

Автор: Волошина Ирина Алексеевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117373


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства