Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом Российской Федерации «Об Образовании» ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
- Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 219 от 31. 08. 2011)
Рабочая программа курса «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для учащихся 2 классов на основе «Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А.Тимофеев и др. –М. : Просвещение, 2011. ISBN978-5-09-021779-8 и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год /1 час в неделю.
Жизнь, здоровье и безопасность детей полностью зависит от окружающих его взрослых. Опыт развивающихся стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что обучать ребенка правильно переходить улицу надо с самых ранних лет. Не с пяти – шести, как принято у нас, а гораздо раньше, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а соблюдение – потребностью человека.
Обучение младших школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать также важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Отсутствие этих качеств может быть причиной дорожных происшествий.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация школьников и их умение применять эти знания на практике.
Проект по подготовке младших школьников к безопасному поведению на дорогах разработан в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В современной системе школьного воспитания остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации работы по обеспечению безопасности школьников в дорожно - транспортной среде.
Осознание этого привело нас к необходимости создания проекта направленного на внедрение систематической разноплановой работы, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а так же активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Данный проект написан для учащихся начальных классов, который позволит сформировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде на дорогах.
Актуальность проекта
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении безопасного поведения младших школьников на дорогах.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных.
В прошлом году на дорогах Татарстана погибло 26 детей, это на 2 ребенка больше, чем в 2012-м. Число погибших в ДТП детей в РТ выросло на 8,3%. Число раненных детей увеличилось на 3,9%: с 611 человек до 635.Общее число аварий с участием детей выросло на 5,2%. В 2012 году было зарегистрировано 573 ДТП, в 2013-м – 603.
За 7 месяцев 2013 года на улицах городов и дорогах Республики Татарстан было зарегистрировано 328 ДТП с участием детей, в которых 15 детей погибли и 339 детей получили травмы различной степени тяжести.
В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет, и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался.
В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому от воспитателя группы продленного дня требуется не столько обучение школьников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Исходя из этого, нами был выбран проект «Формирование безопасного поведения младших школьников на дорогах с учетом требований ФГОС».
Цель проекта:
Формирование навыков безопасного поведения младших школьников на дорогах, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма с учетом требований ФГОС.
Задачи:
- обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
- дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
- научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
- вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;