Рабочая программа воспитательной деятельности. 1 класс.
Рабочая программа воспитательной деятельности. 1 класс.
Программа составлена на полный учебный год по направлениям: "Дорога к человечности", "В здоровом теле-здоровый дух", "Красота спасёт мир", "Наш дом-Россия", "Труд-основа жизни".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитательной деятельности. 1 класс.»
Утверждаю
Директор МАОУ «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
------------------------------------
«-----» -----------------------------
Согласовано
зам. директора по В.Р.
---------------------------------
«-----» -------------------------
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ----- от
«-----» -------------------------
Рабочая программа
воспитательной деятельности
класс 1 «К»
воспитатель Гладкова Татьяна Геннадьевна
Модули:
-Понедельник - модуль «Дорога к человечности»
-Вторник- модуль «В здоровом теле – здоровый дух»
-Среда- модуль «Красота спасёт мир», «Экология для всех»
-Четверг- модуль «Наш дом – Россия»
-Пятница- модуль «Труд – основа жизни»
Количество часов на год - 34 по каждому модулю. В неделю-1 час.
Модуль «Дорога к человечности».
Цель: формирование активной жизненной позиции школьников,
сознательное отношение к своим правам и обязанностям,
к законам как повседневной норме поведения.
Задачи:
Воспитывать культуру речи, правила поведения в общественных местах.
Формировать умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Привить нравственные понятия и принципы: деликатность, доброту, внимание к окружающим, уважение к личности.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 18
внеаудиторных – 16
Планируемый результат.
• знание правил этики, культуры речи;
• представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
№
Тема занятия
Дата
Форма воспитательной деятельности
Элементарный минимум содержания образования
Измерит. образцы заданий, вид контроля
Литература
1.
«Здравствуй, школа!»
сентябрь
Праздничная программа. (в)
День знаний.
2.
Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики.
Занятие – тренинг.
Правила поведения в школе, на уроке, перемене. Анализ типичных этикетных ошибок детей. Школьные принадлежности. Запрещённые предметы для школы.
Игра «Что можно и что нельзя».
18(1), 152(2),
158(10)
3.
«О дружбе, доброте и отзывчивости».
Литературный ринг.
Дать представления о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умения жить в нём; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».
56(9)
4.
«Наши бабушки и дедушки». День пожилого человека.
Практическое занятие.
Забота о других; воспитание доброты, отзывчивости, стремление быть внимательным к окружающим людям. Обсуждение сказки «Старый дед и внучек», рассказа В. Осеевой «Бабка». Обсуждение проблемных задач.
Изготовление открыток.
143(8),
93(4), 179(10)
5.
Акция «Педагогам посвящается»
октябрь
Концертная программа. (в)
Воспитание уважительного отношения к учителям.
Выставка плакатов «Учителям посвящается».
6.
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Урок этики.
Правила поведения.
7.
Мои сверстники и друзья.
Практическая игра.
Правила жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развитие коммуникативных возможностей учащихся. Мини- игры на развитие коммуникативных навыков.
Памятка «Правила дружбы».
76(9),
42(4), 52(10),
69(11),
180(2), 135(5), 106(12)
8.
День рождения класса.
Праздничная программа. (в)
9.
Игры на доверие.
ноябрь
Занятие-практикум. (в)
Развитие умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений. Способствовать сплочению коллектива.
10.
«Встречают по одёжке».
Практическое занятие.
Бережное отношение к вещам. Знакомство с четырьмя аспектами значения одежды в жизни людей: гигиеническим, эстетическим,
профессиональным, сезонным.
Памятка по уходу за одеждой.
56 (1),
154(3)
11.
Путешествие в страну любимых занятий.
Комплексная игра.
Определение интересов и увлечений учащихся.
38(10)
12.
Поговорим о маме.
Круглый стол.
Воспитание любви, уважения, заботы, чуткости к маме; формирование системы нравственных ценностей учащихся.
123(4), 177(6), 158(11)
13.
Учимся говорить вежливо.
декабрь
Круглый стол.
Закрепить знания учащихся о вежливости, учить употреблять различные словесные формы вежливости;
149(10), 64(7), 61(6),
32(4)
14.
«От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение.
Занятие с психологом.
Значение общения в жизни человека; осознание своего эмоционального состояния,
развитие умения чувствовать
настроение и сопереживать окружающим. Подъём положительных эмоций через игровое взаимодействие.
15.
Доброта каждому мила.
Круглый стол.
Раскрыть понятие «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности.
16(4),
69(6), 145(4),
187 (2)
16.
Новогодний утренник «Зимняя сказка».
Утренник.(в)
17.
Правила поведения на улицах и дорогах.
январь
Занятие – практикум.
(в)
Правила дорожного движения и безопасное поведение на улицах и дорогах. Знакомство с дорожными знаками.
Составление памятки пешехода.
92(8)
18.
Семья. Семейные традиции.
Урок такта и понимания (совместно с родителями).
Отношения между родителями и детьми; ошибки в поведении.
144, 153(1),
191(3)
129(4), 57(6), 24(3)
19.
Дружная семья: отдыхаем вместе.
Поход. (в)
Дети и взрослые. Что значит дружная семья?
20.
«Покормите птиц зимой!»
февраль
Акция. (в)
Презентация «Зимующие и перелётные птицы».
Изготовление кормушек.
21.
«Защитникам Родины посвящается».
Праздничный концерт.
22.
«Рыцарский турнир».
Игровая программа. (в)
23.
Поговорим о справедливости.
Круглый стол.
Научить разбираться в понятии «справедливость»; уметь оценивать свои и чужие поступки; воспитывать потребность поступать по справедливости. Чтение и обсуждение сказки «Морозко».
23(4), 74(9)
24.
Праздничный концерт «Добрая, светлая, милая».
март
Праздничный концерт.
(в)
Воспитание любви, уважения, заботы, чуткости к маме.
Фотогазета «Вот какие наши мамы».
25.
«Мисс Дюймовочка».
Семейная конкурсная программа. (в)
26.
Правила поведения в транспорте.
Занятие – путешествие.
(в)
Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место). Сопутствующие сигналы: негромкость разговора, предупредительность, умение не причинять неудобство тем, кто стоит рядом, не причинять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Жесты помощи.
Тест «Учимся ездить в транспорте». (с.127(1))
180(10),
51(2),
51(3),
94(8),
151(8)
27.
В театре. Поведение у театральной кассы.
апрель
Поездка в театр. (в)
Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение зрителей до спектакля; во время спектакля; после него. Речевое поведение: общение с билетёром, работником гардероба, с другими зрителями (как пройти на своё место), друг с другом во время спектакля и после него (обмен впечатлениями). Освоение новых слов: спектакль, антракт, фойе, билетёр, гардероб и др. Беседа о просмотренном спектакле или фильме. Речевые формулы восхищения, одобрения. Параметры поведения: скромность, умение не привлекать к себе внимания окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств.
Конкурс рисунков.
175(10),
59(2),
128(3),
94(8), 55(2)
28.
Дарим подарки и получаем подарки. Поздравления и пожелания.
Занятие – тренинг.
Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Использование творческих способностей при подготовке поздравлений и подарков. Индивидуальные и коллективные поздравления.
Тест «Хитрые» вопросы этикета».
64(1),
108(2)
29.
Идём в гости и принимаем гостей.
Ролевая игра.
Закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом, умение вести беседу за едой. Беседа с гостем, совместные занятия (игры, чтение книг, просмотр фильма и т.д.)
Тест.
28(2),
127(1),
39(8) 44(1), 23(2), 139(4)
31(2)
30.
«У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора.
Занятие – практикум.
Освоение предметной ситуации: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой, значение звуковых сигналов. Речевое поведение: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнёра, заключительные реплики. Освоение некоторых типичных речевых ситуаций (звонок родителям на работу, разговор с подругой или товарищем, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым). Степень официальности разговора. Некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чём-либо, просьба. Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.
135(3),
95(2),
136(8)
31.
Акция «Неделя добра».
Акция. (в)
Добрые дела для школы.
32.
«Я могу волшебником быть».
май
Беседа - диалог с игровыми ситуациями.
Помочь разобраться в самих себе и лучше понимать других людей; воспитывать этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.
158(10)
33.
«До свидания, 1 класс!»
Праздничная игровая программа. (в)
Подведение итогов обучения.
34.
«Мы и лето».
Беседа.
Правила поведения.
Литература:
1.А.В.Агафонова «Классные часы на темы этикета(тематические занятия, ролевые игры, тренинги). 1-4 классы». Москва:
2. А.В.Малегон «Классные часы в начальной школе. 1-4 классы. Ярославль: Академия развития, 2009. (Самый классный час).
3.Т.А.Соловьёва, Е.И.Рогалёва «Первоклассник: адаптация к новой социальной среде». Москва: ВАКО,2008. (Педагокика. Психология. Управление).
4.Л.В.Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс.» Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.(Самый классный час).
13. Т.В.Шепелёва «Классные часы. 5-6 классы». Волгоград: Учитель, 2006. (В помощь классному руководителю).
Модуль «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель:
создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний на практике с целью улучшения собственного здоровья, ознакомление с понятием «экологическая безопасность».
Задачи:
формировать у детей и их родителей ответственное отношение к экологической безопасности, здоровому и безопасному образу жизни;
сохранять и укреплять здоровье детей младшего школьного возраста;
воспитывать полезные привычки и пропагандировать физическую культуру, спорт, туризм в семье.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 19
внеаудиторных – 15
Планируемые результаты:
Знания. Понятие здоровья: духовно – нравственного, психического, физического, эмоционального. Как сохранить здоровье.
Правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения в лесу, на воде, на
льду. Как избежать отравлений. Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
Умения. Оказание помощи при отравлениях и травмах, остановка кровотечения, наложения повязок, оказание первой помощи
при ожогах, обморожениях, укусах животных, насекомых.
Навыки. Профилактика простудных заболеваний: гигиена питания. Физические упражнения для восстановления равновесия
организма.
Характеристика основных результатов.
Учащиеся должны знать/понимать:
- что такое здоровье, стиль жизни, его значение для сохранения и укрепления здоровья;
- режим дня, основы правильного питания, правила личной и общественной гигиены и их влияние на состояние здоровья человека;
- вредные и полезные привычки, их последствия;
- название и расположение частей тела, органов и систем тела человека, функционирование внутренних органов;
- виды двигательной активности, комплексы физических упражнений полезные для работы сердца, легких, суставов, стопы, глаз, позвоночника (на осанку);
- правила поведения с разными людьми, их выражение чувств;
- правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте;
- позитивные и негативные качества личности, их влияние на состояние здоровья человека;
- средства и методы предупреждения и преодоления утомления и переутомления;
- влияние природы и окружающего мира на состояние здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
- следить за своим состоянием здоровья;
- соблюдать режим дня, питания, двигательной активности;
- выполнять правила личной и общественной гигиены;
- определять, что вредно и полезно, описывать деятельность основных частей тела человека;
- применять средства и методы по преодолению утомления и переутомления;
- соблюдать профилактические мероприятия по предупреждению распространенных инфекционных заболеваний.
№
Тема занятия
Дата
Форма воспитательной деятельности
Элементарный минимум содержания образования
Измерит. образцы заданий, вид контроля
Литература
1.
«Мой маршрут безопасности и здоровья».
сентябрь
Игра-путешествие. (в)
Правила безопасности дорожного движения.
Рисунок «Безопасный путь в школу и домой».
2.
«День здоровья».
Командные соревнования. (в)
Дружи с водой.
3.
Советы доктора Вода.
Друзья Вода и Мыло.
Практикум.
Свойства воды. Значение воды в природе. Воспитание бережного отношения к воде. Знакомство с понятиями «здоровье», «закаливание», «гигиена». Правила личной гигиены.
Памятка «Правила личной гигиены».
14-21(1),
19-27(2)
Забота о глазах.
4.
Глаза - главный помощник человека.
Встреча с врачом. (в)
Роль зрения в жизни человека. Особенности и строение глаза. Методы защиты глаз. Уход за глазами. Гимнастика для глаз.
Памятка.
21-24(1),
27-33(2)
Уход за ушами.
5.
Чтобы уши слышали.
Занятие-беседа.
Устройство уха. Гигиена ушей. Бережное отношение к органу слуха.
Памятка «Как сберечь орган слуха».
24-26(1),
34-39(2)
Уход за зубами.
6.
Почему болят зубы.
октябрь
Встреча со стоматологом. (в)
Значение зубов для организма человека. Гигиена полости рта и зубов.
26-29(1),
40-45(2)
7.
Чтобы зубы были здоровыми.
Практикум «Чистка зубов»
Правила по уходу за зубами. Полезные и вредные для зубов продукты.
Тест.
29-31(1)
8.
Как сохранить улыбку красивой.
Презентация.
Строение зуба. Молочные и коренные зубы.
Памятка «Это полезно знать!»
32-35(1),
43-44(2)
Уход за руками и ногами.
9.
«Рабочие инструменты» человека.
Практическое занятие.
Правила гигиены по уходу за руками и ногами. Тренировка рук и ног. Знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях. Оказание первой помощи.
Памятка.
35-37(1),
52-57(2)
Забота о коже.
10.
Зачем человеку кожа.
ноябрь
Беседа.
Свойства кожи, её назначение. Правила ухода за кожей рук, ног, лица и тела. Понятие «микробы» и борьба с ними. Кожные заболевания. Укусы насекомых.
Памятка по уходу за кожей.
38-44(1),
46-52(2)
11.
Если кожа повреждена.
Занятие-практикум.
Повреждения кожи. Правила оказания первой помощи при повреждении, ожоге или обморожении кожи.
Игра «Можно или нельзя».
44-45(1)
Как следует питаться.
12.
Питание – необходимое условие для жизни человека.
Экскурсия в столовую. (в)
Знакомство с органами пищеварения. Полезные и вредные свойства пищи. Откуда берётся в доме пища; классификация продуктов питания. Составление меню для себя на день. Культура поведения за столом.
«Меню на день».
45-48(1),
69-74(2)
13.
Здоровая пища для всей семьи.
декабрь
Круглый стол.
Знакомство с понятием «витамины»; продукты, содержащие витамины А, В, С. Значение молочных продуктов для организма человека. Памятка «Здоровая пища для всей семьи». Просроченные продукты питания.
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет организм ребёнка?»
48-51(1),
75-79(2)
Как сделать сон полезным.
14.
Сон – лучшее лекарство.
Круглый стол.
Режим дня школьника. Сон – средство защиты организма от переутомления. Дневной сон. Причины нарушения сна. Гигиена сна.
Игра «Плохо – хорошо».
51-54(1),
80-83(2)
Настроение в школе.
15.
Как настроение?
Занятие с психологом. (в)
Понятие «настроение». Правила хорошего тона. Дружный коллектив – залог успеха и хорошего настроения. Причины, влияющие на настроение человека (работа в группах).
Тест.
54-55(1),
177-182(2)
Настроение после школы.
16.
Я пришёл из школы.
Дискуссия.
От чего зависит настроение человека, что может испортить настроение, какие поступки детей часто портят настроение взрослых. Определение настроения по мимике лица, голосу, движениям. Пословицы и поговорки о настроении человека, подтверждённые жизненными ситуациями.
56-58(1)
Поведение в школе.
17.
Я – ученик.
январь
Круглый стол.
Поведение в школе. Школьная этика.
Тест.
58-62(1)
Вредные привычки.
19.
Вредные привычки.
Встреча с врачом. (в)
Что относится к вредным привычкам, чем они опасны. Построение модели человека, которого можно назвать здоровым и красивым. Преимущества здорового человека.
62-65(1)
20.
Вредные привычки.
Презентация.
Знание о вредных привычках, их классификация; умение анализировать поступки и поведение других людей.
263(3),
136(4)
Мышцы, кости и суставы.
21.
Скелет – наша опора.
февраль
Экскурсия в кабинет биологии. (в)
Знакомство со строением тела человека, с понятиями «мышцы», «суставы», «скелет», с функциями скелета, его назначением. Оказание первой помощи при травмах. Продукты питания, которые укрепляют кости.
65-66(1)
22.
Осанка – стройная спина!
Тренинг.
Строение человека. Осанка. Правила поддержания правильной осанки. Как правильно сидеть, лежать, ходить, бегать, носить тяжести, чтобы не искривить позвоночник и не навредить осанке.
67-68(1),
58-64(2)
Как закаляться. Обтирание и обливание.
23.
Если хочешь быть здоров.
Встреча с врачом. (в)
Значение слова «микроб». Знание о микробах, благоприятных условиях их размножения. Пути попадания микробов в организм человека и их влияние на здоровье. Польза закаливания, процедуры закаливания. Основные правила закаливания организма.
Памятка «Правила закаливания».
68-70(1)
Основы безопасности жизнедеятельности.
24.
Правила безопасного поведения дома.
Тренинг.
Порядок в доме. Безопасность при обращении с бытовой техникой, электроприборами. Один дома. Незнакомые люди.
Игра «Что делать? Как быть?»
110-128(2)
25.
Правила безопасного поведения на улице.
март
Ролевая игра.
Правила поведения с незнакомыми людьми. Личная безопасность.
Памятка.
128-139(2)
26.
Правила пожарной безопасности.
Экскурсия в пожарную часть. (в)
Основные причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности. Действия в случае возникновения пожара. Презентация «Урок безопасности».
Тест.
139-144(2)
27.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Практикум.
Культура поведения в общественном транспорте и на остановочных пунктах.
144-148(2)
28.
Правила безопасного поведения на дорогах.
апрель
Экскурсия. (в)
Правила дорожного движения. Работа светофора. Дорожные знаки и их назначение. Знакомство с основными элементами улицы.
Конкурс рисунков «Безопасность на дорогах».
149-154(2)
29.
Правила безопасного поведения на природе.
Игра-путешествие. (в)
Явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган), правила поведения при грозе. Формирование понятий: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Правила поведения на водоёмах.
Игры по станциям «Лесное путешествие».
71-73(1),
155-164(2)
30.
Правила безопасного поведения при общении с животными.
Занятие-практикум.
Правила обращения с домашними питомцами и бездомными животными. Что делать, если вы пострадали от животного?
Памятка.
164-176(2)
Народные игры.
31.
Русские народные игры.
Подвижные игры на воздухе. (в)
Русская народная игра «Городки», «Лапта».
Правила игры.
74-76(1)
32.
Аттракционные игры, соревнования – поединки.
май
Командные соревнования. (в)
Игры на переменах и после уроков.
39-43(3)
Подвижные игры.
33.
Подвижные игры.
Подвижные игры. (в)
Игра «Гуси-лебеди», «Совушки».
Правила игры.
76-77(1)
Доктора природы (обобщение).
34.
Доктора природы.
Игровая программа.
Повторение правил здорового и безопасного образа жизни.
Игра «Хорошо – плохо».
77-78(1)
Литература:
Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы»
Т.А.Соловьёва, Е.И.Рогалёва «Первоклассник: адаптация к новой социальной среде». Москва: ВАКО, 2008. (Педагокика. Психология. Управление).
Модуль «Красота спасёт мир». Экология.
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
Воспитывать способность восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве.
Развивать эстетические взгляды и чувства, потребности и способности, создавать прекрасное.
Развивать творческие способности, творческую инициативу и активность.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 11
внеаудиторных – 23
Планируемые результаты:
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
№
Тема занятия
Дата
Форма воспитательной деятельности
Элементарный минимум содержания образования
Измерит. образцы заданий, вид контроля
Литература
1.
Осенняя экскурсия в парк.
сентябрь
Экскурсия. (в)
Наблюдение за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширение знаний об объектах природы.
2.
«Лукошко грибника».
Экологическая игра.
3.
«Окружающая природа и человек».
Оформление газет.
Закрепление правил поведения на природе.
Выставка рисунков.
4.
«Дорогому учителю оригинальный подарок».
Творческая мастерская.
Оформление праздничных открыток и стенгазеты.
5.
Конкурс поделок из природного материала «Зеркало природы».
октябрь
Творческая мастерская.
Знакомство с техникой аппликации из листьев «Чудеса флористики».
Выставка.
6.
Уголок природы. Царство комнатных растений.
Знакомство с комнатными растениями и правилами ухода за ними.
7.
«Путешествие в осень».
Экскурсия. (в)
Наблюдение за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Конкурс поделок из шишек.
8.
Итоговая линейка «За честь школы!»
Линейка. (в)
Подведение итогов I четверти.
9.
Что растёт в лесу? Кто живёт в лесу?
ноябрь
Экскурсия. (в)
Знакомство с животным и растительным миром Пермского края.
Викторина «Лесные загадки».
10.
Любимые сказки.
Библиотечный час. (в)
Конкурс рисунков.
11.
Творческая мастерская. «Подарок для любимой мамочки».
Практическое занятие.
Изготовление поздравительной открытки.
12.
«Мама-солнышко моё!»
Праздничная программа. (в)
Воспитание любви, уважения, заботы, чуткости к маме.
И.И.Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры» . Москва: ТЦ «Сфера», 2001
«Квиллинг. От простого к сложному». Москва: Дизайн Хаус, 2011
Модуль «Наш дом - Россия».
Цель: формирование гражданской и правовой культуры,
позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей.
Задачи:
Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с историей, культурой и традициями своей страны.
Развивать интерес к истории родного края, осознанию нравственной значимости памятных событий, легендарных личностей.
Познакомить с государственными символами России.
Ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 25
внеаудиторных – 9
Планируемый результат.
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре
российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии
своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
№
Тема занятия
Дата
Форма воспитательной деятельности
Элементарный минимум содержания образования
Измерит. образцы заданий, вид контроля
Литература
1
Я - гражданин России.
сентябрь
Круглый стол.
Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине; государственная символика, основные документы государства и гражданина.
5(3)
2
Малая Родина. Пермский край.
Клуб путешественников
Знакомство с историей и традициями Пермского края.
Блиц- опрос.
6(5)
3
«Посвящение в пешеходы».
Экскурсия. (в)
Представление о ПДД и правилах поведения на улицах и дорогах города; об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; Закрепление знаний о функциях светофора; представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте.
Памятка «Юный пешеход»
228(11)
4
Семья. Моя семья.
Круглый стол.
Члены семьи, их занятия, увлечения; традиции семьи.
8(5)
5
«Имена»: Занимательный журнал.
октябрь
Игровая программа.
Знакомство с историей появления имён на земле; роль и значение традиций и обычаев в определении имени человека. Литературная викторина. Формирование информационной культуры школьников, умение слушать, понимать и добывать информацию.
Анкетирование.
19(7), 130(9)
10(5)
6
Волшебство народных промыслов.
Экскурсия.
Выставка народного творчества.
7
Семейные праздники.
Круглый стол.
Семья, традиции семьи, праздники.
13(5)
8
Родословие.
Круглый стол.
Углубленное представление о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины.
Составление родословной.
15(5),
96(1)
9
Россия – многонациональное государство.
ноябрь
Клуб
Путешественников.
Развитие интереса к истории России; знакомство с национальностями народов, проживающих на территории России, с их традициями и культурой.
16(5),
51(4)
10
Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень».
Презентация.
Систематизация знаний об осени; ознакомление с сезонными изменениями в природе; приметы осени, стихи, пословицы и поговорки.
Конкурс стихов об осени.
17(5) 90(3),
37(11)
11
Районы Перми. Орджоникидзевский район.
Экскурсия. (в)
Знакомство с историей
г. Перми; крупные предприятия района, новостройки.
Конкурс рисунков.
18(5)
12
Улицы Перми. Моя улица.
Экскурсия. (в)
Знакомство с историей улицы, на которой расположена школа; главные здания и сооружения улицы.
223(8),
36(5)
13
Реки Прикамья. Кама.(карта)
декабрь
Клуб путешественников
Работа с географической картой Пермского края.
14
Урок гражданина.
Круглый стол.
Знакомство с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», государственные символы страны: флаг, герб, гимн;
Памятка.
8(4)
15
Государственный герб России.
Устный журнал.
Знакомство с историей Государственного герба России.
17(4)
16
Государственный гимн России.
Устный журнал.
Развитие интереса к истории России; знакомство с историей Государственного гимна России.
25(4)
17
Государственный флаг России.
январь
Устный журнал.
Развитие интереса к истории России; знакомство с историей Государственного флага России.
Блиц- опрос.
33(4)
18
Права и обязанности детей.
Круглый стол.
Знакомство с основными правами и обязанностями ребёнка; формирование положительного отношения к законам и их выполнению. Права школьника.
Памятка.
106(3)
19
Народное творчество и народная мудрость.
Библиотечный час.
Приобщение детей к народному творчеству; освоение нравственных ценностей; привитие уважения и любви к народным традициям.
164(4)
20
Знакомство с творчеством пермских писателей и поэтов.
февраль
Библиотечный час.
Знакомство с творчеством пермских писателей и поэтов.
31(5)
21
Лев Иванович Кузьмин. Знакомство с творчеством.
Библиотечный час.
Викторина.
29(5)
22
День защитников Отечества.
Игра «Вперёд, мальчишки!»
Турнир. (в)
23
«Три клада у природы есть».
Биологическая викторина.
Воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Памятка «Правила поведения в лесу».
197(1), 122(9)
24
«Мама, ты самая лучшая мама на свете!»
март
Утренник. (в)
Воспитание чуткого, отзывчивого, доброго отношения к женщине – матери.
Фотогазета.
177(10), 9(5)
25
Сказки и легенды Прикамья.
Литературная викторина.
Привлечение внимания детей к культуре, истории, природе, людям, судьбам родного края. Воспитание чувства гордости за свою малую Родину; формирование культуры чтения.
16(5)
26
Красота русской природы.
Устный журнал.
Презентация.
Стихи о красоте природы, интересные факты о жизни лесных обитателей.
Конкурс рисунков, посвящённый красоте русской природы.
84(3)
27
Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
Клуб юных экологов.
Обобщение знаний об охране окружающей среды.
79(10),26(3)
28
«Космическое пространство».
апрель
Презентация.
История освоения космоса, достижения отечественных учёных, конструкторов, космонавтов. Звёзды и планеты.
Викторина.
42(1),
32(3 кл.), 118(1 кл.) (7)
29
Птицы и животные Прикамья.
Экскурсия в зоопарк. (в)
Воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природе и её обитателям; знакомство с некоторыми видами животных, занесённых в Красную книгу.
Кроссворд.
30
22 апреля- День Земли.
Устный журнал.
Знакомство с проблемами охраны окружающей среды, с основными задачами экологии; воздействие человека на окружающую природу; участие в решении экологических проблем.
Конкурс рисунков на экологическую тему.
52(3)
40(6)
31
Летопись природы родного края.
Научно - практическая конференция.
Знакомство с заповедными местами родного края, флорой и фауной, водоёмами. Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё.
Фотовыставка «Природа нашего края».
18(3)
197(1)
32
Великий День Победы.
май
Просмотр кинофильмов. (в)
Расширение знаний детей о войне; воспитание уважения к защитникам Родины; развитие патриотических чувств.
Конкурс детского творчества «О подвигах, о доблести, о славе»
45(1)
58(2), 79(3)
33
Знакомство с улицами г.Перми, названными в честь героев В.О.войны.
Экскурсия по Кислотным дачам. (в)
Расширение исторических знаний детей;
34
Пермь - вчера, сегодня, завтра.
Экскурсия по городу. (в)
Знакомство с историческими местами города, новостройками.
Т.Н.Максимова «Классные часы: 3 класс». Москва: ВАКО, 2010 (Учебный год).
Модуль «Труд – основа жизни».
Цель: создание условий для развития у обучающихся мотивации к осознанному выбору рабочих
профессий, востребованных на рынке труда, с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
Вызвать интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о труде людей и их профессиях.
Воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Формировать в процессе обучения и общественно полезной работы трудовые навыки и умения.
Количество занятий: 34
из них аудиторных – 16
внеаудиторных – 18
Планируемые результаты:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах
творческой деятельности; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной
деятельности.
№
Тема занятия
Дата
Форма воспитательной деятельности
Элементарный минимум содержания образования
Измерит. образцы заданий, вид контроля
Литература
1.
«Труд любой в почёте». Кто работает в интернате?
сентябрь
Экскурсия. (в)
Знакомство с работниками интерната.
2.
«Береги свой класс».
Круглый стол.
Организация дежурства по классу. Обязанности дежурных.
Составление графика дежурств.
3.
«Учиться - значит трудиться».
Классный час.
Обязанности ученика. Труд школьника.
4.
«Парад профессий».
Презентация.
Что такое профессия? Расширение знаний о профессиях; формирование интереса к профессиям; обогащение словарного запаса.
Викторина.
4(2),
135(4)
5.
Профессия: учитель.
октябрь
Сюжетно-ролевая игра.
Знакомство с профессией. Л.Скребцова «Учитель Жак».
Творческое задание «Портрет педагога». Сценка «Учитель и ученики».
190(1)
36(6),
77(2)
6.
Профессия: воспитатель.
Сюжетно-ролевая игра.
Знакомство с профессией. Работа воспитателя. Личные качества воспитателя.
32(2)
7.
О профессиях и трудолюбии.
Презентация.
Виды профессий. Рабочие инструменты.
35(3)
8.
Сказки, стихи, пословицы и поговорки о труде.
Библиотечный час. (в)
Трудолюбие человека в сказках, пословицах и поговорках.
Литературная викторина.
9.
Страна мастеров.
ноябрь
Круглый стол.
Китайская сказка «Когда земля становится золотом».
Знакомство с профессией. Творческое задание «Угадай книгу». Чтение и обсуждение рассказа А.Лопатиной «Живые книги». Ремонт книг.
Викторина.
31(1)
16(2)
11.
Профессия: полицейский.
Встреча с интересными людьми. (в)
Знакомство с профессией. Чтение и обсуждение рассказа А.Лопатиной «Добрый милиционер».
137(1)
12.
Профессия: регулировщик.
Сюжетно-ролевая игра.
Знакомство с профессией. Игра «Регулировщик на посту». Сценка «Нарушение правил».
Викторина.
234(1)
13.
Профессия: врач.
декабрь
Экскурсия в медкабинет.
(в)
Знакомство с профессией. Игра «Мудрый врач». Чтение и обсуждение рассказа Л.Скребцовой «Травяной лекарь».
51(1)
36(2)
14.
Профессия: медсестра.
Сюжетно-ролевая игра.
Знакомство с профессией. Умения и личные качества медсестры. Сценка «Работа медсестры».
126(1)
15.
Профессия: аптекарь.
Экскурсия в аптеку. (в)
Знакомство с профессией. Игра «Приходите к нам в аптеку». Чтение и обсуждение сказки А.Лопатиной «Как аптекарь помогает людям».
15(1)
16.
Профессия: ветеринар.
Экскурсия в ветлечебницу.(в)
Знакомство с профессией. Беседа. Советы ветеринара.
Викторина.
41(1)
17.
Профессия: повар.
январь
Экскурсия в столовую. (в)
Знакомство с профессией. Чтение и обсуждение рассказа Л.Скребцовой «Тони повар». Творческое задание «Угадай блюдо».
Составление праздничного меню. Рецепт блюда.
202(1)
48(2)
18.
«Кулинарный поединок».
Конкурсная шоу-программа весёлых поварят. (в)
Конкурсная программа совместно с родителями.
(8)
19.
«Откуда хлеб на стол пришёл?»
Профессия: пекарь.
февраль
Экскурсия на хлебозавод. (в)
Знакомство с профессией.
Игра «Угадай продукт». Чтение и обсуждение английской народной сказки «Пирог короля».
174(1)
20.
Профессия: космонавт.
Поездка в планетарий. (в)
Знакомство с профессией.
Рассказ о первом космонавте Ю.А.Гагарине, о женщине-космонавте В.Терешковой.
Конкурс рисунков ко Дню космонавтики
108(1)
21.
Профессия - защитник Родины.
Литературно – музыкальная программа. (в)
Фотовыставка.
22.
Профессия: шофёр.
Сюжетно-ролевая игра.
Знакомство с профессией.
Чтение и обсуждение рассказа А.Лопатиной «Отважная путешественница».
323(1)
23(2)
23.
Профессия: кондуктор.
март
Занятие-игра.
Знакомство с профессией.
Чтение и обсуждение сказки А.Лопатиной «Кондуктор и трамвай». Игра «Внимательный кондуктор».
Памятка пассажира.
99(1)
24.
Профессия: пилот.
Сюжетно-ролевая игра.
Знакомство с профессиями, связанные с полётом. Творческое задание «Сложный полёт». Сценка «Пилот и пассажир».
195(1)
25.
Профессия: стюардесса.
Сюжетно-ролевая игра.
Знакомство с профессией.
Игра «Внимательная стюардесса». Сценка «Стюардесса и пассажир».
Викторина.
280(1)
26.
Строительные специальности.
Экскурсия на стройку. (в)
Знакомство со строительными профессиями. Игра «Мы строители». Чтение и обсуждение сказки А.Лопатиной «Старый мост». Творческое задание «Портрет строителя».
273(1)
72(2)
27.
Профессия: парикмахер.
апрель
Экскурсия в парикмахерскую (в)
Творческое задание «Рассказ парикмахера».Качества парикмахера. Чтение и обсуждение рассказа Л. Скребцовой «Чудесный парикмахер».
Конкурс причёсок.
164(1)45(2)
28.
Работники почты.
Экскурсия на почту. (в)
Знакомство с профессией почтальона. История письма и открытки.
29.
Профессии театра.
Поездка в театр. (в)
Знакомство с профессиями в театре. Творческое задание «Организуем театр». М. Скребцова «Профессии театра».
Конкурс рисунков.
287(1)
13(1),
8(2)
30.
«Мы идём в магазин». Профессия: продавец.
май
Экскурсия в магазин. (в)
Знакомство с профессиями в магазине. Разновидности магазинов. Чтение и обсуждение сказки Л. Скребцовой «Волшебная монетка». Сценка «Продавец и покупатель».
Блиц опрос.
226(1),
61(2)
31.
Профессия: пожарник.
Экскурсия в пожарную часть. (в)
Правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре.
Учебная эвакуация.
210(1),
192(5),
52(2)
32.
Профессии моих родителей.
Встреча с интересными людьми.
Знакомство с профессиями родителей.
Фотовыставка
92(2)
33.
Игры, конкурсы, загадки о профессиях.
Игровая программа.
Закрепление знаний о профессиях.
34.
«Все работы хороши - выбирай на вкус».
Викторина.
Знакомство с профессиями; воспитание интереса к различным профессиям, уважение к людям труда;
40(7)
Литература:
А.Лопатина, М.Скребцова «Секреты мастерства». 100 уроков о профессиях и мастерах. Москва: Амрита-Русь, 2007. (Серия «Образование и творчество»).
Т.А.Шарыгина «Профессии. Какие они?» Москва: ГНОМ и Д, 2004.
Л.В.Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками». Ярославль: Академия развития, 2005.