kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.   Пояснительная записка

Общая  цель курса внеурочной деятельности:  формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой  знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления

«Театр» адресована  обучающимся 2  класса МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области. Рабочая  программа разработана на основе авторской программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению  И.А. Генераловой  (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009), в соответствии с требованиями:

-Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012г №273, п.3.6 ст.28;

-Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), (приказ Министерства образования и науки  РФ от 6.10.2009 №373, в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357);

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

-Планируемых результатов  начального общего образования, оценки  достижения планируемых результатов в начальной школе;

-Плана  внеурочной  деятельности;

-Основной  образовательной  программы  НОО МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области;

Структура рабочей программы:

1. Пояснительная  записка

2. Общая характеристика

3. Описание места  в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания  внеурочной деятельности

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

6. Содержание внеурочной деятельности 

7. Тематическое планирование с определением  основных видов внеурочной  деятельности обучающихся

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  образовательного процесса

Цели и задачи курса внеурочной деятельности:

Главной целью  курса является:

- получить общее представление о театре,

- овладеть азами актёрского мастерства,

- получить опыт зрительской культуры,

- получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра,

- научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"»


1. Пояснительная записка


Общая цель курса внеурочной деятельности: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:


Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления

«Театр» адресована обучающимся 2 класса МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области. Рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению И.А. Генераловой (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009), в соответствии с требованиями:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273, п.3.6 ст.28;

-Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), (приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373, в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357);

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

-Планируемых результатов начального общего образования, оценки достижения планируемых результатов в начальной школе;

-Плана внеурочной деятельности;

-Основной образовательной программы НОО МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области;



Структура рабочей программы:


1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика

3. Описание места в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

6. Содержание внеурочной деятельности

7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Цели и задачи курса внеурочной деятельности:


Главной целью курса является:

- получить общее представление о театре,

- овладеть азами актёрского мастерства,

- получить опыт зрительской культуры,

- получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра,

- научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.




Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:

– опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;

– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

– привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

– ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.



Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа


Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

В связи с этим учащиеся класса примут участие в театральных постановках, конкурсах на разных уровнях.

Учащиеся должны знать:

-правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

-виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

-четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок,

наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.


Учащиеся должны уметь:

-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

-произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

-произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

-произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

-читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

-строить диалог с партнером на заданную тему;

-подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героям


К концу обучения младшие школьники должны научиться обоснованно делать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, находить решения в новых и неожиданных ситуациях; осознанно относится к собственной деятельности; проявлять терпимое, уважительное, дружелюбное отношение к товарищам; взаимодействовать в парах и группах.



Актуальность курса внеурочной деятельности, его возможности в достижении личностных, метапредметных, предметных результатов

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагог и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими.



Роль курса в общем развитии обучающихся заключается во влиянии искусства на становление личности человека и его развитие. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить «прекрасное» не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Содержание курса «Театр» и его реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения театрального пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика.



Новизна программы прослеживается в применении:

- системно-деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

 - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

 - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Особенность программы «Театр» заключена в том, что педагог сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников. Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.


Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:

Обучающиеся 2 класса МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области.


Количество практических и теоретических занятий


Практических занятий: 20 часов

Теоретических занятий: 14 часов


Приоритетные формы и методы работы с обучающимися в ходе реализации программы являются:

- посещение театров (виртуальная экскурсия), музеев, выставок, тематических экскурсий;

- просмотр спектаклей;

- использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр;

- работа с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток;

- беседа;

- иллюстрирование;

- мастерская образа;

- мастерская костюма, декораций;

- работа в малых группах;

- актёрский тренинг.

Формы занятий:

Репетиционные

Постановочные

Беседа

Встреча со зрителем


Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.


Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговое занятие – открытый урок-концерт.

Описание особенностей контингента обучающихся

По итогам прошлого учебного года успеваемость составила 100 %, качество знаний – 85 %, неуспевающих нет.

Любимыми предметами у многих ребят являются математика, русский язык. Дети с удовольствием занимаются физкультурой, рисованием, технологий и музыкой. Посещаемость учащихся хорошая, пропусков без уважительных причин нет. В классе климат благоприятный, царит атмосфера доброжелательности. Здесь заботятся о каждом, доверяют друг другу. Каждый ученик в классе уверен в себе. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задавать вопросы, интересующие их. Класс очень дружный, активный, самостоятельный.

Изменения в авторскую программу не вносились.


Срок реализации программы-1 год-2015-2016 учебный год.


Продолжительность реализации программы

Общее количество часов по программе: 34 часа

Количество занятий в неделю: 1 час

Продолжительность занятия – 45 минут


2. Общая характеристика

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

Планируемых результатов начального общего образования, оценки достижения планируемых результатов в начальной школе.

Программа предусматривает получение учениками основ актёрского мастерства, формирование у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем.


Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

1-й год обучения – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».

2-й год обучения – знакомство с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.

3-й год обучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов, или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:

Психолого-педагогические принципы:

Принцип обучения деятельности

Принцип психологической комфортности

Принцип целостной картины мира

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации

Цель – формирование функционально грамотной личности через развитие общеучебных умений

Организационные

Коммуникативные

Интеллектуальные

Оценочные

Принцип обучения деятельности

Научить школьников способам и приемам учебной деятельности

Ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия

Принцип психологической комфортности

Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

Создание в учебном процессе стимулирующей творческую активность школьника атмосферы

Принцип целостной картины мира

Единое и целостное представление школьника о предметном и социальном мире

Схема мироустройства, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации

Научиться решать жизненную задачу – значит научиться раскладывать ее на набор уже известных предметных задач.



Основные содержательные линии курса:

1. Знакомство. Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр.


Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Зачем надо

уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.


2. Дорога в театр. Театр как здание. Театральный словарь: «премьера».

Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.


3. В театре. Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».


4. Как создаётся спектакль. Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре.


5. Гномы играют в театр. Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.


6. Учимся актёрскому мастерству. Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос.


7. Делаем декорации. Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.


8. Придумываем и делаем костюмы. Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва.


9. В мастерской бутафора. Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол.


10. Делаем афишу и программку. Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки.

Задание «Лишняя профессия».


11. Урок-концерт. Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.



3. Описание места в учебном плане


Объём учебного времени, отводимого на изучение курса внеурочной деятельности «Театр» во 2-м классе – 1 час в неделю, 34 часа.


Класс

2



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

план

9

7

10

8

34

факт







Класс

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный

год

2 класс

1 час

34

34


4. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности


Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности

знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.



5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Театр» во 2-м классе является формирование следующих умений-

знать:

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;

применять:

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению;

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.


Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Театр» во 2-м классе является формирование умений:

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Коммуникативные учебные умения:


-умение выражать своё мнение о произведении, постановке, аргументировать свою точку зрения;


-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


-высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях актеров; '



-вести диалог;


-строить сообщения в устной и письменной форме.


Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Театр» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-уметь импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями;









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"

Автор: Агафонова Анна Николаевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и дети" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatr-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "247176"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446499282"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Рабочая программа  внеурочной деятельности театральный кружок  «Чудесники» для учащихся  начальной школы "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-chudiesniki-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "177270"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424613429"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "ФГОС Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Я вхожу в мир театра" "
    ["seo_title"] => string(91) "fgos-rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassie-ia-vkhozhu-v-mir-tieatra"
    ["file_id"] => string(6) "105906"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402923183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа  внеурочной деятельности. Кружок «  В мире  театра» "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-v-mirie-tieatra"
    ["file_id"] => string(6) "216232"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432907481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по внеурочной деятельности " Я- артист " по ФГОС."
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-artist-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "253165"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447526770"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства