Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа" для 4 класса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ___________/Е.В.Агапова _________ /О.С.Михайлова
_______/ Е.С.Вдовина «30» 08. 2023 г. Приказ по школе № 028 - 2
Протокол № 1 от от «31» 08. 2023 г.
«29» 08. 2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Человек и природа»
для 4 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
Саранск, 2023г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Человек и природа» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по обще - интеллектуальному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию обще-интеллектуальной культуры учащихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Мин-обрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
Программа внеурочной деятельности по обще - интеллектуальному направлению «Человек и природа» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
формирование устойчивого познавательного интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы, развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1. Формировать представления об образе Земли как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
2.Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
3.Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
4.Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей.
5. Обучать учащихся работать с детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.
6. Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся, альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развивать потребности в необходимости и возможности ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8.Развивать знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
9.Воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Изучение программы «Человек и природа» проводится 1 раз в неделю – 34 часа в год.
Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической и научно-популярной литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология – наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, цепи питания;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,
оценивать поведение и поступки людей с точки зрения их экологической допустимости,
проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к окружающему миру. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Человек и природа» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию интеллектуального развития учащихся через организацию различных занятий.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Человек и природа», предполагает обучение на двух основныхуровнях: первый - информативный, который заключается в изучении интересных фактов из жизни природы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в интеллектуальные практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Содержание программы курса «Человек и природа» в 4 классе.
Курс программы внеурочной деятельности «Человек и природа» в 4 классе состоит из 10 разделов.
1 раздел – “ Вводное занятие. Что такое экология? Невидимые нити” – 1 час.
Невидимыми нитями человек называет связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой.
Что такое экология? Невидимые нити.
2 раздел – “ Загадки растений” – 5 часов.
Окружающий нас мир растений невероятно богат и разнообразен. В нем остается много тайн, загадок, открытий. Результаты исследований, проведенные с разными растениями, изумляет даже самых опытных ученых.
Распространяясь по земному шару, семена растений переплывают океаны, перелетают по воздуху тысячи километров, преодолевают высокие горные хребты и безводные пустыни. Яркие съедобные плоды привлекают птиц. Они поедают ягоды, но семена проходят через пищеварительную систему неповрежденными, так как защищены прочным покровом. Так растения путешествуют по планете.
Большинство из нас не знает названий многих дикорастущих трав, даже самых распространенных. Я не говорю про такие, как всем известные одуванчики или мать-и-мачеху, а другие - желтенькие, синенькие, беленькие... Что же это за травы?
Растения–хищники! Неужели такое возможно? Немало есть зверей и птиц, питающихся животными. Если есть такие же растения, как они кормятся? Почему вдруг стали хищниками. Где обитают? Хищные растения не фантастика, а реальность. Обитают по всему миру, в различной среде обитания. Они стали плотоядными не по своей воле.
Такие способности эти растения приобрели из-за того, что растут на торфяных, болотистых почвах, в песке, прудах. Недостаток полезных веществ они компенсируют охотой. Все микроэлементы получают из пойманных насекомых и мелких животных. Обычно такие растения очень яркие, что привлекает к ним насекомых. Ловят добычу они тоже по-разному. У каждого свои хитрые ловушки. У одних «кувшин» с захлопывающейся крышкой, у других листья в виде створок ракушки, захлопывающиеся в момент попадания внутрь жертвы. Третьи приклеивают добычу к своим листьям специальной клейкой жидкостью. Большинство из нас не знает названий многих дикорастущих трав, даже самых распространенных. Я не говорю про такие, как всем известные одуванчики или мать-и-мачеху, а другие - желтенькие, синенькие, беленькие... Что же это за травы?
Растения – путешественники. Растения – хищники. Лекарственные растения. Дикорастущие растения луга, водоёма и леса. Охрана растений. Практическая работа «Рассматривание гербария».
3 раздел – “ Планета насекомых” – 3 часа.
Яркие порхающие бабочки мало кого могут оставить равнодушным. Плавно кружась над цветочной поляной, они завораживают своей красотой и глубоко затрагивают струны человеческой души. Кроме красоты, эти необыкновенные насекомые интересны своим поведением и особенностями жизнедеятельности.
Кузнечики – обитатели лугов и полей – частые гости парков. Зелёная окраска делает их такими незаметными в траве, что чаще всего узнаешь о присутствии кузнечика по его необычной стрекочущей песне. Но голоса у кузнечика нет, а звуки он издаёт специальным звуковым аппаратом. Муравьи — одни из самых высокоорганизованных насекомых на планете. Их способности к кооперации и самопожертвованию во благо колонии, высокая приспособляемость, деятельность, по сложности напоминающая разумную, — все это давно привлекало внимание ученых. Интересен тот факт, что перебираясь через ручьи и канавы, муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.
Живые цветы. Всё о бабочках. Прыгуны (кузнечики) и муравьи. Неприятные соседи человека – это мухи, осы, комары, слепни и другие насекомые.
4 раздел – “ Под водой и у воды” – 2часа.
На дне морском, в иле виднеются слабые следы, признаки того, что даже здесь есть жизнь. Кто же они, обитатели морского дна? Подводный мир и на дне океана богат и многообразен.
Есть животные, которые прочно ассоциируются у нас с водой, несмотря на то, что они не могут существовать без суши. Они отличаются размерами, внешним видом, живут в разных уголках земного шара, но их объединяет водная стихия – источник пропитания, прохлады и, если необходимо, надежного укрытия.
На морском дне. Животные, живущие около воды.
5 раздел – “ Животные - рекордсмены” – 2часа.
Не только люди способны бить рекорды и становиться частью всемирной истории. Даже в природе встречаются любители острых ощущений и жаждущих славы. Однако, в отличие от людей, животные-рекордсмены не получают титулов, наград и орденов. Зато их обязательно заносят во всемирно известную Книгу рекордов Гиннеса. Кто же эти непризнанные чемпионы? И какие вершины они способны покорить?
Рекорды, которые ставят животные. Храбрость превосходит силу. Самое крупное и громкое животное на планете. Самое талантливое и умное животное. Ядовитое и опасное животное. Самые скоростные жители планеты. Самое неторопливое существо… Животные, попавшие в книгу рекордов Гиннеса.
6 раздел – “ Тайны за горизонтом” – 8 часов.
Отличия Арктики и Антарктиды объясняются тем, что последняя из них находится на Южном полюсе Земли, в то время как первая – на Северном.
В мире до сих пор идут споры о том, кто открыл Австралию. Одни утверждают, что это Джеймс Кук, мореплаватель из Англии. Другие уверены, что первооткрывателями континента были датчане, искавшие путь к своей колонии на Яве.
Природа Северной Америки отличается большим разнообразием, что объясняется расположением материка во всех климатических поясах. Многие виды растения и животные типичны только для этой части планеты.
Южная Америка — четвертый по величине материк, он лежит в южном полушарии. Большая часть материка отличается теплым климатом. Растительный и животный миры очень богаты, многие виды встречаются исключительно здесь. Южная Америка — рекордсмен во многом, здесь течет самая длинная и самая полноводная река в мире Амазонка, находятся самая длинная горная цепь Анды, расположено самое большое горное озеро Титикака, это самый дождливый материк на земле. Все это значительно повлияло на развитие живой природы.
Животный и растительный мир Африки самый разнообразный на земле. Влажные тропические леса переходят в саванны, далее в пустыни и полупустыни. К югу и северу раскинулись сухие степи и вечнозелёные хвойные леса. А побережья сплошь в густых зарослях жёстколистных вечнозелёных кустарников. В каждом уголке нашли приют и обитание различные животные и диковинные птицы.
Семь Чудес Света знает каждый. Их историю изучают ученые всей планеты, о них написано много научных трудов, им посвящены презентации, сообщения, доклады, главы в учебниках. С каждым из необычных объектов всемирного наследия России и ЮНЕСКО связаны тайны и легенды, существует множество фактов и неподтвержденной информации. 12 июня 2008 мир узнал о том, что обнародованы 7 Чудес России.
Где находятся Арктика и Антарктида? И чем отличаются эти области Земли друг от друга? Австралия. Кто открыл Австралию? Природа и животный мир Северной Америки. Природа и животный мир Южной Америки. Растительный и животный мир Африки. Природный и растительный мир гор. Жизнь людей в горах. Семь чудес света. Семь чудес России. Поле чудес «Животные нашей планеты».
7 раздел – “ Тайны камней” – 5 часов.
Значение пещер для человека трудно переоценить. Ведь именно в пещеры стали первыми домами для первобытных людей, поэтому раскрытие тайн, хранимых пещерами, помогает добавлять недостающие элементы в картину истории и эволюции человека. Полутьма, глубина, влажность, холод…Гроты подчас кажутся странным, нереальным, сказочным миром, где в течение тысяч лет вода застывала причудливыми формами. Но гроты обитаемы, животный мир здесь весьма разнообразен, хотя и скромен.
Коралловый остров — это коралловый риф, который разрастается до таких размеров, что образует целый остров. Типичными примерами коралловых островов являются острова Бермуды и Багамы. Они — настоящие жемчужины Тихого океана.
В давние времена люди полагали, что дольмены были построены великанами. Научный интерес к ним появился еще в XVII веке, но и сейчас ученые с точностью не могут определить, каким образом строились эти гигантские сооружения из массивных монолитных камней. Дольмены в районе Геленджика недалеко от реки Пшада.
Драгоценный камень - это редкое природное минеральное образование, обладающее необычной красотой и высокой прочностью. В природе известны более четырех тысяч минералов, но лишь немногие могут считаться драгоценными. Самым важным атрибутом драгоценного камня является его красота: привлекательный цвет, блеск, "игра", редкие оптические эффекты (например, эффект смены цвета у александрита).
Сначала люди пользовались тем, что находили на поверхности земли, не подозревая, какие несметные сокровища скрываются глубже. Но по мере развития цивилизации подземные кладовые распахнули для них свои двери. Человечество научилось находить и добывать нужные материалы даже в очень труднодоступных местах, изобретя для этого огромное количество механизмов и способов. Полезные ископаемые по воле человека превращаются в самые разнообразные необходимые вещи, которые обеспечивают безопасность, обогревают, перевозят, кормят. Они необходимы в современном мире всюду.
Пещеры и гроты. Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Что такое коралловый остров? Как образуется коралловый риф? Что такое дольмены? Где в России можно увидеть дольмены? Показ презентаций. Драгоценные камни в природе. Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли. Практическая работа « Угадай камень по внешнему виду и описанию».
8 раздел – “ Тайны и загадки вселенной ” – 3 часа.
Посмотрите на небо темной и безоблачной ночью, и вы увидите, что все оно покрыто мерцающими, светящимися точками. Что собой представляют эти звезды и планеты? Как далеко они находятся? Можем ли мы узнать о них что-нибудь? Существует ли жизнь на далеких планетах?
Космос – это что такое? Интересные факты о космосе.
Тайны звёздного неба. Солнце – источник жизни на Земле. Планеты Солнечной системы. Особенности каждой планеты. Показ презентаций.
9 раздел – “ Экологические связи в природе ” – 3 часа.
Охрана природы в нашем крае - важнейший комплекс мероприятий в сложившейся сложной экологической обстановке, которая наблюдается во многих регионах страны. Такой деятельностью занимаются не только в России. Существует огромное количество международных организаций, которые контролируют состояние окружающей среды по всей Земле.
Охрана природы в нашем крае. Организации по охране природы. Экосистемы – экологические связи в природе. Приспособленность видов к условиям жизни.
Экологическая беседа «Поможем природе». Практическая работа «Составим экологические связи природы».
10 раздел – “ Юный эколог” – 2 часа.
Что мне больше всего понравилось и о чём я хочу рассказать. Защита проектов и исследовательских работ. Экологический праздник «Земля – наш дом родной». Чтение стихов, исполнение песен, танца, частушек.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира нашей планеты,
-какую пользу или вред приносят представители животного мира;
- пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни о животных и растениях;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживую и живую природу (примеры);
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособлен-ность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;