РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
Содержание.
№
п/п
Стр.
1
Пояснительная записка.
1
2
2. Планируемые предметные результаты освоения внеурочного курса «В мире сказок»
2.1. Планируемые предметные результаты освоения внеурочного курса «В мире сказок»
3
3
2.2. Педагогические технологии и методы достижения планируемых результатов в рамкахвнеурочного курса «В гостях у сказки».
3
4
2.3.Условия реализациивнеурочного курса «В гостях у сказки»
4
5
3. Содержание внеурочного курса
3.1. Содержаниевнеурочного курса «В гостях у сказки»
5
6
3.2 Содержание части участников образовательных отношений (НРЭО)
6
7
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «В мире сказок»
7
1. пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебных предметов НОО разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 года № 1576);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. №576, от 28.12.2015 г.№1529, от 26.01.2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями»;
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
6. Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2001 года № 196;
7. Санитарных правил и норм 2.4.2.2821-10 на 2017г.
Рабочая программа является частью образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей № 3 МР Учалинский район РБ на 2016 – 2020гг. и разработана на 1 год.
Данный документ определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в школе и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Учтены существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения на первой ступени начального общего образования.
Ведущей целевой установкой является «воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительного и бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире».
Основные задачи, способствующие реализации целевой установки:
создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника, через дифференциацию обучения и организацию коррекционно-развивающей деятельности учителя;
организация внеурочной деятельности, с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей, развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
развитие личности школьника как приоритетной цели начальной школы, через формирование умений использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи, умение добывать знания; развитие метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;
воспитание любви к своему городу, к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории, культуре;
сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные уроки двигательной активности, правильная, организация проведения урока, не допускающая переутомления детей, проведение физминуток;
формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
Согласно Протоколу заседания Совета лицея от 28.08.2017 № 2, Протоколу заседания Совета родителей (законных представителей) от 28.08.2017 № 1, Протоколу заседания ШМО от 28.08.2017 № 1, определено:
конкретизировать, детализировать темы и (или) расширить их;
добавить материал с учётом национально-региональных особенностей Республики Башкортостан, региона и специфики общеобразовательной организации (НРЭО).
НРЭО является важным составляющим содержания современного школьного образования. Основной задачей НРЭО – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно – этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории. Использование исторического, географического и литературного материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви и гордости к родному краю, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию Содержание НРЭО на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов - 20% от общего объема программы. Содержание НРЭО, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. При реализации НРЭО учитель использует пособия, рекомендованные МО и Н Республики Башкортостан и другие издания, включающие краеведческий материал.
Программа внеурочного курса «В гостях у сказки» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС)
В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
2.1. Планируемые предметные результаты освоения
внеурочного курса «В гостях у сказки» 1 классы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
2.2. Педагогические технологии и методы достижения планируемых результатов в рамках внеурочного курса «В гостях у сказки» 1 класс.
Особенности составления рабочей программы по ФГОС, требования к составлению рабочей программы по ФГОС предусматривают использовать следующие технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- игровые технологи;
- групповое обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-технологические технологии;
- технологии коллективно-творческой деятельности;
- воспитание в процессе обучения.
Предусмотрено активное использование нестандартных уроков: уроки-путешествия, исследования, уроки-фантазии, уроки-лекции, уроки – викторины и др.
Для изложения материала используется практический, наглядный, игровой, словесный прием преподавания, ведётся с учащимися индивидуальная, групповая, фронтальная работа, работа в парах.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы:
коллективные творческие дела
выставки
конкурсы
викторины
устные журналы
В качестве учебно-методических пособий используются видео- и аудиотехнику, наглядные пособия и различные дидактические материалы.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса)
2.3. Условия реализации внеурочного курса «В гостях у сказки» 1 класс
Оборудование кабинета:
- преподавательский стол, стул;
- двухместные парты, посадочные места по количеству учащихся;
- подставки для цветов, цветочные горшки, информационные стенды;
- иллюстрационный материал к темам (включая презентационный материал);
Технические средства обучения:
- доска трёхстворчатая;
- экран настенный рулонный;
- проекционный аппарат;
- компьютер.
Информационное обеспечение обучения
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007
4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»
5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007
6.Христоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.
Электронно-программное обеспечение:
- презентации
-электронные приложения (тесты, таблицы)
Интернет ресурсы:
1. .http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2. http://www.n-shkola.ru/ - Журнал «Начальная школа»
3. www.k-yroku.ru - Учительский портал
4. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
5. www.it-n.ru - Cеть творческих учителей
6. http://interneturok.ru/ - Видео уроки по школьной программе
7. http://nsc.1september.ru/ - Газета «Начальная школа»
8. http://nachalka.info/ - Уроки Кирилла и Мефодия
3.СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
3.1. Содержание внеурочного курса «В гостях у сказки» 1 класс
В содержание курса выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)
Круг чтенияот класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»
Слушание сказок.
Сравнение сюжетов.
3
Русская народная сказка «Умная внучка»
Прослушивание и сравнение сказок. Рисование героев сказки.
4
Русская народная сказка «Старуха, дверь закрой!»
Слушание, чтение, инсценировка.
Народные сказки. Сказки о животных.
5
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.
6
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Слушание, чтение, иллюстрирование,
7
Русская народная сказка «Кот и петух»
Слушание, инсценировка.
8
Русская народная сказка «Три медведя»
Чтение, пересказ, викторина.
9
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Чтение, пересказ. Ролевая игра.
10
Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Рассказывание, чтение. Сравнение сказок.
11
Русская народная сказка «Кот и лиса»
Слушание, чтение, викторина
Волшебные народные сказки.
12
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.
13
Русская народная сказка «Лягушка-царевна»
Рассказывание, чтение, придумывание вопросов к сказке.
14
Русская народная сказка «Морозко»
Слушание, чтение, ролевая игра.
15
Татарская народная сказка «Три сестры»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.
16
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слушание, чтение, инсценировка.
17
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Чтение сказки. Работа над пересказом.
18
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту.
19
Русская народная сказка «Летучий корабль»
Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.
20
Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»
Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
Авторские сказки.
21
В Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.
22
В Катаев «Цветик-семицветик»
Слушание, выборочный пересказ, инсценировка.
23
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.
24
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
Слушание,чтение, выборочный пересказ, лепка из пластилина
25
Шарль Перро «Красная шапочка»
Слушание, выборочный пересказ, инсценировка.
26
Моя любимая сказка.
Рассказывание, чтение, викторина
27
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»
Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)
28
Резервный урок.
3.2 Содержание части участников образовательных отношений (НРЭО)
Согласно Федерального закона от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст3.П.4.в рабочую программу включён материал, связанный с национальными региональными этническими особенностями Башкортостана.
НРЭО является важным составляющим содержания современного школьного образования. Основной задачей НРЭО – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно – этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории. Использование исторического, географического и литературного материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви и гордости к родному краю, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Содержание НРЭО на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов - 20% от общего объема программы. Содержание НРЭО в предмете «Окружающий мир» учитывается и может быть реализовано в любом уроке на одном из этапов урока, поэтому не внесено в тематический план.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Курс: «В гостях у сказки»
Количество часов за 1 четверть - 3ч.
Количество часов за 2 четверть - 8ч.
Количество часов за 3 четверть - 9ч.
Количество часов за 4 четверть - 7ч.
Всего 27 часов, в неделю 1 час.
№
ур
Тема
Кол ур
Дата проведения
Примечание
План
факт
1 четверть
3
Народные сказки. Бытовые сказки.
1
Виды сказок. Русская народная сказка «Колобок»
1
04.10
2
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»
1
18.10
3
Русская народная сказка «Умная внучка»
1
25.10
2 четверть
8
4
Русская народная сказка «Старуха, дверь закрой!»
1
08.11
Народные сказки. Сказки о животных.
5
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
1
15.11
6
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
1
22.11
7
Русская народная сказка «Кот и петух»
1
29.11
8
Русская народная сказка «Три медведя»
1
06.12
9
Русская народная сказка «Маша и медведь»
1
13.12
10
Русская народная сказка «Заяц – хваст». Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
1
20.12
11
Русская народная сказка «Кот и лиса»
1
27.12
3 четверть
9
Волшебные народные сказки.
12
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
1
17.01
13
Русская народная сказка «Лягушка-царевна»
1
24.01
14
Русская народная сказка «Морозко»
1
31.01
15
Татарская народная сказка «Три сестры»
1
07.02
16
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1
14.02
17
Русская народная сказка «Хаврошечка»
1
28.02
18
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
1
07.03
19
Русская народная сказка «Летучий корабль»
1
14.03
20
Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»