kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеклассной работе. Она рассчитана на 4 года обучения. В данном случае представлена программа и календарно-тематическое планирование на первый год обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки»»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» разработана на основе следующих документов:

  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №4

  • Положение о программе внеурочной деятельности по реализации ФГОС

Актуальность программы. Внеурочная деятельность «В гостях у сказки» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика – читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, сказок, на смыслах которых дети получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.

Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

Задачи:

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

  • развитие эмоционально – чувственной сферы;

  • обучение чтению – рассматриванию;

  • формирование навыка чтения.

Отличительные особенности программы.

Рабочая программа включает в себя сказки.

В процессе данного курса внеурочной деятельности обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка. Включает следующие виды речевой и читательской деятельности: умение читать, слушать, говорить. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков. Ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Проводится совершенствование устной речи (умения слушать и говорить). Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения, делают рисунок, отражающий настроение и видение ребенка.

Данная программа раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Принципы программы:

- интеграция;

- систематичность;

- наглядность;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Принципы работы:

  • Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания темы занятий, задач воспитания и обучения.

  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

  • Уважение к личности ребенка.

Формы занятий:

Беседа, рассказ учителя.

Слушание.

Различные виды чтения.

Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

Устный журнал, театрализация.

Лепка из пластилина.

Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

Конкурсы, викторины.

Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Основные методы и технологии:

 технология разноуровневого обучения;

 развивающее обучение;

 технология обучения в сотрудничестве;

 коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учѐтом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.


Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» разработана для 1 класса начальной школы. На занятие отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 ч.

Прогнозируемые результаты освоения программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о роли чтения в жизни человека, о мире детской литературы, о круге чтения, о потребности чтения, о русских и зарубежных сказочниках, о видах работы с текстом и книгой, о способах выражения эмоций и настроения в процессе чтения, инсценировки сказочных произведений, об анализе поступков героев сказочных произведений с точки зрения норм морали; соотнесение своих поступков с поступками полюбившихся литературных героев, осмысление нравственных образцов и «примеривании» их на себя.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развития ценностного отношения школьника к русскому народу, родной культуре, этическим нормам, нравственным ценностям, осознание значимости систематического чтения для своего дальнейшего развития, роли художественного чтения как способа самовоспитания.

  3. Результаты третьего уровня (приобретения школьниками опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельной организации праздников и конкурсов для других людей, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

  • популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;

  • признаки сказки как жанра;

  • виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных).

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

  • слушать, читать и отвечать на вопросы;

  • иллюстрировать услышанное или прочитанное;

  • пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

  • передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;

  • начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

  • обращаться за помощью;

  • задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять общую цель и пути её достижения;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • вести устный и письменный диалог;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • составлять план и последовательность действий;

  • адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

  • различать способ и результат действия;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);

  • сбор, обработка и передача информации;

  • анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

  • осуществлять рефлексию способов и условий действий;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • построения рассуждения;

  • применение и представление информации;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Русские народные сказки

11

8

3

3.

Зарубежные авторские сказки

8

6

2

4.

Сказки народов мира

7

5

2

5.

Сказки А. С. Пушкина

3

2

1

6.

Повторение

2

0

2

7.

Итоговое занятие

1

0

1

Итого

33

22

11

Содержание курса внеурочной деятельности

Вводное занятие – 1 ч. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ.

Раздел 1. Русские народные сказки – 11 ч.

Обучающиеся познакомятся с русскими народными сказками. Прослушивание и сравнение русских народных сказок, обыгрывание по ролям,  аппликация, прослушивание  сказок в грамзаписи, инсценировки. Завершается раздел праздником русской народной сказки.

Что я знаю о сказках – 1 ч.

Гуси-лебеди – 1 ч.

Елена Премудрая – 1 ч.

Мужик и медведь – 1 ч.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка – 1 ч.

Сивка-бурка – 1 ч.

Хаврошечка – 1 ч.

Теремок – 1 ч.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» - 1 ч.

Праздник русской народной сказки – 2 ч.

Раздел 2. Зарубежные авторские сказки - 8 ч.

Прослушивание, чтение, рассматривание и пересказ сказок зарубежных писателей: Ш.Перро и Г.Х.Андерсена.

Свинопас (Г. Х. Андерсен) – 1 ч.

Гадкий утенок (Г.Х.Андерсен) – 2 ч.

Дюймовочка) (Г.Х. Андерсен) – 2 ч.

Красная шапочка (Шарль Перро) – 1 ч.

Мальчик с пальчик (Шарль Перро) – 2 ч.

Раздел 3. Сказки народов мира – 7 ч.

Знакомство со сказками народов мира. Рисование героев сказки.

Три поросенка (Английская народная сказка) – 2 ч.

Колосок (Украинская народная сказка) – 2 ч.

Алладин и волшебная лампа (Восточная сказка) – 2 ч.

Я рисую Алладина – 1 ч.

Сказки А. С. Пушкина – 3 ч.

Знакомство со сказками А. С. Пушкина. Просмотр мультфильма, викторина.

Сказка о рыбаке и рыбке – 1 ч.

Сказка о попе и о работнике его Балде – 1 ч.

Викторина по сказкам Пушкина – 1 ч.

Повторение - 2 ч.

Рисование эпизода понравившейся сказки. Игровая программа (обучающиеся представляют себя актерами) – инсценировка любой сказки на выбор детей. Изготовление элементов костюмов, декораций для инсценировки любимых сказок. Установка на продолжение творческой деятельности.

Я нарисую сказку – 1 ч.

Мы – актеры – 1 ч.

Итоговое занятие - 1 ч. Игровая программа «В мире сказок»

Календарно - тематическое планирование по кружку «В гостях у сказки»




Тема урока


Дата проведения


Элементы содержания


Вид

контроля

по плану

корректировка


1


Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки»


07.09


Отгадывание загадок, ответы на вопросы, дополнение фраз из сказок.

Инсценировка сказки «Колобок»


Текущий



2


Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть»


14.09


Выявить особенности сказки. Познакомиться с видами сказок. Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».


Текущий



3

Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»


21.09


Чтение сказок, выявление главных героев, оценивание поступков.


Текущий


4


Русская народная сказка «Петух и жерновцы»


28.09


Чтение сказки, ответы на вопросы, рассказ по картинкам.


Текущий

5



Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк»


5.10



Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, оценивание поступков главных героев.


Текущий



6


Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»


12.10


Чтение сказки, восстановление последовательности, характеристика героев, разыгрывание сказки.


Текущий



7

Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки»


19.10


Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, сравнение сказок. Характеристика героев.


Текущий



8


Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»


26.10


Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке.


Текущий


9



Русская народная сказка «Крошечка - хаврошечка»


09.11


Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке. Характеристика героев.


Текущий

10

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»


16.11


Чтение сказки, ответы на вопросы, составление вопросов учащимися, восстановление событий по иллюстрациям.

Текущий


11


Русская народная сказка «Царевна-лягушка»


23.11


Чтение сказки. Сравнение главных героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке.

Текущий



12


Русская народная сказка «Несмеяна-царевна»



30.11


Чтение сказки. Ответы на вопросы. Сравнение главных героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке. Характеристика героев.


Текущий



13

Русская народная сказка «Терёшечка»



07.12


Слушание сказки. Ответы на вопросы. Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом.


Текущий


14

Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.


14.12


Анализ и сравнение сказок, характеристика главных героев, волшебство в сказках, восстановление последовательности событий по иллюстрациям. Рисунки.


Текущий



15

Русская народная сказка «Морозко»



21.12


Слушание сказки. Ответы на вопросы. Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом. Анализ поступков главных героев.


Текущий



16

Итоговое занятие по разделу. Викторина по русским народным сказкам.


28.12


Рисунки к наиболее понравившимся произведениям. Викторина по сказкам.

Текущий



17

Белорусская народная сказка «Пых»

Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».


11.01


Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Пересказ. Иллюстрирование.


Текущий


18

Адыгейская сказка «Кто сильнее?».

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».


18.01


Прослушивание сказок. Герои сказок. Пересказ.


Текущий


19

Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»




25.01


Прослушивание сказок. Герои сказок. Восстановление последовательности событий. Пересказ. Характеристика героев.



Текущий



20

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

Чукотская сказка «Хвост».


25.01


Прослушивание сказок. Герои сказок. Восстановление последовательности событий. Пересказ. Характеристика героев.


Текущий



21

Итоговое занятие по разделу. Викторина по сказкам разных народов.


01.02


Рисунки к наиболее понравившимся произведениям. Викторина по сказкам.


Итоговый



22

Сказки И.Токмаковой «Ку-ка-ре-ку!», «Котята».


08.02


Выставка книг. Чтение сказок. Главные герои и их характеристика. Работа над пересказом. Разыгрывание сказки.


Текущий



23

Сказка И.Токмаковой «Вечерняя сказка»


22.02


Выставка книг. Чтение сказки. Составление вопросов к сказке. Анализ сказки. Сочинение сказки про себя.


Текущий



24

Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»


01.03


Выставка книг. Чтение. Чтение наизусть. Беседа по вопросам, характеристика героев. Иллюстрирование.


Текущий



25

Сказки М.Пляцковского «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы»


15.03


Выставка книг. Беседа. Чтение сказок. Характеристика героев и их поступков. Рисунки.

Текущий


26

Сказки М.Пляцковского «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»


22.03


Выставка книг. Беседа по сказкам. Характеристика героев и их поступков. Викторина.



Текущий


27

Сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски»


05.04


Выставка книг. Чтение. Ответы на вопросы. Характеристика героев и их поступков. Раскрашивание.

Текущий

28

Сказки В.Сутеева «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок»


12.04


Выставка книг. Чтение. Ответы на вопросы. Характеристика героев и их поступков. Рисование и раскрашивание.

Текущий

29

Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон»


19.04


Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок, работа с иллюстрациями. Раскрашивание.

Текущий

30

Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит»


26.04


Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок, работа с иллюстрациями, раскрашивание.

Текущий

31

Сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»,

«Сказка об умном мышонке»


03.05


Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление вопросов. Иллюстрирование.

Текущий

32

Итоговое занятие по разделу. Викторина по авторским сказкам.


10.05


Рисунки к наиболее понравившимся произведениям. Викторина по сказкам.

Текущий

33 -34

Открытое занятие. Представление проектов «Моя сказка»

17.05

24.05


Чтение сказок собственного сочинения. Демонстрация книжки-малышки.

Итоговый





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки»

Автор: Семенова Светлана Игоревна

Дата: 14.06.2018

Номер свидетельства: 473279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки""
    ["seo_title"] => string(55) "proghrammapovnieurochnoidieiatielnostivghostiakhuskazki"
    ["file_id"] => string(6) "272638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452014880"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности 1-4 класс "В гостях у сказки""
    ["seo_title"] => string(64) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_1_4_klass_v_gostiakh_u_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "527309"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573988711"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-kruzhka-rodnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "277924"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453021584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства