kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке (СБО) для учащихся 4 класса с глубоким нарушением интеллекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке в 4 классе»




РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №_1_от

«29» 09. 2018г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы-интерната №3

__________О.П. Степанова

«____»____________2018г.











Рабочая программа

по

социально-бытовой ориентировке









ГБОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти

учебный год: 2018-2019

Класс: 4 «В»

Количество часов в неделю: 2; в год: 68;

Программа разработана на основе: адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.



Рабочую программу составила: учитель Поротькина Е.В.

Социально – бытовая ориентировка


Пояснительная записка

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.


Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации учащихся показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые учащийся в состоянии получить в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счёту школьник может более успешно адаптироваться в общественной жизни: между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.

Цель: организация психолого – педагогического сопровождения школьников с особенностями развития, коррекция психофизического развития и их адаптация в обществе.

Задачи:

- коррекция недостатков восприятия внимания, зрительно – двигательной координации, пространственных представлений, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления детей;

- развитие недостатков речи, мелкой моторики, зрительного и слухового внимания;

- формирование основных навыков и приемов умственной деятельности на сенсорном, предметно – практическом уровне;

-формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами;

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Программа

IV класс (68 часов)

Я и моя семья. Место жительства

Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.

Навыки общения и культуры поведения

Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематические посещения кино, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.

Моя школа и мой класс

Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Знание всех школьных поведений. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.

Улица. Правила уличного движения. Транспорт

Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Экскурсия по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение детьми следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.



Магазины

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Булочная», «Гастроном», «Универмаг» и т. д. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин.

Организация общественного питания

Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой.

Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.



Культурные учреждения для отдыха учащихся

Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.

Праздники

Праздники дат Красного календаря и участие в школьных утренниках. Детские и школьные годы. Беседы, чтение рассказов. Разучивание стихов, песен.







№ п/п


Тема

Кол-во

часов

Сроки проведения

Программное содержание

Формируемые компетентности, практические навыки

Организаци

онная форма, средства обучения

Способы контроля

Коррекционные задачи


1

Повторение материала

3 класса.

1

03.09.

Беседа о правилах поведения в школе, классе, столовой.

Уметь отвечать на вопросы.

Урок-беседа.

Картинки.

Индивидуальный, фронтальный.

Развитие памяти, внимания.

2

Я и моя семья.

1

06.09.

Отчётливо произносить свою фамилию и имя, возраст; Ф.И.О. родителей; ближайших родственников (брат, сестра, бабушка, дедушка)

Знать свою фамилию и имя, возраст.

Знать домашний адрес.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты, фотоальбомы.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать память, ориентировку в пространстве, учить ориентировать по схемам, активизировать речь детей.

3

Представляю себя.

1

10.09.

4

Мои родственники.

1

13.09.

5

Место жительства.

1

17.09.

6

Домашний адрес.

1

20.09.

7

Сюжетная игра: «Семья».

1

24.09.

8

Культура поведения.

1

27.09.

Навыки общения и культуры поведения.

Уметь следить за осанкой.

Знать правила общения с взрослыми и сверстниками.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать память, ориентировку в пространстве, учить ориентировать по схемам, активизировать речь детей.

9

Правильная осанка.

1

01.10.

Умение правильно ходить, стоять, сидеть.

10

Мое настроение.

1

04.10.

Навыки организованного коллективного поведения.

11

Общение с взрослыми.

1

08.10.

Навыки общения. Умение выслушать речь взрослого. Умение обратиться с вопросом, просьбой.

12

Общение со сверстниками.

1

11.10.

13

Я вежлив и внимателен.

1

15.10.

Умение благодарить за помощь, за услугу.

14

Поведение в общественных местах: в школьной столовой.

1

18.10.

Навыки поведения в общественных местах.

Знать правила поведения в общественных местах.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты, дидактические игры.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать память, ориентировку в пространстве, учить ориентировать по схемам, активизировать речь детей.

15

Поведение в общественных местах: на улице.

1

22.10.

16

Поведение в общественных местах: в транспорте.

1

25.10.

17

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

1

08.11.

18

Поведение в общественных местах: в магазине.

1

12.11.

19

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин».

1

15.11.

20

Поведение в общественных местах: в кино, в театре.

1

19.11.

21

Сюжетно-ролевая игра: «Идем в театр».

1

22.11.

22

Моя школа.

1

26.11.

Навыки поведения в школе.

Знать название, номер и адрес школы.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты, дидактические игры.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать память, ориентировку в пространстве, активизировать речь детей.

Коррекция внимания, памяти, мышления.

23

Мой класс.

1

29.11.

Знать имя, отчество классного руководителя, имена одноклассников.

24

Мои учителя.

1

03.12.

Знать директора школы, учителей, медработников.

25

Правила для учащихся.

1

06.12.

Уметь приветствовать работников школы, родителей и друг друга.

26

Режим дня в школе.

1

10.12.

Уметь соблюдать режимные моменты и требования школьного распорядка.

27

Правила поведения школьника.

1

13.12.

Уметь соблюдать правила поведения школы.

28

Экскурсия по школе.

1

17.12.

Знать помещения школы: спортзал, библиотека, столовая, медкабинет и др.

29

На пороге «Новый год».

1

20.12.

Знакомить учащихся с общественными праздниками.


Знать атрибуты новогоднего праздника.

Урок- беседа.

Иллюстрации,

новогодние игрушки, плакаты по технике безопасности.

Индивидуальный, фронтальный.

Коррекция памяти, внимания.

Развитие речи учащихся.

30

Как украсить елку к Новому году.

1

24.12.

Знать названия украшений для новогодней елки.

31

Новогодний костюм.

1

27.12.

Знать новогодний атрибут костюма – маска.

32

Правила безопасности на Новогоднем празднике.

1

29.12.

Уметь соблюдать правила техники безопасности на новогоднем празднике.

33

Организация общественного питания: школьная столовая.

1

10.01.

Знакомить учащихся с организацией общественного питания.

Навыки поведения в школьной столовой.

Знать назначение школьной столовой.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты, дидактические игры.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать память, ориентировку в пространстве, активизировать речь детей.

Коррекция внимания, памяти, мышления.

34

Профессия: повар.

1

14.01.

Знать, кто готовит пищу, кто моет посуду.

35

Правила поведения в столовой.

1

17.01.

Знать правила поведения в столовой; во время еды.

36

Дежурство по столовой.

1

21.01.

Уметь убирать за собой грязную посуду.

37

Дидактическая игра «Повар».

1

24.01.

Уметь отвечать на вопросы по теме.

38

Магазины. Виды магазинов.

1

28.01.

Знакомить учащихся с видами магазинов, их назначением.

Знакомить с профессией: кассир, продавец.

Навыки правила поведения в магазине.

Знать виды магазинов, их назначение.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты, дидактические игры.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память.

Развивать речь учащихся.

39

Продовольственный магазин.

2

31.01.

Знать что продается.

40

04.02.

41

Промтоварный магазин.

2

07.02.

Знать что продается.

42

11.02.

43

Профессии работников магазина: кассир, продавец.

1

14.02.

Иметь элементарные представления о профессиях.

44

Правила поведения в магазине.

1

18.02.

Знать элементарные правила поведения в магазине.

45

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин».

1

21.02.

Закрепление знаний по разделу «Магазины».

46

Государственный праздник 23 февраля – День защитника Отечества.

1

25.02.

Знакомить учащихся с общественными праздниками.


Иметь элементарные представления об общественных праздниках.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты.

Индивидуальный, фронтальный.

Коррекция памяти, внимания.

Развивать речь учащихся.

47

Культурные учреждения для отдыха: парк, сквер.

1

28.02.

Знакомить учащихся с учреждениями для культурного отдыха.

Иметь элементарные представления о парке, сквере.

Знать отличия парка от леса.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память.

Развивать речь учащихся.

48

Отличие леса от парка и сквера.

1

04.03

49

Правила поведения в парке.

1

06.03.

50

Государственный праздник

8 Марта – Международный женский день.

1

11.03.

Знакомить учащихся с общественными праздниками.


Иметь элементарные представления об общественных праздниках.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты.

Индивидуальный, фронтальный.

Коррекция памяти, внимания.

Развитие речи учащихся.

51

Улица.

1

14.03.

Знакомить учащихся с назначением частей улицы.

Навыки поведения на улице.

Знать название частей улицы: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты, дидактические игры.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память.

52

Тротуар. Назначение.

1

18.03.

Знать правила движения по тротуару.

53

Правила поведения на улице.

1

21.03.

Знать правила поведения на улице.

54

Соблюдение чистоты и порядка на улице.

1

04.04

Уметь соблюдать чистоту и порядок на улице.

55

Дидактическая игра: «Наша улица».

1

08.04.

Знать крупные объекты, расположенные вблизи школы.

56

Транспорт. Виды транспорта.

1

11.04.

Знакомить учащихся с видами транспорта.

Навыки поведения в транспорте.

Навыки поведения пешеходов.

Знать основные виды транспорта.

Назначение.

Урок- беседа, игра. Предметные картинки.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать память, ориентировку в пространстве, активизировать речь детей.

Коррекция внимания, памяти, мышления.

57

Воздушный транспорт.

1

15.04.

58

Водный транспорт.

1

18.04.

59

Наземный транспорт.

1

22.04.

60

Правила поведения пассажиров в транспорте.

1

25.04.

Знать элементарные правила пассажиров в транспорте.

61

Светофор, переход.

1

29.04.

Знать сигналы светофор, их назначение.

62

Правила дорожного движения и поведение пешеходов.

1

06.05

Знать элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.

63

Государственный праздник

9 Мая – День Победы.

1

13.05.

Знакомить учащихся с общественными праздниками.


Иметь элементарные представления об общественных праздниках.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты.

Индивидуальный, фронтальный.

Коррекция памяти, внимания.

Развитие речи учащихся.

64

Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека.

1

16.05.

Элементарные понятия о зеленых насаждениях.

Иметь элементарные знания об озеленении, зеленых насаждениях.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты.

Индивидуальный, фронтальный.

Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память.

Развивать речь учащихся.

65

Охрана зелёных насаждений.

1

20.05.

66

Экскурсия в парник.

1

23.05.

Экскурсия.

67

Экскурсия к цветнику.

1

27.05.

68

Закрепление материала за год по темам: улица, транспорт.

Подведение итогов за год.

1

30.05.

Закрепить навыки поведения: на улице, в транспорте.

Навыки поведения пешеходов.

Знать элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.

Урок-беседа, игра.

Картинки, плакаты.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке в 4 классе

Автор: Поротькина Елена Викторовна

Дата: 28.11.2018

Номер свидетельства: 488046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "152512"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420869493"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Пояснительная записка к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс коррекционной школы-интерната VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-5-klass-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "153959"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421082685"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке образовательных учреждений 7класс- 68 часов(2 часа в неделю) 8 класс-68 часов(2 часа в неделю) "
    ["seo_title"] => string(165) "rabochaia-proghramma-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii-7klass-68-chasov-2-chasa-v-niedieliu-8-klass-68-chasov-2-chasa-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "126536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415192756"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ YIII вида . 5 класс "
    ["seo_title"] => string(163) "rabochaia-proghramma-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-dlia-obuchaiushchikhsia-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol-yiii-vida-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174426"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424118068"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Рабочая программа по  учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»  5 класс (домашнее обучение) на 2015 – 2016 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(139) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-5-klass-domashnieie-obuchieniie-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "232463"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442848522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства