ГБОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации учащихся показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использования табличек, объявлений указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связанны с теми общеобразовательными знаниями, которые учащийся в состоянии получить в школе, т.е. с чтением, письмом, счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счёту школьник может более успешно адаптироваться в общественной жизни: между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.
- коррекция недостатков восприятия внимания, зрительно – двигательной координации, пространственных представлений, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления детей;
- формирование основных навыков и приемов умственной деятельности на сенсорном, предметно – практическом уровне;
-формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами;
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.
Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематические посещения кино, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.
Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Знание всех школьных поведений. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.
Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Экскурсия по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.
Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение детьми следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Булочная», «Гастроном», «Универмаг» и т. д. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин.
Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой.
Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.
Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.
Праздники дат Красного календаря и участие в школьных утренниках. Детские и школьные годы. Беседы, чтение рассказов. Разучивание стихов, песен.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Программное содержание | Формируемые компетентности, практические навыки | Организаци онная форма, средства обучения | Способы контроля | Коррекционные задачи |
1 | Повторение материала 3 класса. | 1 | 03.09. | Беседа о правилах поведения в школе, классе, столовой. | Уметь отвечать на вопросы. | Урок-беседа. Картинки. | Индивидуальный, фронтальный. | Развитие памяти, внимания. |
2 | Я и моя семья. | 1 | 06.09. | Отчётливо произносить свою фамилию и имя, возраст; Ф.И.О. родителей; ближайших родственников (брат, сестра, бабушка, дедушка) | Знать свою фамилию и имя, возраст. Знать домашний адрес. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты, фотоальбомы. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать память, ориентировку в пространстве, учить ориентировать по схемам, активизировать речь детей. |
3 | Представляю себя. | 1 | 10.09. |
4 | Мои родственники. | 1 | 13.09. |
5 | Место жительства. | 1 | 17.09. |
6 | Домашний адрес. | 1 | 20.09. |
7 | Сюжетная игра: «Семья». | 1 | 24.09. |
8 | Культура поведения. | 1 | 27.09. | Навыки общения и культуры поведения. | Уметь следить за осанкой. Знать правила общения с взрослыми и сверстниками. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать память, ориентировку в пространстве, учить ориентировать по схемам, активизировать речь детей. |
9 | Правильная осанка. | 1 | 01.10. | Умение правильно ходить, стоять, сидеть. |
10 | Мое настроение. | 1 | 04.10. | Навыки организованного коллективного поведения. |
11 | Общение с взрослыми. | 1 | 08.10. | Навыки общения. Умение выслушать речь взрослого. Умение обратиться с вопросом, просьбой. |
12 | Общение со сверстниками. | 1 | 11.10. |
13 | Я вежлив и внимателен. | 1 | 15.10. | Умение благодарить за помощь, за услугу. |
14 | Поведение в общественных местах: в школьной столовой. | 1 | 18.10. | Навыки поведения в общественных местах. | Знать правила поведения в общественных местах. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты, дидактические игры. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать память, ориентировку в пространстве, учить ориентировать по схемам, активизировать речь детей. |
15 | Поведение в общественных местах: на улице. | 1 | 22.10. |
16 | Поведение в общественных местах: в транспорте. | 1 | 25.10. |
17 | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу». | 1 | 08.11. |
18 | Поведение в общественных местах: в магазине. | 1 | 12.11. |
19 | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин». | 1 | 15.11. |
20 | Поведение в общественных местах: в кино, в театре. | 1 | 19.11. |
21 | Сюжетно-ролевая игра: «Идем в театр». | 1 | 22.11. |
22 | Моя школа. | 1 | 26.11. | Навыки поведения в школе. | Знать название, номер и адрес школы. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты, дидактические игры. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать память, ориентировку в пространстве, активизировать речь детей. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
23 | Мой класс. | 1 | 29.11. | Знать имя, отчество классного руководителя, имена одноклассников. |
24 | Мои учителя. | 1 | 03.12. | Знать директора школы, учителей, медработников. |
25 | Правила для учащихся. | 1 | 06.12. | Уметь приветствовать работников школы, родителей и друг друга. |
26 | Режим дня в школе. | 1 | 10.12. | Уметь соблюдать режимные моменты и требования школьного распорядка. |
27 | Правила поведения школьника. | 1 | 13.12. | Уметь соблюдать правила поведения школы. |
28 | Экскурсия по школе. | 1 | 17.12. | Знать помещения школы: спортзал, библиотека, столовая, медкабинет и др. |
29 | На пороге «Новый год». | 1 | 20.12. | Знакомить учащихся с общественными праздниками. | Знать атрибуты новогоднего праздника. | Урок- беседа. Иллюстрации, новогодние игрушки, плакаты по технике безопасности. | Индивидуальный, фронтальный. | Коррекция памяти, внимания. Развитие речи учащихся. |
30 | Как украсить елку к Новому году. | 1 | 24.12. | Знать названия украшений для новогодней елки. |
31 | Новогодний костюм. | 1 | 27.12. | Знать новогодний атрибут костюма – маска. |
32 | Правила безопасности на Новогоднем празднике. | 1 | 29.12. | Уметь соблюдать правила техники безопасности на новогоднем празднике. |
33 | Организация общественного питания: школьная столовая. | 1 | 10.01. | Знакомить учащихся с организацией общественного питания. Навыки поведения в школьной столовой. | Знать назначение школьной столовой. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты, дидактические игры. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать память, ориентировку в пространстве, активизировать речь детей. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
34 | Профессия: повар. | 1 | 14.01. | Знать, кто готовит пищу, кто моет посуду. |
35 | Правила поведения в столовой. | 1 | 17.01. | Знать правила поведения в столовой; во время еды. |
36 | Дежурство по столовой. | 1 | 21.01. | Уметь убирать за собой грязную посуду. |
37 | Дидактическая игра «Повар». | 1 | 24.01. | Уметь отвечать на вопросы по теме. |
38 | Магазины. Виды магазинов. | 1 | 28.01. | Знакомить учащихся с видами магазинов, их назначением. Знакомить с профессией: кассир, продавец. Навыки правила поведения в магазине. | Знать виды магазинов, их назначение. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты, дидактические игры. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память. Развивать речь учащихся. |
39 | Продовольственный магазин. | 2 | 31.01. | Знать что продается. |
40 | 04.02. |
41 | Промтоварный магазин. | 2 | 07.02. | Знать что продается. |
42 | 11.02. |
43 | Профессии работников магазина: кассир, продавец. | 1 | 14.02. | Иметь элементарные представления о профессиях. |
44 | Правила поведения в магазине. | 1 | 18.02. | Знать элементарные правила поведения в магазине. |
45 | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин». | 1 | 21.02. | Закрепление знаний по разделу «Магазины». |
46 | Государственный праздник 23 февраля – День защитника Отечества. | 1 | 25.02. | Знакомить учащихся с общественными праздниками. | Иметь элементарные представления об общественных праздниках. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты. | Индивидуальный, фронтальный. | Коррекция памяти, внимания. Развивать речь учащихся. |
47 | Культурные учреждения для отдыха: парк, сквер. | 1 | 28.02. | Знакомить учащихся с учреждениями для культурного отдыха. | Иметь элементарные представления о парке, сквере. Знать отличия парка от леса. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память. Развивать речь учащихся. |
48 | Отличие леса от парка и сквера. | 1 | 04.03 |
49 | Правила поведения в парке. | 1 | 06.03. |
50 | Государственный праздник 8 Марта – Международный женский день. | 1 | 11.03. | Знакомить учащихся с общественными праздниками. | Иметь элементарные представления об общественных праздниках. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты. | Индивидуальный, фронтальный. | Коррекция памяти, внимания. Развитие речи учащихся. |
51 | Улица. | 1 | 14.03. | Знакомить учащихся с назначением частей улицы. Навыки поведения на улице. | Знать название частей улицы: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты, дидактические игры. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память. |
52 | Тротуар. Назначение. | 1 | 18.03. | Знать правила движения по тротуару. |
53 | Правила поведения на улице. | 1 | 21.03. | Знать правила поведения на улице. |
54 | Соблюдение чистоты и порядка на улице. | 1 | 04.04 | Уметь соблюдать чистоту и порядок на улице. |
55 | Дидактическая игра: «Наша улица». | 1 | 08.04. | Знать крупные объекты, расположенные вблизи школы. |
56 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 11.04. | Знакомить учащихся с видами транспорта. Навыки поведения в транспорте. Навыки поведения пешеходов. | Знать основные виды транспорта. Назначение. | Урок- беседа, игра. Предметные картинки. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать память, ориентировку в пространстве, активизировать речь детей. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
57 | Воздушный транспорт. | 1 | 15.04. |
58 | Водный транспорт. | 1 | 18.04. |
59 | Наземный транспорт. | 1 | 22.04. |
60 | Правила поведения пассажиров в транспорте. | 1 | 25.04. | Знать элементарные правила пассажиров в транспорте. |
61 | Светофор, переход. | 1 | 29.04. | Знать сигналы светофор, их назначение. |
62 | Правила дорожного движения и поведение пешеходов. | 1 | 06.05 | Знать элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. |
63 | Государственный праздник 9 Мая – День Победы. | 1 | 13.05. | Знакомить учащихся с общественными праздниками. | Иметь элементарные представления об общественных праздниках. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты. | Индивидуальный, фронтальный. | Коррекция памяти, внимания. Развитие речи учащихся. |
64 | Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. | 1 | 16.05. | Элементарные понятия о зеленых насаждениях. | Иметь элементарные знания об озеленении, зеленых насаждениях. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты. | Индивидуальный, фронтальный. | Развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, внимание, память. Развивать речь учащихся. |
65 | Охрана зелёных насаждений. | 1 | 20.05. |
66 | Экскурсия в парник. | 1 | 23.05. | Экскурсия. |
67 | Экскурсия к цветнику. | 1 | 27.05. |
68 | Закрепление материала за год по темам: улица, транспорт. Подведение итогов за год. | 1 | 30.05. | Закрепить навыки поведения: на улице, в транспорте. Навыки поведения пешеходов. | Знать элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. | Урок-беседа, игра. Картинки, плакаты. |