kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке образовательных учреждений 7класс- 68 часов(2 часа в неделю) 8 класс-68 часов(2 часа в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ;
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.

 

Программа по социально-бытовой ориентировке рассчитана 7класс 68 часов(2 часа в неделю), 8 класс 68 часов(2 часа в неделю)

 

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке, для специальных коррекционных классов VIII ви­да,  направлена на практическую подготовку учащихся 7,8 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные заня­тия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, веде­ния домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предпри­ятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помо­щи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке образовательных учреждений 7класс- 68 часов(2 часа в неделю) 8 класс-68 часов(2 часа в неделю) »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Куртамышская средняя общеобразовательная школа№ 1»

Рассмотрено на заседании «Утверждаю»

ШМО учителей и.о. директора МКОУ СОШ №1

естественнонаучного цикла О.Г. Комогорова

Руководитель: Г.В.Лапшина __________________________

«___»____________2014г. «____»______________2014г.



Рабочая программа

по социально-бытовой ориентировке

образовательных учреждений

7класс- 68 часов(2 часа в неделю)

8 класс-68 часов(2 часа в неделю)





Составитель программы:

Киселева Юлия Николаевна, учитель СБО

МКОУ « Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»











г. Куртамыш

2014/2015 учебный год






Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ;

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.


Программа по социально-бытовой ориентировке рассчитана 7класс 68 часов(2 часа в неделю), 8 класс 68 часов(2 часа в неделю)


Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке, для специальных коррекционных классов VIII ви­да, направлена на практическую подготовку учащихся 7,8 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные заня­тия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, веде­ния домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предпри­ятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помо­щи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.


Общая характеристика учебного курса

Программа социально-бытовой ориентировки составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII ви­да, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Програм­ма состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, опре­делено содержание практических работ и упражнений, а также пе­речислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. При сообщении нового материала может использоваться опыт учащихся как база для расширения их знаний, совершенство­вания имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практиче­ские работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На заняти­ях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способ­ствующих формированию реальных образов и представлений.

Все разделы программы предусматривают проведение практи­ческих работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке являет­ся одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражне­ниями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, со­общаемого на занятиях, происходит ориентировка на требо­вания к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответству­ющему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь опре­деляет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­тодов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культу­ра поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры используются при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итого­вые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со­четании с другими организационными формами обучения по опре­деленной теме. В ходе экскурсий проводятся практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, труда, естествознания.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках письма. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом проходит контроль над полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю для каждого класса.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

  • формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

  • развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

  • Воспитание позитивных качеств личности

















































Содержание учебного материала 7 класс

Личная гигиена

Тематика

  1. Личная гигиена подростка.

Практические работы. Упражнения в протирании кожи лица лосьонами, нанесе­нии очищающей маски, крема.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся Учащиеся должны знать:

- типы кожи и уход за кожей;

- правила ухода за кожей в период полового созревания.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать косметические средства по уходу за кожей и правильно ими пользоваться;

- делать очищающую маску при угре вой сыпи;

- пояснять влияние рационального питания, соблюдения правил личной гигиены, активного образа жизни на состояние кожи.

Одежда и обувь

Тематика

  1. Гигиенические требования, предъя­вляемые к обуви и одежде.

  2. Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности).

  3. Правила и этапы стирки белья и одежды.

  4. Стиральная машина.

  5. Работа с выстиранным бельём и одеждой (ремонт, утюжка, хранение).

Практические работы

Упражнение в определении размера обуви и одежды, стирка белья в стиральной машине, ремонт, утюжка белья и одежды.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

- гигиенические требования, предъявляемые обуви и одежде;

- правила и этапы стирки белья и одежды;

- правила пользования стиральной машиной и уход за ней;

- правила утюжки белья и одежды;

- правила хранения белья и одежды.

Учащиеся должны уметь:

- стирать бельё вручную и с помощью стиральной машины;

- ремонтировать разорванные места белья и одежды;

- пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.



Жилище

Тематика

  1. Виды мебели и уход за ней.

  2. Генеральная уборка жилого помещения.

  3. Борьба с вредными насекомыми и грызунами.

Экскурсии Экскурсия в мебельный магазин. Чистка мебели; мытьё зеркал, окон; утепление окон; уборка помещения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

- правила и последовательность про ведения генеральной уборки;

- способы и периодичность ухода за окнами;

- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

- способы утепления окон;

- виды мебели по назначению (для гостиной, спальни, детской, прихожей комнат, кухонную мебель);

- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;

- правила санитарной обработки помещения и работы с инсектицидными препаратами.

Учащиеся должны уметь:

- убирать жилые помещения;

- чистить мебель;

- мыть зеркала и стёкла;

- утеплять окна; - проводить санитарную обработку помещения.



Питание

  1. Роль и место обеда в дневном рационе питания.

  2. Приготовление салата.

  3. Способы обработки мясных, рыбных, овощных продуктов.

  4. Оформление готовых блюд.

  5. Правила сохранения пищевых ценностей блюд при их приготовлении и хранении.

  6. Приготовление национального блюда.

  7. Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи.

  8. Приготовление винегрета.

  9. Характеристика приготовления первых блюд.

  10. Приготовление первых блюд.

  11. Характеристика приготовления вторых блюд.

  12. Приготовление второго блюда.

  13. Правила пользования кухонным инвентарем и посудой.

  14. Сервировка стола к обеду.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся Учащиеся должны знать:

- способы обработки мясных, рыб­ных, овощных продуктов;

- последовательность приготовления блюд;

- правила сохранения пищевой цен­ности блюд при их приготовлении и хранении;

- санитарно-гигиенические требова­ния и правила техники безопасности приготовления пищи;

- правила пользования столовыми приборами;

- правила пользования кухонным инвентарём и посудой.

Учащиеся должны уметь:

- готовить блюда к обеду (салаты, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, полу фабрикатов);

- оформлять готовые блюда;

- составлять меню;

- сервировать стол к обеду.



Мир взаимоотношений

1. Взаимоотношения с окружающими.

2. Взаимоотношения с родителями.

Практические работы. Практикумы ролевого общения.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся Учащиеся должны иметь представление:

- о нормах взаимоотношений роди­телей и детей (сотрудничество дружба, взаимная любовь, понима­ние и т. д.).

Учащиеся должны знать:

- о том, что главную ответственность за свою судьбу, поступки, взаимоот­ношения несёт сам человек.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать своё поведение, отноше­ния с окружающими.

Здоровье

Тематика

  1. Домашняя аптечка (состав). Термометр.

  2. Лекарственные растения.

  3. Приготовление лечебного чая.

  4. Первая медицинская помощь при травмах, ушибах, вывихах.

Практические работы

Упражнение в измерении температуры, в одевании, умывании, кормлении (взрослого, ребёнка), перестилание постели лежачего больного, приготовление настоев и отваров из лекарственных растений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны иметь представление:

- о простудных заболеваниях, гриппе, симптомах их проявления;

- о вреде самолечения;

- о народной медицине и нетрадиционных способах лечения.

Учащиеся должны знать:

- состав домашней аптечки;

- правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;

- местные лекарственные растения;

- правила приготовления настоев и отваров из них;

- правила ухода за больными. Учащиеся должны уметь:

- пользоваться термометром;

- готовить настои и отвары лекарственных растений;

- одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребёнка);

- перестилать постель лежачего больного.



Культура поведения

Тематика

  1. Правила гостеприимства.

  2. Правила поведения в гостях.

  3. Подарки. Изготовление сувенира.

Практические работы. Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, составление каталога.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны иметь представление:

- о понятии «этикет»;

- о необходимости следить за своей речью;

- о способах обогащения словарного запаса;

- о необходимости борьбы с жаргон­ными и нецензурными словами, словами-паразитами.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения при встрече и расставании;

- правила поведения в гостях и при приёме гостей;

правила набора, вручения и приёма подарков;

- правила составления каталога книг для домашней библиотеки.

Учащиеся должны уметь:

- культурно вести себя в гостях (ока­зывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, под­держивать беседу и др.);

- выбирать, вручать и принимать подарки;

- изготовлять своими руками сувениры;

- слушать собеседника.







Природа и человек

Тематика

  1. Правила пересадки комнатных растений. Подкормка.

  2. Борьба с вредителями и болезнями.

  3. Экологические рейды «Оглянись в тревоге» в лес, на берег реки.

  4. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании.

  5. Посадка цветников.

Экскурсии. Экскурсия в теплицу.

Практические работы Пересадка комнатных растений, под­кормка. Сбор промышленного мусора в лесу, на берегу реки, очистка родников. Приготовление блюд из дикорастущих съедобных растений.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся Учащиеся должны знать:

правила и периодичность пересадки комнатных растений;

- правила и периодичность подкормки комнатных растений;

- меры предупреждения заболеваний растений;

- местные дикорастущие съедобные растения, варианты блюд из них;

- о вреде промышленного мусора в природной среде.

Учащиеся должны уметь:

- пересаживать комнатные растения;

- проводить подкормку комнатных растений;

- складировать промышленный мусор;

- готовить блюда из дикорастущих съедобных растений;

- выдвигать идеи по улучшению экологической обстановки в данной местности.



Средства связи

Тематика

  1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон).

  2. Виды почтовых и телеграфных услуг.

  3. Правила оформления почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм.

Экскурсии. Экскурсия на телеграф.

Практические работы. Заполнение почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- основные средства связи;

- виды почтовых и телеграфных услуг. Учащиеся должны иметь представление:

- о назначении основных средств связи;

- о порядке отправки писем, посылок, бандеролей, денежных переводов, телеграмм.

Учащиеся должны уметь:

- заполнять различные почтовые и телеграфные бланки, квитанции;

- составлять тексты телеграмм;

- подсчитывать примерную стоимость телеграммы.



Учреждения и предприятия природоохранного характера

Тематика

Общество охраны природы. Лесхоз.

Экскурсии. Экскурсия в лесхоз.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представление:

- о мероприятиях, направленных на улучшение экологической обстановки в данной местности.

Учащиеся должны знать:

- назначение природоохранных учреж­дений и предприятий;

- название рабочих специальностей на этих предприятиях.

Учащиеся должны уметь обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.



Торговля

Тематика

  1. Отделы магазинов.

  2. Стоимость некоторых товаров.

  3. Порядок приобретения товаров.

Экскурсии в магазины.

Практические работы. Приобретение доступного по цене товара.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- виды отделов;

- правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

- правила покупки товара;

- стоимость наиболее необходимых товаров (одежда, обувь, прдукты).

Учащиеся должны уметь:

- выбрать нужный товар;

- выяснить срок гарантии на его использование;

- оплатить, проверить чек и сдачу;

- хранить чек в течении срока гарантии.

Транспорт

Тематика

  1. Междугородный железнодорожный транспорт.

  2. Виды поездов и типы вагонов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- функции ж/д транспорта;

- типы пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);

- примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния;

- виды справочных служб, камер хранения;

- сроки и стоимость багажа;

- о сроках и месте возврата билета.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в расписании;

- приобретать билет в ж/д кассе;

- обращаться за справкой в справочное бюро;

- ознакомиться с правилами пользования ж/д транспортом;

- выполнять правила безопасности во время поездки в ж/д транспорте.



Проверочная работа

Тематика

  1. Одежда и обувь. Здоровье. Культура поведения.

  2. Питание.

  3. Жилище. Мир взаимоотношений. Средства связи. Учреждения. Торговля.

  4. Личная гигиена. Транспорт. Природа и человек.













































Календарно-тематическое планирование 7 класс



Тематика уроков

Кол-во

часов

Дата

I четверть – 18 часов

Одежда и обувь



1

Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде.

1



2

Правила выбора обуви и одежды.

1



3

Правила и этапы стирки белья и одежды.

1



4

Стиральная машина.

1



5

Работа с выстиранным бельем и одеждой (ремонт, утюжка).

2



Здоровье


6

Домашняя аптечка (состав). Термометр.

2



7

Лекарственные растения.

1



8

Приготовление лечебного чая.

1



9

Первая медицинская помощь при травмах, ушибах, вывихах.

1



10

Экскурсия в приемное отделение.

1




Культура поведения




11

Правила поведения в гостях.

1



12

Подарки. Изготовление сувенира.

1



13

Изготовление сувенира.

2

1



14

Повторение пройденного материала. Проверочный тест.

1








II четверть – 14 часов


Питание


1

Роль и место обеда в дневном рационе питания.

1



2

Приготовление салата.

1



3

Способы тепловой обработки продуктов.

1



4

Оформление готовых блюд.

1



5

Правила сохранения пищевых ценностей блюд при их приготовлении и хранении.

1



6

Приготовление национального блюда.

1



7

Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи.

1



8

Приготовление винегрета

1



9

Характеристика приготовления первых блюд.

1







10

Приготовление I блюда.

1



11

Характеристика приготовления вторых блюд.

1



12

Приготовление II блюд.

1

1



13

Проверочный тест

1








Ш четверть – 20 часов




1

Правила пользования кухонным инвентарем и посудой.

1



2

Сервировка стола к обеду.

1




Жилище




3

Виды мебели и уход за ней.

1



4

Экскурсия в мебельный магазин.

1



5

Генеральная уборка жилого помещения.

1



6

Пр.р-та. Генеральная уборка кабинета

1



7

Борьба с вредными насекомыми и грызунами.

1



Мир взаимоотношений


8

Взаимоотношения с окружающими.

1



9

Взаимоотношения с родителями.

2



Средства связи


10

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон).

2



11

Виды почтовых и телеграфных услуг. Экскурсия на почту.

2



12

Правила оформления почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм.

2



Учреждения и предприятия природоохранительного характера


13

Общество охраны природы. Лесхоз.

1



14

Экскурсия в лесхоз.

1




Торговля




15

Отделы магазинов.

1



16

Повторение пройденного материала. Проверочный тест

1



IV четверть – 16часов


1

Стоимость некоторых товаров.

1



2

Порядок приобретения товаров.

1




Личная гигиена




3

Личная гигиена подростка.

2




Транспорт




4

Междугородный железнодорожный транспорт.

1



5

Виды поездов и типы вагонов.

1



Природа и человек


6

Правила пересадки комнатных растений. Подкормка.

1



7

Борьба с вредителями и болезнями.

1



8

Экологические рейды «Оглянись с тревогой в лес, на берег реки».

2



9

Дикорастущие съедобные растения в нашем питании.

2



10

Посадка цветников.

2




11

Повторение пройденного материала. Контрольное тестирование.

2





















































Содержание учебного предмета 8 класс

Личная гигиена

Тематика

1. Уход за волосами. Причёски.

2. Уход за кожей лица.

Практические работы

Расчесывание волос, массаж кожи голо­вы.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся Учащиеся должны знать:

- периодичность и правила мытья головы;

- правила выбора причёски;

- средства борьбы с перхотью и выпадением волос;

- о значении пищи, массажа, пра­вильного расчесывания для здоро­вья волос;

- типы кожи и уход за кожей;

Учащиеся должны иметь представление о релаксации.

Учащиеся должны уметь:

- правильно расчёсываться;

- делать массаж кожи головы;

- выбирать причёску в соответствии с индивидуальными особенностями;

- выбирать шампунь в зависимости от типа волос;

- правильно мыть голову и сушить волосы;

- подбирать косметические средства по уходу за кожей и правильно ими пользоваться;

- делать очищающую маску при угре вой сыпи.



Консервирование

Тематика

1. Правила переработки фруктов, овощей и ягод в домашних условиях.

2. Консервирование овощей, фруктов и ягод. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

- способы и последовательность консервирования овощей, фруктов и ягод.

Учащиеся должны иметь представление о значении пастеризации для сохранения продуктов. Учащиеся должны уметь:

- консервировать овощи, фрукты и ягоды;

- аннотировать информацию, содержащуюся в рецептах.



Одежда и обувь

Тематика

  1. Уход за изделиями из шерстяных и синтетических тканей.

  2. Символы на этикетках.

  3. Выведение пятен на одежде.

  4. Уход за сезонной одеждой и обувью.

  5. Хранение сезонной одежды и обуви.

Практические работы Стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей, выведение пятен, чистка сезонной одежды и обуви.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

- правила стирки и утюжки изделий из шерстяных и синтетических тканей;

- способы выведения пятен на одежде;

- правила техники безопасности при выведении пятен;

- правила ухода за сезонной одеждой и обувью.

Учащиеся должны иметь представление о символах на этикетках одежды. Учащиеся должны уметь:

- различать шерстяные и синтетические изделия;

- стирать и утюжить шерстяные и син­тетические изделия;

- правильно сушить эти изделия;

- аннотировать информацию на этикетках одежды и синтетических моющих средствах;

- чистить сезонную одежду и обувь;

- пользоваться препаратами против моли;

- выводить пятна различными способами и средствами.



Питание

Тематика

1. Приготовление изделий из теста. Виды теста: дрожжевое (опарный и безопарный способы), песочное, лапшовое, жидкое, сладкое тесто на соде, бисквитное и т. д.

2. Составление меню на день, на неделю.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся Учащиеся должны знать:

- виды теста и способы их пригото­вления;

- способы и последовательность при­готовления изделий из теста.

Учащиеся должны уметь:

- готовить изделия из теста;

- оформлять эти изделия;

- пользоваться таблицами по рецеп­туре приготовления теста;

- составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продук­тов и правила рационального питания.



Жилище

Тематика

  1. Интерьер.

  2. Рациональная расстановка мебели в спальне, детской, гостиной и при­хожей комнатах.

  3. Обустройство единственной жилой комнаты.

  4. Правила и периодичность уборки кухни.

  5. Правила и периодичность уборки санузла.

Практические работы

Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера, мытьё кафельных стен, раковин.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся

Учащиеся должны знать: правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);

- требования к подбору обоев, занавесей, светильников и других деталей интерьера;

- моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла; - санитарно-гигиенические требования при уборке кухни и санузла и

правила техники безопасности при использовании бытовых химических средств.

Учащиеся должны уметь:

- расставлять мебель в квартире (на макетах);

- подбирать детали интерьера;

- мыть кафельные стены, чистить раковины;

- пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла.



Семья

Тематика

  1. Правила ухода за ребенком.

  2. Правила кормления грудного ребенка.

  3. Правила купания и одевания грудного ребенка.

Практические работы

Упражнения в купании, одевании, пеленании кукол; мытьё детской посуды, игрушек.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- основные закономерности развития плода в организме матери;

- правила питания беременной женщины;

- правила и периодичность купания новорожденного;

- правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка;

санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек; - правила закаливания грудного ребёнка. Учащиеся должны иметь представление:

- о значении и влиянии эмоционального состояния беременной женщины и здорового образа жизни на здоровье будущего ребёнка;

- об уникальности, неповторимости человеческой жизни, радости от рождения нового человека;

- о проблемах у родителей, когда в доме растёт малыш.

Учащиеся должны уметь:

- купать, одевать, пеленать куклу, содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.



Культура поведения

Тематика

1. Внешний вид молодых людей.

2. Культура общения юноши и девушки.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся

Учащиеся должны иметь представление об особенностях межличностных взаимоот­ношений (деловые, личные, приятельские, товарищеские, дружеские, семейные), понимать значение культуры общения.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома;

- требования к внешнему виду молодых людей.

Учащиеся должны уметь:

- культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (кино, на танцах);

- выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев.

Здоровье

Тематика

  1. Первая помощь при несчастных случаях: ожог, обморожение, отравление.

  2. Экскурсия в аптеку.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся

Учащиеся должны знать:

- меры по предупреждению несчастных случаев в быту;

- правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: ожоге, обморожении, отравлении;

Учащиеся должны уметь:

- оказать первую помощь при ожоге, обморожении, отравлении.



Средства связи

Тематика

Телефон. Телефонная книга. Правила пользования телефоном и телефонной книгой. Культура речи при разговоре по телефону. Телефон доверия.

Основные требования к знаниям и уме­ниям учащихся Учащиеся должны знать:

- правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним телефоном;

- правила пользования телефонным справочником;

- номера телефонов срочного вызова (милиция, скорая помощь и др.);

- функции и виды междугородной связи;

- правила пользования автоматиче­ской телефонной связью;

- правила культуры речи при разгово­ре по телефону.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться телефонным справочником;

- объяснять причину звонка по телефону срочного вызова;

- получать по телефону справки;

- культурно разговаривать по телефону.



Человек и природа

Тематика

1. Озеленение пришкольного участка.

2. Экологические рейды по очистке леса, берегов рек, водоёмов и т. д.

Экскурсии.

Экскурсия в лес.

Практические работы Уборка промышленного мусора в лесу, по берегам рек, водоёмов и т. д. Заготовка дикорастущих лекарственных и съедобных растений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

- о правовых законах общества, направленных на сохранение окружающей среды, о том, как

общность людей может предупредить нарушение равновесия в при роде; Учащиеся должны уметь:

- выдвигать идеи природоохранного характера и указывать пути их реализации;

- проявлять инициативу при проведении рейдов.



Госучреждения.

Тематика

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- местонахождение учреждений;

- названия рабочих специальностей;

Проверочная работа

Тематика

  1. Личная гигиена. Консервирование. Культура поведения. Семья.

  2. Питание.

  3. Жилище. Одежда и обувь. Средства связи.

  4. Здоровье. Профориентация. Человек и природа.





































Календарно-тематическое планирование 8 класс



Тематика уроков

Кол-во

часов

Дата

I четверть – 18 часов

Личная гигиена



1

Уход за волосами. Прически.

2



2

Уход за кожей лица.

2



Консервирование


3

Правила переработки фруктов, овощей и ягод в домашних условиях.

2



4

5

Консервирование фруктов.

Консервирование овощей.

2

2





Культура поведения


6

Культура общения юноши и девушки.

2



7

Внешний вид молодых людей.

2



Семья


8

Правила ухода за ребёнком.

1



9

Правила кормления грудного ребёнка.

1



10

Правила одевания и купания грудного ребёнка.

1



11

Повторение пройденного материала. Проверочный тест

1



II четверть -15часов


Питание


1

Приготовление изделий из дрожжевого теста.

3



2

Приготовление изделий из пресного теста.

2



3

Приготовление печенья.

2



4

Приготовление тортов.

2



5

Приготовление оладьей.

2



6

Приготовление блинов.

2



7

Повторение пройденного материала. Проверочный тест

2



Ш четверть - 20 часов


1

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при приготовлении пищи.

1



2

Составление меню на один день и на неделю.

1



Жилище



3

Интерьер.

2



4

Рациональная расстановка мебели в спальне, детской, гостиной и прихожей комнатах.

1



5

Обустройство единственной жилой комнаты.

2



6

Правила и периодичность уборки кухни. Бытовая химия для уборки кухни.

2



7

Правила и периодичность уборки санузла. Бытовая химия для уборки санузла.

1



Одежда и обувь


8

Уход за изделиями из шерстенных и синтетических тканей.

1



9

Символы на этикетках.

1



10

Выведение пятен на одежде.

2



11

Уход за сезонной одеждой и обувью.

1



12

Хранение сезонной одежды и обуви.

1



Средства связи


13

Телефон.

1



14

Правила пользования телефонной книгой.

1



15

Культура разговора по телефону.

1



16

Повторение пройденного материала. Проверочный тест

1



IV четверть – 15 часов


Здоровье


1

Первая помощь при несчастных случаях: ожог, обморожение, отравление.

2



2

Экскурсия в аптеку.

2



Госучреждения


3

Госучреждения(загс, правоохранительные органы)

2


Человек и природа


4

Экологические рейды по очистке леса, берегов рек, водоемов и т.д.

2

2





5

Озеленение пришкольного участка.

3







6

Повторение пройденного материала. Итоговое тестирование

2



































Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.

  2. Девяткова, Т. А., Кочетова, Л. Л., Петрикова, А. Г., Платонова, Н. М., Щербакова, А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под редакцией А. М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

  3. Воронкова, В. В. , С. А. Казакова, С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/ В. В. Воронкова, С. А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с. – (Коррекционная педагогика).

  4. Хилько, А. А., Ермощенко, М. Е.,А. Д. Смирнова, А. Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.













Контрольно-измерительные материалы (7 класс).

Проверочный тест « Одежда и обувь



Вопросы и задания

Варианты ответов

Как можно продлить срок службы одежды?





Что такое заплата?







Зачеркни лишнее






Сливной шланг

Фильтр

Регулируемые ножки

Шнур и вилка

Дверца

Дозатор

Рабочая поверхность

Программное управление

Камера стиральной машины


Допиши, недостающие части




1.Сливное отверстие

2.

3.Кнопка вкл./выкл

4. Шнур и вилка

5

6.

7.

8. Камера стиральной машины

Вставьте пропущенные слова

Вс

  1. Машина должна стоять на ___________ поверхности.

  2. У машины должен лежать ___________ коврик.

  3. Оберегать поверхность от ______________________повреждений.

  4. Включать и выключать машину ____________ руками.

  5. Нельзя перегружать машину ______________.

  6. Перед загрузкой ______________ карманы одежды.

  7. Протирать машину после ________________.

  8. При технической неисправности необходимо вызвать _________________.


Что такое прачечная?








«Культура поведения»

Вопрос

Варианты ответов


Можно ли прийти в гости с незнакомым для хозяев человеком?

Можно, если вы с ним только что встретились.

Можно, спросив разрешение у хозяев заранее.

Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вы вошли в комнату.

Только после того, как сядут наиболее важные гости.

После приглашения хозяев и после того, как сядут женщины.

Как должны сидеть за праздничным столом юноши и девушки?

Девушки – по одну сторону стола, а юноши – по другую.

Парами по симпатиям.

Чередуются юноша-девушка.

Как себя следует вести, если вы опоздали?

Со всеми поздороваться и пожать руку.

Занять свободное место, как ни в чем не бывало.

Извиниться перед хозяевами за опоздание.

Во время еды:

Руки не кладите на стол.

Положите локти на стол.

Кисти рук положите на стол.


Что такое сувенир.

Памятный подарок.

Огромный подарок.


Уходя из гостей, надо

Одеться, а потом попрощаться.

Попрощаться, а потом одеться.

Прощаться во время одевания.










Проверочный тест « Личная гигиена»

Вопросы и задания

Варианты ответов

Что такое личная гигиена?









Отметьте предметы личной гигиены

Туалетная бумага

Мочалка

Мыло

Шампунь

Расческа

Зубная паста

Отметьте средства личной гигиены

Туалетная бумага

Мочалка

Мыло

Шампунь

Расческа

Зубная паста

Какие типы волос бывают?





Как определить тип волос?





Что нужно учитывать при выборе шампуня?

Тип кожи

Тип волос


Продолжи фразу

Красота – это________________.










Проверочный тест «Торговля»

Вопрос

Варианты ответов


Что такое Универсам?

1.Магазин, где продавец подаёт товары.

2. Магазин, где покупатель сам выбирает товары.

Что такое Универмаг?

1.Магазин, где продавец подаёт товары.

2. Магазин, где покупатель сам выбирает товары.

Чем отличается универмаг от универсама?










Что такое сельмаг?

1.Сельскохозяйственный магазин.

2. Сельский магазин продуктов и промышленных товаров.


Напишите правила поведения в магазине.














Как будете покупать товар? Расставьте по порядку.

__Рассмотри товар на витрине.

__Обратись к продавцу с просьбой рассказать о качестве товара.

__Заранее подумай, что бы ты хотел купить.

__Возьми чек, проверь сдачу.

__Обратись к продавцу с просьбой показать товар.

__Положи чек на хранение.

__Заплати за товар в кассу.





Проверочный тест «жилище»

Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

Для чего нужны окна?

1. для красоты

2. для света

3. чтобы наблюдать за галками

Отметь лишний предмет на столе у школьника

1. настольная лампа

2. копилка

3. точилка

Какую уборку делают один раз в три месяца?

1. недельную

2. сезонную

3. ежедневную

Как называется машина для удаления пыли?

1. швейная

2. пылесос

3. игрушечная

Назови основные части пылесоса

1.

2.

3.

4.

Отметь галочкой способы ухода за коврами

1. влажный веник

2. стирка в стиральной машине

3. чистка на снегу

4. пылесос

Назови виды половых покрытий

1.

2.

3.

4.

С помощью чего делают влажную уборку?



Для чего делают санитарную обработку жилища?

1. от нечего делать

2. для красоты

3. чтобы удалить микробов

Какой пол нельзя мыть с мылом или порошком?

1. линолеумный

2. из плитки

3. дощатый крашеный

















Проверочный тест «Средства связи»

Вопрос

Варианты ответа


Подписывая адрес на бандероли и посылке, обычно указывают:

1. улицу, деревню, дом, квартиру;

2. индекс, область, район, деревню, улицу, дом, ФИО;

3. индекс, улицу, дом, квартиру, ФИО;

4. кто что захочет, то и укажет.

Укажите, каких видов бандеролей и посылок не бывает:

1. простые;

2. ценные;

3. заказные;

4. секретные.


Сколько должна весить бандероль?

1. от 2 до 10 кг;

2. от 10 до 20 кг;

3. до 2 кг.




За отправку бандероли и посылки платит:

1. кто её отправляет;

2. кто её получает;

3. работник почты;

4. не знаю.


В бандеролях и посылках не отправляют:

1. ядовитые вещества;

2. тяжёлые вещи;

3. красивые вещи;

4. нужные вещи.


Стоимость бандероли и посылки зависит от:

1. веса и расстояния;

2. только веса;

3. только от расстояния;

4. настроения работника почты.










Проверочный тест «Питание»

Вопросы и задания

Ответы

Что подают на стол в качестве первого блюда?






Что подают на стол в качестве второго блюда?






Какое значение для человека имеет питание?






Напишите вид супа

Напишите вид супа

Какие приборы помогают на кухне, чтобы экономить силы и время?







Дайте определение:

Сервировка – это






Чем отличается сервировка к завтраку, от обеда?








Что вы узнали нового о питании?





































Контрольное тестирование.

Вопросы и задания


Варианты ответов

Что нужно делать для соблюдения личной гигиены?







Как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она прослужила дольше?







Как приготовить вещи в прачечную?







Виды питания, продолжите перечислять

Диетическое










Из каких блюд состоит обед?









Чем можно помочь родителям в уходе за маленькими детьми?





Для чего предназначен железнодорожный вокзал?





Как можно пригласить человека в гости?





Как можно отказаться от приглашения?





Отметь цифрами последовательность выполнение уборки

Вымыть пол

Почистить ковёр

Протереть пыль


Какие виды полового покрытия вы знаете?





Что такое универмаг?





Что такое универсам?





Масса бандероли?

3 кг

До 2 кг

До 10 кг

Масса посылки?

3 кг

До 2 кг

До 10 кг

Виды доврачебной помощи?

Измерение температуры

Подать лекарства

Обработать рану

Какие лекарственные растения вы знаете?







От чего подают ромашку?

От насморка

Успокаивающее

От простуды

Что такое МТМ?

М

Т

М

Какие цеха имеются на МТМ?









Назначение котельной







Какие профессии есть в котельной?

























Контрольно-измерительные материалы 8 класс

Проверочный тест « Личная гигиена»

Вопрос или задание

Ответы


Что такое косметика?

  1. Космическое название.

  2. Название конфет.

  3. Средства для ухода за кожей, волосами, зубами, ногами.

Перечислите косметические средства












В правильном порядке укажите этапы ухода за кожей лица.

Тонизировать лосьоном

Умыть лицо с мылом

Увлажнить кремом


Значение здоровья для жизни человека.





Напишите признаки больного человека.







Напишите средства и способы сбережения здоровья.

















Проверочный тест «Одежда и обувь»

Вопросы и задания

Ответы

Как продлить срок службы одежды?

Стирать

Неаккуратно носить

Чистить

Зашивать

Купить новую

Из чего делают шерстяную ткань?

Создают искусственно

Из шерсти животных




Как делают синтетическую ткань?

Создают искусственно

Из шерсти животных




Как отличить шерстяную вещь, от синтетики? напиши










Отметьте правильные знаки-символы по уходу за шерстью и синтетикой





Расставьте по порядку последовательность утюжки рубашки

Манжеты.

Полочки.

Рукава.

Воротник.

Что такое химчистка?















Проверочный тест « Семья»



Вопросы

Ответы

Что такое семья?

Союз лиц, основанный на браке.

Чужие люди.

Родные люди.


Сколько месяцев длится беременность у женщин?

5 месяцев

8 месяцев.

9 месяцев.


Как называется возраст ребенка от 0 до 12 месяцев?








Перечислите, что необходимо для ребенка после рождения?





Где нужно покупать детские вещи, питание, принадлежности?

В магазине.

На рынке.

В аптеке.


Вычеркни принадлежности, которые не понадобятся для купания грудного ребенка

Губка, мочалка, ванна, полотенце махровое, термометр, шампунь, кипяченая вода, расческа, бальзам для волос, детское мыло, чистое белье, пеленка, хозяйственное мыло.

Какие игрушки можно для грудных детей?

Резиновые.

Пушистые.

Пластмассовые.

Мелкие.


Почему в первый месяц после рождения к малышу нельзя ни кого пускать?















Проверочный тест «Жилище»

Вопросы и задания


Ответы

Отметь лишний предмет, необходимый для ухода за унитазом

Веник

Вантуз

Ерш


Почему при мытье сантехнического оборудования нельзя резко менять температуру воды?

Неприятно рукам

Трескается эмаль




Для чего нужно устранять течь из крана?

Звук капель раздражает

Образуется желтый налет на эмали

Для экономии воды


Напишите правила пользования чистящим средством «ПЕМО ЛЮКС»










Напишите определение понятия

Дезинфекция- это ______________

______________________________

______________________________




Какими чистящими и моющими средствами пользуетесь вы дома при уборке кухни, ванной




















Проверочный тест «Средства связи»

Вопросы

Варианты ответов

Что обозначает слово ТЕЛЕФОН

ТЕЛЕ –

ФОН -

Перечислите виды телефонной связи







Подпишите номера телефонов срочных служб.

__милиция.

__пожарная.

__скорая.

__газовая.

__электроаварийная

Выбери правильный ответ. Перечень всех номеров телефонов, это:

Телефонная станция.

Телефонный справочник.


Как пользоваться таксофоном? Установи порядок действий:

__забрать карту

__услышать гудок

__вставить карту

__снять трубку

__набрать номер

__опустить трубку

__ сказать сообщение

Как оплачивают тариф за домашний телефон?















Как вы думаете, какое значение имеет телефонная связь для человека? Напишите


















Проверочный тест «Здоровье»



Вопрос

Ответы

Как называется повреждение тела, возникшее от теплового, химического воздействия?


1.Отморожение

2. Ожог

3. Отравление

4. Утопление

5. Солнечный удар

Как называется повреждение тела в результате низкой температуры?


1.Отморожение

2. Ожог

3. Отравление

4. Утопление

5. Солнечный удар

Как называется заполнение легких жидкостью?


1.Отморожение

2. Ожог

3. Отравление

4. Утопление

5. Солнечный удар

Как называется состояние при получении организмом ядовитых веществ?


1.Отморожение

2. Ожог

3. Отравление

4. Утопление

5. Солнечный удар

Напишите, как оказать первую помощь при солнечном ударе








Напишите, как оказать первую помощь при ожоге








Напишите, как оказать первую помощь при отморожении























Проверочный тест «Питание»

Вопросы и задания

Ответы

Что такое питание?






Напишите виды теста








Какие продукты используют для приготовления дрожжевого теста, перечисли



Из какого теста готовят домашнюю лапшу, выбери

Дрожжевое тесто

Пресное тесто

Песочное тесто

Подпиши название нарезки продуктов

______________________



_______________________



_______________________



_______________________




Напишите способы заготовки продуктов впрок













Итоговое тестирование за год.



Вопросы и задания

Варианты ответов

Какое значение имеет косметика для девушки и юноши?




Быть красивым

Хорошо выглядеть

Не имеет значения

Средства сбережения здоровья?

Зарядка

Хорошее питание

Соблюдение режима дня

Курение

Алкоголь

Бродяжничество

Как сушить шерстяные вещи?

На плечиках

На верёвке

На горизонтальной поверхности

Виды теста?





Как заготовить продукты впрок? (на зиму)





Вычеркни лишнее:

Грудной ребёнок нуждается в любви

Вовремя кормить

Переодевать

Туго пеленать

Играть

Не брать на руки

Мало гулять

Разговаривать


Какие автобусные маршруты вы знаете с автостанции г. Ирбита?










Сколько раз в день нужно убирать:


Ванну

Санузел

Кухню


Что нужно использовать при уборке ванны, санузла, кухни?







Виды рынков















Чем отличается рынок от магазина?







Виды телефонной связи?







По каким номерам можно позвонить в специальные службы, перечислите?







Первая помощь при ожоге?











Первая помощь при солнечном ударе?











Первая помощь при обморожении?







Первая помощь при отравлении?







Назначение полиции?









Источники дохода семьи?

Зарплата

Пенсия

Стипендия

Плата за проезд

Пособия


Основные статьи расходов в семье?

Оплата коммунальных услуг

Пенсия

Питание

Оплата проезда

Покупка хоз. товаров

Ремонт квартиры

Что такое сбережения?

Ненужные деньги

Деньги, которые лежат в банки и они не востребованы

Что такое сбербанк?




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Киселева Юлия Николаевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства