kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ YIII вида . 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена  на основе: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год .

  Курс социально-бытовой ориентировки направлен на  практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня общего  развития.

Данные заня­тия формируют и совершенствуют у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, веде­ния домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предпри­ятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помо­щи, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ YIII вида . 5 класс »


















Рабочая программа по предмету

«Социально-бытовая ориентировка».

5 класс






Разработала: Миронова Елена Александровна

учитель социально-бытовой ориентировки,

высшая квалификационная категория


























Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год .

Курс социально-бытовой ориентировки направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня общего развития.

Данные заня­тия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, веде­ния домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предпри­ятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помо­щи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.


Общая характеристика учебного предмета

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в спе­циально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техни­ки безопасности.

Программа СБО составлена с учетом возможностей обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII ви­да, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Програм­ма состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, опре­делено содержание практических работ и упражнений, а также пе­речислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательнос­ти в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенство­вания имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практиче­ские работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На заняти­ях применяются различные наглядные средства обучения. Все разделы программы предусматривают проведение практи­ческих работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуаль­ные (выполнение учеником всех операций под руководством учи­теля) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке являет­ся одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражне­ниями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­тодов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итого­вые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со­четании с другими организационными формами обучения по опре­деленной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естество­знания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательно­стью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.




































Описание места учебного предмета СБО в учебном плане

Учебный предмет социально – бытовая ориентировка проводится за счет федерального компонента области коррекционной подготовки. Рассчитан в 5 классах на 1 час в неделю.


Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5 классов


Образовательная

область

Название

предмета

Количество часов

Промежуточная аттестация, формы работы

I

II

III

IY

год

I

II

III

IY

год

Коррекционная

подготовка

СБО

8

8

10

8

34

Проверочная работа по теме «Уход за волосами». Тестирование по теме «Личная гигиена»

Тестирование по темам первой четверти.

Проверочная работа «Винегрет» Тестирование по теме «Питание».

Итоговый опрос «Одежда и обувь»

Проверочная работа по теме «Жилище»

Тестирование по темам четверти.


Проверочная работа по теме «Торговля»

Тестирование по правилам дорожного движения.

Контрольно –обобщающий урок по темам, изученным за год.






























Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Занятия социально-бытовой ориентировкой направлены на овладение учащимися теоретических знаний, трудовых умений и навыков для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту;

на развитие коммуникативной функции речи как непременного условия социальной адаптации;

формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;

на обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин;

на воспитание положительного отношения к труду.


Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета СБО

Планируемые результаты освоения программы по предмету социально-бытовая ориентировка:

Личностные:

- положительное отношение и интерес к предметно-практической деятельности;

- способность к самооценке; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели;

- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

- выражать свою точку зрения

- вступать в общение, соблюдая правила общения

- понимать значение здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках;

- руководствоваться правилам при выполнении работы;

-осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий.

Познавательные:

-находить необходимую для выполнения работы информацию в рабочей тетради, дополнительной литературе;

- анализировать предлагаемую информацию;

- находить для объяснения соответствующую речевую форму.

Коммуникативные:

-организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

- формулировать собственные мнения;

- выслушивать мнения и идеи товарищей;

- в доброжелательной форме комментировать и оценивать работу товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

- проявлять заинтересованное отношение к работе одноклассников и результатам их работы.

Предметные:

- формирование у обучающихся знаний и умений способствующих социально – бытовой адаптации, повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье.

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- умение оказывать первую медицинскую помощь.




Содержание учебного предмета СБО 5 класс



Введение

Беседа о цели, содержании и значении предмета СБО. Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом . правилами поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.


Личная гигиена

5 класс Личная гигиена. Уход за волосами (мытье, прическа). Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.

Практические работы.

Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос.


Одежда и обувь

5 класс Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью.

Практические работы.

Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви.


Питание

5 класс Продукты питания. Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства для ухода за посудой. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. Яйца отварные, яичница и омлет. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.

Практические работы

Приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы, варка яиц, заваривание чая. Сервировка стола к завтраку. Чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды.

Приготовление национальных блюд. Составление меню праздничного стола. Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд.


Культура поведения

5 класс Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом.


Жилище

5 класс Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатское помещение. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. Почтовый адрес дома и школы-интерната.

Практическая работа

Заполнение почтового адреса .

попугай).

Практическая работа

Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал.



Транспорт

5 класс Наземный городской транспорт. Проезд в школу-интернат. Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Коллективные поездки в транспорте.

Практическая работа

Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.


Торговля

5 класс Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Экскурсия в продовольственный магазин.
















































Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


5 класс Социально – бытовая ориентировка – 34 ч.



п/п

Раздел программы,

Количество часов,

тема урока в

соответствии с разделом программы

Словарь

Содержание программного

материала

Формирование универсальных учебных действий


1.

1 четверть

Тема №1

Вводный урок


Социально-бытовая ориентировка

Особенности уроков СБО , знакомство с кабинетом, правила поведения в нем



2.

Тема №2 « Личная

гигиена» – 4ч.

Личная гигиена П/р Выполнение утреннего и вечернего туалета.


Мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста

Значение личной гигиеной для здоровья и жизни человека.

Формировать знания о последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета; периодичности и правилах чистки зубов, ушей; периодичности мытья головы; правилах освещения помещения, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.


Учить совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности; причесывать волосы; беречь зрение и слух.


3

Уход за волосами (мытьё, прическа).

Проверочная работа по теме «Уход за волосами».

Расческа, шампунь, фен

Содержание в чистоте волос.

Правила мытья и сушки волос.


4.

Гигиена cлуха и зрения.









Зрение, глаза, зрачок, веки, ресницы.

Слух, ушная раковина, барабанная перепонка.

Значение зрения в жизни и деятельности человека

Значение слуха в жизни и деятельности человека, правила бережного отношения к слуху, периодичность и правила чистки ушей.



5.


Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.

П/р Установка настольной лампы.

Тестирование по теме «Личная гигиена»


, Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.











6.





.

Тема№3 «Культура поведения» – 3 ч.

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

Правила поведения за столом.

Осанка,

походка, позвоночник

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя, стоя.

Формировать знания о требованиях к осанке при ходьбе, положении сидя и стоя; правила поведения при встрече и расставании; о формах обращения с просьбой, вопросом.

Научить следить за своей осанкой; принимать правильную позу в положении сидя и стоя; следить за своей походкой, жестикуляцией; правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях; вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.


7

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. П/рСитуативные диалоги .

Сверстники

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. №4 Ситуативные диалоги при встрече и расставании.



.

8.

Формы общения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

Разговор со старшими и сверстниками. П/р Ситуативные диалоги .

Тестирование по темам первой четверти.


Примеры обращения с просьбой, вопросом.



























2 четверть.








9.

Тема №4. «Питание» -8ч.

Продукты питания. Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека.

Режим питания, рациональное питание, витамины.

Значение продуктов питания в жизни и деятельности человека, разнообразие продуктов питания; витамины, содержащиеся в основных продуктах питания; влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Формировать знания о значение питания; правила безопасной работы режущими инструментами; видах бутербродов, правилах заваривания чая, правилах сервировки стола к завтраку; правила поведения за столом; назначение кухонных принадлежностей и посуды, о требованиях к использованию химических средств для ухода за посудой; правилах пользования ножом, плитой.

Учить подобрать продукты по рецепту, нарезать хлеб, вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; отваривать яйца, жарить яичницу и омлет; накрывать на стол с учетом конкретного меню; правильно вести себя за столом во время приема пищи ( пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу); мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду; пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам; строго соблюдать правила безопасности.


10.

Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда..


П/рЧистка и мытье посуды, кухонных принадлежностей.

Кухня, холодильник, шкаф, стол, табурет, раковина; эмалированная, алюминиевая, чайная, кухонная, столовая посуда; нож, разделочная доска.

Назначение кухонных принадлежностей и посуды; соблюдение санитарно-гигиенических требований; необходимое оборудование, соблюдение правил техники безопасности; правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником; правила мытья и чистки посуды, моющие средства.


11.

Приготовление завтрака. Бутерброды. П/р Приготовление бутербродов.

Бутерброды простые, комбинированные, горячие, холодные.

Различные меню завтрака; виды бутербродов; способы нарезки хлеба, овощей для бутербродов. Череповецкий Хлебокомбинат


12.

Отварные яйца, яичница.

П/р Приготовление яичницы, вареных яиц,

Яичница, омлет, яйца всмятку, «в мешочек», вкрутую.

Правила приготовления вареных яиц, яичницы, омлета; способы определения свежести яиц; виды вареных яиц. ОТ. Шекснинская птицефабрика


13.

Омлет . П/р Приготовление омлета.


омлет


Знакомство с рецептом приготовления омлета, приготовление омлета по рецепту. ОТ.


14.

Рецепт приготовления винегрета.

Проверочная работа .

Винегрет, рецепт.


Знакомство с рецептом приготовления винегрета, подбор продуктов по рецепту. Овощи , выращиваемые на полях Череповецкого района., стоимость свежих овощей


15.

П/р Приготовление винегрета.


Приготовление винегрета по рецепту


16.

Сервировка стола к завтраку.

П/р Заваривание чая, сервировка стола к завтраку. Тест «Питание».

Сервировка, меню

Порядок сервировки стола с учетом меню; правила заваривания чая; заваривание чая. ОТ. Правильное поведение во время приема пищи.





















3 четверть.












17.

Тема №5. «Одежда и обувь» -7 ч.

Виды одежды по назначению, уход.

П/р Чистка и сушка одежды.

Одежда, спортивная, домашняя, женская. мужская, детская, праздничная, повседневная,

Повседневный уход, щетка.

Виды одежды по назначению, назначение, значение для сохранения здоровья Правила ухода за одеждой, порядок чистки одежды..

Магазина одежды г. Череповца

Познакомить с видами одежды, обуви и их назначению, с правилами ухода за одеждой и обувью из различных материалов.

Научить различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная); подбирать одежду , обувь, головные уборы по сезону; сушить и чистить одежду, обувь; подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.


18.

Виды головных уборов.


Головные уборы, шапка, шляпа, кепка, косынка, панама.


Виды головных уборов назначение, значение для сохранения здоровья.

Стоимость головных уборов.


19.

Виды обуви по назначению.

Обувь,

спортивная, домашняя, праздничная, повседневная,

Виды обуви по назначению (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя); назначение обуви, значение для сохранения здоровья;

Обувные магазины города, стоимость обуви



20.

Уход за мокрой обувью.

П/р Сушка мокрой обуви.


Правила ухода за мокрой обувью


21.

Уход за замшевой и текстильной обувью.

П/р Чистка замшевой и текстильной обуви.

Текстильная, замшевая, кожаная, валяная.

Правила ухода за обувью из различных материалов, чистка кожаной обуви.



22.

Уход за кожаной обувью.

П/р. Чистка кожаной обуви.


Крем

щетка

Правила чистки кожаной обуви.







23

Виды одежды, головных уборов, обуви по сезонам года. Сезонное хранение .

Итоговый опрос «Одежда и обувь»


Подготовка обуви, одежды, головных уборов к хранению

.


.


Тема №6. « Жилище» -3ч.




Познакомить с видами жилых помещений в городе и селе, их различием; почтовым адресом своего дома и школы,

Научить писать адрес на почтовых открытках.


24.

Виды жилых помещений в городе и селе.




Жилое помещение. Дом, квартира, коттедж, общежитие, собственное жилье, государственное жилье.

Виды жилых помещений в городе и селе, жилой дом, интернатское помещение; жилье собственное и государственное; виды отопления в городе и селе

Виды жилых помещений нашего города


25.

Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления.

Проверочная работа по теме «Жилище».

Смежные комнаты, отдельные комнаты, спальня, детская, гостиная, ванная, коридор, кухня, санузел

Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению- спальня, гостиная, кухня, ванная , детская и др.


26.

Почтовый адрес дома, школы. П/р Заполнение почтового адреса на открытке

Тестирование по темам четверти.

Почтовый адрес

Понятие «почтовый адрес», знать свой почтовый адрес, правила написания почтового адреса на конверте, открытке.









27.


4 четверть


Тема №7. «Торговля» -3 ч.

Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение.




Продовольственный магазин, отдел, универсам, супермаркет, специализированный магазин




Виды торговых предприятий (торговый центр, павильон, магазин, рынок), назначение продовольственного магазина, значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных; отделы продовольственного магазина: хлебный, кондитерский, бакалея, молочный, мясо-рыба, овощной.

Торговые предприятия г. Череповца

Познакомить с основными видами магазинов; их назначением; видами отделов в продовольственных магазинах и правилами покупки товаров; содержанием продукции; правилами поведения в магазине; стоимостью продуктов, используемых для приготовления завтрака.



Учить выбирать необходимые продукты с учетом конкретного меню; оплачивать покупку; соблюдать правила поведения в магазине.


28.

Экскурсия в продовольственный магазин.


Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью; правила поведения в магазине. Стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп, десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.


29.

Порядок приобретения товара в продовольственном магазине.

Проверочная работа по теме «Торговля»



Порядок приобретения товара в магазине.

Ролевая игра


30.

Тема №8. «Транспорт» - 4ч.

Наземный городской транспорт. Проезд в школу: маршрут, виды транспорта.


Транспорт


Маршрут рациональный.

. Виды транспортных средств по способу передвижения, в городе и селе;

Наземный транспорт г. Череповца


Познакомить с основными транспортными средствами имеющимися в городе , рациональными маршрутами проезда; вариантами проезда до школы ,количеством времени, затраченного на дорогу, пересадками, пешеходным маршрутом; правила ми передвижения на велосипеде.

Учить соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила дорожного движения; различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы и обратно.




31



Поведение в транспорте, поведение на улице.



Правила поведения в транспорте и на улице.


32.

Правила дорожного движения.

Тестирование по правилам дорожного движения.

Знать дорожные знаки, правила дорожного движения, правила передвижения на велосипеде.


33.

Знаки дорожного движения.

П/р . Изготовление знаков дорожного движения.

Дорожные знаки, запрещающие, информационно-указательные, предупреждающие, знаки сервиса

Знакомство со знаками дорожного движения


34.

Контрольно – обобщающий урок по темам, изученным за год.



Проверка, закрепление, обобщение знаний , умений, навыков, полученных за год.




























Литература


1.Письмо Минобразнауки от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
2. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
3. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993
4. Федеральный закон от 29.12. 2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

5. Програм1мы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Сборник 1 под ред. Воронковой В.В. М.: ВЛАДОС, 2010г.

6. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010.

7. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003г.

8. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005

9. Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Миронова Елена Александровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174426


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства