kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» 5 класс (домашнее обучение) на 2015 – 2016 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета социально бытовая ориентировка составлена для обучающихся  5 класса с умственной отсталостью в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательными актами Российской Федерации и  Омской области в области образования, на    основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида  -  1 вариант (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п), в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10").

Программа  составлена на основе примерной программы 5 – 9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида,  под редакцией В.В. Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.

Были внесены следующие изменения. Уменьшено количество часов, отведённых на изучение всех разделов и тем в связи с тем, что планирование составлено для ребёнка-инвалида, обучающегося на дому. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» 5 класс (домашнее обучение) на 2015 – 2016 учебный год. »

казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Петропавловская адаптивная школа-интернат»

«Согласовано»

Руководитель МО

Е.В.Богатырёва_______

Протокол № ___ от

«____»___________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Е.А.Лисина _______________

«____»____________2015__ г.

«Утверждаю»

Директор школы - интерната

Л.Н. Севалова___________________

Приказ № ___

от «___»_________2015 г.










Рабочая программа

по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»

5 класс

(домашнее обучение)

на 2015 – 2016 учебный год.



Автор-составитель: Л.В.Козлова



Муромцево

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета социально бытовая ориентировка составлена для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательными актами Российской Федерации и Омской области в области образования, на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - 1 вариант (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п), в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10").

Программа составлена на основе примерной программы 5 – 9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.

Были внесены следующие изменения. Уменьшено количество часов, отведённых на изучение всех разделов и тем в связи с тем, что планирование составлено для ребёнка-инвалида, обучающегося на дому.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающегося с нарушением интеллекта необходимые ему навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомит с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые ему придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.


«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи:


  • расширение кругозора о знании питания в жизни и деятельности человека;

  • формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания;

  • формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты;

  • приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.


Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств:

  • трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

  • воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду;

  • развития обоняния, осязания, ловкости, скорости;

  • внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.


Формы и методы реализации программных задач.

    • практические работы;

    • экскурсии;

    • сюжетно-ролевые игры;

    • беседы.

На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д.

В раде разделов, например «Личная гигиена» и др., предусмотрена система упражнений, которые обучающийся выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами используются при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.


Основные направления коррекционной работы:

  1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  2. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  3. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  4. Коррекция мышц мелкой моторики.

  5. Развивать познавательные процессы.

  6. Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

  7. Развитие самостоятельности, аккуратности.


Общая характеристика курса.

Программа по СБО включает разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля».


Межпредметные связи.

Письмо и развитие речи. Обогащение словарного запаса. Запись текстов.

Математика. Расчет ингредиентов при приготовлении пищи в (мг, г, кг).

Чтение и развитие речи. Использование пословиц, поговорок, загадок для развития устной речи. Следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением обучающегося правильно построить фразу, обосновывать вывод. Развитие диалогической речи учащихся.

Природоведение. Экскурсии в различные учреждения.

Трудовое обучение. Организация труда. Творческое отношения к домашнему труду: уборка помещения, чистка одежды и обуви.



Количество часов в неделю по учебному плану 0,5 часа.

Количество часов:

в I четверти – 4 часа

во II четверти – 4 часа

в III четверти – 5 часов

в IV четверти – 4 часа


Общее количество часов в год – 17 часов.








Календарно-тематическое планирование.

п/п

Раздел.

Тема.

Дидактическая цель.

Знания, умения, навыки.

Вид деятельности.

Речевой материал.

Кол-во часов.

Дата.

I четверть 4 часа.


I. Личная гигиена.





2


1




Личная гигиена.





Познакомить с понятием «гигиена», закреплять умения различать предметы и средства личной гигиены.

Знать последовательность выполнения утреннего

и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей гигиены в течение дня, предметы и средства личной гигиены, уметь совершать утренний туалет, вечерний туалет.

Беседа.

Практическая работа: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка

зубов, чистка ушей.

гигиена,

личная гигиена, щетка,

мочалка

1

03.09

2

Гигиена зрения.






Знакомство с правилами охраны зрения при чтении, просмотре телевизора, работе

с компьютером, гимнастикой для глаз.

Знать правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работе с компьютером уметь применять их на практике

Беседа.

гигиена зрения

1

17.09


II. Одежда и обувь.





2


1

Виды одежды

и головных уборов.

Показать функциональную значимость одежды, головных уборов в жизни людей, формировать навык выбора одежды, головных уборов

в зависимости от сезона.

Знать виды одежды

и головных уборов.

Уметь подбирать одежду, головные уборы по сезону, различать одежду

в зависимости от их назначения (повседневна праздничная, спортивная).

Беседа.

демисезонная, повседневная

одежда

1

01.10

2

Уход за одеждой.





Способствовать формированию

и развитию знаний

по уходу за одеждой.

Знать правила ухода

за одеждой.

Уметь подготавливать одежду к сезонному хранению.

Беседа.

щетка,

плечики


1

15.10

II четверть 4 часа.


I. Питание.





4


1

Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека.



Знакомство с основными продуктами питания

(хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.)

и значением

их разнообразия в жизни человека.

Знать основные продукты питания и их значения

для здоровья человека.

Уметь рассказать о влиянии правильного

и рационального питания на здоровье человека.

Беседа.

питание,

режим питания, рацион питания

1

12.11

2

Правила мытья

и чистки посуды.


Формировать знания

и умения о мытье

и чистки посуды.

Знать правила мытья

и чистки посуды.

Уметь мыть и чистить посуду.

Беседа.


моющие средства

1

26.11

3

Приготовление бутербродов.



Формировать умения

в приготовлении бутербродов.

Знать правила приготовления бутербродов. Уметь готовить бутерброды.

Беседа.

Практическая работа.

бутерброд,

рецепт

1

10.12

4

Приготовление салата.

Формировать умения

в приготовлении салата.

Знать правила приготовления салатов. Уметь готовить салат.

Беседа.

Практическая работа.

салат

1

24.12

III четверть 5 часов.


I. Культура поведения.





2


1

Разговор

со старшими

и сверстниками.

Закреплять навыки культурного поведения

в процессе общения.

Знать правила культурного общения

со старшими

и сверстниками.

Уметь тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими

и сверстниками.

Беседа.

тактичность

1

21.01

2

Правила поведения за столом.


Формировать знания

о правилах поведения

за столом.

Знать правила поведения

за столом.

Уметь правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

Беседа.

столовый этикет

1

04.02


II. Жилище.





3


3

Виды жилых помещений в городе и в деревне.

Знакомить с видами жилых помещений

в городе и деревне.

Знать виды жилых помещений в городе

и в деревне.

Уметь их различать.

Беседа.

квартира,

частный дом

1

18.02

4

Варианты квартир

и подсобных помещений.

Знакомить с вариантами квартир и подсобных помещений.

Знать варианты квартир

и подсобных помещений.

Уметь их называть

и различать.

Беседа.

однокомнатная,

двухкомнатная

квартира

1

03.03

5

Почтовый адрес дома, школы.

Знакомить с почтовым адресом.

Знать почтовый адрес своего дома, школы. Уметь писать адрес школы, дома на конвертах или открытках

Беседа.

Практическая работа: заполнение почтового адреса

на конвертах

и на открытках.

адресат,

адресант

1

17.03

IV четверть 4 часа.


I. Транспорт.





2


1

Правила поведения

в транспорте,

на улице.

Формировать знания

о правилах поведения

в транспорте, на улице.

Знать правила поведения

в транспорте, на улице. Уметь оплатить проезд

в автобусе.



Беседа,

игра,

экскурсия.

кондуктор

1

14.04

2

Знаки дорожного движения.

Знакомство с видами знаков дорожного движения.

Знать виды дорожных знаков, уметь их отличать.

Беседа,

игра,

экскурсия.

знаки дорожного движения:

запрещающие, предупреждающие, информационные

1

28.04


II. Торговля.





2


3

Основные виды магазинов.

Их назначение. Правила поведения

в магазине.


Знакомство с видами магазинов их назначением. Формировать знания

о правилах поведения

в магазине.



Знать основные виды магазинов, их назначение, правила поведения в магазине. Уметь культурно вести себя в магазине


Беседа,

сюжетно

- ролевая игра,

экскурсия.

продовольственный магазин,

самообслуживание


12.05

4

Виды отделов

и порядок приобретения товаров

в продовольственном магазине.


Знакомство с видами отделов в продуктовых магазинах.

Формировать знания

о правилах покупки товара.

Знать виды отделов

в продуктовых магазинах

и правила покупки товара. Уметь покупать товар

в продуктовых магазинах.


Беседа,

сюжетно

- ролевая игра,

экскурсия.

кондитерский отдел,

бакалейный отдел, фасованный,

цена,

ценник


26.05


Содержание дисциплины.

1 четверть

Раздел I. Личная гигиена.

Личная гигиена. Гигиена зрения.

Раздел II. Одежда и обувь.

Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой.

2четверть

Раздел I. Питание Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Правила мытья и чистки посуды. Приготовление бутербродов. Приготовление салата.

3 четверть

Раздел I. Культура поведения.

Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом.

Раздел II. Жилище.

Виды жилых помещений в городе и деревне. Варианты квартир и подсобных помещений. Почтовый адрес дома, школы.

4 четверть

Раздел I. Транспорт.

Правила поведения в транспорте, на улице. Знаки дорожного движения.

Раздел II. Торговля.

Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. Виды отделов и порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.


Требования к подготовке обучающегося.


Обучающийся должен знать:

Обучающийся должен уметь:

1 четверть

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

  • Периодичность и правила чистки зубов;

  • Периодичность и правила чистки ушей;

  • Периодичность мытья головы;

  • Правила освещения помещения;

  • Правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач;

  • Виды одежды и обуви;

  • Правила ухода за одеждой и обувью.

  • Совершать утренний туалет;

  • В определенной последовательности совершать вечерний туалет;

  • Причесывать волосы и выбирать прическу;

  • Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя);

  • Сушить, чистить одежду и обувь;

  • Подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

2 четверть

  • Значение продуктов питания для здоровья человека;

  • Назначение кухонной посуды, приборов, приспособлений;

  • Правила мытья и чистки посуды;

  • Правила заваривания чая;

  • Правила приготовления бутербродов, салата.

  • Мыть и чистить посуду;

  • Готовить бутерброды, блюда из яиц.


3 четверть

  • требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

  • правила поведения при встрече и расставании;

  • формы обращения с просьбой, вопросом;

  • правила поведения за столом.

  • виды жилых помещений в городе и деревне;

  • почтовый адрес дома, школы.




  • следить за своей осанкой;

  • принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

  • следить за своей походкой и жестикуляцией;

  • правильно вести себя при встрече и расставании

со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

  • вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам

и взрослым;

  • тактично и вежливо вести себя во время разговора

со старшими и сверстниками;

  • правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу)

4 четверть

  • наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

  • варианты проезда до школы различными видами транспорта;

  • количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки,

  • пешеходный маршрут;

  • правила дорожного движения;

  • дорожные знаки;

  • основные виды магазинов, их назначение, правила поведения

в магазине;

  • виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товара.

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте

(правила посадки, покупки билета, поведения в салоне

и при выходе на улицу);

  • соблюдать правила дорожного движения;

  • оплатить проезд в автобусе;

  • покупать товар в продуктовых магазинах.



Система оценивания.

При оценке устных ответов:

При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последователь­ность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понима­ние материала, может с помощью учителя обосновать, самостоя­тельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответ­ствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в изложении материала и исправляет их с помощью учи­теля; делает некоторые ошибки в речи; при работе с изложением текста допускает одну-две ошибки, которые ис­правляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает мате­риал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд оши­бок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить изучаемый материал примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в посто­янной помощи учителя.


При оценке письменных заданий и практических работ:

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.


Контрольно измерительные материалы.

Контрольные работы по предмету СБО программой не предусмотрены. Оценочная деятельность состоит из письменного и устного опроса в виде самостоятельных работ по каждому разделу с использованием: тестов, карточек-заданий. Материал для самостоятельных работ создается в соответствии с психофизическим особенностями обучающегося.


Литература.

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

  2. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л.

Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под ред. А.М.

Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302.


Учебное пособие для обучающегося.

Технология: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. – 192 с.: илл.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козлова Лариса Вениаминовна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства