Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "развитие речи и окружающий мир"»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 11 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;
2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2021-22 уч.год.;
5. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»миологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утверждённым постановлением Главного государственного врача РФ 10 июля 2015г. №26;
6. -Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2016
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. У детей данной категории речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Данная программа составлена на основании характеристик учащихся 11 класса, а также согласно предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы от 31.08.2022 г.
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей необходимо учить понимать обращенную к ним речь, выполнять инструкции и указания взрослого, учителя. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.
Реализация программы рассчитана на 1 год.На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год, 34 учебных недели по учебнику Худенко Е.Д. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2016 С.В. Кудрин. «Окружающий мир» 2 класс. Учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида, реализующих АООП.- М.«Просвещение», 2017г.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций.
Детей необходимо учить понимать обращенную к ним речь, выполнять инструкции и указания взрослого, учителя. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.
-Формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
-Максимальное включение обучающегося в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
-Формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Задачи:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку;
- сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;
- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
-Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении, вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы.
-Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям.
-Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
-Формировать представление о частях своего тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
-Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека.
-Формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении.
-Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях.
Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
3. Место учебного предмета.
Учебный предмет «Развитие речи и окружающий мир», образовательная область- «Окружающий мир».
Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.
Количество часов на изучение предмета – 2 часа в неделю, 68 часов в год;
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета:
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
* Осень. Школьная пора ;
* Мир растений и животных;
* Природа и люди зимой;
* Окружающая среда и здоровье человека;
* Гигиена и самообслуживание;
* Природа и люди весной.
Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора детей с умственной отсталостью, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира.
В процессе изучения живой природы (деревья, цветы, ягоды) используются реальные объекты или муляжи, затем предлагается пиктограмма. Темы, связанные с жизнью и бытом школьников ( посуда, мебель, одежда, обувь и т.п.), дают возможность отработать с учащимися бытовую лексику (одеваться-раздеваться, чистить зубы, убирать комнату и т.п.).
Это закладывает основу для расширения словарного запаса; увеличивает объём речевого материала, доступного пониманию учащихся; формирует коммуникативные функции.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Предметными результатами прохождения программы «Развитие речи и окружающий мир» в 11 классе является сформированность на конец 2022 - 2023учебного годаследующих знаний и умений:
Обучающийся должен знать:
-своё имя, фамилию, возраст (с помощью учителя); -времена года, их признаки(с помощью учителя) ;
-название овощей и фруктов, их признаки (с помощью учителя) ;
- основных диких и домашних животных(с помощью учителя) ;
- главные правила гигиены (с помощью учителя) .
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие речи и окружающий мир» у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Текущий контроль будет осуществляться по пятибалльной системе.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тематические блоки, темы
Кол-во часов
Дата
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
I четверть 16 ч
1
2-3
4-5
6-8
9
10
Временные представления
Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (осень).
Признаки осени.
Осенние месяцы
Различение дней недели.
Времена суток.
Растения осенью.
Входящий контроль
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Явление природы: туман
Явление природы: ветер
10
1
2
2
3
1
1
06.09.22
07.09.22
14.09.22
20.09.22 21.09.22
27.09.22
28.09.22
04.10.22
05.10.22
11.10.22
Воспитание звуковой культуры речи; учащиеся под воздействием учителя усваивает систему ударений в словах , интонационный стройродного языка, произношение слов.
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде посредством проведения практических работ, бесед и экскурсий по данному разделу:Называют признаки осени, осенние месяцы.
Узнают части суток, дни недели, называют их последовательность.
Соотносят части суток, дни неделс различными видами деятельности.
Называют отличительные признаки растений осенью.
Выбирают правильный лист срединескольких, называют его.
как животные готовятся к зиме.
Называют и показывают доступными способами занятия людей осенью.
явления природы: туман, ветер, их отличительные особенности.
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
Умники. Изучаем жизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режим доступа:/smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
Энциклопедия животных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа: /onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm.
11
12
Объекты природы
Формы земной поверхности: овраг.
Контрольная работа
2
1
1
12.10.22
18.10.22
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой посредством проведения
практических работ и бесед по данному разделу
Узнают овраг на картинке и в реальной жизни.
Узнают равнину на картинке и в реальной жизни.
Беседа « Значение для природы равнины и оврага»
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
13
14
15
16.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Растительный мир
Ягода: смородина, клубника.
Ягода: малина, крыжовник
Ягода: земляника, черника
Ягода: лесные
II четверть 15 ч
Съедобные грибы: белый гриб, лисичка.
Съедобные грибы: опенок, шампиньон.
Съедобные грибы: подберёзовик, подосиновик.
Несъедобные грибы: мухомор, поганка.
Способы переработки грибов.
Значение грибов в природе и жизни человека.
Животный мир
Строение, основные признаки домашних животных.
Узнавание (различение) домашних животных.
Уход за домашними животными, их значение
Детеныши домашних животных.
Знакомство с дикими животными: кабан.
Знакомство с дикими животными: тигр.
Контрольная работа
Значение диких животных в природе.
Сравнение диких и домашних животных.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.10.22
25.10.22
26.10
08.11.22
09.11.22
15.11.22
16.11.22
22.11.22
23.11.22
29.11.22
30.12.22
06.12.22
07.12.22
13.12.22
14.12.22
20.12.22
21.12.22
27.12.22
Воспитывать любовь к природе,
готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками путём проведения практических работ и бесед по данному разделу
Практические работы:
Узнают (различают) ягоды (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника,) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различают разницу между двумя группами животных, называют и показывают на картинках места обитания, питание, признаки одомашненности и дикости.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
Энциклопедия животных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа: /onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm.
Умники. Изучаем жизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режим доступа:/smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
Презентация к уроку СБО - Домашние животные...
prodlenka.org›…razrabotki…sbodomashnie-zhivotnye
III четверть 20 ч
32
33
34
Объекты природы
Растения леса.
Животные леса.
Значение леса в природе и жизни человека.
3
1
1
1
10.01.23
11.01.23
17.01.23
Воспитывать любовь к природе,
готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками путём проведения практических работ и бесед по данному разделу
Беседы по темам: о растениях и животных леса.
значение леса в жизни человека и в природе.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
35
36
37
38
39
Временные представления
Времена года. Зима. Природа зимой.
Экскурсия. Зима.
Зимние месяцы.
Занятия людей зимой.
Поведение животных зимой
5
1
1
1
1
1
18.01.23
24.01.23
25.01.23
31.01.23
01.02.23
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой посредством проведения
Практическая работа
Называют признаки зимы, зимние месяцы.
Беседа и практическаяработа.представление об изменении одежды в зависимости от времени года.
Практическая работа. Называют и показывают занятия людей зимой. (по сюжетным картинкам)
Беседа об изменениях, происходящие в жизни животных зимой.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Животный мир
Наблюдение за птицами в зимний период. Кормление птиц.
Знакомство с зимующими птицами: дятел.
Знакомство с зимующими птицами: сова.
Контрольная работа
Знакомство с перелетными птицами: ласточка.
Знакомство с водоплавающими птицами: лебедь.
Знакомство с домашними птицами: утка, гусь.
Знакомство с домашними птицами: индюк.
Значение птиц в жизни человека, в природе.
Объекты природы
Луг в природе и жизни человека.
Правила поведения в лесу.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
07.02.23
08.02.23
14.02.23
15.02.23
21.02.23
22.02.23
28.02.23
01.03.23
07.03.23
14.03.23
15.03.23
Воспитывать любовь к природе,
готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками путём проведения практических работ и бесед по данному разделу
основные признаки зимующих птиц (сова, дятел), чем питаются, где живут.
строение птиц (голова, туловище, ноги, хвост, крылья).
Практические работы:
Различают и узнают сову, дятла. (по картинкам)
Объединяют зимующих птиц в группу «зимующие птицы».
Формирование личностных качеств у учащихся: трудолюбия, усидчивости через проведение бесед и практических работ по данному разделу
Практические работы:
(узнают) луг, отличают от других объектов живой природы. ( по картинкам)
Беседа правила поведения в лесу.
Энциклопедия животных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа: /onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm.
Умники. Изучаем жизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режим доступа:/smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
51
52
53
54
55
56
57-58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
Растительный мир
Садовые растения: астра, георгин.
IV четверть 16 ч
Садовые растения: тюльпан, роза.
Садовые растения: лилия, пион.
Дикорастущие растения: ромашка, фиалка.
Дикорастущие растения: колокольчик, василек
Дикорастущие растения: подснежник, ландыш.
Значение цветочно-декоративные растений в природе и жизни человека
Временные представления
Времена года. Весна. Природа весной.
Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями (весна).
Весенние месяцы.
Растения весной.
Поведение диких животных весной.
Контрольная работа
Явление неживой природы: гроза.
Явление неживой природы: гром.
Времена года. Лето. Природа летом.
8
1
1
1
1
1
1
2
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21.03.23
04.04.23
05.04.23
11.04.23
12.04.23
18.04.23
19.04.23
25.04.23
26.04.23
02.05.23
03.05.23
10.05.23
16.05.23
17.05.23
23.05.23
24.05.23
30.05.23
Воспитывать любовь к природе,
готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками путём проведения практических работ и бесед по данному разделу Практические работы:
Узнают/различают садовые цветочно-декоративные растения (астра, георгин, тюльпан, роза, лилия, пион). (по картинкам)
Соотносят цветения цветочно-декоративных растений с временем года. (по картинкам)
Беседа значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Практические работы:
Узнают травянистые растения.
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде посредством проведения
практических работ, бесед и экскурсий по данному разделу:
Практические работы:
Называют признаки весны, весенние месяцы. ( по картинкам)
Называют отличительные признаки растений весной.
Знают поведение животных весной.
Беседао занятиях людей весной.
Практические работы:
Узнают (различают) явления природы (гроза, гром).
Называют признаки лета, летние месяцы.
Называют отличительные признаки растений летом.
Беседы по темам:
о жизни животных летом.
о труде людей летом на садовых участках.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений":
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.