kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» предметной области «Естествознание» в 4а классе (1 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" предметной области "Естествознание" разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» предметной области «Естествознание» в 4а классе (1 вариант)»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»



РАССМОТРЕНО

на МО,

протокол № ___

от «___» ______ 20____г.

Руководитель МО

________ А.Н. Дубровина

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом,

протокол № 1 от

«___» _______ 20____ г.

Руководитель МС

_________ М.В. Охрименко

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора школы-интерната

_____________ Н.В. Данченко

Приказ №_______________

от____________20_______г.




Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Мир природы и человека»

предметной области «Естествознание»

в 4а классе (1 вариант)

на 2023-2024 учебный год


Составлена на основе адаптированной основной образовательной программы

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1". Федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

(наименование программы)


Программу составила:учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)






г. Железноводск

2023 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.


Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон"Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";


  • Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»;

  • Учебный план ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1».


Преподавание курса ведётся по учебнику «Мир природы и человека» 4 класс, в 2-х частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; авторы: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, М. "Просвещение", 2018г.


Цель курса «Мир природы и человека»:углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Четвертый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека».

Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний:

  • формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

  • формирование четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обусловливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;


  • воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Курс «Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Программный материал по «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:


- для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;

- преемственная система знаний между названными предметами.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- накопления представлений об объектах окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устными, печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-воспитательных задач, в совместной деятельности друг с другом, в процессе решения проблемных ситуаций;

- закрепленияпредставлений, постоянноеобращениекужеизученному, систематизациизнанийинакоплениюопытавзаимодействияспредметамипознаниявигровой, коммуникативнойиучебнойдеятельности.

В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классовпонятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧ-СЯ.


Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цельреализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачамиреализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.


Состав базовых учебных действий:


Личностные БУД:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Регулятивные БУД:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.


Познавательные БУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- наблюдать.


Коммуникативные БУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.



3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Сезонные изменения в природе.

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа.

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).

Живая природа.

Растения.

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные.

Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека.

Человек.

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по

пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использования учебных принадлежностей.

Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.


4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Минимальный уровень:


-узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

-иметь представления о назначении объектов изучения;

-относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

-называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

-знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; -знать основные правила личной гигиены;

-иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

-выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

-знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);

-владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

-владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);

-ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;

-составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

-адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

-иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

-знать отличительные существенные признаки групп объектов;

-знать правила гигиены органов чувств; -знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

-проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

-совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;

-выполнять доступные природоохранительные действия.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.



Общее количество часов в четвертый год обучения – 33 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

Уровень обучения – базовый.

Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.


По учебно-календарному графику:


Класс

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю

Iчетверть (ч)

IIчетверть (ч)

IIIчетверть (ч)

IV четверть (ч)

Кол-во часов в год

4

Мир природы и человека

1

9

8

9

7

33



Формы обучения: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, экскурсия, практическая работа.


Технологии обучения:личностно-ориентированное обучение. игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.


Учебно-тематический план



Разделы

Название темы

I четверть (ч)

II четверть (ч)

III четверть (ч)

IV четверть (ч)

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

3

-

-

-

Времена года. Зима.

-

3

-

-

Времена года. Весна.

-

-

4

-

Времена года. Лето.

-

-

-

3

Неживая природа.

Почва.

2

-

-

-

Рельеф.

1

-

-

-

Живая природа.

Растения.

3

2

-

-

Животные.

-

3

2

-

Человек.

-

-

3

-

Безопасное поведение.

-

-

-

4





  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.




Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Словарь

Планируемые ЗУН по теме

Коррекционная работа

Дата

1 четверть (9ч)

Сезонные изменения в природе. (3ч )

1.

Времена года. Осень. Влияние Солнца на

смену времен года.

Признаки осени.

1

Обобщение полученных

знаний о влиянии Солнца наизменения в природе

(температура воздуха, воды,количество тепла), на сменувременгода.Чтение текста учебника. Нахождение в тексте названий осенних месяцев, признаков осени: пасмурные дни,моросящие дожди, холодный ветер, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав,наступление холодов, отлет птиц. Наблюдение за погодой, описание дня. Работа с календарем.


Сентябрь, октябрь, ноябрь. Ясно, пасмурно, дождь, туман, заморозки.

Знание названий осенних месяцев, признаков осени. Знания об осенних явлениях в неживой природе. Умение наблюдать и описывать состояние погоды за окном, определять признаки осенних изменений в природе; сравнивать наблюдаемые объекты. Составление рассказа по схеме. Определение порисункам признаков осени.


Коррекция мышления, познавательной деятельности на основе установления причинно-следственных связей, выполнения действий по алгоритму.


2.

Растения и животные осенью.

1

Сад, огород, поле, лес осенью. Садовые растения осенью. Созревание плодов, сбор урожая. Увядание трав.Насекомые, рыбы осенью. Подготовка диких животных к зиме:линька,запасы на зиму, впадение в спячку. Домашние животные осенью. Составление рассказа о жизни растений иживотных зимой.

Астра, георгин.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснениепричин признаков осени. Нахождение и название

знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об

использовании овощей.Знания об образе жизни диких и домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.


Коррекция слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, связной речи. Отгадывание загадок. Словесное описание.


3.

Труд людей осенью.


Труд людей города и села осенью. Осенние работы в саду и огороде. Садовые инструменты.

Многолетние и однолетние растения. Садовые инструменты: грабли, лопата, секатор.

Знать о различных видах труда людей в осенний период. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью. Знание названий садовых инструментов, способов их использования.


Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, связной речи Игры «Загадочные тройки», «Подумай- назови».


Неживая природа. (3ч)

4.

Почва. Состав почвы: перегной, песок, камни, глина.


Состав почвы: песок,

глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Правила обращения с

Садовым инструментом. Составление рассказа по

рисункам об обработке земли в огороде, поле. Составление коротких рассказов с использованием сюжетных картинок.


Почва. Перегной. Плодородный слой почвы. Глина, гончар. Драгоценные камни.

Знание, называние составляющих компонентов почвы. 

Уметь использовать полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений. Знать, как правильно ухаживать за почвой. Составление рассказа о глине с использованием текста

учебника.

Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных зависимостей между неживой и живой природы.


5.

Свойства и способы обработки почвы.


Коррекция и развитие познавательных процессов: мышления (сравнение, классификация), восприятия, внимания.


6.

Рельеф. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.


Объекты природы: горы,

холмы,равнины,овраги.Рассматривание

объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы

на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий.


Равнины, овраги, холмы. Рельеф.

Умение называть и различать формы поверхности Земли.

Коррекция и развитие пространственных представлений.


Живая природа. Растения. (3ч)

7.

Растения огорода.


Огород, поле. Беседа об овощах. Части растений. Сравнение плодов растений. Корнеплоды. Профессия овощевода. Инструменты для обработки земли.


Корнеплоды. Овощеводы. Теплицы.

Показ, называние овощей. Умение распознавать по внешнему виду растения огорода. Умение отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекция слухового внимания, восприятия, мышления, памяти. «Что растет у нас на грядке?»


8.

Растения леса и сада.


Лиственные и хвойные деревья, кустарники, ягоды. Какую пользу приносит людям лес? Лесные богатства. Фруктовые сады. Садовые цветы. Разгадывание загадок. Уход за садовыми растениями. Садовые инструменты, их предназначение.

Многолетние и однолетние цветы. Клумбы, цветовод. Ландыш, иван-чай.

Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья).Знать названия наиболее распространенных деревьев, кустарников и трав. Уметь распознавать растения по их существенным признакам.


Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия. Упражнение в сравнении объектов живой природы на основе внешних признаков.


9.

Растения культурные и дикорастущие. Парки.


Как появились культурные растения. Особенности культурных и дикорастущих растений. Роль человека в создании культурных растений, выведение новых полезных сортов растений. Значение культурных растений в жизни человека. уход за культурными растениями. Труд овощевода, садовода. Описание парка (сквера).

Дикорастущие и культурные растения. Сорт. Садовод, овощевод. Парк, аллея, сквер.

Знать названия культурных и дикорастущих растений, их отличительные признаки. Умение различать культурные и дикорастущие растения. Умение сравнивать и различать, классифицировать растения.

Коррекция и развитие памяти, сопряженной речи, общей моторики. Физминутка «Жил один садовод»





Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Словарь

Планируемые ЗУН по теме

Коррекционная работа

Дата

2 четверть (8ч)

Живая природа. Растения. (2ч)

1.

Лекарственные растения. Красная книга.

1

Многообразие лекарственных растений. Понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Применение лекарственных растений. Чтение названия и информации на аптечной упаковке. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду.

Лечебные свойства. Календула (ноготки), зверобой. «Красная книга». Редкие и исчезающие растения и животные.

Знать части растений. Знание названий лекарственных растений, способов их применения. Знать названия редких видов растений и животных. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Коммуникативные навыки.

Коррекция зрительного и пространственного восприятия. «Собери растение»

Развитие обоняния «Узнай растение по запаху».


2.

Растения поля. Поле в разное время года.

1

Разнообразие полевых культур. Значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека. Работа над пословицей «Хлеб – всему голова». Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Работа в поле в разное время года.Труд хлебороба. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь, овес и гречиха).

Рожь, пшеница., овес, гречиха. Зерно, колос, соломина, метелка. Жатва, зернохранилище.

Знать названия наиболее распространенных полевых растений.Представления о строении культурных полевых растений, применении их человеком. Умение распознавать культурные растения поля по внешнему виду и семенам. Знания о том, как выращивают хлеб.

Коррекция и развитие мыслительных операций сравнения, анализа, обобщения, классификации. Дидактические игры«Растения полей», «Где живут зернышки?»


Живая природа. Животные. (3ч)

3.

Домашние животные.

1

накопление представлений учащихся об объектах окружающего мира, о домашних животных, их внешнем виде, повадках, питании, проживании с человеком. Формирование представления о том, как человек заботится о домашних животных.Польза домашних животных для человека.

Травоядные. Пастбище. Скакуны, тяжеловозы.

Знать особенности внешнего вида, поведения домашних животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Умение участвовать в учебном диалоге

Коррекция и развитие памяти, мышления. Дидактическая игра «Кто, чем питается?», «Кто где живет?».


4.

Птицы.

1

Птицы: строение тела, особенности внешнего вида, повадки, питание, образ жизни. Разнообразие птиц: певчие, хищные, водоплавающие. Роль птиц в природе и жизни человека. Птицы – лучшие защитники растений. Забота человека о птицах.


Знать названия, особенности диких птиц, их питание, повадки, образ жизни, места обитания. Уметь различать, сравнивать, описывать птиц, классифицировать, находить сходства и различия. Составление описательного рассказа по плану.

Коррекция и развитие связной речи; зрительного внимания, логического мышления.


5.

Дикие и домашние птицы.

1

Формирование представлений о птицах, их разнообразии, различии диких и домашних, пользе для окружающей среды и человека. Составление описательного рассказа. Сравнение диких и домашних птиц., нахождение сходства и различий.

Утка-кряква, селезень. Лебедь.Курица, петух, цыплята.

Знать названия диких и домашних птиц. Распознавание птиц по внешнему виду. Умение устанавливать, знать сходства и различия диких и домашних птиц.

Коррекция памяти, внимания, мышления через взаимодействие с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

Коррекция и развитие зрительного восприятия (определение птиц по контуру).


Сезонные изменения в природе. (3ч )

6.

Времена года. Зима. Признаки зимы.

1

Формирование представлений о явлениях в неживой природе зимой: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, морозы, холодный северный ветер, вьюги и метели. Определение признаков зимы, объяснение схем. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки.

Декабрь, январь, февраль. Ледостав, изморозь.

Знания названий времени года, зимних месяцев. Знать признаки зимы. Умение описывать основные признаки зимы, признаки зимних месяцев

Коррекция и развитие памяти, мышления, связной речи. Игра «Почемучки» Коррекция и развитие произвольного внимания. «Зашифрованные слова»


7.

Растения и животные зимой.

1

Зимний лес. Дикие и домашние животные зимой. Зимующие птицы. Рассматривание, называние знакомых объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных зимой (образ жизни, чем питаются).


Знание названий зимующих птиц, зверей. Умение описывать зимний лес, особенности жизни растений и животных зимой. Умение находить ответ в тексте учебника.

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия. «Найди две одинаковые снежинки»


8.

Труд людей зимой.

1

Уточнение и формирование представлений о труде людей зимой. Взаимосвязь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе. Труд людей зимой в городской и сельской местности (уборка улиц и дорог, работа на полях и в садах, работа в овоще- и зернохранилищах, уход за домашними животными). Моделирование предложений по опорным картинкам. Знакомство с профессией ветеринара. Составление рассказа по рисункам.

Ветеринар.

Знание основных признаков зимы. Знания о труде людей города и села зимой, о профессиях. Умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекция и развитие внимания, памяти, речи на основе упражнений в восприятии, запоминании и воспроизведении учебного материала. Упражнения «Сфотографируем», «Верно – неверно».







Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Словарь

Планируемые ЗУН по теме

Коррекционная работа

Дата

3 четверть (9 ч)

Живая природа. Животные. (2ч)

1.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые, насекомые – вредители.

1

Многообразие мира насекомых. Нахождение, называние известных насекомых на рисунках. Насекомые, их отличительные признаки. Составление описательного рассказа о насекомом по плану.

Насекомые: бабочки, жуки, мухи, стрекозы.

Знание названий насекомых.

Коррекция и развитие слухового восприятия, внимания, памяти «Узнай насекомого на слух»; фонематического слуха «Узнай насекомого по звуку».


2.

Полезные насекомые. Пчелы. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

1

Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека. Пасека.Правила поведения на пасеках.

Пчелы, пчелиный мед. Нектар. Пасека.


Коррекция и развитие зрительного восприятия.


Живая природа. Человек. (3ч)

3.

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

1

Показ на схеме частей тела человека. органы чувств человека. Мозг человека. Сравнение мозга человека и животных. Работа, питание, отдых головного мозга. Профилактика травматизма головного мозга. Объяснение по рисункам правильного и неправильного поведения. Определение правил профилактики травм головного мозга.

Головной мозг. Нервные клетки.

Знание названий частей тела человека, органов чувств. Умение показать на схеме части тела человека. Знание правил профилактики травм головного мозга.

Коррекция и развитие творческих способностей, памяти, внимания, познавательного интереса. 


4.

Режим дня. Профилактика переутомления.

1

Работа со схемой частей суток. Режим дня. Определение занятий в разное время суток. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Часы, их предназначение (будильник, настенные, ручные песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня.

Виды часов: песочные, механические, электронные. Циферблат. Режим дня.

Знание названий частей суток. Умение показать части суток на схеме, определить время суток с опорой на иллюстрации. Знание различных видов часов, их предназначения. Определение времени по часам.

Коррекция и развитие временных представлений.


5.

Охрана природы. Красная книга. Заповедники. Зоопарк.

1


Загрязнение воды, воздуха, почвы. Выявление причин загрязнения воздуха, воды, почвы по рисункам. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

Определение понятий «заповедник», «лесничество». Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Зоопарк, животные зоопарка (видео-экскурсия).

Планета Земля. Загрязнение воздуха, воды, почвы. Пластиковые бутылки, целлофановые пакеты.

Заповедник. Лесничества. Зоопарк.

Знание причин загрязнения воздуха, воды, почвы; действий человека по охране воды, воздуха, почвы. Правила поведения в природе (водоем, лес, парк).



Сезонные изменения в природе. (4ч )

6.

Времена года. Весна. Признаки весны.

1

Формирование представлений о явлениях в неживой природе весной: ледоход, проталина, разлив. Определение признаков весны, объяснение схем. Составление рассказа о весенних месяцах с опорой на рисунки.

Март, апрель, май. Ледоход, проталины.

Знания названий времени года и весенних месяцев. Знать признаки весны. Умение описывать основные признаки весны, признаки весенних месяцев.

Коррекция и развитие памяти, мышления, связной речи. Игра «Почемучки»


7.

Растения весной.

1

Весенний лес. Растения весной. Рассматривание, называние знакомых объектов. Составление описательного рассказао весеннем лесе с опорой на иллюстрации. Сравнение рисунков.

Нарциссы, тюльпаны. Лиственные деревья.

Знание названий весенних цветов, деревьев сада и леса. Умение проводить наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе.Умение описывать весенний лес, особенности жизни растений весной. Умение находить ответ в тексте учебника. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора.

Коррекция связной речи на основе составления описательного рассказа.


8.

Животные весной.

1

Весенний лес. Дикие и домашние животные весной. Рассматривание, называние знакомых объектов. Насекомые и птицы весной. Прилет птиц. Какие бывают гнезда? Составление рассказа о жизни животных весной.

Муравейник.

Знание названий перелетных птиц, зверей. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора. Нахождение в тексте объектов природы. Называние детенышей животных. Умение проводить наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе.

Коррекция и развитие памяти, мышления. «У кого какой детеныш?»


9.

Труд людей весной.

1

Рассматривание иллюстраций по теме урока. Весенние работы в городах и селах. Труд людей весной в полях, в садах, огородах. Составление рассказа о труде людей весной по опорным словам. Работа над пословицей «Весенний день год кормит». Разучивание стихотворения. Составление рассказа о весне по рисункам.

Рассада.

Знание основных признаков весны. Знания о труде людей города и села весной, о профессиях. Установление связей между жизнью человека и приметами весны. Умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекция и развитие внимания, памяти, речи на основе упражнений в восприятии, запоминании и воспроизведении учебного материала.







Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Словарь

Планируемые ЗУН по теме

Коррекционная работа

Дата

4 четверть (7 ч)

Безопасное поведение. (4ч)

1.

Правила поведения в быту.

1

Определение правильного поведения по иллюстрациям. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Телефоны экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок».

Телефоны экстренной службы.

Правила безопасного поведения в быту, дома. Правила ведения телефонного разговора.

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, коммуникативных навыков.


2.

Правила поведения в школе.

1

Правила поведения в школе. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Определение правильного поведения в школе по иллюстрациям. Составление тематического рассказа. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке»


Знание правил поведения в школе, на уроке.

Коррекция связной речи, памяти. Памятка-презентация «Правила поведения в школе»


3.

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

1

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами. Правила безопасного поведения на дороге (чтение и разучивание). Практическая отработка правил поведения на дороге. Правила перехода по зебре (рассматривание иллюстраций, чтение, заучивание). Экскурсия «Пешеходный переход». Светофор. Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору. Разучивание стихотворения.

Проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар.

«Зебра», пешеходный переход. Светофор.

Знание названий частей дороги; правил безопасного поведения на дороге.

Знание правил перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Навыки перехода дороги по пешеходному переходу, светофору.

Коррекция и развитие внимания, мышления. «Найди ошибку». Обучающие видео «Пешеходные переходы», «Как правильно переходить дорогу».



4.

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

Пассажирский транспорт. Прослушивание текста. Работа с опорными словами. Правила поведения в общественном транспорте. Практическая отработка правил поведения в транспорте и общественных местах.

Пассажирский транспорт; водитель, кондуктор, пассажир. Маршрут. Турникет, валидатор, поручень.

Нахождение объектов на иллюстрациях. Знания о пассажирском транспорте. Знание правил поведения в пассажирском транспорте, общественных местах.

Коррекция и развитие внимания, восприятия, памяти. Видео-урок «Общественный транспорт. Правила поведения»


Сезонные изменения в природе. (3ч )

5.

Времена года. Лето. Признаки лета.

1

Формирование представлений о явлениях в неживой природе летом: жара, грозы, ливни, роса, радуга. Определение признаков лета, объяснение схем. Сравнение рисунков, нахождение отличий. Объяснение причин признаков лета. Определение летних месяцев по рисункам. Составление рассказа о летних месяцах с опорой на рисунки.

Июнь, июль, август. Ливень, гроза, роса, радуга.

Знание названий летних месяцев. Знать признаки лета. Умение описывать основные признаки лета, признаки летних месяцев.

Коррекция мышления на основе анализа при выявлении существенных признаков реальных объектов природы и иллюстративного материала.


6.

Растения и животные летом.

1

Определение и заучивание названий растений поля, луга, сада и огорода. Сравнение рисунков фруктового дерева, луга, леса весной и летом, нахождение отличий. Работа со стихотворным текстом. Дикие и домашние животные летом. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Ферма. Забота человека о домашних животных летом.

Пионы, флоксы. Колокольчики, ромашки. Ферма.

Знание названий знакомых растений, насекомых, рыб, животных и их детенышей.

Коррекция и развитие восприятия, концентрации внимания, связной речи, мышления (отгадывание загадок, участие в развивающих играх). Игра «Что где растет»


7.

Труд людей летом.

1

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту. Чтение стихотворения Т. Морозовой «Летние забавы». Составление рассказа о правилах купания.

Пастбище. Сенокос, сенокосилка. Ожоги, тепловой удар.

Знание основных признаков лета. Знания о труде людей города и села в летний период. Установление связей между жизнью человека и приметами лета. Умение отвечать на вопросы полным предложением. Умение определять и высказывать простые, общие для всех людей правила поведения; оценивать жизненные ситуации. Знание правил безопасного поведения у водоемов, на солнце. Умение соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека летом; строить монологическое высказывание по предложенной теме.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций, связной речи. Презентация «Правила поведения летом»
































Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку предметных результатовцелесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

- по способу предъявления (устные, письменные, практические);

- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт); от 51% до 65% заданий - «хорошо»;свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.


7. Учебно-методическое обеспечение программы.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. / [Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова]. - М.: Просвещение, 2018.

4. Мир природы и человека. 4 класс.Рабочая тетрадь.Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н. Б. Матвеева, М.А. Попова. – М., Просвещение, 2018.

5. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы.Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Николаевна Дубровина

Дата: 26.05.2024

Номер свидетельства: 651444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства