kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для четвертого класса по программе перспективная начальная школа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по ПНШ»


Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ «Сармановская гимназия» утвержденной 28.08.2016 №86, учебного плана МБОУ «Сармановская гимназия» на 2018-2019 учебный год.

Программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов в неделю по учебному плану - 2 часа.

УМК «Перспективная начальная школа».

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

Методические пособия для учащихся:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс в 2 частях:Учебник. – М: Академкнига/ Учебник 2014

Особенности преподавания курса: при изучении предмета применяются элементы технологии игровых методов, здоровьесбергающие технологии, технологии коммуникативного обучения, технологии проектного обучения.


Цели и задачи изучения курса

- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

– формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);

последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.


Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечелов. нравственных ценностей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:


В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

читать условные обозначения карт;

использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;

находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);

понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;

понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

характеризовать основные функции систем органов человека;

измерять температуру, вес, рост человека;

понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

*извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций

Обучающиеся получат возможность научиться:

осознавать ценностьприроды родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

использовать знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

*выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

рассказывать с использованием информации из Интернета о государственнойсимволике России;

самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;

обмениваться сведениями о событиях в стране;

готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;

находить на политико – административной карте России местоположение своего края;

*работать с глобусом и картой;

пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;

определять последовательность событий на ленте времени;

рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;

*рассказывать об особенностях труда людей родного края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

научатся определять часовой пояс своего края;

находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;

*составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

*понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного

здоровья(вред курения, наркотиков, громкой музыки)

Обучающиеся получат возможность научиться:

соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровье


Таблица тематического распределения количества часов



Разделы, темы.


Часы


1



Человек и природа.


Земля – планета Солнечной системы

Путешествие по природным зонам России

Родной край – часть великой России

Человеческий организм

Изучаем органы чувств


45


4

13

10

11

7


2



Человек и общество.


История Отечества

Путешествие по странам мира

Москва как летопись истории России

Мы – граждане России


23


7

7

5

4


Итого

68





















Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

(68 часов)

Назхвание раздела

Краткое содержание

Количество часов

Человек и природа

Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

45ч

Человек и общество

Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в.,) ; Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов ; памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов ; фонтан «Дружба народов».

23ч

Правила безопасного поведения

Соблюдения правил безопасного поведения у водоема. Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки). Оказание первой помощи.


Содержание этого блока изучается по мере изучения двух первых блоков,вследствие чего отдельные часы на изучение не выделены.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Изучаемый раздел, тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические сроки

История Отечества (7 часов)

1-2

Урок Мира

Древние славяне.Борынгы славяннар.

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» Определять последовательность исторических событий (лента времени) Показывать на карте места исторических событий.

1.09-4.09


3

Древняя Русь. Борынгы Русь.


8.09


4

Крещение Руси. Русьның чукындырылуы.

Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества. Определять последовательность исторических событий (лента времени). Показывать на карте места исторических событий

11.09


5

Входная контрольная работа (тест) Борьба Руси с западными завоевателями. Русьның көнбатыш баскынчыларына каршы көрәше.

Работать по карте «Невская битва»; описывают ледовое побоище.

15.09


6

Работа над ошибками. Возникновение Москвы. Первые московские князья.Мәскәү каласы барлыкка килү. Мәскәүнең кенәзләре

Описывают важнейшие изученные события из истории Отечества.

Анализируют «ленту времени»


18.09


7

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Бер Аллага ышану һәм традицион йолаларның саклануы.

Различать религиозный и атеистический тип мировоззрения.

Характеризовать основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.


22.09


8

Обобщение по теме «История Отечества» Ватан тарихы темасын йомгаклау. Проверочная работа по теме: «История Отечества»

Систематизировать полученные знания по разделу «История отечества»


25.09


Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

9


Солнечная система. Җир-кояш системасы.

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.

29.09


10

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. Җирнең үз күчәре тирәседә әйләнүе һәм аның кояш тирәли хәрәкәте.

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.

2.10


11

Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». “Җир-кояш системасы” темасын йомгаклау. (Готовимся к олимпиаде.) Контрольная работа.

Систематизировать полученные знания по разделу «Земля - планета Солнечной системы», проверочная работа

6.10


12

Работа над ошибками. Природные зоны нашей страны. Хаталар өстендә эш. Илебезнең табигый зоналары.

Работать с картой «Природные зоны России»; объяснят условные обозначения на карте; называть природные зоны. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон

9.10


Путешествие по природным зонам России (13 часов)

13



Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Россиянең табигый зоналары буйлап сәяхәт. Боз зонасы.

Находить на карте изученные природные зоны.

Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир ледяной зоны

13.10




14

Животные ледяной зоны. Арктика и человек. Боз зонасының хайван-нары. Арктика һәм кеше.

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон

16.10


15

Тундра. Тундра зонасы.

Находить зону тундры на карте «Природные зоны России». Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон

20.10


16

Тундра и человек. Охрана природной зоны. Тундра һәм кеше.Экологик проблемалар.

23.10


17

Зона лесов. Растения зоны лесов. Урман зонасы.

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон

27.10


18

Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей. Охрана природной зоны. Урман зонасынын хайваннар дөньясы. Табигатьтә һәм кеше тормышында урманның роле.Экологик проблемалар.

Называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов;



30.10


19

Зона степей. Далалар зонасы.

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный мир, называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу

10.11


20

Степь и человек. Охрана природной зоны. Далалар һәм кеше. Экологик проблемалар.

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать влияние человека на природу изучаемых природных зон.

13.11


21

Зона пустынь. Чүлләр зонасы.

Находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.

17.11


22

Жизнь человека в пустыне. Охрана природной зоны. Кешенең чүлдәге тормышы.Экологик проблемалар.

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать влияние человека на природу изучаемых природных зон. называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.

20.11


23

Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. Субтропик зона.Субтропик зонанын табигый шартлары, анын усемлек дөньясы.

Находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны;

24.11


24

Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. Субтропик зонаның хайваннар дөньясы.

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать влияние человека на природу изучаемых природных зон.

27.11


25

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Россиянең табигый зоналары буйлап сәяхәт темасын йомгаклау. (Готовимся к олимпиаде.) Контрольная работа.

Систематизация и проверка знаний.

1.12


Родной край – часть великой России 10 часов

26

Твой родной край.Туган төбәк–Бөек Россиянең бер өлеше. Синең туган төбәгең.

Определять положение родного края, города на карте. Находить на карте России границы родного региона, родного города. Приводить примеры достопримечательностей родного края Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам культуры родного региона. Урок-путешествие.

4.12


27

Московское время, часовые пояса. Мәскәү вакыты. Сәгать поясы

Работать с картой «Часовые пояса России» Определять время в конкретном городе по часовым поясам. Измерять время по часам

8.12


28

Карта твоего края.Туган төбәгеңнең картасы.

работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России.

11.12


29

Контрольная работа за 1 полугодие

Поверхность и водоемы твоего края. Җир өсте һәм сулыклары

Определять положение родного края на карте России. Характеризовать основные формы поверхности земли своего края. Показывать на карте горы, равнины, водоемы своего края

15.12


30

Полезные ископаемые твоего края. Туган төбәгеңнең файдалы казылмалары.

Определять какие полезные ископаемые добывают в родном крае. Характеризовать свойства полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности)

18.12


31

Растения твоего края. Туган төбәгеңнең үсемлекләре.

Характеризовать растительный и животный мир родного края. Выявлять роль растений и животных в природе и жизни людей (на примере своей местности), в том числе, с позиции бережного отношения к ним.

22.12


32

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. Туган төбәгеңнең терлекчелек тармаклары һәм йорт хайваннары.

Называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

25.12


33

Народные промыслы твоего края. Туган төбәгеңнең халык кәсепчелеге.

Работа с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края.

12.01


34

Заповедные места твоего края. Туган төбәгеңнең сакланулы урыннары.

Выявить, какое значение имеет окружающая природа для людей. Рассказывать о заповедниках родного края, выражать своё отношение к ним. Определять значение заповедных и охраняемых территории родного края.

15.01


35

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России». Синең туган төбәгең темасын йомгаклау. (Готовимся к олимпиаде) Проверочная работа

Систематизация и проверка знаний

19.01


Человеческий организм (11 часов)

36

Как устроен организм человека. Кеше организмы. Кеше организмы ничек төзелгән.

Знать понятия «орган», «система органов». Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Измерять температуру тела, вес и рост человека.

22.01


37

Путешествие в мир клеток. Күзәнәкләр дөньясына сәяхәт.

Знать понятие «ткань». Сравнивать внешний вид тканей разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.

26.01


38

Самый большой орган чувств. Иң зур сизү органы.

Термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Обосновывать значение кожного покрова для организма человека. Исследовать строение кожи(эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Рассказывать о значении кожи для организма человека, показывать на схеме структурные части кожного покрова

29.01


39

Как человек двигается. Кеше ничек хәрәкәт итә?

Термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Называть части скелете (череп, позвоночник). Выявлять назначение костей скелета. Определять значение мышц-сгибателей и мышц- разгибателей.

2.02


40

Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека. Ашкайнату системасы.

Понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Рассказывать о процессе пищеварения, называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) Обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приёма и приготовления пищи

5.02


41

Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека. Кан әйләнеше системасы.

Раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови. Выявить особенности строения органов кровообращения. Называть органы кровеносной системы. Рассказывать о строении и работе сердца, о циркуляции крови по организму. Характеризовать состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма)

9.02


42

Познакомимся с дыхательной системой. Ее роль в жизнедеятельности человека. Сулыш алу системасы белән танышабыз.

Называть органы системы дыхания. Раскрывать особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями. Проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

12.02


43

Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека.Начар гадәтләр һәм аның яшҗ организмга тискәре йогынтысы.

Объяснять негативное влияния курения, алкоголизма, табакокурения, токсикомании.

Прогнозировать последствия употребления психоактивных веществ

16.02


44

Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека. Бөер ничек итеп организмны зарарлы матдәләрдән чистарта.

Выявить особенности строения мочевой системы. Объяснять роль почек. Называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

19.02


45

Нервная система человека. Кешенең нерв системасы.

Выявить особенности строения нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы). Рассказывать о защитных рефлексах организма. Называть и обосновывать факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека

23.02


46

Обобщение по теме «Человеческий организм». Кеше организмы темасын йомгаклау. Готовимся к школьной олимпиаде.

Знать о строении человека (опорно-двигательный аппарат, органы пищеварения, кровообращения, дыхания, нервная система)

26.02


Изучаем органы чувств (7 часов)

47

Органы чувств. Нос - орган обоняния. Сизү органнары. Борын-сизү органы.


Определять и называть органы чувств. Выявлять роль и специфику разных органов чувств, их значение для человека. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств

2.03


48

Органы чувств. Язык - орган вкуса. Сизү органы –тел.

5.03


49

Органы чувств. Глаза.Күз белән-күзгә-күз.

Рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира. Объяснять гигиенические нормы ухода за органами чувств

9.03


50

Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира. Объяснять гигиенические нормы ухода за органами чувств. Рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.

12.03


51

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Әйберләрне тотып карап тану.Тою.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира. Выявлять роль и специфику разных органов чувств, их значение для человека. Рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения.

16.03


52

Охрана здоровья человека. Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи. Кешенен сәламәтлеген саклау. Беренче ярдәм курсәтү гамәли дәрес.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях

19.03


53

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Сизү органнары темасын ныгыту.Готовимся к школьной олимпиаде. Контрольная работа

Знать строение человека (органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения, строение глаза, строение органов чувств)

2.04


Путешествие по странам мира -7 часов

54

Границы России. Россия чикләре.

Показывать территорию России, ее государственные границы Находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России

6.04


55

Россия чикләре.Границы России.

Показывать территорию России, ее государственные границы Находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России

9.04


56

Соединенные штаты Америки (США). Америка Кушма Штатлары.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Обсуждать особенности рассмотренных стран мира.Называть главные достопримечательности городов

13.04


57

Великобритания. Бөекбритания.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Обсуждать особенности рассмотренных стран мира. Называть столицу и главные достопримечательности городов

16.04


58

Франция. Париж-Франциянең башкаласы.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Называть главные достопримечательности

20.04


59

Страны на карте мира. Дөнья картасындагы илләр.

Обсуждать особенности стран мира. Находить и показывать на карте географические объекты.

23.04


60

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Дөнья илләре буйлап сәяхәт темасын йомгаклау. Контрольная работа (Готовимся к олимпиаде.)

Обобщение и закрепление изученных тем. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.


27.04


Москва как летопись истории России (5 часов)

61

День народного единства.Халыклар бердәмлеге көне.

Давать краткую характеристику историческим событиям начала XVII века.

рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского.

30.04


62

Москва: память о войне 1812 года. 1812 елгы сугыш ядкаре.

Объяснять причины возникновения Отечественной войны 1812, хронологические рамки и итоги этой войны. Дают краткую характеристику войны: состав, цели, итоги

4.05


63

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Мәскәү: 1941-1945 еллардагы Бөек Ватан сугышы истәлекләре.

Объяснять причины возникновения Великой Отечественной войны 1941-1945, хронологические рамки и итоги этой войны.


7.05


64

Памятники Москвы : покорителям космоса. Мәскәү: Космонавтларга куелган һәйкәлләр. Обобщение по теме «Москва как летопись истории России».

Осознавать и характеризовать достижения современной науки в области космонавтики и космологии. Рассказывать о достижениях России в освоении космоса.

11.05


Мы – граждане России (4 часа)

65

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация. Безнең илебез- Россия яки Россия Федерациясе

Рассказывать об историческом становлении нашей страны (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация). Различать и объяснять понятия: «государство», « гражданин», «конституция». Называть и объяснять основные элементы Государственной символики России

14.05


66

Основной закон страны – Конституция России. Президент России. Илнең төп законы - Россия конституциясе. Промежуточная аттестация.

Характеризовать конституцию Российской Федерации как основной закон государства

Объяснять особенности правового статуса гражданина России

Классифицировать конституционные права граждан

18.05


67

Государственная власть в России. Президент России. Россия президенты.

Характеризовать государственное устройство нашей страны

Называть высшие органы власти России (президент, правительство)

21.05


68

Обобщение по теме: «Мы – граждане России». или экскурсия в краеведческий музей.Без Россия граңданнары. Туган якны өйрәнү музеена сәяхәт.

Знать понятия, изученные в разделе «Мы - граждане России».

Читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать о символике Российской Федерации.

показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка).

25.05


Перечень учебно-методического обеспечения

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.2014

2.Экология.Природные комплексы. Учебное пособие для 4 класса.Рудский В.Г., 2000

3.Окружающий мир в схемах и таблицах.1-4кл. Бересова Е.В., 2012

4.Интернет ресурсы

http://www.nachalka.com/ - можно найти много материалов

http://www.solnet.ee- детский портал «Солнышко»



Материально-техническое обеспечение:

1.Ноутбук.

2.Инвентарь, плакаты, практические материалы в методическом кабинете





Приложение1


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Характеристика цифровой оценки

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).

Недочеты:

преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не приво­дящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.



ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 90 % заданий. «4» - верно выполнено 77%-90% заданий.

«3» - верно выполнено 60% -77 % заданий. «2» - верно выполнено менее 60% заданий

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.



























Приложение 2


Входная контрольная работа (тест)

1.Какой город является столицей нашей Республики :

А)Набережные Челны

Б)Казань

В)Сарманово

2.Что такое горизонт:

А)линия, где земля соединяется с небом

Б)все ,что видно из нашего окна

В)видимое вокруг нас пространство

3.Как называются растения, которые человек специально выращивает для своих нужд:

А)домашние

Б)культурные

В)дикорастущие

4.Причиной смены дня и ночи на нашей планете является:

А)изменение продолжительности дня и ночи в течение года

Б)постоянное вращение Земли вокруг своей оси

В)годовое движение Земли вокруг Солнца

Г)постоянное движение Солнца относительно ближайших звезд

5.Тело этих животных покрыто чешуёй, дышат они жабрами. Кто это:

А)насекомые

Б)птицы

В)рыбы

6.Какое растение не относится к растениям леса:

А)ландыш

Б)рогоз

В)осина

Г)земляника

7.Какое действие человека относится к охране природы:

А)добыча полезных ископаемых

Б)охота на хищных животных

В)посадка деревьев для укрепления склонов оврагов

8.Укажи высказывание, которое относится к правилам поведения в природе:

А)мусор нужно сложить под кустик

Б)в лесу надо соблюдать тишину

В)бабочек лучше всего ловить сачком

9.Для чего нужен компас:

А)для измерения расстояния

Б)для измерения температуры тела

В)для определения сторон горизонта

10.Приведи по 2 примера

Твердые полезные ископаемые

Жидкие полезные ископаемые

Газообразные полезные ископаемые

Каменный уголь, гранит

Нефть, ртуть

Природный газ




Критерии оценивания:

1-5 вопросы, 7-9 вопросы 1 балл

6 вопрос -2балла

10 вопрос -5 баллов

Итого: 15-14 баллов-«5»

13-11 баллов-«4»

10-8 баллов-«3»

7 и ниже баллов-«2»


Проверочная работа по теме: «История Отечества» УМК «ПНШ» (4 класс)


Ф.И. ____________________________________________________ класс ____________


  1. Напиши основные виды деятельности древних славян:______________________________

__________________________________________________________________________________

охота, бортничество, земледелием

  1. Как назывался основной торговый путь? __________________________________________

«Из варяг в греки»

  1. Чем торговали русские торговцы - купцы?_________________________________________

_________________________________________________________________________________

Мех, кожа, золото, серебро, драгоценные камни и т.д

  1. Напиши год крещения Руси: ______________________________________________________

988

  1. Кто был основателем города Ярославля? __________________________________________

Ярослав Мудрый


  1. Как прозвал народ Александра Ярославовича за победу со шведами?

__________________________________________________________________________________

Александр Невский


  1. Как называется битва с немцами на Чудском озере? _______________________________

Ледовое побоище

  1. В каком году основан город Москва? _____________________________________________

В 1147 году

  1. Кто был основателем Москвы? __________________________________________________

Юрий Долгорукий

10. Допиши высказывание: Москва — столица ______________________


России


Контрольная работа по теме: «Земля — планета Солнечной системы» УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ____________________________________________________ класс ____________


1.Что образует Солнечная система? ___________________________________________________

солнечную систему

2. Сколько планет в Солнечной системе?______________________________

8 планет

3. Напиши названия планет, которые ты знаешь: _________________________________________

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

__________________________________________________________________________________

  1. Планета, на которой есть жизнь — это _________________________________________

Земля

5. Самая яркая дневная звезда — это _____________________________

солнце


6. Без чего невозможна жизнь живых существ на Земле? _________________________________ _________________________________________________________________________________

Света и тепла

7. Земля вращается вокруг своей оси с _____________________ на ________________________

С запада на восток

8. Благодаря вращению Земли вокруг Солнца, происходит смена _________________________

Дня и ночи

9. Благодаря вращению Земли вокруг своей оси, происходит смена _______________________

Времен года


  1. Глобус — это _______________________________________

Модель Земли

Контрольная работа по теме: «Природные зоны» УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____


Выбери правильный ответ и отметь «+»


  1. Какие природные зоны ты знаешь? Напиши. ___________________________________________


2. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

+ б) на островах Северного Ледовитого океана

в) на островах Индийского океана

3. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы

+ б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы.

4. Какое растение встречается в пустыне?

+а) верблюжья колючка

б) ирис

в) берёза

5. В ледяной зоне растут ....

а) кедры, берёзы, черёмуха

+б) лишайники, мхи, полярные маки

в) бузина, орешник, айва

6. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика — лемминг — песец

б) растения — заяц-беляк — рысь

+ в) зерно — суслик — орёл-беркут

7. Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

а) сайгака б) джейрана + в) верблюд

8. В какой природной зоне ты живёшь? Напиши, что ты знаешь о ней.


Контрольная работа за 1 полугодие.

  1. Назови основные занятия древних славян (охота, бортничество, земледелием).

  2. Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образует ….(солнечную систему).

  3. О какой природной зоне идет речь: «Природа этой зоны очень сурова. Зимой- полярная ночь. Летом- полярный день.» (Зона арктических пустынь)

  4. Какие животные взяты под охрану в заповеднике на острове Врангеля? (Овцебык, белый медведь)

  5. Почему растения в тундре низкорослые? (Прохладное, короткое лето)

  6. Почему леса называют «лёгкими» нашей планеты? (очищают воздух)

  7. Составь цепь питания, которая складывается между обитателями зоны лесов. (Кора-олень-волк, жёлудь-мышь-сова (лиса) и др.)

  8. Какой растительный покров преобладает в степях? (кустарники и травы)

  9. Какое колючее растение охотно поедают верблюды? (верблюжья колючка)

  10. Как ты можешь помочь охране земли своего края? (……)

2,3,5,6,8.9-1 балл

4,7, 10-2балла

1-3балла

Итого: 15-14баллов-«5»

13-11баллов-«4»

10-8 баллов-«3»

7 и ниже баллов – «2»


Проверочная работа по теме: «Родной край-часть великой России» УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____


Ответь на вопросы. Запиши свой ответ.


  1. В какой природной зоне находится наш край?

__________________________________________ (лесная )

  1. Какие города Татарстана ты знаешь? ___________________________________(Казань,Наб.Челны,Альметьево,Елабуга)

___________________________________________

  1. Какие водоемы нашего края ты знаешь?

реки: _______________________________________(Мензеля,Кама, Иганя,)

озера: ______________________________________(Кабан,Лебяжье,Голубое)

  1. Какие растения растут в нашем крае?

деревья: ___________ (береза,дуб,клен,ель,сосна идр.)________________________

кусты: _____________________________________ (сирень.,акация,малина)

цветы: _____________________________________(ромашка ,василек,ландыш)

ягоды: _____________________________________(земляника,малина,клубника,

  1. Какие животные встречаются в нашем крае?

звери:______________________________________ (волк,заяц,лиса)

птицы:_____________________________________(ворона,синица,ворбей)

рыбы:______________________________________(щука,карась,карп)

насекомые: _________________________________(муравей,муха,комар)

____________________________________________

  1. Составь цепь питания лесной зоны:

____________________________________________ (зерно - мышь - сова; Опавшие листья → ​Микроорганизмы, Бактерии → Червь дождевой → Мышь → Крот → Еж → Лиса → Волк)

  1. Какие растения и животные твоего края занесены в Красную книгу ? ________________________________________(растения-алтей лекарственный, багульник болотный, бессмертник песчаный, волчье лыко, голубика обыкновенная, клюква болотная, подорожник большой;.животные-брюхоногие моллюски, высшие раки, паук серебрянка, тарантул южнорусский, скакун лесной, усач Келера, хрущ мраморный, белуга, осетр русский, золотистая щука, серый журавль, лесной жаворонок, болотная черепаха, снежный барс, выдра, ежовые.)

  2. Какие ты знашь народные промыслы своего края?______________________________________( деревообрабатывающие)

___________________________________________

  1. Напиши экологические проблемы нашего края. ______________________________________(загрязнение водоемов,воздуха)

____________________________________________

  1. Составь памятку по охране природы родного края.

Памятка

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6._______________________________________


Контрольная работа по теме: «Системы органов. Органы чувств» УМК «ПНШ» (4 класс)


Ф.И.._______________________________ класс ____________


Выбери правильный ответ «V» или допиши свой.


1.Сколько в организме человека систем органов?

- 3 - 5 - 2 - 6 V

2. Сколько у человека органов чувств?

- 3 - 5 V - 2 - 6

3.Соедини соответствующую систему органов с её функцией.


а) Пищеварительная система Выводит вредные продукты жизнедеятельности

б) Дыхательная система Обеспечивает движение крови в организме

в) Опорно- двигательная система Обеспечивает переваривание пищи

г) Нервная система Дает опору телу человека, создает движение

д) Система кровообращения Обеспечивает газообмен

е) Выделительная система Управляет деятельностью всего организма


а) Пищеварительная система Выводит вредные продукты жизнедеятельности

б) Дыхательная система Обеспечивает движение крови в организме

в) Опорно- двигательная система Обеспечивает переваривание пищи

г) Нервная система Дает опору телу человека, создает движение

д) Система кровообращения Обеспечивает газообмен

е) Выделительная система Управляет деятельностью всего организма




4.Допиши главный орган чувств и его основную функцию:

а) Орган зрения - _______________ _________________________________________________(глаза-видеть)

б) Орган слуха - _______________ _________________________________________________(уши-слышать)

в) Орган вкуса - _______________ _________________________________________________(язык-чувствовать вкус)

г) Орган осязания - _____________ _________________________________________________(кожа,чувствовать прикосновение,тепло,холод,боль))

д) Орган обоняния - ____________ _________________________________________________(нос,чувствовать запах)

е) Орган равновесия - _____________ ______________________________________________________ (скелет,поддерживать опору)


5.Какие части скелета ты знаешь? _________________________________________________( череп, по­зво­ноч­ник, груд­ная клет­ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го­лень, стопа)


6.Мышцы бывают: ___________________________ и _________________________________( мышцы сгибатели и мыш­цу-раз­ги­ба­тель)



7.По артериям кровь движется от _________________ к ______________, а по венам от ________________ к ________________(от сердца к органам;от органов к сердцу)


8.Самый большой орган чувств - __________________(кожа)


9.Напиши строение одного из органов чувств (по выбору)

_________________________________________________________________________________


10.Составь памятку по укреплению и сохранению своего здоровья.

Памятка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


Контрольная работа по теме: «Путешествие по странам мира» УМК «ПНШ» (4 класс)

Ф.И. ______________________________класс____

Выбери правильный ответ и отметь «+»


1.Сколько всего на планете материков?

а) 5 б) 3 + в) 6 г) 4

2.Какие материки ты знаешь? Напиши.

______________________________________________________________________________________(Евразия,Южная Америка , Северная Америка,Африка,Австралия,Антарктида)

3.Сколько в мире государств?

а) 300 б) 100 в) 500 + г) 200 (больше 190)

4.Какие символы государства ты знаешь? Напиши. __________________________________ ___________(флаг,герб,гимн)

5. Материк, который состоит из Европы и Азии называется _____________________________.(Евразия)

6.Пролив, который отделяет Россию от США называется....

а) Гибралтарский

+б) Берингов

в) Гудзонов

г) Ла- Манш

7. Соедини государства и их столицы.

Токио

Великобритания Нью -Йорк

Россия Париж

США Берлин

Франция Санкт -Петербург

Япония Лондон

Германия Вашингтон

Москва


Токио

Великобритания Нью -Йорк

Россия Париж

США Берлин

Франция Санкт -Петербург

Япония Лондон

Германия Вашингтон

Москва



8. Великобритания по - другому называется _______________ , ( Англия ) а США __________________ .(Америка)

9. Кто управляет государством ? Соедини

США Англия Россия Япония Франция


королева президент парламент император


США Англия Россия Япония Франция


королева президент парламент император


10. Государственный язык этих стран ......

Франция - _______________________________(француский)

Англия - ________________________________(английский)

Германия - _______________________________(немецкий)

Россия - ________________________________(русский)

Япония - ________________________________(японский)

США - __________________________________(английский)



Промежуточная аттестация

1. На каком из рисунков указан герб Российской Федерации?

1)

2)

3)

4)


Прочитай текст и выполни задания №2-№5


У супругов Дарьи Владимировны и Валерия Григорьевича двое детей школьного возраста: старший сын Антон и дочь Наташа. Вся семья живет в Москве.

Ребята каждую неделю навещают своих бабушку и дедушку, которые живут на соседней улице. А Валерий Григорьевич всегда помогает родителям с покупками. Папа и Толя любят по выходным ездить на рыбалку. Наташа занимается теннисом, а мама увлекается вышиванием.

В семье хранится медаль, которую его предок по отцовской линии получил за храбрость в сражениях Отечественной войны 1812 г. В этой войне народ России одержал победу над вторгшейся на её территорию французской армией Наполеона Бонапарта.


2. Выбери верное утверждение о семье Толи и Наташи.

1) У всех членов семьи одни и те же увлечения.

2) Вся семья много времени проводит на рыбалке.

3) Наташа ходит в школу, а Толя уже студент.

4) Младшие члены семьи заботятся о старших.

3. Укажи век, к которому относятся события войны России с армией Наполеона Бонапарта.

1) XXI век 2) XIX век 3) XVII век 4) XVIII век

4. Кем является отец Антона по отношению к людям, воевавшим в годы войны с армией Наполеона? Обведи номер ответа.

1) Участником событий, приведших к победе над армией Наполеона.

2) Очевидцем героических подвигов русского народа в годы войны 1812 г.

3) Соратником воинов, победивших в сражениях с армией Наполеона.

4) Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г.

5. Какие достопримечательности можешь показать друзьям в своем городе? Обведи


6. Выбери правило, которое необходимо соблюдать пешеходам для безопасного движения по улице.

1)

Быстро перебегать улицу возле знака

3)

Останавливаться на отдых в местах, обозначенных знаком

2)

Переходить проезжую часть возле знака

4)

Двигаться по проезжей части по знаку

7. Одни животные проводят время в спячке. Другие, сменив шерсть на более светлую, питаются сделанными заранее запасами. Эти явления характерны для


1) птиц зимой 3) зверей зимой

2) насекомых осенью 4) рыб осенью

8. Выбери из приведенного ниже списка слов и словосочетаний те, которые обозначают явления природы. Обведи все верные ответы.

А. тушение пожара Г. землетрясение

Б. извержение вулкана Д. подножие холма

В. изготовление асфальта Е. выпадение дождя



9. В лесу на пне Костя обнаружил съедобные грибы и сфотографировал. Какие грибы изображены на фотографии?

1) Опята

2) Подосиновики

3) Подберезовики

4) Маслята

10. Какое полезное ископаемое представляет собой маслянистую жидкость почти черного цвета, которую добывают при помощи буровых установок?

Запиши ответ: _______________________________________________

11. Весной по берегам прудов и болот можно часто увидеть яркие желтые цветы калужницы болотной. Ниже приведен перечень свойств этого растения. Выбери из них те, которые относятся к внешнему виду калужницы. Обведи буквы всех верных утверждений.

А. Цветки калужницы яркого желтого цвета.

Б. Цветет калужница обычно в мае.

В. Калужницы ядовиты для домашних животных.

Г. Листья калужницы по форме напоминающие сердечко.

Д. Растет калужница по берегам рек и озер.

Е. Калужница – многолетнее растение.

12. Перед тобой названия пяти животных: щука, майский жук, акула, кузнечик, стрекоза

Запиши названия этих животных в соответствующих клетках таблицы.


Хищники

Растительноядные

Насекомые



Рыбы




13. Утром Катя посмотрела на термометр, висящий за окном. Какому из советов должна последовать Катя на основании показаний термометра?

1) На улице тепло, 22 градуса выше нуля. Можно собираться на речку купаться.

2) На улице солнечно, но судя по прогнозам, погода может измениться.

3) Погода солнечная, но прохладно. Температура чуть выше нуля.

4) Термометр предупреждает, что погода в течение дня может испортиться и сильно похолодает.


14. Сережа проводил опыт с поваренной солью и водой. Он бросал в стакан с водой по 1 чайной ложке соли и следил за временем до ее полного растворения. В таблице представлены результаты его опыта.

Масса воды

Температура воды

Количество чайных ложек соли

Время, за которое вся соль растворилась в воде

200 г

10°

1

370 сек

200 г

40°

1

305 сек

200 г

50°

1

230 сек

200 г

70°

1

170 сек

Какое предположение проверял Сережа в своем опыте?

1) Сколько соли растворяется в воде при разной температуре

2) Чем выше температура воды, тем больше соли в ней растворяется.

3) Как зависит время растворения соли от температуры воды

4) Как зависит масса растворенной соли от температуры воды


15. Прочитай текст и вставь вместо пропусков номера нужных слов
из приведенного ниже списка


Пустыни

В пустынях нашей страны уже в апреле начинается лето, которое длится почти до ноября. Обычно в пустынях всюду много песка. Он образует холмы, которые здесь называют ______. Растения в пустыне растут поодиночке или небольшими группами среди песков и растрескавшейся глины. Это верблюжья колючка, песчаная осока, различные полыни. Привычных нам деревьев в пустыне нет. Лишь местами растет невысокое дерево с извилистым стволом – ______.

Животный мир пустынь небогат. Многие животные днем спят в норах, а активны ночью или на лето залегают в спячку. В пустынях встречается много пресмыкающихся – ______ и ядовитых змей. Живут здесь ______, которые питаются растительной пищей, а на день забираются в норы.

1. саксаул

2. бересклет

3. фьорды

4. бархан

5. тушканчик

6. верблюд

7. ящерица

8. лягушка


16. Если ты захочешь побольше узнать об обитающих в пустынях змеях, то какую из книг ты выберешь в библиотеке?

1) Атлас «Достопримечательности пустыни Сахара»

2) Роман «Жизнь в ледяной пустыне»

3) Энциклопедия «Пресмыкающиеся степей и пустынь»

4) Энциклопедия «Мир зверей степей и пустынь»

17. Запиши название океана, обозначенного на рисунке стрелкой.

Ответ: _______________________________________________

18. Известно, что вода может находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном. На схеме показаны некоторые превращения воды.


Пар

Испарение

Конденсация


Вода


Лед

Плавление

Отвердевание







Используя схему, определи, к каким процессам относятся описанные процессы изменения состояния воды. Соедини стрелками процесс с его названием.


ПРОЦЕСС

ЕГО НАЗВАНИЕ

А. Ранним летним утром на листьях растений появляются капельки росы, которые образуются из содержащегося в воздухе водяного пара.

Плавление


Испарение


Отвердевание


Конденсация

Б. Под лучами апрельского солнца с сосулек на крыше дома капает вода.



19. В доме отдыха на берегу озера людям сильно досаждали комары. Администрация дома отдыха приобрела специальное устройство для уничтожения комаров. И вскоре комары исчезли. Однако затем у озера стало обитать заметно меньше лягушек. Объясни, почему это произошло.

Ответ:


20. Одним из основных условий здорового образа жизни является сбалансированное питание. Прочитай меню Сережи и ответь на вопросы.

Завтрак

1) Пшенная каша

2) Хлеб с маслом

3) Стакан молока



Обед

1) Куриный бульон

2) Макароны с мясной котлетой

3) Сладкий чай

4) ___________________

Ужин

1) Сосиска с рисом

2) Стакан кефира



Какая группа продуктов отсутствует в рационе питания Сережи?

Ответ:

Добавь в меню обеда Сережи одно блюдо так, чтобы его питание стало содержать указанную тобой группу продуктов. Ответ запиши на строчке меню под цифрой 4.

Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы


Номер задания

Правильный ответ (решение)

Максимальный балл

1

Ответ: 4

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

2

Ответ: 4 – Младшие члены семьи заботятся о старших.

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

3

Ответ: 2 XIX век

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

4

Ответ: 4 – Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г.

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

5

Ответ: БВ (Большой театр, Царь-колокол)

1 балл – указан хотя бы один верный элемент ответа и другие элементы не указаны.

0 баллов – в других случаях

1

6

Ответ:

2 – Переходить проезжую часть возле знака

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

7

Ответ: 3 – зверей зимой

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

8

Ответ: БГЕ

Б. извержение вулкана

Г. землетрясение

Е. выпадение дождя

1 балл – приведены все три элемента верного ответа.

0 баллов – в остальных случаях

1

9

Ответ: 1 – опята

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

10

Ответ: нефть

1 балл – приведен верный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

11

Ответ: АГ

А. Цветки калужницы яркого желтого цвета.

Г. Листья калужницы по форме напоминающие сердечко.

2 балла – приведено два верных элемента ответа и других элементов ответа не приведено.

1 балл – приведен только один элемент верного ответа.

0 баллов – в остальных случаях

2

12

Ответ:

Заполнение таблицы:


Хищники

Травоядные

Насекомые

стрекоза

майский жук,

кузнечик

Рыбы

щука, акула

2 балла – таблица заполнена правильно

1 балл – все объекты помещены в таблицу, но два объекта помещены в ячейки таблицы неверно

Или

при заполнении таблицы два объекта пропущены

0 баллов – другие варианты ответов

Или ответ отсутствует.

2

13

Ответ: 1 – На улице тепло, 22 градуса выше нуля. Можно собираться на речку купаться.

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

14

Ответ: 3 – Как зависит время растворения соли от температуры воды.

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

15

Ответ: 4175

2 балла – в ответе правильно указано все четыре верных элементов ответа.

1 балл – в ответе указано три верных элемента ответа.

0 баллов – в остальных случаях

2

16

Ответ: 3 – Энциклопедия «Пресмыкающиеся степей и пустынь»

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

17

Ответ: Индийский океан


1 балл – приведен верный ответ

0 баллов – неверный ответ

1

18

Ответ: Стрелками соединены:

А – конденсация

Б – плавление

2 балла – приведено два верных элемента ответа.

1 балл – приведен только один верный элемент ответа.

0 баллов – в остальных случаях

2

19

Примерный ответ: Лягушки питаются комарами, поэтому с исчезновением комаров им пришлось искать другие места обитания».

В ответе должно быть указано на питание лягушек комарами, как причину изменения численности лягушек.

1 балл – указана верная причина

0 баллов – приведен другой ответ или ответ не дан

1

20

Ответ:

1) Группа продуктов – овощи и фрукты

2) Блюдо – любое блюдо из овощей или фруктов

1 балл – группа продуктов названа верно или верно указано блюдо.

0 баллов – оба элемента приведены неверно

1









27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по ПНШ

Автор: Валиева Гулшат Харисовна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Учебная программа и поурочное планирование предмета Окружающий мир 2 класс ПНШ "
    ["seo_title"] => string(93) "uchiebnaia-proghramma-i-pourochnoie-planirovaniie-priedmieta-okruzhaiushchii-mir-2-klass-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "171802"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423728925"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК ПНШ"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_2_klass_umk_pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "426647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504006860"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 2 класса (ПНШ) "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-dlia-2-klassa-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "139484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417718225"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapookruzhaiushchiemumiru1klasspnsh"
    ["file_id"] => string(6) "271464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451508632"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2  класса ПНШ "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-kursu-okruzhaiushchii-mir-dlia-2-klassa-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "117432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412785636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства