Интегрированный характер курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией, информатикой в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой, развитие УУД.
Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированных характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально- гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК « Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно- следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ»
АННОТАЦИЯ
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе авторской программы Федотовой О.Н., Трафимовой ГВ., Трафимова С.А. «Окружающий мир»., утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования, размещённой в сборнике «Программы по учебным предметам». автор Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета
Цель изучения курса « Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства научного познания и эмоционально- целостного осмысления ребёнком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Целями изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико- ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий( личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания , в соответствии со Стандартом, являются
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;
- формирование у школьников УУД, основанных на способности рёбёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно- популярной и справочной литературой, проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье , населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Интегрированный характер курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией, информатикой в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой, развитие УУД.
Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированных характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально- гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК « Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно- следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК « Перспективная начальная школа», курс окружающего мира предств предметной области « Обществознание и естествознание», рассчитан во 1 классе на 66 часов (2 часа в неделю). В данной программе представлено 67 часов ( 33 учебных недели и 2 учебных дня). Данная рабочая программа адаптирована к индивидуальным особенностям класса. Согласно СанПин 2.4.22821- 20 (п.10.10) в I четверти 1 класса проводится по 3 урока в день, следовательно, с целью выполнения учебного плана в рабочей программе по окружающему миру прописано 9 интегрированных уроков с предметом «Технология».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:
- наука- ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- человечество- мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов , прогресс человечества, международное сотрудничество;
- труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность- свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- гражданственность- долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
- поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья- любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
- личность- саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- традиционные религии- представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессиального диалога.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм
Развитие регулятивных УУД
Ученик научится или получит возможность
научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Развитие коммуникативных УУД
Ученик научится или получит возможность
научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.
Развитие познавательных УУД
Ученик научится или получит возможность научиться:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты освоения учебного предмета в 1 КЛАССЕ
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
различать предметы и выделять их признаки;
проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими как смена дня и ночи, смена времен года;
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
называть органы чувств человека и их основные функции;
называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
называть столицу россии, приводить примеры ее достопримечательностей;
узнавать российский государственный флаг и российский государственный герб;
выполнять правила поведения при прослушивании государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
называть столицу россии, рассказывать о ее достопримечательностях;
узнавать российский государственный флаг среди флагов других стран;
рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края
В результате изучения раздела «Правила безопасногоповедения» обучающиеся научатся:
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
выполнять правила перехода проезжей части улицы;
называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
соблюдать правила безопасного поведения на улице;
соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
соблюдать правила сбора лекарственных растений;
оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
Содержание курса. Программа 1 класса (66 часов)
Основные содержательные линии предмета ≪Окружающий мир≫ представлены в программе тремя содержательными блоками: ≪Человек и природа≫, ≪Человек и общество≫, ≪Правила безопасной жизни≫.
Тематическое планирование рассчитано, в соответствии с требованиями стандарта второго поколения, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания и предусматривает распределение общего объема часов программы в начальной школе (270 ч) по содержательным блокам: ≪Человек и природа≫ — 187 часов, ≪Человек и общество≫ — 83 часа.
Содержание блока ≪Правила безопасной жизни≫ изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 4—5 часов).
Содержательный блок ≪Человек и природа≫ (49 ч) 1 класс
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Природаживая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы).
Органы чувств человека (глаз, нос, язык,ухо, кожа).
Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)).
Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения — часть живой природы. Разнообразие растений.
Деревья, кустарники, травы.
Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода).
Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя).
Способы распространения растений.
Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных.
Насекомые, рыбы, птицы, звери.
Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы.
Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме).
Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года.
Жизнь растений и животных подо льдом.
Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года
. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май).
Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня,таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц).
Жизнь деревьев и кустарников весной.
Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август).
Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Содержательный блок ≪Человек и общество≫ (17ч)1 класс
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку.
Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой.
Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами ≪экология≫, ≪эколог≫, ≪Красная книга России≫. Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах
России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина — Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия — многонациональная страна.
Москва — столица России. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро.
Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Содержательный блок ≪Правила безопасного поведения≫ 1 класс
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей.
Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы.
Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен). Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).
Изучение программного материала по разделам
Экскурсии – 5, практических работ 6
1 раздел. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)
Практическая работа №1 «Определение свойств предметов с помощью органов чувств»
Практическая работа №2 «Определение свойств предметов с помощью органов чувств
2 раздел. Живая природа (10 ч)
Практическая работа №3 «Наблюдения за прорастанием семян, ростом растений»
Практические работа №4 «Наблюдения за способами распространения растений на новые места»
3 раздел .Природа и ее сезонные изменения (38 ч)
Практическая работа № 5 «Опыты со льдом и водой».
Практическая работа № 6 « Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках».
Урок – экскурсия №1 « Жизнь растений осенью».
Урок – экскурсия №2. « Как помочь птицам зимой».
Урок – экскурсия №3 «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
4 раздел. Наша родина — Россия (10 ч)
Урок – экскурсия № 4. «Транспорт города»
Урок - экскурсия №5 «Наш город»
Основные виды деятельности
Содержательный блок ≪Человек и природа≫:
• различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов
• сравнение и различение объектов живой и неживой природы
• группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам
• выделение из объектов неживой природы изделий человека
• выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных
• выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе
• сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам
• группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
• классификация объектов природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения
• знакомство с сезонными изменениями в природе осенью,зимой, весной, летом
• обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета
• расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период
• уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных
• знакомство с особенностями появления потомства у животных
• систематизация жизненных наблюдений о труде
• классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов)
• уточнение представлений о грибах
• знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями
• использование термина ≪экология≫ в ситуациях взаимодействия и практического применения знани
Содержательный блок ≪Человек и общество≫:
• знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника
• использование правил поведения в школе, с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
• описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков
• применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них
• моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах
• обсуждение форм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах
• работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
• знакомство с правилами игры
• формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн)
• воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы —Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.
Содержательный блок ≪Правила безопасного поведения≫:
• нахождение класса, своего места в классе
• ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе
• изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами
• знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами безопасного поведения во время игр.__
Формы контроля знаний. умений и навыков:
Диагностические задания, фронтальная беседа, , тесты текущего и итогового характера
Принципы отбора учебного материала:
Доступность и наглядность материала
Связь с практикой
Систематичности подачи материала и его научность
Принцип активности и сознательности
Прочности
Принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как достижение предметных результатов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс формирования метапредметных качеств через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных
Используемые технологии , методы и формы обучения:
Личностно – ориентированные технологии. (Педагогика сотрудничества ,Технологии развивающего обучения ,Технология уровневой дифференциации обучения )
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология деятельностного метода.
Доминируют естественно – научные методы познания:
Словесные методы, наглядные,практические
Методы наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением
Метод Проблемного Изложения: Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и интернет;
системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
Система разнообразных форм организации учебной деятельности в предмете «окружающий мир» обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей:
создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в интернет (внеурочная деятельность);
социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.).
Учебные тексты учебников завершенной предметной линии построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем) и включают в себя:
задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей- открывателей закономерностей и правил;
иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир.
1 класс: Учебник.- М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир:
Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийная установка, экран, живые пособия(комнатные растения…), гербарии, таблицы, муляжи, посуда для практических работ, глобус, физическая карта России, лупы.
Интернет-ресурсы
http://www.natura.spb.ru/
http://www.unnaturalist.ru/
http://zoosite.ru/
http://www.superpets.ru/
httr://www.apus.ru/
httr://www.biodat.ru/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела
Количество часов по государственной программе
Количество часов по рабочей программе
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
Метапредметные
Личностные
1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире.
8 ч
8 ч
- знать название учебника, содержание, условия обозначения;
ориентироваться в учебнике с помощью содержания и условных обозначений; героев учебника, адрес школы. домашний адрес; значение термина «признак предмета»; признаки предметов, которые можно определить с помощью органов чувств;
особенности строения органов чувств и способы их защиты; различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека
- уметь определять предмет по его признакам , используя необходимые органы чувств; собирать информацию об окружающем мире с помощью органов чувств; ухаживать за органами чувств; различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- поиск и выделение не обходимой информации
- целеполагание, планирование
- умение достаточно и точно выражать свои мысли
- постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации
- подведение под понятия, распознавание объектов; выбор наиболее эффективных способов решения задач ;формирование знаково- символических УД.
- смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; нравственно- этическое оценивание;
- самоопределение: что уже известно, а что нет
2. Живая природа.
10 ч
10 ч
- знать признаки живых организмов; отличительные признаки диких и домашних животных; признаки живых организмов; существенные признаки насекомых; признаки, общие для всех растений; сходства и отличительные
признаки травянистых растений; отличительные особенности и органы растений;
-уметь отличать диких животных от домашних;выявлять существенные признаки насекомых; выявлять существенные признаки растений;находить сходства и различия травянистых растений;определять тип растения и называть его части
- постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
- подведение под понятия, распознавание объектов; выбор наиболее эффективных способов решения задач; формирование знаково- символических УД;
- целеполагание, планирование;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- выявление родо - видовых существенных признаков
- смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; нравственно- этическое оценивание;
- самоопределение: что уже известно, а что нет
3. Природа и ее сезонные изменения.
38 ч
38 ч
- знать признаки разного времени года; лиственные и хвойные деревья, разнообразие форм, окраски в осенний период; об изменениях в жизни растений осенью; правила безопасности при работе в саду и огороде, различия между овощами и фруктами; особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; названия зимующих птиц; существенные признаки рыб, особенности жизни некоторых животных и растений в воде и подо льдом, правила безопасного поведения у воды зимой; особенности изменения в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной; понятие «лекарственные растения»;правила сбора растений;
- уметь работать с информацией, предложенной в виде рисунка; рассказывать об изменениях растений осенью; выявлять существенные признаки растений; делать выводы из наблюдений
- поиск и выделение необходимой информации; установление причинно- следственных связей
- умение достаточно и точно выражать свои мысли;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; нравственно- этическое оценивание;
- самоопределение: что уже известно, а что нет
4. Наша родина- Россия.
10 ч
11 ч
- знать название своей страны, символику своей страны; значение государственной символики, изображенной на денежных знаках; понятие « столица», название столицы, «сердце» столицы; история создания Кремля; названия видов транспорта, правила поведения в городском транспорте и во время движения по городу; достопримечательности своего города, названия улиц; термины «экология», «эколог».
- уметь называть имя своей страны, рассказывать о символике своей страны, читать карту; рассказывать о достопримечательностях своего города;
пользоваться городским видом транспорта; применять правила поведения природе.
- умение точно выражать мысли;
- поиск и выделение необходимой информации; установление причинно- следственных связей;
- целеполагание, планирование;
- смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; нравственно- этическое оценивание;
- самоопределение: что уже известно, а что нет.
Окружающий мир -1 класс- ПНШ
№ п/п
Тема урока
дата
Количество часов
Тип урока
Планируемые результаты
Форма организации познавательной деятельности
Форма контроля
Организация самостоятельной
деятельности
Наглядность и ИКТ
Примечание
Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире – 8 часов
1
Урок- путешествие. Интегрирован с литературным чтением.
Знакомство с учебником.
02.09
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
название учебника, содержание, условия обозначения.
ориентироваться в учебнике с помощью содержания и условных обозначений.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: поиск и выделение не обходимой информации.
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание.
Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с иллюстрациям и учебника. У.с.1-3
Учебник, условные обозначения демонстрационные
2
Где живёт семья
Ивановых, где живёшь ты.
Интегрирован с технологией.
ОБЖ «Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на улице».
04.09
1
Урок
формирования
первоначальных
предметных
навыков и УУД,
овладения
новыми
предметными
умениями.
героев учебника, адрес школы. домашний адрес.
называть адреса школы и свой домашний адрес.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
П: поиск и выделение необходимой информации.
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и групповая работа.
Текущий.
Рисование своей семьи. У.4-5
изображения вертолёта, мяч, рисунки с изображением родного города
3
Урок- экскурсия. Интегрирован с литературным чтением.
Мы познаём мир.
09.09
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
значение термина «признак
предмета».
Собирать информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
П: поиск и выделение необходимой информации.
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и коллективная работа.
Текущий
взаимоконтроль
Работа в паре. У.6
Загадки об органах чувств, предметы для игры «Отгадай предмет»
4
Мы познаём мир с помощью органов чувств. Практическая работа №1 «Определение свойств предметов с помощью органов чувств».
Интегрирован с технологией.
11.09
1
Урок
применения предметных ЗУНов и УУД.
значение термина «органы чувств», правила проведения опытов, функции органов чувств.
определять предметы с помощью органов чувств.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Групповая работа.
Текущий.
взаимоконтроль
Работа в группе У.8-9.
предметы для игры «Отгадай предмет»
5
Мы познаём мир с помощью органов чувств.
Интегрирован с литературным чтением
Практическая работа №2 «Определение свойств предметов с помощью органов чувств»
16.09
1
Урок обобщения и
систематизации
предметных
ЗУНов,
универсальных действий.
Признаки предметов, которые можно определить с помощью органов чувств.
определять предмет по его признакам , используя необходимые органы чувств.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Индивидуальная и групповая работа.
Текущий.
взаимоконтроль
Работа с текстом. У.8-9
6
Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств.
Интегрирован с технологией.
18.09
1
Урок обобщения и систематизации
предметных
ЗуНов, универсальных действий.
особенности строения органов чувств и способы их защиты.
ухаживать за органами чувств.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная работа
Текущий
взаимоконтроль
7
Урок-путешествие, интегрирован с литературным чтением Что нас окружает.
23.09
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
различия между объектами живой и неживой природы.
различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Формирование знаково- символических УД.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и
Индивиальная работа.
Текущий
Работа с учебником. У.10-11
Схема «Что нас окружает»
Рисунки с изображение объектов живой и неживой природы
8
Урок-игра, интегрирован с технологией
Что нас окружает.
25.09
1
Урок применения
предметных ЗУНов и УУД.
различия между объектами живой и
неживой природы.
различать объекты и изделия
созданные человеком.
К: постановка вопросов-
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Формирование знаково- символических УД.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Ффронтальная и групповая
Текущий
взаимоконтроль
Рисунки с изображение объектов живой и неживой природы
ЖИВАЯ ПРИРОДА - 10 ЧАСОВ
9
Животные - часть живой природы
Интегрирован с литературным чтением
30.09
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Признаки живых организмов.
Выявлять существенные признаки животных.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Формирование знаково- символических УД.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с иллюстрациям и учебника в тетради.
У.12-13 Х.4
Рисунки-силуэты животных, схема «Виды животных по способу питания»
таблица «Зубы»
10
Урок-игра, интегрирован с технологией.
Дикие и
домашние
животные.
02.10
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Отличительные признаки диких и домашних животных.
Отличать диких животных от домашних.
К: постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Формирование знаково- символических УД.
Р: целеполагание,
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных
отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и коллективная работа.
Предварите льный .
Работа в паре. У.14-15
изображения животных, таблица для игры «Острый глаз»
11
Урок-игра, интегрирован с литературным чтением.Дикие и
домашние
животные.
07.10
1
Урок формирования
первоначальных предметных
навыков и УУД,
овладения
новыми предметными
умениями
отличительные признаки диких и домашних животных
Отличать диких животных от домашних.
Фронтальная и коллективная работа.
Текущий.
Работа в паре У.14-15
рисунки с изображением диких животных, ребусы «Дикие животные»
12
13
Урок-игра, интегрирован с технологией.
Насекомые - часть живой природы.
Интегрирован с литературным чтением
ОБЖ «Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы)»
09.10
14.10
2
Урок
формирования
первоначальных предметных навыков и УУД,
овладения новыми предметными
умениями
признаки живых организмов.
Выявлять существенные признаки насекомых.
К вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и групповая работа.
Текущий.
Работа с учебником У.24-25
Загадки о по временах года, календарь
20
Жизнь растений
осенью
13.11
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
лиственные и хвойные деревья, разнообразие форм, окраски в осенний период
Рассказывать об изменениях растений осенью
К: умение точно выражать мысли.
Постановка вопроса.
П: поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно- следственных связей.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и Индивидуальная работа
Текущий
Работа с учебником У.26-27 Х.12-13
Таблица «Осень»
21
Жизнь растений
осенью
Урок – экскурсия №1
18.11
1
Урок формирования первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения новыми
предметными
умениями
об изменениях в жизни растений осенью,
разнообразие форм, окраски листьев в осенний период
Рассказывать об изменениях растений осенью
Групповая работа
Текущий
Сбор информации по плану . От чего осенью листья меняют цвет?
У.26-27 Х.14-15
Рисунки с изображением растений летом и осенью
22
Труд людей осенью
20.11
1
Урок обобщения и
систематизации
предметных
ЗУНов,
универсальных действий.
правила
безопасности при работе в саду и огороде, различия между овощами и фруктами.
Объединять предметы в группы по существенным признакам.
К: умение точно выражать мысли.
Постановка вопроса
П: поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно- следственных связей.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а
что нет.
Фронтальная и коллективная работа.
Текущий.
Работа в паре, тетради. У.28-29
Таблица «Строение плода корня», рисунки с изображением садового инвентаря, фруктов и овощей
23
Как животные готовятся к зиме.
25.11
1
Урок формирования
первоначальных предметных навыков и УУД,овладения новымипредметными
умениями
особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.
объяснять осенние изменения в жизни птиц( перелетные и зимующие)
К: умение точно выражать мысли.
Постановка вопроса.
П: поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно- следственных связей.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с учебником, поиск ответов.. У.16-17 ,30-31 Х
таблица «Насекомые осенью», рис. С изобржением животных зимой
24
Как животные готовятся к зиме
27.11
1
Урок применения предметных ЗУНов и УУД.
особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.
объяснять осенние изменения в жизни птиц( перелетные и зимующие)
Коллективная работа.
Текущий.
Работа в паре. У.30-31
Х.18-19
таблица «Птицы», Перелётные птицы», схема «Осенние изменения в природе
25
26
Пришла зима Практическая работа№ 5 «Опыты со льдом и водой»
02.12
04.12
2
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов,
универсальных действий
изменения в окружающей природе с приходом зимы; правила безопасного поведения во время зимних игр
рассказывать о своих наблюдениях об изменениях в окружающей природе с приходом зимы; применять правила безопасного поведения во время зимних игр
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа
текущий
Работа с учебником
иллюстраци с зимним пейзажем
27
Снежные загадки
09.12
1
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий.
Способыобразования
снежинок.
Делать выводы из поставленных
опытов.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и групповая работа.
Текущий.
Практическая работа. У.34-35 Х.24-25
Табл. Виды снежинок»
28
Жизнь лесных зверей зимой
11.12
1
Урок формирования первоначальных
предметных
навыков и УУД, овладения новыми предметными
умениями
Способы зимовки животных,
выявлять признаки сходства
млекопитающих и зверей.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: поиск и выделение необходимой информации. Подведение под понятия, распознавание объектов. Выявление родо - видовых существенных признаков. Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и коллективная работа.
Предварите
льный контроль.
Рисование, работа в парах.
У. 36-37
Х.26-27
изображение лесных зверей зимой, следов зверей на снегу
29
Жизнь лесных зверей зимой
16.12
1
Урок обобщения и систематизации
предметных
ЗУНов, универсальных действий.
Способы зимовки животных,
выявлять признаки сходства
млекопитающих и зверей.
Коллективная работа.
Итоговый.
Работа в паре
У.36-37 Х.28-29
Изобр. шишек, карточк с описанием животных
30
Как помочь птицам зимой
18.12
1
Урок обобщения и
систематизации
предметных
ЗУНов,
универсальных действий.
названия зимующих птиц,
рассказывать о наблюдениях за зимующими птицами.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с учебником. У.38-39
Х.30-31
изображение зимующих птиц
31
Урок – экскурсия №2 Как помочь птицам зимой.
23.12
1
Урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Рацион питания зимующих птиц,
составлять меню для птиц.
К.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: поиск и выделение необходимой информации.
Р:целеполагание, планирование.
Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и групповая работа.
Текущий.
Подбор рациона. У.38-39 Х.32-35
каточки-загадки о зимующих птицах
32
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
25.12
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Существенные признаки рыб, особенности жизни некоторых животных и растений в воде и подо льдом, правила безопасного поведения у воды зимой;
рассказывать по рисунку.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов - инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: поиск и выделение необходимой информации. Подведение под понятия, распознавание объектов. Выявление родо - видовых существенных признаков.
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Рассказ. У.40-41 Х.36-37
изображение рыб
33
Есть ли жизнь в воде подо льдом
ОБЖ «Правила безопасного поведения во время зимних игр».
13.01
1
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНнов, универсальных действий
существенные признаки рыб
рассказывать по рисунку
Фронтальная и индивидуальная работа
Текущий
Рассказ У.40-41 Х.42-44
Возможен просмотр док. Фильма или экскурсия в музей.
изображение рыб
34
35
Как зимуют травы, деревья и кустарники.
Практическая работа № 6
« Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках.
15.01
20.01
2
Урок формирования первоначальных предметных
навыков и УУД, овладения новыми
предметными
умениями
Особенности жизнедеятельности кустарников и деревьев зимой, особенности жизни травянистых растений.
Делать выводы из наблюдений.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: поиск и выделение необходимой информации. Подведение под понятия, распознавание объектов. Выявление родо - видовых существенных признаков
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование: ориентация в
социальных ролях и межличностных отношений.
Нравственно этическое оценивание.
Самоопределение:
что уже известно, а что нет.
Фронтальная и коллективная работа.
Текущий.
Длительное наблюдение. У.42-43 Х.42-44
Таблица «Почки в разрезе
36
Учимся различать деревья и кустарники зимой.
22.01
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Алгоритм
определения вида растения.
Определять разные виды кустарников и деревьев по силуэтам, коре, почкам и плодам.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
У.44-45 Х.42-44
Силуэты деревьев кустарников-таблица
37
Урок – экскурсия №3Учимся различать деревья и кустарники зимой.
27.01
1
Урок обобщения и систематизации
предметных
ЗУНов, универсальных действий.
Алгоритм
определения вида растения.
Определять разные виды кустарников и деревьев по силуэтам, коре, почкам и плодам
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Семена деревьев и кустарников
Пришла весна.
29.01
03.02
2
Урок обобщения и систематизации
предметных
ЗУНов, универсальных действий.
Изменения, происходящие в природе с приходом весны ;правила безопасного поведения на улице и водоеме весной.
Называть приметы весны.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
У.46-4
Весенние пейзажи
40
Какие растения весной цвести торопятся
05.02
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
особенности жизни растений весной, названия первоцветов, причины раннего цветения.
Отличать некоторые раннецветущие остальных.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
П: поиск и выделение необходимой информации.
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с учебником. У.48-49 Х.46-47
Рисунки с изображение раннецветущих растений
41
Как растения
весной цвести
торопятся
10.02
1
Урок обобщения И систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий.
Особенности жизни растений весной, названия первоцветов, причины раннего цветения.
Отличать некоторые
Раннецветущие остальных.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
П: поиск и выделение необходимой информации.
Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Коллективная
работа.
Текущий.
Работа с карточками, У.48-49
Х.48-49
Изображения первоцветов
Экологические знаки
42
Как животные
весну
встречают.
12.02
1
Урок первичного
предъявления
новых знаний или УУД.
Особенности изменения в жизни
насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной.
Анализировать информацию,
Отвечать по рисунку.
К: умение достаточно и
точно выражать свои мысли.
Планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
Постановка вопросов - инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: поиск и выделение необходимой информации. Подведение под понятия, распознавание объектов. Выявление родо - видовых существенных признаков.
Р:целеполагание, планирование
Смыслообразование: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
.
Фронтальная и индивидуальная
Текущий.
Х.50-55 У.50-51
Карточки «Клювы птиц» «Лапы птиц»
43
Как животные
весну
встречают.
17.02
1
Урок обобщения
и
систематизации
предметных
ЗУНов,
универсальных действий.
Особенности изменения в жизни
насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной.
Анализировать информацию
отвечать рисунку.
Коллективная работа
Текущий.
Х.58
Иллюстрации «животные весной»
44
Про больших и маленьких.
19.02
1
Урок первичного
предъявления новых знаний или УУД
Процесс появления животных на примере лягушек, термин
«млекопитающие».
Вести устный рассказ рисунку.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов - инициативное
Приводить примеры изменений в природе с приходом лета по иллюстрациям и личным наблюдениям; составлять устный рассказ (устное сочинение , используя слова -помощники).
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а нет
.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с учебником,
хрестоматией.
Х.56-57 У.5253
Изображение животных и их детёнышей
45
Про больших и маленьких
02.03
1
Урок обобщения и
систематизации
предметных
ЗУНов,
универсальных действий.
Особенности млекопитающих и их существования.
Отличать млекопитающих от других видов.
Групповая работа.
Текущий.
У.52-53 Х.62-64 Возможен просмотр документальн ого фильма по теме
.
46
47
Лето пришло.
04.03
09.03
2
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий.
Особенности изменения природы летом.
Обобщать и сравнивать собственные наблюдения.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с учебником.
У.54-55 Х.66
Летние пейзажи
48-49
В лес по ягоды пойдём.
11.03
16.03
2
Урок формирования первончальных
предметных
навыков и УУД,
овладения новыми предметными умениями
Названия растений с питательными и целебными свойствами и несъедобных ягод, ягод своего края; правила сбора ягод.
Отличать съедобные и несъедобные ягоды.
К: умение достаточно и точно выражать свои мысли.
П: поиск и выделение необходимой информации
. Р:целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная работа.
Текущий.
У.56-57
Х.67-69
картинки с изображением ягод
50
С лукошком за грибами.
18.03
1
Урок формирования
первончалных
предметных
навыков и УУД,
овладения
новыми
предметнми
умениями
Названия съедобных и несъедобных грибов.
Отличать съедобные и
несъедобные
грибы.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Воспитание ответственного отношения к
природе; формирование навыка чтения.
Фронтальная
и
индивидуальная работа.
Работа с муляжами. У.58-59 Х.69-71
изображение грибов, схема «Живая природа»
51
С лукошком за грибами.
ОБЖ «Одно из основных правил сбора грибов».
23.03
1
Урокформирова ния первоначальных
предметных
навыков и УУД,овладения новымипредметными
умениями
сСроение гриба и способы его размножения, правила сбора грибов.
Применять полученные знания практике.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации. П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных
отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Групповая работа.
Текущий.
У.58-59
Х.72-73
Изобр с ядовитыми и съедобными грибами
52
Зелёная аптека.
25.03
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
Понятие «лекарственные растения»;правила сбора растений.
Применять полученные знания практике.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.
П: выявление родо - видовых существенныпризнаков.
Поиск и выделение необходимой информации
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Текущий.
Составление правил сбора ягод, грибов, лекарственных растений
Лекарственные растения.
карточки описаня лекарственных растений
53
Зелёная аптека
06.04
1
Урок
применения предметных ЗУНов и УУД.
Понятие «лекарственные растения»; правила сбора лекарственных растений.
Находить лекарственные растения
по определенным признакам.
54
55
Природа и мы.
ОБЖ «Правила поведения при сборе лекарственных трав».
08.04
13.04
2
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
термины
«экология»,
«эколог».
применять правила поведения в природе.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и коллективная работа.
Текущий.
Составление знаков. У.62-63 Х.74-75
Изображение животных и растений в цепях питания
56
Заключительный урок по теме «Времена года».
15.04
1
Урок обобщения и систематизации
предметных
ЗУНов,
универсальных действий.
Особенности сезонных изменений.
Применять полученные
Знания в
нестандартной ситуации.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Групповая работа.
Текущий.
Работа с карточками.
НАШ РОДИНА - РОССИЯ - 11 Ч
57
Наша родина - Россия.
20.04
1
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
Название своей страны, символику своей страны.
Называть имя своей страны, рассказывать о символике своей страны, читать карту.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
Работа с учебником.,кар той , глобусом У.64-65.
Изображение символов России, карта физическая, пейзажи родного города
5860
Наша родина - Россия.
22.04
27.04
29.04
3
Урок формирования
первоначальных предметных навыков и УУД,
овладения
новыми
предметными
умениями.
Значение государственной символики, изображенной на денежных знаках.
Понимать язык монет.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Р: целеполагание, планирование.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий.
У.66-67
Изображение символов России, карта физическая, пейзажи родного города
61
Москва - столица нашего государства.
04.05
1
Урок формирования
первоначальных предметных навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Понятие « столица», название столицы, «сердце» столицы.
Рассказывать о достопримечатель ностях МОСКВЫ И Кремля.
К: умение точно выражать мысли.
Постановка вопроса.
П: поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно- следственных связей.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание. Самоопределение:
что уже известно, а что нет.
Фронтальная и групповая работа.
Текущий.
У.68-69
Фото достопримечательностей Москвы
62
Москва - столица нашего государства.
06.05
1
Урок обобщения и
систематизации
предметных
ЗУНов,
универсальных действий.
История создания Кремля.
Рассказывать по рисунку.
К: постановка вопросов- инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: подведение под понятия, распознавание объектов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Формирование знаково- символических УД.
Р: целеполагание, планирование.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Нравственно- этическое оценивание.
Самоопределение: что уже известно, а что нет.
Фронтальная работа.
Текущий.
Наблюдение У.72-73.
Фото в видами Московского Кремля
63
Урок – экскурсия № 4. Транспорт города
11.05
1
Урок
формирования
первончальных предметных
навыков и УУД,
овладения
новыми
предметными
умениями.
Названия видов транспорта, правила поведения в городском транспорте и во время движения по городу.