Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК ПНШ»
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цели:
Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
Воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру;экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств; формирование протребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
Систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире;
Формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии.
Знакомить с методами изучения окружающего мира ( наблюдения. эксперимент, моделирование, измерение и др.) социализировать ребенка;
Развивать познавательные процессы, ощущения, восприятия, осмысление, запоминание, обобщение и др.
Воспитывать внимательность , наблюдательность и любознательность;
Формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
II.Планируемые результаты изучения курса « Окружающий мир» во 2 классе
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания предмета «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
У обучающегося будут сформированы:
1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
2. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
3. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
4. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
5. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
6. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
7. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
8. Установка на здоровый образ жизни;
9. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
10.Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
11. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
12. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
13.Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
Установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные учебные действия:
Обучающийся научится:
1.Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
4.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
5.Различать способ и результат действия;
6.Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
7. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
8.Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
9.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные действия:
Обучающийся научится:
1.Строить сообщения в устной и письменной форме;
2.Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
3.Осуществлять синтез как составление целого из частей;
4.Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
5.Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
6.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
7. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
8. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
9. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
10. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
11.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13. Устанавливать аналогии
14. Владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные учебные действия:
Обучающийся научится: 1.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3.Формулировать собственное мнение и позицию;
4.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5.Задавать вопросы;
6. Использовать речь для регуляции своего действия;
7. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
8.Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет
9.Контролировать действия партнёра;
10. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Обучающийся получит возможность научиться:
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
2.2 Предметные результаты
Раздел «Человек и природа»
Обучающийся научится:
1.Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
2.Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы
3.Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов
4.Использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний
5.Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации
6.Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе
6.Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека
7.Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
8.Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов
9. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки
Обучающийся получит возможность научиться
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде
Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены
Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
1. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город
2. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им
3. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний
4. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»
5. Используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов
Обучающийся получит возможность научиться:
Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами
Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде
Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Таблица тематического распределения количества часов
№
Тема
Кол-во часов
1
Человек и природа
42
2
Человек и общество
26
Итого:
68 ч
Неурочные формы:
15
Заседание клуба «Ключ и заря»
11
Экскурсии
4
ПДД
10
Региональный компонент
8
Практические работы
13
III. Содержание курса « Окружающий мир» 2 класс (68 часов)
Где и как найти ответы на вопросы (4 ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Планеты и звёзды (5 ч)
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Неживая и живая природа Земли (2 ч)
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Свойства воздуха и воды (4 ч)
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Солнце; воздух; вода и … растения (4 ч)
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Разнообразие растений (3 ч)
Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (9 ч)
Для чего люди выращивают культурные растения? Какие части культурных растений используют люди? Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? От чего зависит урожай зерновых? Сколько живут растения? Размножение растений своими частями
Грибы (3 ч)
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные (8 ч)
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные.
Человек и животные (7 ч)
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек разумный – часть природы (5 ч)
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Как уберечься от беды? (4 ч)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
В родном краю (10 ч)
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов Рос сии и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
III.Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс
№п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Стр.
Тип урока
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Раздел 1. Где и как найти ответы на вопросы
1
Требования к уровню освоения планируемых результатов ООП НОО. ТБ на уроке ОМ.Письмо экологов школьникам
1
3.09
1; 6 – 8
ОНЗ
Знать:
-структуру учебника и условные обозначения учебника;
-виды осенних работ на пришкольном участке;
-взаимосвязь предметов окружающего мира;
-что такое опыт и наблюдение и их отличия;
-что нас окружает; предметы; предметы живой и неживой природы
Уметь:
-ориентироваться в учебнике;
- искать ответы на вопросы в учебнике, хрестоматии, энциклопедиях и др.
-устанавливать взаимосвязь предметов окружающего мира;
-отличать объекты живой и неживой природы.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу при использовании условных обозначений учебника, определении отличий живой и неживой природы, нахождении ответов в учебнике, хрестоматии, энциклопедии и др.;
-определять последовательность при использовании условных обозначений учебника, определении отличий живой и неживой природы, нахождении ответов в учебнике, хрестоматии, энциклопедии и др.;
-прогнозировать результаты учебных задач при использовании условных обозначений учебника, определении отличий живой и неживой природы, нахождении ответов в учебнике, хрестоматии, энциклопедии и др.;
-носить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при использовании условных обозначений учебника, определении отличий живой и неживой природы, нахождении ответов в учебнике, хрестоматии, энциклопедии и др.;
-оценивать результат выполнения действия при использовании
условных обозначений учебника, определении отличий живой и неживой природы, нахождении ответов в учебнике, хрестоматии, энциклопедии и др.;
Познавательные:
Общеучебные:
-осознанное понимание взаимосвязи предметов окружающего мира;
-поиск и выделение необходимой информации в учебнике, хрестоматии, энциклопедиях;
- работать с условными обозначениями учебника;
2.Логические:
-анализировать условные обозначения и иллюстрации учебника; выделять признаки живой и неживой природы;
-устанавливать причинно-следственные связи при наблюдении за осенними работами;
-формулировать выводы при наблюдениях за осенней природой, объектами живой и неживой природы; при установлении
связей предметов окружающего мира.
Коммуникативные:
-задавать вопросы при изучении объектов живой и неживой природы
-формулировать собственное мнение при наблюдении за неживой и живой природой, осенними работами на пришкольном участке;
-сотрудничать при поиске ответов в информационных источниках, наблюдениях.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к предмету окружающий мир и способам поиска ответов в различных источниках;
-установка на помощь человека в природе и её сохранение;
2
Урок – экскурсия
Мир живой и неживой природы
Р.К. Что мы называем родным краем?
1
7
ОНЗ
3
Практическая работа.
Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья
1
10
1; 9 – 12
ОНЗ
4
Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья
1
14
1; 13 – 16
ОНЗ
Раздел 2. Планеты и звезды (5 ч)
5
Практическая работа. Земля. Модель Земли.
1
17.09
1; 17 – 19
ОНЗ
Знать:
- понятия «модель, глобус, ось вращения, планеты, звёзды, созвездия»;
-общие представления о размерах и форме Земли; условные обозначения на глобусе;
-причины смены дня и ночи и времён года;
Уметь: -работать с условными обозначениями на глобусе и карте звёздного неба;
-использовать приобретённые знания и умения в жизни;
-решать практические задачи с помощью наблюдения; -отличать планеты от звёзд;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при знакомстве с понятиями «модель, глобус, ось вращения, звёзды, созвездия, планеты», формировании общих представлений о размерах и форме Земли, причин смены дня и ночи, времён года;
-определять последовательность при
знакомстве с понятиями «модель, глобус, ось вращения, звёзды, созвездия, планеты», формировании общих представлений о размерах и форме Земли, причин смены дня и ночи, времён года;
-прогнозировать результаты учебных задач при знакомстве с понятиями «модель, глобус, ось вращения, звёзды, созвездия, планеты», формировании общих представлений о размерах и форме Земли, причин смены дня и ночи, времён года;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при знакомстве с понятиями «модель, глобус, ось вращения, звёзды, созвездия, планеты», формировании общих представлений о размерах и форме Земли, причин смены дня и ночи, времён года;
-оценивать результат выполнения действия при знакомстве с понятиями «модель, глобус, ось вращения, звёзды, созвездия, планеты», формировании общих представлений о размерах и форме Земли, причин смены дня и ночи, времён года;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-осознанное понимание влияния на земную жизнь, связывание событий на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
-поиск и выделение необходимой информации в учебнике, хрестоматии, энциклопедиях;
-использование знаково-символических средств;
2.Логические:
-сравнивать информацию текста со своим предположением при определении размеров небесных тел;
-анализировать объекты с целью выделения отличий планет от звёзд;
-установление причинно- следственных связей при знакомстве со влиянием на земную жизнь;
-формулировать выводы при наблюдении;
Коммуникативные:
-задавать вопросы при проведении опытов на установление причин смен дня и ночи, времён года;
-формулировать собственное мнение;
-сотрудничать при поиске ответов в информационных учебниках, наблюдениях и опытах, работе с глобусом;
-умение контролировать действия партнёра
Личностные:
-установка на сохранение здоровья при наблюдении за Солнцем;
6
Почему на Земле день сменяется ночью?
1
21
1; 20 – 22
ОНЗ
7
Звезды и созвездия
1
24
1; 23 – 28
ОНЗ
8
Планеты
1
28
1; 29 – 32
ОНЗ
9
Движение Земли вокруг Солнца
1
1.10
1; 33 – 34
ОНЗ
Раздел 3.Неживая и живая природа Земли (2 ч)
10
Как связаны живая и неживая природы?
1
5.10
1; 35 – 40
ОНЗ
Знать:
-взаимосвязь неживой и живой природы;-условия жизни на планете Земля;
-изменение живой природы в разные времена года;
Уметь:
-приводить примеры живой и неживой природы и их взаимосвязей;
-наблюдать за погодой;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при установлении взаимосвязей неживой и живой природы, выявлении условий жизни на Земле, изменений природы в разные времена года;
-определять последовательность при
установлении взаимосвязей неживой и живой природы, выявлении условий жизни на Земле, изменений природы в разные времена года;
-прогнозировать результаты учебных задач при установлении взаимосвязей неживой и живой природы, выявлении условий жизни на Земле, изменений природы в разные времена года;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при установлении взаимосвязей неживой и живой природы, выявлении условий жизни на Земле, изменений природы в разные времена года;
-оценивать результат выполнения действия при установлении взаимосвязей неживой и живой природы, выявлении условий жизни на Земле, изменений природы в разные времена года;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-осознанное понимание условий жизни на Земле, взаимосвязи живой и неживой природы;
- умение сознано строить речевое высказывание;
2.Логические:
-анализировать объекты с целью выделения существенных признаков живой и неживой природы и их взаимосвязи;
-установление причинно- следственных связей при знакомстве со изменением природы в разное время года;
-формулировать выводы при наблюдении за изменениями в живой природе в разное время года;
-сравнивать состояние природы и деятельность человека в разные времена года;
-строить логические цепи рассуждения о влиянии живой и неживой природы друг на друга;
Коммуникативные:
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-сотрудничать при поиске ответов в информационных учебниках, наблюдениях и опытах, работе с глобусом;
-умение контролировать действия партнёра;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные: -учебно-познавательный интерес к предметам живой и неживой природы и условиям жизни на Земле;
11
Условия жизни на планете Земля
1
8.10
1; 41 – 44
ОНЗ
Раздел 4. Свойства воздуха и воды (4 ч)
12
Практическая работа. Свойства воздуха Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
12.10
1; 45, 49
ОНЗ
Знать:
- свойства воздуха и воды; значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека; значение воздуха для растений, животных и человека;
Уметь:
-называть свойства воды и воздуха и их роль в природе
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при ознакомлении со свойствами воды и воздуха, их значением для живых организмов;
-определять последовательность при ознакомлении со свойствами воды и воздуха, их значением для живых организмов;
-прогнозировать результаты учебных задач при ознакомлении со свойствами воды и воздуха, их значением для живых организмов;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при ознакомлении со свойствами воды и воздуха, их значением для живых организмов;
-оценивать результат выполнения действия при ознакомлении со свойствами воды и воздуха, их значением для живых организмов;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-выбор наиболее эффективного действия при загрязнении воды и воздуха;
-постановка и формулирование проблемы охраны воды и воздуха;
2.Логические:
-анализировать объекты с целью выделения свойств воды и воздуха;
-формулировать выводы при наблюдении за свойствами воды воздуха;
-сравнивать состояние природы и деятельность человека в разные времена года;
-строить логические цепи рассуждения о свойствах и значении воды и воздуха в природе;
-классифицировать свойства воды и воздуха;
Коммуникативные:
-умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-сотрудничать при проведении опытов и наблюдений;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные:
-установка на выполнение необходимых действий при загрязнении воздуха и воды;
13
Кому и для чего нужна вода? (заседание клуба)Р.К. Важнейшие водоёмы края
1
15.10
1; 50 – 51
ОНЗ
14
Практическая работа Вода и ее свойства.
Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
19.10
1; 52 – 58
ОНЗ
15
Проверочная работа
1
22.10
К
Раздел 5. Солнце; воздух; вода и … растения (4 ч)
16
Условия; необходимы для жизни растений
1
26.10
1; 61 – 62
ОНЗ
Знать:
-части (органы) растений корень, стебель, цветок, плод, семя);
-условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух);
-как питаются и дышат растения;
-роль растений в жизни человека
Уметь:
-определять части растений;
-называть условия необходимые для жизни растений и способов питания и дыхания, роль растений в жизни человека.
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при определении частей растений, условий, необходимых для жизни растений, способов питания и дыхания, роли растений в жизни человека;
-определять последовательность при
определении частей растений, условий, необходимых для жизни растений, способов питания и дыхания; роли растений в жизни человека;
-прогнозировать результаты учебных задач при определении частей растений, условий, необходимых для жизни растений, способов питания и дыхания; , роли растений в жизни человека;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при определении частей растений, условий, необходимых для жизни растений, способов питания и дыхания, роли растений в жизни человека;
-оценивать результат выполнения действия при определении частей растений, условий, необходимых для жизни растений, способов питания и дыхания, роли растений в жизни человека;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-поиск и выделение необходимой информации;
-построение модели последовательности при проведении опытов в выявлении условий, необходимых для жизни растений и частей речи;
- осознанно строить речевое высказывание;
2.Логические:
-анализировать строение растений; -установление причинно- следственных связей при знакомстве с условиями жизни, питанием и дыханием растений;
-формулировать выводы при проведении опытов в выявлении условий, необходимых для жизни растений и частей речи;
-сравнивать состояние разных растений в промышленных районах;
-строить логические цепи рассуждения о роли растений в жизни человека;
Коммуникативные:
-умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-сотрудничать при проведении опытов;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к жизни растений;
17
Корень; стебель; лист
1
29.10
1; 63 – 66
ОНЗ
18
Питание растений. Практическая работа
1
9.11
1; 67 – 70
ОНЗ
19
Проверь себя
1
12.11
К
71-72
Раздел 6. Разнообразие растений (3 ч)
20
Цветковые и хвойные
1
16.11
1; 73 – 75
ОНЗ
Знать:
-различия между деревьями, кустарниками и травянистыми растениями;
-понятия «цветковые и хвойные растения»; «папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России»
-правила поведения на природе.
Уметь:
-отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы);
-называть группы растений по их характерным признакам (цветковыерастения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
-называть редкие растения своего края и правила поведения на природе;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при установлении различий между разнообразными формами растений, назывании растений по их характерным признакам, ознакомлении с правилами поведения на природе;
-определять последовательность при
установлении различий между разнообразными формами
-прогнозировать результаты учебных задач при установлении различий между разнообразными формами растений, назывании растений по их характерным признакам, ознакомлении с правилами поведения на природе;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при установлении различий между разнообразными формами растений, назывании растений по их характерным признакам, ознакомлении с правилами поведения на природе;
-оценивать результат выполнения действия при установлении различий между разнообразными формами растений, назывании растений по их характерным признакам, ознакомлении с правилами поведения на природе;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-преобразовывать правила поведения на природе в знаково-символическую модель;
-умения структурировать знания при выделении характерных признаков форм и групп растений;
-ставить и формулировать проблемы при
выделении характерных признаков форм и групп растений;
2.Логические:
-анализировать и выделять характерные признаки разных форм и групп растений; -установливать причинно- следственных связи при выделении характерных признаков разных форм и групп растений и знакомстве с правилами поведения на природе;
-формулировать выводы при выделении характерных признаков разных форм и групп растений и знакомстве с правилами поведения на природе;
-сравнивать растения разных форм и групп;
-строить логические цепи рассуждения при знакомстве с правилами поведения на природе;
-выбирать основания для классификации растений;
Коммуникативные:
-уметь формулировать собственное мнение и позицию при выделении характерных признаков форм и групп растений и знакомстве с правилами поведения на природе;
Личностные:
-ориентироваться в поведении на природе и установка на её сохранение;
-осознание ответственности за благосостояние общества
21
Папоротники; мхи и водоросли
1
19.11
ОНЗ
22
Красная книга России. Правила поведения в природе.
Р.К. Редкие и исчезающие растения Ставрополья.
1
23.11
ОНЗ
Раздел 7. Культурные растения. Продолжительность жизни растений (9 ч)
23
Для чего люди выращивают культурные растения?
Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
26.11
1; 87 – 91
ОНЗ
Знать:
-отличительные признаки культурных и дикорастущих растений;
- способы размножения растений семенами, клубнями, усами, листьями;
-условия всожести и урожайности растений,
-значение растений в жизни человека;
-сельскохозяйственные машины;
Уметь:
-называть отличительные признаки культурных и дикорастущих растений, способы размножения, приводить примеры;
- называть растения родного края, сельскохозяйственные машины;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при выделении признаков культурных и дикорастущих растений, их способов размножения, условий урожайности и значения в жизни человека, при наблюдении за сельскохозяйственной техникой;
-определять последовательность при
выделении признаков культурных и дикорастущих растений, их способов размножения, условий урожайности и значения в жизни человека, при наблюдении за сельскохозяйственной техникой;
-прогнозировать результаты учебных задач при выделении признаков культурных и дикорастущих растений, их способов размножения, условий урожайности и значения в жизни человека, при наблюдении за сельскохозяйственной техникой;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при выделении признаков культурных и дикорастущих растений, их способов размножения, условий урожайности и значения в жизни человека, при наблюдении за сельскохозяйственной техникой;
-оценивать результат выполнения действия при выделении признаков культурных и дикорастущих растений, их способов размножения, условий урожайности и значения в жизни человека, при наблюдении за сельскохозяйственной техникой;
Познавательные:
1.Общеучебные:
- умения структурировать знания при выделении характерных признаков культурных и дикорастущих растений;
-осознанно строить свою речь;
2.Логические:
-анализировать и выделять характерные признаки культурных и дикорастущих растений;
-формулировать выводы при выделении характерных признаков культурных и дикорастущих признаков, назначении сельскохозяйственной техники, условий получения хорошего урожая растений;
-сравнивать дикорастущие и культурные растения по отношению к человеку, способы размножения;
-выбирать основания для классификации растений;
Коммуникативные:
-умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-сотрудничать при проведении опытов;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные:
-осознание ответственности за благосостояние общества;- учебно-познавательный интерес к жизни растений;
24
Практическая работа Какие части культурных растений используют люди? (заседание клуба)
1
30.11
1; 92 – 93
ОНЗ
25
Практическая работа Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (заседание клуба)
1
3.12
1; 94 – 96
ОНЗ
26
Практическая работа
От чего зависит урожай зерновых?
Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
7.12
1; 97 –100
ОНЗ
27
Растения сада
1
10.12
1; 100 – 101
ОНЗ
28
Сколько живут растения? Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
14.12
1; 102 – 104
ОНЗ
29
Размножение растений своими частями
Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
17.12
1; 105 – 106
ОНЗ
30
Практическая работа Размножение комнатных растений с помощью черенков.
1
21.12
107–108
ОНЗ
31
Проверь себя.
Промежуточная контрольная работа
1
24.12
117-120
К
Раздел 8. Грибы (3 ч)
32
Практическая работа Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
1
28.12
1; 109 – 112
ОНЗ
Знать:
-разнообразие грибов и их классификацию (съедобные, несъедобные: шляпочные, плесневые);
-роль грибов в жизни человека и правила сбора грибов;
Уметь:
-различать грибы своей местности;
-классифицировать грибы и приводить примеры;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при выделении групп грибов, их роли в жизни человека и правила сбора грибов;
-определять последовательность при
выделении групп грибов, их роли в жизни человека и правила сбора грибов;
-прогнозировать результаты учебных задач при выделении групп грибов, их роли в жизни человека и правила сбора грибов;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при выделении групп грибов, их роли в жизни человека и правила сбора грибов;
-оценивать результат выполнения действия при выделении групп грибов, их роли в жизни человека и правила сбора грибов;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-умения структурировать знания при выделении признаков съедобных и несъедобных, шляпочных и плесневых грибов;
-ставить и формулировать проблемы при
выделении характерных признаков съедобных и несъедобных, шляпочных и плесневых грибов, определении роли грибов в жизни человека и правилах сбора грибов;
2.Логические:
--анализировать и выделять характерные признаки съедобных и несъедобных, шляпочных и плесневых грибов;
-формулировать выводы при выделении характерных признаков съедобных и несъедобных, шляпочных и плесневых грибов, их роли в жизни человека и правилах сбора грибов;
-сравнивать признаки съедобных и несъедобных, шляпочных и плесневых грибов;
-выбирать основания для классификации грибов;
Коммуникативные:
-умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-сотрудничать при проведении опытов;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к жизни грибов;
33
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
Р.К.Заповедные зоны нашего края
1
11.01
1; 113 – 114
ОНЗ
34
Как правильно собирать грибы?
1
14.01
1; 115 – 116
ОНЗ
Раздел 9. Животные (8 ч) 2 часть
35
Разнообразие животных
1
18.01
2;
5 – 8
ОНЗ
Знать:
-классификацию животных. по характерным признакам и особенностям питания;
- условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища):
-способы защиты животных;
Уметь:
- называть группы животных по характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
-сравнивать их внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,
млекопитающих;
-группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие)
-называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
-сравнивать характерные для животных способы питания;
Познавательные:
1.Общеучебные:
- умения структурировать знания при выделении характерных признаков и особенностям питания, определении условий, необходимых для жизни животных и способов защиты;
-осознанно строить свою речь;
-поиск и выделение информации обитателях живого уголка;
2.Логические:
--анализировать и выделять характерные признаки животных и особенности питания, условия, необходимых для жизни животных и способов защиты;
-формулировать выводы при выделении характерных признаков животных и особенностей питания, определении условий, необходимых для жизни животных и способов защиты;
-сравнивать животных по характерным признакам, особенностям питания и способов защиты; животных с растениями;
-выбирать основания для классификации животных;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при классификации животных. по характерным признакам и особенностям питания, определении условий, необходимых для жизни животных и способов защиты;
-определять последовательность при
классификации животных по характерным признакам и особенностям питания, определении условий, необходимых для жизни животных и способов защиты;
-прогнозировать результаты учебных задач при классификации животных. по характерным признакам и особенностям питания, определении условий, необходимых для жизни животных и способов защиты;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при классификации животных по характерным признакам и особенностям питания, определении условий, необходимых для жизни животных и способов защиты;
-оценивать результат выполнения действия при классификации животных. по характерным признакам и особенностям питания, определении условий, необходимых для жизни животных и способов защиты;
Коммуникативные:
-умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
работа в парах;
-работа с учебником, хрестоматией и тетрадью на печатной основе;
-использование ИКТ (определитель животных);
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к жизни животных;
36
Насекомые
1
21.01
2;
9 – 11
ОНЗ
37
Рыбы
1
25.01
2;
12 – 14
ОНЗ
38
Земноводные
1
28.01
2;
15 – 17
ОНЗ
39
Пресмыкающиеся
1
01.02
2;
18 –20
ОНЗ
40
Птицы
1
04.02
2; 21 – 23
ОНЗ
41
Звери
Р.К.Экологические проблемы животного мира.
1
15.02
2;
24 –25
ОНЗ
42
Как животные защищаются.
1
18.02
2; 26 – 28
ОНЗ
Человек и общество (26ч)
Раздел 10. Человек и животные (7 ч)
43
22.02
2; 29 – 31
ОНЗ
Знать:
-роль животных в природе и жизни людей;
-животных живого уголка и родного края;
-природоохранные меры;
Уметь:
-отличать домашних животных от диких;
-называть животных живого уголка и занесённых в Красную книгу;
-правильно ухаживать за животными живого уголка;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при определении роли домашних и диких животных в жизни человека, правил ухода за животными живого уголка, знакомстве с животными, занесёнными в Красную книгу, наблюдении за животными живого уголка и работой животноводов;
-определять последовательность при
определении роли домашних и диких животных в жизни человека, правил ухода за животными живого уголка, знакомстве с животными, занесёнными в Красную книгу, наблюдении за животными живого уголка и работой животноводов;
-прогнозировать результаты учебных задач при определении роли домашних и диких животных в жизни человека, правил ухода за животными живого уголка, знакомстве с животными , занесёнными в Красную книгу , наблюдении за животными живого уголка и работой животноводов;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при определении роли домашних и диких животных в жизни человека, правил ухода за животными живого уголка, знакомстве с животными , занесёнными в Красную книгу , наблюдении за животными живого уголка и работой животноводов;
-оценивать результат выполнения действия при определении роли домашних и диких животных в жизни человека, правил ухода за животными живого уголка, знакомстве с животными , занесёнными в Красную книгу , наблюдении за животными живого уголка и работой животноводов;
Познавательные:
1.Общеучебные:
--осознанное понимание роли животных в жизни человека, его ответственности за сохранение животного мира и прирученных животных;
- умение осознанно строить речевое высказывание;
2.Логические:
-устанавливать причинно-следственные связи при изучении животных Красной книги;
-сравнивать образы жизни диких домашних и животных живого уголка;
--анализировать выявлении причин занесения некоторых животных в Красную книгу;
-формулировать выводы при выявлении роли животных в жизни человека, заботе человека о животных;
Коммуникативные:
-умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные:
-установка на правильное обращение с чужими домашними животными;
-осознание ответственности человека за сохранение животного мира и прирученных животных;
Домашние животные
1
44
Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир» Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
25.02
2; 32 – 34
ОНЗ
45
Урок-экскурсия Животноводческая ферма
1
-
ОНЗ
46
Значение диких животных
1
2; 35 – 38
ОНЗ
47
Человек в ответе за тех; кого приручил!
1
2; 39 – 40
ОНЗ
48
Проверочная работа
1
41-42
ОНЗ
49
Урок-экскурсия Заповедник; заказник родного края
1
-
ОНЗ
Раздел 11. Человек разумный – часть природы (5 ч)
50
Про тебя .
ПДДДвижение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.
1
22.03
2; 43 – 48
ОНЗ
Знать:
-понятия «живой организм, внешние признаки, черты лица», «человек-существо разумное», «режим дня школьника»;
-условия для роста и развития ребёнка;
-условия для сохранения здоровья человека;
-роль чередования труда и отдыха в режиме дня школьника;
-роль разнообразного питания в здоровье человека;
Уметь:
- составлять режим дня;
-владеть понятиями «живой организм, внешние признаки, черты лица»;
-называть условия для роста и развития ребёнка;
-называть условия для сохранения здоровья человека;
-объяснять значение чередования труда и отдыха в режиме дня школьника и
роль разнообразного питания в здоровье человека;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при овладениями понятий «режим дня», выявлении условий, влияющих на здоровье человека;
-определять последовательность при
овладениями понятий «режим дня», выявлении условий, влияющих на здоровье человека;
-прогнозировать результаты учебных задач при овладениями понятий «режим дня», выявлении условий, влияющих на здоровье человека;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при овладениями понятий «режим дня», выявлении условий, влияющих на здоровье человека;
-оценивать результат выполнения действия при овладениями понятий «режим дня», выявлении условий, влияющих на здоровье человека;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-ставить и формулировать проблемы при
выявлении условий, влияющих на здоровье человека;
-- умение осознанно строить речевое высказывание;
-работать со схемами;
-работать по плану;
2.Логические
--анализировать и выделять условия для роста и развития ребёнка, условия для сохранения здоровья человека;
-формулировать выводы о влиянии условий на здоровье ребёнка;
-строить логические цепи рассуждений
о влиянии условий на здоровье ребёнка;
Коммуникативные:
-умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные:
-осознание влияния питания, чередования видов деятельности и и других условий на своё здоровье;
51
Что умеет человек?
ПДД История появления автомобиля и правил дорожного движения.
1
25.03
2; 49 – 53
ОНЗ
52
Расти здоровым. ПДД Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция?
1
05.04
2; 54 – 59
ОНЗ
53
Питание и здоровье. ПДДСигналы для регулирования движения.
1
08.04
2; 60 – 65
ОНЗ
54
Практическая работа
От кого зависит твой режим дня? Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
ПДД Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах
1
12.04
2; 66
ОНЗ
Раздел 12. Как уберечься от беды? (4 ч)
55
Знать:
-понятия «личная гигиена»;-роль физической культуры, игр на свежем воздухе, проветривании помещений, соблюдение личной гигиены, правильное питании в сохранении и укреплении здоровья;
-правила предупреждения простудных заболеваний и правила поведения при простудных заболеваниях. ---номера телефонов экстренной помощи;
- правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).
-знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода;
-правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей);
- правила перехода железной дороги;
- основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Уметь:
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Регулятивные:
-ставить учебную задачу привыявлении средств сохранения и укрепления здоровья человека;
-определять последовательность при
выявлении средств сохранения и укрепления здоровья человека;
-прогнозировать результаты учебных задач при выявлениисредств сохранения и укрепления здоровья человека;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при выявлении средств сохранения и укрепления здоровья человека;
-оценивать результат выполнения действия при выявлении средств сохранения и укрепления здоровья человека;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-ставить и формулировать проблемы при
выявлении условий, влияющих на здоровье человека;
-- умение осознанно строить речевое высказывание;
-работать со схемами, символами;
-работать по плану;
2.Логические
--анализировать средства и условия сохранения и укрепления здоровья человека;
-установление причинно-следственных связей при выявлении средств и условий сохранения и укрепления здоровья человека;
-выявление гипотез и обоснование при
раскрытии средств и условий сохранения и укрепления здоровья человека;
-формулировать выводы при выявлении
условий сохранения и укрепления здоровья человека;
-построение логической цепи рассуждений при выявлении
средства и условия сохранения и укрепления здоровья человека;
Коммуникативные:
--умение использовать речь для регуляции речевого действия;
-умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Личностные:
-осознание соблюдения правил личной гигиены, режима труда и отдыха, физкультуры на сохранения и укрепления здоровья человека;
-осознание выполнения правил дорожного движения, перехода железной дороги, безопасности на улице, в быту.
Чистота – залог здоровья ПДДНовое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домойи из дома в школу.
1
15.04
2; 71 – 76
ОНЗ
56
Берегись простуды!
ПДД Правила перехода перекрестка.
1
19.04
2; 77 – 79
ОНЗ
57
Твоя безопасность на улице.
Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»ПДД Мы – пассажиры.
1
22.04
2; 80 – 85
ОНЗ
58
Практическая работа Твоя безопасность дома ПДД Я пешеход и пассажир. Экскурсия.
1
26.04
2; 86 – 90
ОНЗ
Раздел 14. В родном краю (10 ч)
59
Р.К. Э. в краеведческий музей. Имя города; села; поселка
ПДД Я пешеход и пассажир. Экскурсия.
1
2; 93 – 97
ОНЗ
Знать:
-понятие «родословная»-фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар¬шее поколение; -название своей страны, столицу своей страны; -название родного села (города) и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
- взаимосвязь человека с другими людьми;
-основные права на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых;
- основные праздники общества;
-Государственные символы России;
- отдельные исторические события, связанных с историей Москвы;
Уметь:
-называть фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар¬шее поколение; семейные традиции;
-составлять схему родословного дерева;
-объяснять название родного села (города) и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера;
- называть основной закон страны;
--называть права на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых;
-называть основные праздники общества;
-называть Государственные символы России;
-давать характеристику отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы
-называть 2-3 досторимечательности Москвы;
-Регулятивные:
-ставить учебную задачу при определении основных прав человека, характеристики отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы, составлении схемы родословного дерева;
-определять последовательность при
определении основных прав человека, характеристики отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы, составлении схемы родословного дерева;
-прогнозировать результаты учебных задач при определении основных прав человека, характеристики отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы, составлении схемы родословного дерева;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при определении основных прав человека, характеристики отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы, составлении схемы родословного дерева;
-оценивать результат выполнения действия при определении основных прав человека, характеристики отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы, составлении схемы родословного дерева;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-ставить и формулировать проблемы при
определении основных прав человека, характеристики отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы, составлении схемы родословного дерева;
-- умение осознанно строить речевое высказывание;
-работать со схемами, символами;
-работать по плану;
2.Логические
--анализировать и выделять основные права человека, отдельные исторические события, связанные с историей Москвы, при составлении схемы родословного дерева;
-формулировать выводы при определении
основных прав человека, характеристики отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы, составлении схемы родословного дерева;
Коммуникативные:
-умень использовать речь для регуляции речевого действия;
-уметь строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
-формулировать собственное мнение;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные:
-основы гражданской идентичности гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание своей этнической принадлежности,
-знание основных моральных норм;
-установка на уважительное отношение в семье, уважение к чужому мнению, чужому труду;
-осознание значение труда в
60
История Московского Кремля
1
2; 98 – 102
ОНЗ
61
Урок - экскурсия
Экскурсия в город
1
2; 103 – 106
ОНЗ
62
Р.К. Э.: Наше село Родной город; село; поселок
Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»
1
–
ОНЗ
63
Общий дедушка
1
2; 107 – 109
ОНЗ
64
Практическая работа
Я и мои близкие
1
–
ОНЗ
65
День Победы
1
2; 110 – 113
ОНЗ
66
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труда
1
–
ОНЗ
67
День Конституции России
1
2; 114 – 117
ОНЗ
68
Р.К. Исторические памятники нашего края Заключительный урок
1
К
Уметь:
-применять полученные знания на практике;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при применении полученных знаний на практике;
-определять последовательность при применении полученных знаний на практике;
-прогнозировать результаты учебных задач при применении полученных знаний на практике;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ решения учебных задач при применении полученных знаний на практике;
-оценивать результат выполнения действия при применении полученных знаний на практике;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-контроль и оценка результатов деятельности;
2.Логические:
--анализировать и выделять характерные признаки объектов;
-формулировать выводы при выделении характерных признаков объектов;
-сравнивать объекты по характерным признакам;
-выбирать основания для классификации
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение;
-умение использовать свою речь для регуляции своего действия;
Личностные:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;