kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

За основу рабочей программы по предмету «Окружающий мир» взят 2 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы курса (УМК «Перспективная начальная школа»). При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Перспективная начальная школа» и учебника «Окружающий мир», авторы О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса ПНШ »

Ι. Пояснительная запика

Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:

- закона Российской Федерации «Об образовании»;

- закона Республики Татарстан «Об образовании»;

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные посо­бия:

  • Программы по учебным предметам 1 – 4 классы (Перспективная начальная школа) в 2х частях. М. Академкнига / учебник 2011 г

  • Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. Академкнига/Учебник, 2012.

  • Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012.

  • Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2009.

  • Поурочные планы Окружающий мир 1- 2 классы издательство «Учитель»2010 г (диск)

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружаю­щего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эко­логической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Задачи:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

За основу рабочей программы по предмету «Окружающий мир» взят 2 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы курса (УМК «Перспективная начальная школа»). При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Перспективная начальная школа» и учебника «Окружающий мир», авторы О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.

ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать на­правление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

ΙΙΙ. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Тематическое планирование составлено:

Количество часов на год: всего - 68 ч., в неделю - 2 ч.

Плановых экскурсий – 3

Практических занятий - 5

ΙV. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности , залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

V. Результаты изучения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания по курсу «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из ученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

VΙ. Планируемые результатами освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир);

• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);

• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День Города, села, поселка)

• описывать достопримечательности Московского Кремля;

• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

выполнять правила безопасного поведения в природе.

VΙΙ. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

VΙΙΙ. Система оценивания знаний учащихся.

Проверка и оценка устных ответов.

Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.

Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

ΙX. Содержание курса «Окружающий мир»

Источники информации об окружающем нас мире

Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник: Оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, Словарик, Тол­ковый словарь.

Общение со старшими и сверстниками как основной источник получения новых знаний. Опыт и наблюдение.

Практические работы, экскурсии: ознакомление учащихся с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружаю­щему миру и условными обозначениями в них. Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края», экскурсии на школьный учебно-опытный участок, в школьную библиотеку на тему: «Кни­ги — наши друзья».

Планеты и звезды

Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — при­чина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как на­правление на Полярную звезду. Планеты. Солнце — ближайшая к планете Земля звезда. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина сме­ны сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и нежи­вой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на плане­те Земля: вода, воздух, свет, тепло.

Свойства воздуха и воды

Общие представления о воздухе как смеси газов. Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, способ­ность передавать звук).

Вода и ее свойства (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, текучесть, вода как растворитель). Роль воды в

природе и жизни человека. Необходимость бережного исполь­зования воды.

Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).

Практические работы: обнаружение и изучение свойств воз­духа (прозрачность, бесцветность, способность передавать звук). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цве­та, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть). Фильтрова­ние воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).

Неживая и живая природа Земли

Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист. Дыхание и питание растений.

Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные расте­ния, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами, луковица­ми, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жиз­ни человека. Сельское хозяйство родного края (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных расте­ний). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраня­емые растения своей местности.

Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпоч­ных грибов. Другие виды грибов (общее представление о плес­невых грибах).

Животные Земли. Разнообразие животных, особенности внешнего вида, питания, условия жизни (насекомые, рыбы, пти­цы, звери). Защитные приспособления у животных как проявле­ние тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи живот­ных и растений. Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги Рос­сии. Охраняемые животные своего края.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяс­нению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатны­ми растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размно­жение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной кни­ги России. Составление Красной книги своей местности. Выращи­вание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животны­ми — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для младших школьников. Экскур­сия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсии на животноводческую ферму, в заповедник, заказник родного края.

Человек разумный — часть природы

Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Внешность человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.

Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадост­ность, выносливость. Режим дня школьника. Утренняя гимнасти­ка, физические упражнения, их значение для здоровья. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена. Пре­дупреждение простудных заболеваний.

Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).

Общий дедушка

Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Ро­дословная семьи. Уважение к старшим в семье или к их памяти (ветеранам Великой Отечественной войны). Обязанности ребен­ка в семье. Правила безопасного поведения дома. Безопасность маршрута в школу и домой.

Практические работы: общение с родителями и родственни­ками как способ получения информации для составления генеа­логического древа (родословной семьи). Составление безопас­ного маршрута из дома в школу и из школы домой.

В родном краю

Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государствен­ная символика России. Государственные праздники: 9 мая — День Победы; 12 декабря — памятная дата —День Конституции. Консти­туция — основной закон Российской Федерации. Москва — столи­ца России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.

Родной город (село): название, основные достопримечатель­ности. Человек — строитель города (села, деревни). Особеннос­ти труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.

Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края.

Заключительный урок

X. Психолого-педагогическая характеристика 2-а класса

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 28 человек, из которых мальчиков – 13, девочек - 15. Отличительной возрастной особенностью детей является повышенная физическая активность детей.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Окружающий мир 2 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

урока

п/п


Тема урока





Тип урока

и кол-во часов

Планируемые результаты


Характерис

тика деятельности учащихся

Дата

проведения

предметные

Метапредметные:

(Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные)

личностные

план

факт


научится

получит возможность научиться

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы

1











Мир живой и не­живой природы. Письмо экологов

Комбинированный


- выделять отли-чительные приз-наки живой при-роды; распреде-лять объекты в группы по об. признакам;

-находить взаи-мосвязи живой и неживой приро-ды;

-узнавать расте-ния и животных своей местности

соблюдать правила эко-логического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бере-жно отно-ситься к растениям, детенышам диких животных);

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом уч. материале в сотрудни-честве с учителем;

•умение осуществлять информационный по-иск для выполнения учебных задач;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;


Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека,характеризуя их основные отличительные признаки;



1 неделя

4.09

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы


Экскурсия


– находить вза-имосвязи живой и неживой природы;

– узнавать рас-тения и живот-ных своей местности


соблюдать правила экологического поведения в природе

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом уч. материале в сотрудни-честве с учителем;

• осуществлять анализ объектов природы с вы-делением сущ.и несущ. признаков; проводить сравнение

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы


1 неделя


6.09

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших


Урок приме-нения пред-метных ЗУНов и УУД


– различать об-ъекты неживой и живой приро-ды;

– работать с хрестоматией «Окружающий мир», энцикло-педической и справочной литературой;

– искать нуж-ную информа-цию и находить ответы на свои вопросы


•способность регулиро-вать собственную дея-тельность, в том числе учебную деятельность, направленную на поз-нание (в сотрудничес-тве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• договариваться и при-ходить к общ. решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу


2 неделя

11.09

4

Осенние работы на пришкольном

участке.

Экскурсия


-устанавливать связи между се-зонными изме-нениями в нежи-вой и живой природе;

-работать в груп-пе (умение дого-вариваться, рас-пределять рабо-ту, получать об-щий результат, оценивать)


-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;

• договариваться и при-ходить к общ. решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• установка на здоровый образ жизни;


Наблюдения явлений природы по сезонам года


2 неделя

13.09

5

Книги - наши

друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике

Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овла-дения новы-ми предмет-ными умениями

-работать с кни-гой как с источ-ником информа-ции;

-ориентирова-ться в словарях, словар­ных статьях;

-находить отве-ты на свои воп-росы спомощью словаря


•широкая мотивацион-ная основа уч. деятель-ности, включающая со-циальные, учебно-поз-навательные и внешние мотивы;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности;

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;

проводить груп-повые исследо-вания (опыты) на выявление признаков пред-метов с помо-щью органов чувств;


3 неделя

18.09

6

Опыт и наблюдение


Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овла-дения новы-ми предмет-ными умениями

•проводить опыты и наблюдения по плану



• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом уч. материале в сотруд-ничестве с учителем;

• использовать рисунки учебника для решения поставленной задачи; проводить сравнение


• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений


3 неделя

20.09

7


Земля. Модель

Земли


Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


• объяснять(характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, вре-мен года; демонстрировать с помощью гло­буса движение Земли вокруг своей оси

извлекать по заданию учителя не-обходимую информацию из дополни-тельных ис-точников знаний (Ин-тернет, детские эн-циклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•способность работать с моделями(глобусом) изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор


4 неделя

25.09

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овла-дения новы-ми предмет-ными умениями


•объяснять (ха-рактеризовать) движение Зем-ли относитель-но Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; демонстрировать с помощью гло­буса движение Земли вокруг своей оси


-проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года

4 неделя

27.09

9

Звезды и созвездия

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

характеризовать звезды и соз-вездия; находи-ть на небе изве-стные небес­ные тела


• учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для ознакомления с созве-здиями и планетами Солнечной системы;

•допускать возмож-ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностное отношение новым знаниям.

проводить нес-ложные наблю-дения за звёзда-ми, созвездиями:

Полярная звезда. Большая и Ма-лая Медведицы Планеты Солнечной системы.

5 неделя

2.10

10

Планеты


Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


-характеризовать звезды и планеты;

-находить на небе известные небесные тела

извлекать по заданию учителя нео-бходимую информацию из дополни-тельных ис-точников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о плане-тах Солнеч-ной систе-мы, готовить доклады

5 неделя

04.10

11

Движение Земли

вокруг Солнца

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


- объяснять причину смены времен
года;

демонстрировать с помощью глобу­са движение Земли вокруг Солнца

определение понятия атмосфера

• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисун-ки, схемы движения Земли вокруг Солнца.

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностное отношение новым знаниям

проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;


6 неделя

09.10

12










Как связаны живая и неживая природа?





Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


- сравнивать предметы жи-вой и неживой природы;

•обнаруживать и приводить при-меры взаимосвя-зей между жи-вой и неживой природой (нап-ример, влияние Солнца – источ-ника тепла и света - на смену времен года, ра-стительный и животный мир);

- планировать и проводить несложные наблюдения;

соблюдать правила экологического поведения в природе

• принимать и сохранять учебную задачу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить сравнение между живой и неживой природой, обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

различать объекты природы и характеризовать их основные отличительные признаки;

6 неделя

11.10

13

Условия жизни на планете Земля


Урок форми-рования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются



• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы

Указывать условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.


7 неделя

16.10

14

Свойства воздуха.

Практическая работа

Урок применения предметныхЗУНов и УУД


• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

- проводить простейшие опыты;

- фиксировать результаты и их анализ

осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков;

обобщать, т. е. осуще-ствлять генерализацию;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

7 неделя

18.10

15

Кому и для чего нужна вода. Вода и её свойства.

ОБЖ

Правила поведения

у воды.


Комбинированный


- определять основные, лег-ко определяе-мые свойства воды, как эти свойства человек

использует в хозяйстве;

- значение воды в природе;

- ТБ и соблюдать правила поведения

у воды.


• принимать и сохранять учебную задачу;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

• осуществлять анализ объектов с выделением сущ. и несущественных признаков; обобщать, т. е. осуществлять генера-лизацию;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;








•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное.

8 неделя

23.10

16

Обобщение

по теме «Свойства

воздуха и воды. Практическая работа.

Урок применения предметныхЗУНов и УУД


- проводить опы-ты с водой и фи-ксировать в таб-лице результаты своих наблюде-ний; сравнивать свойства воды и воздуха


Круговорот воды в природе. Три состояния воды

8 неделя

30.10

17

Условия, необхо­димые для разви­тия растений.

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов ,УУД


•ставить опыты, используя прос-тейшее лабора-торное оборудо-вание, при изу-чении свойств воды, анализи-ровать резуль-таты наблюде-ний, делать выводы;


проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

9 неделя

01.11

18

Условия, необхо­димые для разви­тия растений.

Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД

-анализировать опыты;

формулировать выводы по результа­там и фиксировать выводы в письмен­ном виде


•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб. материале в сотрудни-честве с учителем;

•использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной


деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• учебно-поз-навательный интерес к но-вому уч. ма-териалу и ценностное отношение к новым знаниям;

называть условия, необходимые для жизни растений

9 неделя

13.11

19

Корень, стебель и лист.

Урок применения предметныхЗУНов и УУД


– различать час-ти растений;

– из своих наб-людений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения


•учебно-поз-навательный интерес к но-вому учебно-му материалу и ценностное отношение к нов. знаниям

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений


10 неделя

15.11

20


21

Питание растений

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения»

Комбинированный


• на основе о-пытных иссле-дований и наб-людений выяв-лять условия, необходимые для жизни рас-тений; исполь-зовать книгу как источник информации

-приводить примеры разно-образных жиз-ненных форм растений (де-ревья, кустар-ники, травяни-стые растения)

Фотосинтез; поч­венное питание; воздушное пита­ние

• учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•учебно-поз-навательный интерес к но-вому учебно-му материалу и ценностное отношение к новым знаниям;


называть условия, необходимые для жизни растений

10 неделя

11

неделя

20.11


22.11

22

Цветковые и хвойные растения

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


• группировать (классифицировать) объекты природы по при-знакам: цветко-вые – хвойные; выделять их от-личия; узнавать группы растений по их характер-ным признакам (цветковые ра-сте­ния, хвойные растения) папоротники, мхи,водоросли)


• учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические средства, в том числе рисунки и схемы для изучения нового материала;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям

сравнивать и различать растения называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

11

неделя

27.11

23

Папоротники, мхи и водоросли

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

• группировать (классифицировать) объекты природы по при-знакам: папорот-ники, мхи, водо-росли; выделять их отличия;

-узнаватьгруппы растений по их харак­терным признакам


• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям

12 неделя

29.11

24






Красная книга России. Правила поведения на природе

Урок повто-рения пред-метныхЗУНов и УУД



- кратко харак-теризовать сред-ства со­хране-ния природы;

- выполнять простейшие инструкции;

- называть растения своего края, вне­сенные в Красную книгу России


• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• широкая мотивационная основа учеб. деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


-названия растений Красной книги (не менее 2-3);

12

неделя





4.12

25

Обобщение по теме «Разнооб­разие растений


Урок обоб-щения и сис-тематизации предметных ЗУНОВ и УУД


13

неделя

6.12

26

Для чего люди выращивают культурные растения?


Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


•группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; выделять их отличия;


• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• установка на здоровый образ жизни;

осознание ответственности человека за общее благополучие,

сравнивать и различать растения называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями

13

неделя

11.12

27

Какие час-ти куль-турных

растений используют люди?


Урок применения предметныхЗУНов и УУД


– выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

– приводить свои примеры культурных растений каждой группы



• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем; осуществлять подведение под поня-тие на основе распозна-вания объектов, выде-ления существенных признаков и их синтеза;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям

14

неделя

13.12

28

Можно ли все огородные растения выса­живать одновре­менно?


Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


- ухаживать за огородны-ми растения-ми;

-правильно подбирать рассаду или
семена;

-определять названия (изображения) зерновых рас-тений;

-важность зер-новых культур в жизни

Сроки посадки огородных рас-тений;

Значение зерновых культур в жизни человека

• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• договариваться и при-ходить к общ. решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям

14

неделя

18.12

29

От чего зависит урожай зерно­вых?

Урок перви-чного предъ-явления но-вых знаний

– ухаживать за огородными растениями;


Значение зерновых культур в жизни человека

15

неделя

20.12

30

Растения сада

Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

- находить и определять садовые рас­тения;

- ухаживать за растениями



• принимать и сохранять учебную задачу;

•использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям

сравнивать и ра-зличать садовые деревья, кустар-ники, называть их основные от-личительные признаки, испо-льзуя информа-цию в результате наблюдений

15

неделя

25.12

31

Сколько живут растения?

Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овла-дения новы-ми предмет-ными умениями

– определять во-зраст растений;

– составлять та-блицу однолет-них, двулетних и многолетних растений;



Сроки жизни растений; расселение растений на новые места


16

неделя

27.12

32

Размножение растений своими частями


Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


•выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

Иметь пред-ставление о возможности вегетати-вного разм-ножения растений

• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


Приводить примеры размножения растений разными частями

16

неделя

15.01

33

Обобщение
по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»Провероч

ная работа


Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНОВ и УУД


– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3)



• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


сравнивать и различать растения называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями

17

неделя

17.01

34

Грибы. Можно ли

вырастить грибы

на кусочке хлеба?



Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

характеризовать роль грибов в природе и жизни людей; свойства и признаки гри-бов; взаимосвязь живой и нежи-вой природы;

– чем питаются грибы


• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерали-зацию и выведение об-щности для целого ряда или класса единичных объектов на основе вы-деления сущностной связи;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-установка на здоровый образ жизни

различать грибы называть их ос-новные отличи-тельные приз-наки, используя полученную ин-формацию в рез-ультате наблюю-дений и работы с иллюстрациями;

17

неделя

22.01

35

Ядовитые и

несъедобные

двойники

шляпочных

грибов ОБЖ


Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


•характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

– свойства и признаки грибов;

– взаимосвязь живой и нежи-вой природы;

– чем питаю-тся грибы


• установка на здоровый и безопасный образ жизни;


Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении


18

неделя

24.01

36

Как правильно собирать грибы?


Урок применения предметныхЗУНов и УУД


приводить примеры грибов своей местности



• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисунки и схемы для изучения нового материала;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям

Правила сбора грибов


18

неделя

29.01

37

Разнообразие животных.


Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


• приводить при-меры животных (насекомые, ры-бы, птицы, зве-ри), не менее 2–3 представителей каждой группы; раскрывать осо-бенности внеш-него вида и жиз-ни животных

соблюдать правила экологического поведения в природе; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных;

• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения уч. заданий с использова-нием уч. литературы

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;

• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе,











-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;


19

неделя

31.01

38

Насекомые

Урок форми-рования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


•сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых

-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;


19

неделя

05.02

39

Рыбы.

Урок применения предметныхЗУНов и УУД


• сравнивать внешний вид и характерные особенности рыб, птиц, млекопитающих;

соблюдать правила эко-логического поведения в природе


• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

приводить примеры животных своего края: рыб, птиц, зверей;

20

неделя

07.02

40



Земноводные




Урок приме-нения пред-метныхЗУНов и УУД

– высказывать суждения по рез-ультатам сравне-ния и называть земноводных родного края



установка на здоровый образ жизни

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки

20

неделя

12.02

41

Пресмыкающиеся. Правила поведения при встрече со змеями

Урок приме-нения пред-метныхЗУНов и УУД


– называть земноводных родного края




Отличительные признаки прес-мыкающихся. Правила поведе-ния при встрече со змеями

21

неделя

14.02

42

Птицы.

Урок применения предметныхЗУНов и УУД


•группировать (классифицировать) объекты природы по при-знакам: насеко-мые–рыбы–пти-цы–земновод-ные–пресмыка-ющиеся–млеко-питающие (жи-вотные);

•определять птиц среди дру-гих животных

соблюдать правила экологического поведения в природе; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных;

• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;

• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе

приводить примеры животных своего края: птиц, зверей;оказывать помощь птицам в зимнее время года.

21

неделя

19.02

43

Звери

Урок применения предметныхЗУНов и УУД

– определять мл-екопитающих среди других животных;



Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

22

неделя

21.02

44

Как животные защища

ются

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


- узнавать груп-пы животных по их характер­ным признакам (насекомые, ры-бы, земновод-ные, пресмыка-ющиеся, птицы, млекопитающие); способы за-щиты животных от врагов



соблюдать правила экологического поведения в природе; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных;

• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические сред-стварисунки и схемы для изучения нового материала;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том чи-сле в ситуации столк-новения интересов;

Различные группы животных


22

неделя

26.02

45

Домашние животные


Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

- раскрывать особенности

домашних животных



• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•использовать знаково-символические сред-ства рисунки и схемы для изучения нового материала;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям

приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

23

неделя

28.02

46

Живой уголок

Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

•ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность)



• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; использовать рисунки для изучения нового материала, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Рассказы-загадки о животных


23

неделя


47

Значение диких животных


Урок применения предметныхЗУНов и УУД


•характеризовать значение жи-вотных в приро-де и жизни лю-дей; приводить примеры испо-льзования чело-веком результа-тов наблюдения за живой приро-дой при созда-нии нов. техники;

осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

Расширить зна­ния о диких жи­вотных.

24

неделя


48

Человек в ответе не только за тех, кого приручил

Урок применения предметныхЗУНови УУД


-правилам поведения в природе;

- правилам обращения с дикими и домашними животными;



осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем; использовать ри-сунки для изучения но-вого материала, стро-ить рассуждения в фор-ме связи простых суждений об объекте,

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности;

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;


Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека


24

неделя


49







Заповедники или заказники родно­го края.

Урок применения предметныхЗУНов и УУД


• определять ха рактер взаимо-отношений че-ловека с приро-дой, находить примеры влия-ния этих отно-шений на при-родные объек-ты, называя представителей животного и раст. мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

-правила поведения в походах.

осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом уч. материале в сотру-дничестве с учителем;

• осуществлять поиск необходимой инфор-мации для выполнения уч. заданий с использо-ванием уч. литературы;

•умение осуществлять информационный по-иск для выполнения уч. задач; соблюдать нор-мы информационной избирательности, этики и этикета;

• осознание себя жителем планеты Зем-ля, чувство от ветственности за сохранение её природы;


Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе.

25

неделя


50

Обобще­ние по теме «Че­ловек и живот­ные»

Урок обобщения и систематизации предметныхЗУНОВ и УУД

25

неделя


51






Про тебя.





Урок перви-чного пред-ъявления но-вых знаний или УУД

•находить сход-ство и различие людей друг от друга; •определять значении природы для здоровья

и жизни человека;

называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;


•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;

•использовать рисунки учебника для изучения нового материала, уме-ние наблюдать, фикси-ровать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ста-вить опыты)

•допускать возможно-сть существования у людей различных точек зрения;

-умение ори-ентироваться в мире профе-ссий и моти-вация к твор-ческ. труду

работать с оглав-лением учебни-ка; называть профессии и оценивать важ-ность каждой

26

неделя






52






Что умеет чело­век?

Урок перви-чного пред-ъявления но-вых знаний или УУД


-умение ори-ентироваться в мире профе-ссий и моти-вация к твор-ческ. труду.




работать с оглав-лением учебни-ка; называть профессии и оценивать важ-ность каждой

26

неделя


53



Расти здоровым.


Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями


-указывать при-чины простуд-ных заболеваний и меры их пре-дупрждения;

-компоненты, от кот. зависит
здоровье чело-века;

-какие изделия могут нанести вред здоровью человека; поня-тия «полезная пища.


• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

• использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисунки и схемы для изучения материала, обобщать, т. е. осуществлять генера-лизацию

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности,

•установка на безопасный здоровый образ жизни,

Условия, необхо­димые для жизни на земле. Здоро­вье человека. Общее представ­ление о строении и основных функциях орга­низма человека. Режим питания.

27

неделя


54

Питание и

Здоровье.

Практическая работа

Урок применения предметныхЗУНов и УУД


работать с дополнительными источниками знаний



•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;

•использовать рисунки учебника для изучения нового материала, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

•установка на здоровый образ жизни

Режим питания

Меню, его составление


27

неделя


55






От кого зависит твой режим дня?




Урок применения предметныхЗУНов и УУД

- соблюдать режим дня;

- составлять режим своего рабочего и

выходного дня


•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;

•использовать рисунки учебника для изучения нового материала, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;

•установка на безопасный здоровый образ жизни,

Составление режима дня школьника. Рассматривание условия жизни, влияющие на здоровье человека; основные расы человека

28

неделя


56

Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы»

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНОВ и УУД




28

неделя


55











Чистота - залог

здоровья










Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами


•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем

• использовать рисун-ки учебника для изуче-ния уч. материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

•установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим

Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы Охрана и укрепление здоровья

Первая помощь при простудных заболевания

29

неделя










58

Берегись простуды !


- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязаннос-тях дежурного по классу,



29

неделя


59


Твоя безопас-

ность на улице

ОБЖ

Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овла-дения новы-ми предмет-ными умениями

-составить правила безопасного

по­ведения на улице и правила действий
в опасных ситуациях

– вызвать помощь;

– вести себя в нестандартных ситуациях



использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по теме «Твоя безопасность»);

•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом уче-бном материале в сот-рудничестве с учителем

• использовать рисун-ки учебника для изу-чения учебного мате-риала; строить рассуждения

• обобщать, т. е. осуще-ствлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объ-ектов на основе выде-ления сущностной связи

•установка на безопасный здоровый образ жизни,

Дорога от дома до школы. Пра-вила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми.

30

неделя


60





Твоя

безопасность дома.



Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД

Правила безопасного обращения с электроприбо-рами, газовыми установками, лекарствами

30

неделя


61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»

ОБЖ

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНОВ и УУД


– вызвать помощь;

– вести себя в нестандартных ситуациях

-выполнять простейшие инструкции и несложные ал-горитмы, офор-мленные в пись-менном виде;

•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;



31

неделя


62

Имя города, села, поселка.

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


• работать с оглавлением учебника;работать с различными источ­никами информации

использовать дополни-тельные ис-точники ин-формации (словарь уче-бника), нахо-дить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике);

• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности);чувство любви к своей стране, выражающееся сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;


31

неделя


63


64

История Москов­ского Кремля

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


• описывать изу-ченные события из истории Оте-чества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

–самостоятельно работать с книгой работать с оглавлением учебника; – описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная войн самостоятельно работать с книгойработать с различными источ­никами информациинаходить нужную информацию о достопримечательностях



• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

Россия - наша Родина. Москва - столица России

32

неделя

32

неделя


65

Экскурсия по городу


Экскурсия


– работать с оглавлением и справочниками учебника;

– анализировать полученную информацию;

– соблюдать правила во время экскурсии



  • учитывать выделен-ные учителем ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем;

понимание роли и зна-чения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современ-ной жизни;

кать допускать возможность существования у людей различных точек зре-ния, в том числе не сов-падающих с его собст-венной, и ориентиро-ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • уважение к истории и культуре своего села на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;


Изучение истории села

33

неделя


66

Общий дедушка

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД


пользоваться средствами связи, понима-ние роли и зна-чения родного края в природе и историко-куль-турном наследии России, в её современной жизни;

понимание места своей семьи в прошлом и настоящем


  • принимать и сохра-нять учебную задачу;

  • использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисун-ки, модели и схемы для решения задач; умение наблюдать, фиксиро-вать, исследовать по-лучать информацию из семейных архивов;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

понимание

мест своей семьи в прошлом и настоящем,


Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье


33

неделя


67






День Победы.

День Конститу­ции




Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД


-приводить при-меры основных
государственных праздников

•ориентироваться и принимать участие в важне-йших для страны и личности со-бытиях и фактах (День Победы; День Конститу-ции России; День Города,)

проявлять уважение к правам и об-язанностям каждого гражданина страны, за-писанных в Конституции;

• принимать и сохраня-ть учебную задачу;

• осуществлять поиск необходимой инфор-мации для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы;

• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;

  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;


Государственные праздники. Исто­рия Отечества во время ВОВ Государственные праздники

Россия - наша Родина

34

неделя








68

Обобщение по теме

«В родном краю»




Урок обоб-щения и сис-тематизации предметных ЗУНОВ и УУД


34

неделя





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса ПНШ

Автор: Тиндина Лариса Николаевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 2 класса (ПНШ) "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-dlia-2-klassa-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "139484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417718225"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по литературному чтению ПНШ 1 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-pnsh-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140062"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417869630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства