Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса ПНШ
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса ПНШ
За основу рабочей программы по предмету «Окружающий мир» взят 2 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы курса (УМК «Перспективная начальная школа»). При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Перспективная начальная школа» и учебника «Окружающий мир», авторы О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса ПНШ »
Ι. Пояснительная запика
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:
- закона Российской Федерации «Об образовании»;
- закона Республики Татарстан «Об образовании»;
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Программы по учебным предметам 1 – 4 классы (Перспективная начальная школа) в 2х частях. М. Академкнига / учебник 2011 г
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. Академкнига/Учебник, 2012.
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2009.
Поурочные планы Окружающий мир 1- 2 классы издательство «Учитель»2010 г (диск)
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
За основу рабочей программы по предмету «Окружающий мир» взят 2 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы курса (УМК «Перспективная начальная школа»). При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Перспективная начальная школа» и учебника «Окружающий мир», авторы О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.
ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
ΙΙΙ. Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Тематическое планирование составлено:
Количество часов на год: всего - 68 ч., в неделю - 2 ч.
Плановых экскурсий – 3
Практических занятий - 5
ΙV. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности , залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
V. Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания по курсу «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из ученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
VΙ. Планируемые результатами освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День Города, села, поселка)
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
VΙΙ. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
VΙΙΙ. Система оценивания знаний учащихся.
Проверка и оценка устных ответов.
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.
Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
ΙX.Содержание курса «Окружающий мир»
Источники информации об окружающем нас мире
Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник: Оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, Словарик, Толковый словарь.
Общение со старшими и сверстниками как основной источник получения новых знаний. Опыт и наблюдение.
Практические работы, экскурсии: ознакомление учащихся с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружающему миру и условными обозначениями в них. Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края», экскурсии на школьный учебно-опытный участок, в школьную библиотеку на тему: «Книги — наши друзья».
Планеты и звезды
Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Планеты. Солнце — ближайшая к планете Земля звезда. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.
Свойства воздуха и воды
Общие представления о воздухе как смеси газов. Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, способность передавать звук).
Вода и ее свойства (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, текучесть, вода как растворитель). Роль воды в
природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.
Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).
Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачность, бесцветность, способность передавать звук). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть). Фильтрование воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).
Неживая и живая природа Земли
Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист. Дыхание и питание растений.
Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство родного края (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.
Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).
Животные Земли. Разнообразие животных, особенности внешнего вида, питания, условия жизни (насекомые, рыбы, птицы, звери). Защитные приспособления у животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи животных и растений. Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своего края.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для младших школьников. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсии на животноводческую ферму, в заповедник, заказник родного края.
Человек разумный — часть природы
Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Внешность человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.
Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость. Режим дня школьника. Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.
Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).
Общий дедушка
Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к старшим в семье или к их памяти (ветеранам Великой Отечественной войны). Обязанности ребенка в семье. Правила безопасного поведения дома. Безопасность маршрута в школу и домой.
Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.
В родном краю
Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники: 9 мая — День Победы; 12 декабря — памятная дата —День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.
Родной город (село): название, основные достопримечательности. Человек — строитель города (села, деревни). Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.
Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края.
Заключительный урок
X. Психолого-педагогическая характеристика 2-а класса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 28 человек, из которых мальчиков – 13, девочек - 15. Отличительной возрастной особенностью детей является повышенная физическая активность детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Окружающий мир 2 класс – 68 часов (2 часа в неделю)
№ урока
п/п
Тема урока
Тип урока
и кол-во часов
Планируемые результаты
Характерис
тика деятельности учащихся
Дата
проведения
предметные
Метапредметные:
(Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные)
личностные
план
факт
научится
получит возможность научиться
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы
1
Мир живой и неживой природы. Письмо экологов
Комбинированный
- выделять отли-чительные приз-наки живой при-роды; распреде-лять объекты в группы по об. признакам;
-находить взаи-мосвязи живой и неживой приро-ды;
-узнавать расте-ния и животных своей местности
•соблюдать правила эко-логического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бере-жно отно-ситься к растениям, детенышам диких животных);
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом уч. материале в сотрудни-честве с учителем;
•умение осуществлять информационный по-иск для выполнения учебных задач;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека,характеризуя их основные отличительные признаки;
1 неделя
4.09
2
Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы
Экскурсия
– находить вза-имосвязи живой и неживой природы;
– узнавать рас-тения и живот-ных своей местности
•соблюдать правила экологического поведения в природе
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом уч. материале в сотрудни-честве с учителем;
• осуществлять анализ объектов природы с вы-делением сущ.и несущ. признаков; проводить сравнение
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы
1 неделя
6.09
3
Мир живой и неживой природы. Советы старших
Урок приме-нения пред-метных ЗУНов и УУД
– различать об-ъекты неживой и живой приро-ды;
– работать с хрестоматией «Окружающий мир», энцикло-педической и справочной литературой;
– искать нуж-ную информа-цию и находить ответы на свои вопросы
•способность регулиро-вать собственную дея-тельность, в том числе учебную деятельность, направленную на поз-нание (в сотрудничес-тве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• договариваться и при-ходить к общ. решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу
2 неделя
11.09
4
Осенние работы на пришкольном
участке.
Экскурсия
-устанавливать связи между се-зонными изме-нениями в нежи-вой и живой природе;
-работать в груп-пе (умение дого-вариваться, рас-пределять рабо-ту, получать об-щий результат, оценивать)
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;
• договариваться и при-ходить к общ. решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом уч. материале в сотруд-ничестве с учителем;
• использовать рисунки учебника для решения поставленной задачи; проводить сравнение
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений
3 неделя
20.09
7
Земля. Модель
Земли
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
• объяснять(характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, вре-мен года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси
•извлекать по заданию учителя не-обходимую информацию из дополни-тельных ис-точников знаний (Ин-тернет, детские эн-циклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•способность работать с моделями(глобусом) изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
•находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор
•объяснять (ха-рактеризовать) движение Зем-ли относитель-но Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси
-проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года
4 неделя
27.09
9
Звезды и созвездия
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
характеризовать звезды и соз-вездия; находи-ть на небе изве-стные небесные тела
• учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для ознакомления с созве-здиями и планетами Солнечной системы;
•допускать возмож-ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностное отношение новым знаниям.
проводить нес-ложные наблю-дения за звёзда-ми, созвездиями:
Полярная звезда. Большая и Ма-лая Медведицы Планеты Солнечной системы.
5 неделя
2.10
10
Планеты
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
-характеризовать звезды и планеты;
-находить на небе известные небесные тела
•извлекать по заданию учителя нео-бходимую информацию из дополни-тельных ис-точников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о плане-тах Солнеч-ной систе-мы, готовить доклады
5 неделя
04.10
11
Движение Земли
вокруг Солнца
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
- объяснять причину смены времен года;
демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца
определение понятия атмосфера
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисун-ки, схемы движения Земли вокруг Солнца.
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностное отношение новым знаниям
проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
6 неделя
09.10
12
Как связаны живая и неживая природа?
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
- сравнивать предметы жи-вой и неживой природы;
•обнаруживать и приводить при-меры взаимосвя-зей между жи-вой и неживой природой (нап-ример, влияние Солнца – источ-ника тепла и света - на смену времен года, ра-стительный и животный мир);
- планировать и проводить несложные наблюдения;
•соблюдать правила экологического поведения в природе
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить сравнение между живой и неживой природой, обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
различать объекты природы и характеризовать их основные отличительные признаки;
6 неделя
11.10
13
Условия жизни на планете Земля
Урок форми-рования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы
Указывать условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
7 неделя
16.10
14
Свойства воздуха.
Практическая работа
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
- проводить простейшие опыты;
- фиксировать результаты и их анализ
•осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков;
обобщать, т. е. осуще-ствлять генерализацию;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
7 неделя
18.10
15
Кому и для чего нужна вода. Вода и её свойства.
ОБЖ
Правила поведения
у воды.
Комбинированный
- определять основные, лег-ко определяе-мые свойства воды, как эти свойства человек
использует в хозяйстве;
- значение воды в природе;
- ТБ и соблюдать правила поведения
у воды.
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
• осуществлять анализ объектов с выделением сущ. и несущественных признаков; обобщать, т. е. осуществлять генера-лизацию;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное.
8 неделя
23.10
16
Обобщение
по теме «Свойства
воздуха и воды. Практическая работа.
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
- проводить опы-ты с водой и фи-ксировать в таб-лице результаты своих наблюде-ний; сравнивать свойства воды и воздуха
Круговорот воды в природе. Три состояния воды
8 неделя
30.10
17
Условия, необходимые для развития растений.
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов ,УУД
•ставить опыты, используя прос-тейшее лабора-торное оборудо-вание, при изу-чении свойств воды, анализи-ровать резуль-таты наблюде-ний, делать выводы;
проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
9 неделя
01.11
18
Условия, необходимые для развития растений.
Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД
-анализировать опыты;
формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде
•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб. материале в сотрудни-честве с учителем;
•использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учебно-поз-навательный интерес к но-вому уч. ма-териалу и ценностное отношение к новым знаниям;
называть условия, необходимые для жизни растений
9 неделя
13.11
19
Корень, стебель и лист.
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
– различать час-ти растений;
– из своих наб-людений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения
•учебно-поз-навательный интерес к но-вому учебно-му материалу и ценностное отношение к нов. знаниям
Значение корня, стебля и листьев в жизни растений
10 неделя
15.11
20
21
Питание растений
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения»
Комбинированный
• на основе о-пытных иссле-дований и наб-людений выяв-лять условия, необходимые для жизни рас-тений; исполь-зовать книгу как источник информации
-приводить примеры разно-образных жиз-ненных форм растений (де-ревья, кустар-ники, травяни-стые растения)
• учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•учебно-поз-навательный интерес к но-вому учебно-му материалу и ценностное отношение к новым знаниям;
называть условия, необходимые для жизни растений
10 неделя
11
неделя
20.11
22.11
22
Цветковые и хвойные растения
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
• группировать (классифицировать) объекты природы по при-знакам: цветко-вые – хвойные; выделять их от-личия; узнавать группы растений по их характер-ным признакам (цветковые ра-стения, хвойные растения) папоротники, мхи,водоросли)
• учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические средства, в том числе рисунки и схемы для изучения нового материала;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям
сравнивать и различать растения называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
11
неделя
27.11
23
Папоротники, мхи и водоросли
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
• группировать (классифицировать) объекты природы по при-знакам: папорот-ники, мхи, водо-росли; выделять их отличия;
-узнаватьгруппы растений по их характерным признакам
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям
12 неделя
29.11
24
Красная книга России. Правила поведения на природе
Урок повто-рения пред-метныхЗУНов и УУД
- кратко харак-теризовать сред-ства сохране-ния природы;
- выполнять простейшие инструкции;
- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• широкая мотивационная основа учеб. деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-названия растений Красной книги (не менее 2-3);
12
неделя
4.12
25
Обобщение по теме «Разнообразие растений
Урок обоб-щения и сис-тематизации предметных ЗУНОВ и УУД
13
неделя
6.12
26
Для чего люди выращивают культурные растения?
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
•группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; выделять их отличия;
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие,
сравнивать и различать растения называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями
13
неделя
11.12
27
Какие час-ти куль-турных
растений используют люди?
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
– выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;
– приводить свои примеры культурных растений каждой группы
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем; осуществлять подведение под поня-тие на основе распозна-вания объектов, выде-ления существенных признаков и их синтеза;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям
14
неделя
13.12
28
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
- ухаживать за огородны-ми растения-ми;
-правильно подбирать рассаду или семена;
-определять названия (изображения) зерновых рас-тений;
-важность зер-новых культур в жизни
Сроки посадки огородных рас-тений;
Значение зерновых культур в жизни человека
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• договариваться и при-ходить к общ. решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям
14
неделя
18.12
29
От чего зависит урожай зерновых?
Урок перви-чного предъ-явления но-вых знаний
– ухаживать за огородными растениями;
Значение зерновых культур в жизни человека
15
неделя
20.12
30
Растения сада
Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
- находить и определять садовые растения;
- ухаживать за растениями
• принимать и сохранять учебную задачу;
•использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям
сравнивать и ра-зличать садовые деревья, кустар-ники, называть их основные от-личительные признаки, испо-льзуя информа-цию в результате наблюдений
– составлять та-блицу однолет-них, двулетних и многолетних растений;
Сроки жизни растений; расселение растений на новые места
16
неделя
27.12
32
Размножение растений своими частями
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
•выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
Иметь пред-ставление о возможности вегетати-вного разм-ножения растений
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Приводить примеры размножения растений разными частями
16
неделя
15.01
33
Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»Провероч
ная работа
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНОВ и УУД
– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3)
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
сравнивать и различать растения называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями
17
неделя
17.01
34
Грибы. Можно ли
вырастить грибы
на кусочке хлеба?
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей; свойства и признаки гри-бов; взаимосвязь живой и нежи-вой природы;
– чем питаются грибы
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерали-зацию и выведение об-щности для целого ряда или класса единичных объектов на основе вы-деления сущностной связи;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-установка на здоровый образ жизни
различать грибы называть их ос-новные отличи-тельные приз-наки, используя полученную ин-формацию в рез-ультате наблюю-дений и работы с иллюстрациями;
17
неделя
22.01
35
Ядовитые и
несъедобные
двойники
шляпочных
грибов ОБЖ
Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
•характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
– свойства и признаки грибов;
– взаимосвязь живой и нежи-вой природы;
– чем питаю-тся грибы
• установка на здоровый и безопасный образ жизни;
Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении
18
неделя
24.01
36
Как правильно собирать грибы?
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
приводить примеры грибов своей местности
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисунки и схемы для изучения нового материала;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям
Правила сбора грибов
18
неделя
29.01
37
Разнообразие животных.
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
• приводить при-меры животных (насекомые, ры-бы, птицы, зве-ри), не менее 2–3 представителей каждой группы; раскрывать осо-бенности внеш-него вида и жиз-ни животных
•соблюдать правила экологического поведения в природе; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных;
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения уч. заданий с использова-нием уч. литературы
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе,
-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
19
неделя
31.01
38
Насекомые
Урок форми-рования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
•сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых
-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
19
неделя
05.02
39
Рыбы.
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
• сравнивать внешний вид и характерные особенности рыб, птиц, млекопитающих;
соблюдать правила эко-логического поведения в природе
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
приводить примеры животных своего края: рыб, птиц, зверей;
20
неделя
07.02
40
Земноводные
Урок приме-нения пред-метныхЗУНов и УУД
– высказывать суждения по рез-ультатам сравне-ния и называть земноводных родного края
установка на здоровый образ жизни
Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки
20
неделя
12.02
41
Пресмыкающиеся. Правила поведения при встрече со змеями
Урок приме-нения пред-метныхЗУНов и УУД
– называть земноводных родного края
Отличительные признаки прес-мыкающихся. Правила поведе-ния при встрече со змеями
21
неделя
14.02
42
Птицы.
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
•группировать (классифицировать) объекты природы по при-знакам: насеко-мые–рыбы–пти-цы–земновод-ные–пресмыка-ющиеся–млеко-питающие (жи-вотные);
•определять птиц среди дру-гих животных
соблюдать правила экологического поведения в природе; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных;
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
•использовать знаково-символические средст-ва, в том числе табли-цы, рисунки и схемы для изучения нового материала;
• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе
приводить примеры животных своего края: птиц, зверей;оказывать помощь птицам в зимнее время года.
21
неделя
19.02
43
Звери
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
– определять мл-екопитающих среди других животных;
Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих
22
неделя
21.02
44
Как животные защища
ются
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
- узнавать груп-пы животных по их характерным признакам (насекомые, ры-бы, земновод-ные, пресмыка-ющиеся, птицы, млекопитающие); способы за-щиты животных от врагов
соблюдать правила экологического поведения в природе; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных;
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические сред-стварисунки и схемы для изучения нового материала;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том чи-сле в ситуации столк-новения интересов;
Различные группы животных
22
неделя
26.02
45
Домашние животные
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
- раскрывать особенности
домашних животных
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•использовать знаково-символические сред-ства рисунки и схемы для изучения нового материала;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям
приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
23
неделя
28.02
46
Живой уголок
Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
•ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность)
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; использовать рисунки для изучения нового материала, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Рассказы-загадки о животных
23
неделя
47
Значение диких животных
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
•характеризовать значение жи-вотных в приро-де и жизни лю-дей; приводить примеры испо-льзования чело-веком результа-тов наблюдения за живой приро-дой при созда-нии нов. техники;
•осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
Расширить знания о диких животных.
24
неделя
48
Человек в ответе не только за тех, кого приручил
Урок применения предметныхЗУНови УУД
-правилам поведения в природе;
- правилам обращения с дикими и домашними животными;
•осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем; использовать ри-сунки для изучения но-вого материала, стро-ить рассуждения в фор-ме связи простых суждений об объекте,
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности;
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека
24
неделя
49
Заповедники или заказники родного края.
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
• определять ха рактер взаимо-отношений че-ловека с приро-дой, находить примеры влия-ния этих отно-шений на при-родные объек-ты, называя представителей животного и раст. мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
-правила поведения в походах.
•осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• учитывать выделен-ные учебником ориен-тиры действия в новом уч. материале в сотру-дничестве с учителем;
• осуществлять поиск необходимой инфор-мации для выполнения уч. заданий с использо-ванием уч. литературы;
•умение осуществлять информационный по-иск для выполнения уч. задач; соблюдать нор-мы информационной избирательности, этики и этикета;
• осознание себя жителем планеты Зем-ля, чувство от ветственности за сохранение её природы;
Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе.
25
неделя
50
Обобщение по теме «Человек и животные»
Урок обобщения и систематизации предметныхЗУНОВ и УУД
25
неделя
51
Про тебя.
Урок перви-чного пред-ъявления но-вых знаний или УУД
•находить сход-ство и различие людей друг от друга; •определять значении природы для здоровья
и жизни человека;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;
•использовать рисунки учебника для изучения нового материала, уме-ние наблюдать, фикси-ровать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ста-вить опыты)
•допускать возможно-сть существования у людей различных точек зрения;
-умение ори-ентироваться в мире профе-ссий и моти-вация к твор-ческ. труду
работать с оглав-лением учебни-ка; называть профессии и оценивать важ-ность каждой
26
неделя
52
Что умеет человек?
Урок перви-чного пред-ъявления но-вых знаний или УУД
-умение ори-ентироваться в мире профе-ссий и моти-вация к твор-ческ. труду.
работать с оглав-лением учебни-ка; называть профессии и оценивать важ-ность каждой
26
неделя
53
Расти здоровым.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
-указывать при-чины простуд-ных заболеваний и меры их пре-дупрждения;
-компоненты, от кот. зависит здоровье чело-века;
-какие изделия могут нанести вред здоровью человека; поня-тия «полезная пища.
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
• использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисунки и схемы для изучения материала, обобщать, т. е. осуществлять генера-лизацию
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности,
•установка на безопасный здоровый образ жизни,
Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Режим питания.
27
неделя
54
Питание и
Здоровье.
Практическая работа
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
работать с дополнительными источниками знаний
•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;
•использовать рисунки учебника для изучения нового материала, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
•установка на здоровый образ жизни
Режим питания
Меню, его составление
27
неделя
55
От кого зависит твой режим дня?
Урок применения предметныхЗУНов и УУД
- соблюдать режим дня;
- составлять режим своего рабочего и
выходного дня
•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем;
•использовать рисунки учебника для изучения нового материала, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;
•установка на безопасный здоровый образ жизни,
Составление режима дня школьника. Рассматривание условия жизни, влияющие на здоровье человека; основные расы человека
28
неделя
56
Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы»
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНОВ и УУД
28
неделя
55
Чистота - залог
здоровья
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
- выполнять правила личной гигиены;
- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами
•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотру-дничестве с учителем
• использовать рисун-ки учебника для изуче-ния уч. материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
•установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим
Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы Охрана и укрепление здоровья
Первая помощь при простудных заболевания
29
неделя
58
Берегись простуды !
- выполнять правила личной гигиены;
- рассказывать об обязаннос-тях дежурного по классу,
поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях
– вызвать помощь;
– вести себя в нестандартных ситуациях
•использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по теме «Твоя безопасность»);
•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом уче-бном материале в сот-рудничестве с учителем
• использовать рисун-ки учебника для изу-чения учебного мате-риала; строить рассуждения
• обобщать, т. е. осуще-ствлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объ-ектов на основе выде-ления сущностной связи
•установка на безопасный здоровый образ жизни,
Дорога от дома до школы. Пра-вила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми.
30
неделя
60
Твоя
безопасность дома.
Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД
Правила безопасного обращения с электроприбо-рами, газовыми установками, лекарствами
30
неделя
61
Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»
ОБЖ
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНОВ и УУД
– вызвать помощь;
– вести себя в нестандартных ситуациях
-выполнять простейшие инструкции и несложные ал-горитмы, офор-мленные в пись-менном виде;
•учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций в сотрудничестве;
31
неделя
62
Имя города, села, поселка.
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
• работать с оглавлением учебника;работать с различными источниками информации
•использовать дополни-тельные ис-точники ин-формации (словарь уче-бника), нахо-дить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике);
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности);чувство любви к своей стране, выражающееся сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
31
неделя
63
64
История Московского Кремля
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
• описывать изу-ченные события из истории Оте-чества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
–самостоятельно работать с книгой работать с оглавлением учебника; – описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная войн самостоятельно работать с книгойработать с различными источниками информациинаходить нужную информацию о достопримечательностях
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
• осуществлять поиск необходимой информа-ции для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
Россия - наша Родина. Москва - столица России
32
неделя
32
неделя
65
Экскурсия по городу
Экскурсия
– работать с оглавлением и справочниками учебника;
– анализировать полученную информацию;
– соблюдать правила во время экскурсии
учитывать выделен-ные учителем ориен-тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учи-телем;
понимание роли и зна-чения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современ-ной жизни;
кать допускать возможность существования у людей различных точек зре-ния, в том числе не сов-падающих с его собст-венной, и ориентиро-ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
уважение к истории и культуре своего села на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Изучение истории села
33
неделя
66
Общий дедушка
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
пользоваться средствами связи, понима-ние роли и зна-чения родного края в природе и историко-куль-турном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем
принимать и сохра-нять учебную задачу;
использовать знаково-символические средст-ва, в том числе рисун-ки, модели и схемы для решения задач; умение наблюдать, фиксиро-вать, исследовать по-лучать информацию из семейных архивов;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
понимание
мест своей семьи в прошлом и настоящем,
Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье
33
неделя
67
День Победы.
День Конституции
Урок форми-рования пер-воначальных предметных навыков и УУД
-приводить при-меры основных государственных праздников
•ориентироваться и принимать участие в важне-йших для страны и личности со-бытиях и фактах (День Победы; День Конститу-ции России; День Города,)
•проявлять уважение к правам и об-язанностям каждого гражданина страны, за-писанных в Конституции;
• принимать и сохраня-ть учебную задачу;
• осуществлять поиск необходимой инфор-мации для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы;
• договариваться и при-ходить к общему реше-нию в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ Государственные праздники
Россия - наша Родина
34
неделя
68
Обобщение по теме
«В родном краю»
Урок обоб-щения и сис-тематизации предметных ЗУНОВ и УУД