Разработал: учитель начальных классов Левая Ирина Анатольевна
2019 -2020 учебный год
Рабочая программа по математике для 2 класса составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (рд. от 31.12.2015г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №17785);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.) Москва. Просвещение 2009г;
- Примерной программы начального общего образования по математике в начальной школе (Примерные программы по учебному предмету. Начальная школа. В 2 ч..) ч1. 5-изд. Переработанное. М. Просвещение, 2011г.
- Авторской программы М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова (Сборник рабочих программ 1 – 4 классы, М.: «Просвещение», 2011)
Учебник для общеобразовательных учреждений в компклекте с аудиоприложением на электронном носителе. 2 класс (авторы М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. М.: «Просвещение», 2019)
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе— 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работас текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование уроков математики во 2 классе
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Числа от 1 до 100. Нумерация ( 16ч)
1
Повторение изученного в 1 классе. Числа от 1 до 20
1
2
Повторение изученного в 1 классе. Табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел.
1
3
Десяток. Устная нумерация чисел в пределах 100.
1
4
Устная нумерация чисел в пределах 100.
1
5
Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100
1
6
Однозначные и двузначные числа
1
7
Миллиметр
1
8
Устная нумерация чисел в пределах 100. Реше ние задач на нахождение суммы и остатка
1
9
Число 100
1
10
Метр. Таблица единиц длины
1
11
Сложение и вычитание вида
35 + 5, 35 – 30, 35 – 5
1
12
Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых
1
13
Рубль. Копейка
1
14
Повторение пройденного по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»
1
15
Контрольная работа по теме «Нумерация чисел от 1 до 100».
1
16
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Странички для любознательных.
1
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100
(20ч)
17
Задачи, обратные данной
1
18
Сумма и разность отрезков
1
19
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
1
20
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
1
21
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого
1
22
Единицы времени – час, минута. Соотношения между ними
1
23
Длина ломаной
1
24
Решение задач и выражений.
1
25
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками
1
26
Числовое выражение и его значение
1
27
Сравнение числовых выражений
1
28
Периметр многоугольника
1
29
Переместительное и сочетательное свойства сложения
1
30
Закрепление свойств сложений
1
31
Закрепление изученного материала по теме «Свойства сложения». Решение задач и выражений
1
32-33
Повторение пройденного по теме « Сложение и вычитание чисел от 1 до 100»
2
34
Контрольная работа за I четверть по теме: «Сложение и вычитание»
1
35
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Странички для любознательных.
1
36
Наш проект: « Узоры и орнаменты на посуде» Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание»
1
Сложение и вычитание (28ч)
37
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания
1
38
Приёмы вычислений для случаев вида
36 + 2 36 + 20 60 + 18
1
39
Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20,
1
40
Приёмы вычислений для случаев сложения вида 26 + 4
1
41
Приёмы вычислений для случаев вычитания вида 30 – 7
1
42
Приёмы вычислений для случаев вычитания вида 60 – 24
1
43
Решение задач на нахождение суммы
1
44-45
Решение задач на встречное движение
2
46
Приёмы вычислений для случаев сложения вида 26 + 7
1
47
Приёмы вычислений для случаев вычитания вида 35 – 7
1
48-49
Закрепление приёмов вычислений сложения и вычитания вида 26 + 7, 35 – 7
2
50
Контрольная работа по теме «Устные вычисления в пределах 100».
1
51
Работа над ошибками Закрепление по теме «Устные вычисления в пределах 100».
1
52
Буквенные выражения
1
53-54
Буквенные выражения с одной переменной вида а + 12, в – 15, 48 – с
2
55
Уравнение. Решение уравнений методом подбора неизвестного числа
1
56-57
Закрепление: решение уравнений, примеров и задач изученных видов