Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для 4 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.Разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2014) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2014.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;
• систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;
• осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;
• осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-этическую оценку;
• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Создавать собственные схемы и модели для фиксации новых знаний и умений, полученных в ходе урока.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в групповой и парной работе, предлагать итоги анализа на обсуждение. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, понимать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой (летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение), называя общее и различное в них. Сравнивать литературное произведение, изучаемое на уроке, с театральной постановкой, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом. Отбирать пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или объединения литературных текстов по одной теме. Сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9–10 предложений.
Осознавать значение летописей, былин, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького и др.) как частей русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание, рассуждение), автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, олицетворение), исторические события, летописи, былины, жития, великие полководцы, богатыри, святые, Христос, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Троица, фантастика, зарубежная литература.
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и в инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.
Определять основную идею произведения разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре. Формулировать задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами. Читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.).
Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.
Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме (Что я знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?», накопительной системы баллов).
Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя»6. Записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться ими со сверстниками.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9–10 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише («Мне хотелось бы сказать…»; «Мне хотелось бы уточнить…»; «Мне хотелось бы объяснить…»; «Мне хотелось бы привести пример…» и пр.). Пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.
Строить связное высказывание из 9–10 предложений по самостоятельно сформулированной теме. Оформлять 5–10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога (полилога). Демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога). Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.
Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях. Давать письменный развернутый ответ на вопрос проблемного характера.
Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.
Вырабатывать самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать свои достижения по выработанным критериям. Оценивать свое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.
Искать причины конфликта в себе, анализировать их, находить пути разрешения конфликта, используя приемы рефлексии и помощь сверстников. Обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации. Запрашивать в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций.
Знать, где возможно найти необходимые источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логическом порядке, соответствующем цели. Самостоятельно готовить презентацию из 9–10 слайдов, обращаясь за помощью ко взрослым только в случае серьезных затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения, звуковые и видеофайлы. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине героев читаемых произведений.
Подбирать материал для заочных экскурсий по любимым местам Родины писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературные гостиные, литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники и пр.).
Называть произведения о Родине, фамилии и имена писателей, поэтов (7–10 имен), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно.
Составлять сборники стихов и рассказов о Родине, куда включать произведения великих писателей, поэтов и свои собственные, а также пословицы и поговорки, загадки, иллюстрации и фотографии.
Разрабатывать проекты на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов», создавать классные журналы, стенные газеты и заметки в них о том, как учащиеся класса проявляют свое отношение к Родине в различных ситуациях.
Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Сергия Радонежского», былины «Ильины три поездочки» и фрагментов летописей о вещем Олеге.
Осознавать наличие других религий, знать национальные праздники других народов (1–2 названия), уметь рассказывать об их праздновании, проявлять уважительное отношение к нему.
Понимать, что религии являются частью культуры любого народа.
Передавать свои чувства, в том числе и негативные, с помощью специальных знаков (лакмусов), контролировать негативные и агрессивные чувства, переходить при этом к самонаблюдению.
Проявлять свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения в школе в целом.
Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, пользоваться ими, участвовать в разработке критериев оценивания, предлагать свои формы оценивания в соответствии со спецификой предмета «Литературное чтение», обосновывать их.
Осознанно выполнять правила работы в группе и на уроке, обосновывать сознательность их выполнения.
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе учебной, на примере поведения литературных героев.
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя.
Проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных заданий в классе и дома при посещении библиотеки, пользовании интернет-ресурсами в целях подготовки к урокам литературного чтения.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области чтения классической литературы.
Осознавать, что русская классическая литература является частью мировой культуры, высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) к мировой художественной культуре.
Знать о фактах изучения русских классиков зарубежными читателями и учеными.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов, метафор (олицетворения как вида метафоры).
Понимать иносказания в басне, некоторых сказках, приводить примеры.
Понимать назначение и роль стилистических фигур, гипербол и литот в сказках, былинах, приключенческих и фантастических произведениях и т. д., приводить примеры, испытывать чувство удовольствия от открытия необычности и оригинальности тропов.
Замечать при помощи учителя, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму. Понимать, что оригинальность формы зависит от специфики содержания произведения. Осознавать своеобразие стиля некоторых авторских и народных произведений, проявляющееся в оригинальности стихотворной строфы, композиции и пр., получать удовольствие от открытия тайн литературных произведений.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, учитывать их при анализе литературных произведений и в реальных жизненных ситуациях.
Оценивать поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм.
Проявлять эмпатию по отношению к чувствам других людей, сочувствовать литературным героям и одноклассникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предлагать варианты решения трудной нравственной проблемы.
Применять пословицы и поговорки с глубоким нравственным смыслом для убеждения себя и других в необходимости выполнения моральных норм и законов.
Чувствовать нарастание конфликтной ситуации, предлагать способы ухода от нее, убеждать других в непродуктивности конфликта в сфере решения общих задач.
Анализировать ситуацию конфликта в литературном произведении и в реальной жизни, находить причины конфликтов, объяснять их другим.
Составлять список способов выхода из конфликтной ситуации, подвергать данные способы художественной обработке (сочинять басни, стихи, сказки), включать примеры их использования в классные газеты, альманахи, журналы, в собственный «Портфель достижений», испытывать удовлетворение от проявленных умений вести бесконфликтные диалоги.
Знать примеры заботы о своем здоровье выдающихся писателей (например, Л. Н. Толстой).
Осознавать, что творческий подход к учебе и подготовке домашних заданий по литературному чтению способствует сохранению здоровья.
Разрабатывать собственный комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц глаз и туловища, предлагать его одноклассникам.
Разрабатывать проекты, раскрывающие жизненные концепции изучаемых авторов, проживших долгую творческую жизнь благодаря заботе о своем здоровье.
Вести собственный дневник здоровья, где фиксируются достижения, касающиеся здорового образа жизни.
Содержание учебного курса
Тема
Кол-во часов
Летописи. Былины. Жития
7
Чудесный мир классики
18
Поэтическая тетрадь
9
Литературные сказки
12
Делу время – потехе час
8
Страна детства
8
Поэтическая тетрадь
5
Природа и мы
12
Поэтическая тетрадь
8
Родина
8
Страна «Фантазия»
8
Зарубежная литература
16
Итого
119ч.
Летописи. Былины. Жития (7ч.)
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (18 ч.)
П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (9 ч.)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (12ч.)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час (8 ч.)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Страна детства (8 ч.)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч.)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12 ч.)
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (8 ч.)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».
Родина (8 ч.)
И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».
Страна «Фантазия» (8 ч.)
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (16 ч.)
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
Распределение учебного материала по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
За год
32ч.
24ч.
35ч.
28ч.
119ч.
Практическая часть
1 чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.
год
Тест
2
3
4
3
12
Проверочная работа
2
3
4
3
12
Проект
1
-
-
1
2
Тематическое планирование
Но-мер уро-ка
Дата
Наименование разделов, тем отдельных уроков
Кол-во ча-сов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
по пла-ну
Фак-ти-чес-ки
Вводный урок (1 ч)
1.
Знакомство с учебником по литературному чтению
1
Знать и уметь называть элементы учебной книги, отвечать на вопросы
Раздел. Летописи. Былины. Жития (6 ч)
2.
Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
1
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника
3.
Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1
Читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
4.
Былина и ее герои. Былина «Ильины три поездочки»
1
Знать жанр устного народного творчества «былина».
Определять
тему и главную мысль произведения, пересказывать текст,
использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг
5.
Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»
1
Знатьпроизведение «Житие Сергия Радонежского».
Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план
6.
Проект «Создание календаря исторических событий».
Тест «Летописи. Былины. Жития»
1
Самостоятельно работать с дополнительными литературными источниками, развивать творческие способности
7.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Летописи. Былины. Жития»
1
Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;читать выразительно художественный текст;приводить примеры фольклорных произведений;определять тему и главную мысль произведения
Раздел. Чудесный мир классики (18 ч)
8.
П. П. Ершов «Конек-горбунок»
1
Знать название и основное содержание изученного произведения.
Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
9.
П. П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.
1
Знать творчество П. Ершова.
Составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
10.
П. П. Ершов «Конек-горбунок». Характеристика героев
1
Знать творчество П. Ершова.
Уметь составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
11.
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Унылая пора! », «Няне», «Туча»
1
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности
12.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1
Знать название и основное содержание изученного произведения.
Уметь анализировать поведение героев
13.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1
Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
14.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы
15.
Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина
1
Знать сказки А. С. Пушкина.
Уметь различать сказки народные и литературные
16.
М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека»
1
Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова.
Уметь различать жанры произведений
17.
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».
1
Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Читать по ролям.
Понимать основное содержание произведения
18.
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».
Р. Р. Написание отзыва на произведение
1
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.
Иметь представление о классической литературе
19.
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».
Р. Р. Написание отзыва на произведение
1
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.
Иметь представление о классической литературе
20.
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство»
1
Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
21.
Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»
1
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
22.
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
1
Знать отличие рассказа от сказки.
Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев
23.
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени
1
Знать отличие рассказа от сказки.
Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев
24.
Оценка достижений
Тест «Чудесный мир классики».
1
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
25.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Чудесный мир классики».
1
Знать/понимать:
изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;читать выразительно художественный текст;определять тему и главную мысль произведения
Раздел. Поэтическая тетрадь (9 ч)
26.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид»,
«Как неожиданно и ярко»
1
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)
34.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Поэтическая тетрадь».
1
Знать/понимать:
изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения
Раздел. Литературная сказка (12 ч)
35.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
Знать названия, основное содержание изученных произведений.
Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту
36.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.
Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.
37.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Р.р.Составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь
1
Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы
38.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
Знать творчество В. М. Гаршина. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.
39.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Характеристика героев
1
Знать творчество В. М. Гаршина.
Уметь анализировать мотивы поведения героев,
40.
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
1
Знать творчество П. П. Бажова.
Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений
41.
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения
1
Знать творчество П. П. Бажова.
Уметь анализировать характер и поступки героев
42.
Внеклассное чтение: произведения В. М. Гаршина,П. П. Бажова
1
Знать творчество Гаршина В. М. и Бажова П. П.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам
43.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
1
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря
44.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения
выделять фантастические события, отвечать на вопросы
45.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части
Тест «Литературная сказка».
1
Уметь делить текст произведения на части, составлять план, работать с иллюстрациями
46.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Литературная сказка».
1
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную
тему
Раздел. Делу время – потехе час (8 ч)
47.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
1
Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном
Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря
48.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл приозведения
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
49.
В. Ю. Драгунский «Главные реки».
Р.р. Пересказ от лица героя
1
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря
50.
В. Ю. Драгунский «Главные реки».
Р.р. Пересказ от лица героя
1
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)
51.
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
1
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную
тему, анализировать образные языковые средства
52.
Внеклассное чтение: рассказы В. Ю. Драгунского
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг
53.
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Тест «Делу время – потехе час».
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения
54.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Делу время – потехе час».
1
Знать/понимать:
изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь: читать вы- разительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст
Раздел. Страна детства (8 ч.)
55.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
1
Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.
Определять основную мысль рассказа .
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии).
56.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения
1
Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы
57.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
1
Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.
Определять основную мысль рассказа .
Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту
58.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Музыкальное сопровождение произведения
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)
66.
Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве Тест «Поэтическая тетрадь».
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг
67.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Поэтическая тетрадь».
1
Уметь читать стихотворные произведения наизусть
Раздел. Природа и мы (12 ч)
68.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
1
Знать творчество Д. Н. мамина-Сибиряка.
Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений
69.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
Отношение человека к природе
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
70.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
Р.р. Обучение выборочному пересказу
1
Уметь составлять план и выборочно пересказывать текст
71.
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
1
Знать творчество А. И. Куприна.
Уметь определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями
72.
М. М. Пришвин «Выскочка»
1
Знать творчество М. М. Пришвина.
Уметь определять
тему и главную мысль произведения
73.
Е. И. Чарушин «Кабан»
1
Знать творчество Е. И. Чарушина.
Уметь составлять
небольшое высказывание с опорой на авторский текст
74.
Е. И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев
1
Знать творчество Е. И. Чарушина.
Уметьоценивать события, героев произведения
75.
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
1
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений
76.
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Р.р Озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя
1
Уметь делить текст на части, озаглавливать и пересказывать от лица главного героя
77.
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Р.р.Озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя
1
Уметь делить текст на части, озаглавливать и пересказывать от лица главного героя
78.
Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире
Тест «Природа и мы».
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг
79.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Природа и мы».
1
Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе
Раздел. Поэтическая тетрадь (8 ч)
80.
Б. Л. Пастернак «Золотая осень»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства
81.
С. А. Клычков «Весна в лесу»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями
82.
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
1
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы
83.
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения
84.
С. А. Есенин «Лебёдушка»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства
85.
С. А. Есенин «Лебёдушка»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства
86.
Внеклассное чтение. Стихотворения о весне С. А. Клычкова и Е. А. Баратынского Тест «Поэтическая тетрадь».
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг
87.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Поэтическая тетрадь».
1
Знать/понимать:
изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
Раздел. Родина (8 ч)
88.
Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»
1
Уметь самостоятельно работать с дополнительными литературными источниками, развивать творческие способности
89.
И. С. Никитин «Русь»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного
90.
С. Д. Дрожжин «Родине»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений
91.
А. В. Жигулин «О, Родина»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы
92.
Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов. Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг
93.
Подведение итогов выполненного проекта
Тест «Родина»
1
Уметь использовать полученные знания для подведения итогов выполненного проекта
94.
Подведение итогов выполненного проекта
1
Уметь использовать полученные знания для подведения итогов выполненного проекта
95.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Родина».
1
Знать произведения о Родине.
Уметь выразительно читать
Раздел. Страна Фантазия (8 ч)
96.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев
97.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев
98.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
1
Уметь составлять
небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
99.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Р.р. Пересказ от лица главного героя
1
Уметь составлять
небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
100.
Путешествие по стране Фантазии
1
Знать произведения изучаемого раздела.
Уметь самостоятельно составлять фантастические рассказы, анализировать выскаывания известных писателей, отвечать на вопросы на основе фантастических произведений
101.
Внеклассное чтение: чтение произведений Кира Булычёва, презентация глав и отрывков из произведений
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг, анализировать героев и их поступки
102.
Внеклассное чтение: чтение произведений Кира Булычёва, презентация глав и отрывков из произведений Тест «Страна Фантазия»
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг, анализировать героев и их поступки
103.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Страна Фантазия».
1
Знать произведения раздела.
Уметь характеризовать героев произведений, сравнивать сюжеты, героев
Раздел. Зарубежная литература (16 ч)
104.
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
105.
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
Р. р. Пересказ от лица главного героя
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
106.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
1
Знать творчество Г.-Х. Андерсена.
Уметь определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы
107.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». План сказки
1
Знать творчество Г.-Х. Андерсена.
Уметь составлять план сказки
108.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
109.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев
1
Уметь оценивать события, героев произведения
110.
Внеклассное чтение: сказки Г.-Х. Андерсена
1
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг
111.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
1
Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы
112
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
113.
Сельма Лагерлёф «Святая ночь»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями
114.
Сельма Лагерлёф «Святая ночь»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями
115.
Сельма Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план
116.
Сельма Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда
Тест «Зарубежная литература»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план
117.
Обобщение по разделу Проверочная работа «Зарубежная литература».
1
Знать произведения зарубежных авторов.
Уметь выразительно читать
118.
Урок-игра «Литературные тайны»
1
Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
119.
Итоговый урок «Что читать летом»
Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений