К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов.
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту); - читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; - читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; - отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; - определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование; - понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами; - находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения; - пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов; - группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
- моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;
- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
- выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
- находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
№ п/п | Дата провед | Дата коррек | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | | Стихотворения о Родине Ф. Савинов «О Родине» | Учиться работать с учебной книгой: рассматриватьобложку, титульный лист и содержание;читать название учебника фамилию автора и заголовок); знакомиться с аппаратом ориентировки (условными обозначениями и памятками).Работать с новым разделом: читать название раздела, вступительную статью «Обрати внимание». (знакомство с понятием «рифма». Выполнять задания в учебнике и тетради. Учить наизусть стихотворение пользуясь памяткой 2 |
2 | | | Стихотворения о Родине И. Никитин «Русь» (отрывок) | Воспринимать на слух стихотворное произведение (стихотворение И. Никитина «Русь» Самостоятельно работать с отрывком из стихотворения: читать, моделировать обложку(определять тему и жанр, указывать фамилию автора и заголовок). |
3 | | | Рассказы о Родине С. Романовский «Русь» (в сокращении) | Работать с текстом произведения: правильно называть (Романовский «Русь»); читать заголовок и подзаголовок, читать по абзацам |
4 | | | Литературное слушание Произведения о родине С. Романовский «Слово о Русской земле» | Работать с произведением: читать по абзацам, объяснять значения слов и находить определения в словарях. Учиться читать вслух отрывок из летописи. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать произведения (И. Никитина и С. Романовского): заполнять таблицу (работа в парах) |
5 | | | Стихи русских поэтов С. Прокофьев. «Родина» Дополнительное чтение Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» Литературный диктант | Учиться самостоятельно работать с новым произведением. Читать стихотворение вслух выразительно, выполнять задания в учебнике и тетради. Писать литературный диктант. |
6 | | | Произведения фольклора Народная песня «Я с горы на гору шла…». Дополнительное чтение « Я посею, я посею» Загадки | Работать с хороводной песней «Я посею, я посею…»: слушать, читать и определять ритм движения, передавать ритмический рисунок (хлопать и двигаться в такт) |
7 | | | Загадки народные | Читать загадки, определять темы загадок, выделять ключевых слов для поиска отгадки |
8 | | | Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал» (в пересказе И. Карнауховой) | Воспринимать на слух текст былины в пересказе и следить по тексту, выделять структурные элементы былины, находить устаревшие слова, объяснять их значения, сравнивать с толкованием в словаре к тексту. |
9 | | | Былины «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе Нечаева), «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок) | Воспринимать на слух и читать вслух и молча былину. Выделять особенности жанра былины: повторы, напевность, особенности языка (былинный стих, устойчивые выражения |
10 | | | Малые фольклорные жанры Шутка, считалка, потешка, послови-цы. Дополнительное чтение Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки | Выполнять задания в учебнике и тетради. Литературный диктант Знакомиться с закличками, небылицами, докучными сказками, пословицами и поговорками. Искать произведения по жанру (работа в группах). |
11 | | | Обобщение по теме «Народная мудрость» Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя» | Самоконтроль и самооценка уровня обученности (чтение вопросов и поиск ответов в изучен ном разделе учебника). Учиться самостоятельно выполнять задания (решать учебные задачи) в тетради |
12 | | | Стихотворения для детей А. Барто «Катя». Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена» | Работать с новым разделом, читать вступительную статью, определять учебную задачу. Читать молча самостоятельно художественное произведение; |
13 | | | Произведения для детей С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». Дополнительное чтение Рубинов « Ступенька» | Определять главную мысль произведения, соотносить её с пословицей, выявлять позицию автора. Читать стихотворение вслух и молча, упражняться в выразительном чтении (памятка 1). Объяснять нравственное содержание пословицы «Человек без дела — человек без слова». |
14 | | | Рассказы о детях С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» | Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев рассказа(Алёшки, мамы, папы). Выявлять позицию автора (Как называет героя? Как говорит о нём?) и выражать своё отношение к герою. Находить в тексте и читать диалоги мамы и Алёшки, Алёшки и папы. Различать главных и второстепенных героев
|
15 | | | Произведения для детей Е. Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение (слушание) С. Михалков «Прогулка» | Слушать чтение учителя; учиться читать вслух по абзацам. Отвечать на вопросы к тексту, выполнять задания в учебнике и тетради (формирование читательского восприятия). Объяснять нравственное значение поступков героев (поведение девочки и отношение к ней людей). |
16 | | | Произведения о детях Н. Носов «Заплатка». Дополнительное чтение « На горке», П. Воронько «Мальчик Помогай» | Самостоятельно работать с новым произведением (первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий). Работать в парах: взаимная проверка чтения вслух. |
17 | | | Разножанровые произведения для детей Г. Сапгир «Рабочие руки» Скороговорки Дополнительное чтение Нанайская народная сказка «Айога» | Находить и указывать рифмующиеся строки. Определять точку зрения автора. Учиться читать скороговорки, определять их особенности и знакомиться с понятием «скороговорка». Учить и читать наизусть скороговорки (работа в группах). |
18 | | | Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак. Л. Толстой «Страшный зверь» | Знакомиться с новым литературным жанром. Воспринимать на слух басню, выделять особенности произведения. Выявлять структурные элементы басни: мораль и основную часть. Учиться читать выразительно басню. |
19 | | | Рассказы о детях М. Зощенко «Самое главное». Дополнительное чтение Я. Аким «Жадина» | Учиться работать с новым произведением до чтения: находить и читать фамилию автора и заголовок, предполагать тему про-изведения по заголовку. Читать молча, отвечать на вопросы и подтверждать ответы словами из текста. Читать по ролям (работа в группах |
20 | | | Сказки о детях В. Сутеев «Кто лучше?». Дополнительное чтение В. Сутеева «Волшебная иголочка» Выразительность чтения | Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку. Анализировать поведение героев (нравственное значение поступка друзей Коли), формулировать своё отношение к ним. Делить произведение на части по готовому плану в учебнике. Выполнять задания в учебнике и тетради. Писать литературный диктант |
21 | | | Произведения о детях и для детей А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение В. Берестов «Прощание с другом» | Учиться работать с новым произведением до чтения: находить и читать фамилию автора и заголовок, предполагать тему про-изведения по заголовку. Читать молча, отвечать на вопросы и подтверждать ответы словами из текста. Читать по ролям (работа в группах |
22 | | | Сказки для детей Л. Пантелеев «Две лягушки». Дополнительное чтение В. Катаев «Цветик-семицветик» | Воспринимать на слух произведение (читают дети), отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы одноклассников. Читать по абзацам. Работать в группах: пересказывать сказку подробно (памятка 5). |
23 | | | Литературное слушание Произведения и книги о детях В. Беспальков «Совушка». Рубрика «Книжная полка» | Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель).Читать вслух по частям (изучающее чтение), отвечать на вопросы о прочитанном. Характеризовать героев (Федотку и Совушку). Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять и оценивать свою работу (самоконтроль и самооценка). |
24 | | | Произведения В.Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик» | Читать художественное произведение по частям, следить за чтением других учащихся. Моделировать обложку Делить текст на части озаглавливать их. Определять главную мысль произведения, выполнять задания в учебнике и тетради. |
25 | | | Народные сказки Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Читать текст вслух выразительно. Знакомиться с литературоведческим понятием «бытовая сказка», выделять особенности бытовой сказки. Воспринимать на слух волшебную сказку. Выполнять самостоятельно задания в учебной хрестоматии. Сравнивать сказки (бытовую и волшебную), называть отличительные при знаки, заполнять таблицу |
26 | | | Народные сказки Русская народная сказка «У страха глаза велики». Дополнительное чтение Русская народная сказка «Царевна-лягушка» |
27 | | | Сказки зарубежных писателей Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата» | Читать сказку по частям, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников. |
28 | | | Сказки Г.-К. Андерсена Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» | Определять главную мысль сказки, раскрывать образы горошин. Рассказывать об одной из героинь (памятка 6). Самостоятельно работать с новым произведением. Классифицировать сказки, работать со схемой. |
29 | | | Литературные (авторские) сказки Братья Гримм «Семеро храбрецов». Дополнительное чтение Б. Заходер «Серая Звездочка». Литературный диктант | Первичное чтение сказки по абзацам: слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Читать произведения молча, объяснять смысл заголовка. Выделять национальные особенности сказки (имена героев, описание внешнего вида героев, названия вещей). |
30 | | | Обобщение по теме «Мир сказок» Проверка начитанности. Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя» | Работать с книгами по теме: выбирать, называть, рассказывать о книге. Повторять изученные сказки, соотносить иллюстрации с эпизодами из сказок. |
31 | | | Произведения об осени (о родной природе) А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скрибицкий «Осень». Дополнительное чтение М. Пришвин «Осеннее утро». | Знакомиться с новым разделом: читать название и вводную статью, определять учебную задачу, работать с содержанием раздела. Воспринимать на слух стихотворение А. С. Пушкина |
32 | | | Произведения об осени Э. Шим «Белка и Ворон» Дополнительное чтение Е. Трутнева «Осень». Тест ( вид текущей проверки) | Самостоятельно работать с произведением (сказка «Белка и Ворон») Выполнять задания в учебнике и тетради, наблюдать за формой текста, читать по ролям. |
33 | | | Произведения об осени А. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение А. Твардовский «Начало осени» | Работать с новым произведением: читать молча, распределять роли, читать по ролям(в группах)играть с друзья ми в эхо. Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике и тетради |
34 | | | Разножанровые произведения о природе Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | Читать вслух и молча, читать выразительно. Читать и выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы. Выполнять задания в тетради, проверять и оценивать свою работу (самоконтроль и самооценка). |
35 | | | Литературное слушание Произведения о природе Э. Шим «Храбрый опёнок». К. Бальмонт «Осень» А. Майкоп «Осень» | Воспринимать на слух художественное слово (читает учитель, дети следят по тексту). Отвечать на вопросы (Что понравилось? Какие чувства вызывает? Чем восхищается автор?), |
36 | | | Обобщение по теме «Уж небо осенью дышало…» Литературный диктант Рубрика «Книжная полка», «Проверь себя» | Работа по рубрикам «Книжная полка» и «Проверь себя»: называть полностью имя, отчество и фамилию писателя и заголовки произведений, читать по учебнику |
37 | | | Произведения о зиме З. Александровна «Зима». Дополнительное чтение Ушинский «Проказы старухи зимы» | Знакомиться с новым разделом, его содержанием, читать вступительную статью. Воспринимать художественное слово: слушать чтение учителя и следить по тексту, выполнять задания в учебнике и тетради. Читать выразительно (памятка 1).. |
38 | | | Научно – познавательные и художественные произведения о природе С. Иванов «Каким бывает снег» Дополнительное чтение С. Есенин «Пороша» | Читать рассказ по частям, находить описания снега. Выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться пересказывать кратко по плану (памятка 4). |
39 | | | Рассказы о природе И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | Выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план произведения и пересказывать подробно (памятка 5). Учить наизусть отрывок прозаического текста (часть 1) |
40 | | | Литературное слушание Сказки о природе Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен» | Формировать полноценное читательское восприятие: воспринимать произведение на слух, читать, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. |
41 | | | Народные сказки Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение Немец- кая сказка «Бабушка Метелица» | Читать произведение молча, объяснять заголовок. Читать по ролям (памятка 3). Пересказывать подробно по готовому плану. Самостоятельно находить информацию в тексте (задания в тетради). |
42 | | | Рассказы и сказки о природе М. Пришвин «Деревья в лесу». Дополнительное чтение Е. Пермяк «Четыре брата» | Самостоятельно работать с новым произведением:читать молча, моделироватьобложку,выполнять задания в учебнике и тетради. Выполнять творческую работу «Краски зимнего леса» (в группах). |
43 | | | Стихотворения о зиме И. Суриков «Детство» (отрывок) Выразительность чтения | Учиться читать выразительно, пользуясь алгоритмом учебных действий (памятка 1). |
44 | | | Литературное слушание Литературные сказки В. Даль «Девочка Снегурочка» | Воспринимать произведение на слух (читает учитель),участвовать в беседе по произведению, выражать свои впечатления. Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр, тема). Читать сказку по частям, составлять эскизно-модельный план с «заместителями» героев. Учить наизусть песенки из сказки. |
45 | | | Литературное слушание Литературные сказки В. Даль «Девочка Снегурочка». |
46 | | | Народные сказки Русская народная сказка «Снегурочка» | Знакомиться с произведением до чтения (читать заголовок и подзаголовок, правильно называть сказку). Читать по частям (первичное чтение).Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать сказки (народную и В. Даля): начало, конец, герои, помощники. |
47 | | | Народные сказки Русская народная сказка «Снегурочка» Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья» |
48 | | | Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы) | Читать новое произведение молча, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике и тетради, выделять рифмы. Сравнить произведения (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Саша» и стихотворение И. Сурикова «Детство»). |
49 | | | Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» Дополнительное чтение В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» |
50 | | | Рассказы о животных Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | Самостоятельно работать с новым произведением: находить и читать название произведения (фамилии авторов и заголовок), читать текст вслух или молча, моделировать об ложку и проверять по готовому образцу. |
51 | | | Рассказы и произведения о природе И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу», И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?». Литературный диктант | Объяснять заголовок. Наблюдать за построением текста: выделять диалог. Упражняться в выразительном чтении, обращая внимание на знаки препинания (работа в парах). Знакомиться с литературоведческим понятием «сравнение» Повторять и сравнивать изученные стихотворения (задание в учебнике). Самостоятельно выполнять задания в тетради |
52 | | | Литературное слушание Произведения для детей В. Одоевский «Мороз Иванович» | Воспринимать на слух художественное произведение. Делить текст на смысловые части, читать по частям (первая часть Рукодельница» и вторая часть «Ленивица»). (Работа в группах.) Выполнять задания к тексту в учебной хрестоматии |
53 | | | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича». В. Одоевский «Мороз Иванович» | Определять учебную задачу, распределять работу (подбор материала, оформление и т. д.). Учиться устраивать презентацию проекта: читать, показывать иллюстрации, создавать «живые картины» и т. д. |
54 | | | Комплексная контрольная работа | Проверять свою работу, объяснять ответы, доказывать свою точку зрения с опорой на текст произведения. Оценивать свою работу по двум критериям: правильность выполнения и аккуратность. |
55 | | | Произведения о новогоднем празднике С. Михалков «В снегу стояла ёлочка» | Знакомиться с новым разделом, его содержанием. Читать про себя, формулировать впечатление о прочитанном. Моделировать обложку |
56 | | | Литературное слушание Сказки Х.-К Андерсена Х.-К Андерсен « Ель» (в сокращении) Книга Х.-К Андерсена | Воспринимать на слух художественное произведение, выражать своё мнение, формулируя оценочные суждения. Моделировать обложку самостоятельно (определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок). |
57 | | | Произведения о детях и для детей А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок) | Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту произведения. Выражать своё мнение о произведении, формулировать оценочные суждения. Моделировать обложку под руководством учителя. Рассматривать структуру текста, выделять части и озаглавливать каждую часть. |
58 | | | Произведения о детях и для детей А. Гайдар «Ёлка в тайге» |
59 | | | Стихотворения о Новом годе С. Маршак «Декабрь» | Читать молча и вслух, слушать чтение одноклассников. Моделировать обложку: указывать название произведения(фамилию автора и заголовок),определять тему и жанр. |
60 | | | Произведения о Новом Годе. С. Городецкий « Новогодние приметы» | Читать молча (самостоятельное первичное чтение стихотворения). Моделировать обложку: указывать фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр. Читать вслух по строфам (работа в парах). Читать выразительно (памятка 1). |
61 | | | Обобщение по теме «Здравствуй, праздник новогодний!» Рубрика «Проверь себя». Литературный диктант | Называть полностью имя, отчество и фамилию писателя, перечислять его произведения, читать отрывки по учебнику, пере сказывать или читать наизусть. Писать литературный диктант |
62 | | | «Стихи о природе» (урок – конкурс) Рубрика «Книжная полка» | Выполнять задания в учебнике и тетради (проверка уровня начитанности и знания изученных произведений). Самопроверка и самооценка Рассказывать о выбранных книгах. Участвовать в кон курсе чтецов стихов о Новом годе и зиме |
63 | | | Книги о Новом годе для детей (библиотечный урок) | Читать отрывки из стихотворений о природе |
64 | | | Здравствуй, праздник новогодний! (урок утренник) | Оформить выставку книг о Новом годе и творческих работ «Приметы Нового года». Слушать выразительное чтение победителей конкурса чтецов стихов о Новом годе и зиме. Инсценировать эпизоды из изученных произведений |
65 | | | Произведения о животных Народная песня «Бурёнушка»; В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение К. Коровин « Баран, заяц, ёж» | Работать с новым произведением: читать молча (без проговаривания), моделировать обложку (фамилия автора и заголовок, жанр и тема) и сравнивать с готовой моделью. Выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться читать выразительно(памятка 1). |
66 | | | Разножанровые произведения о животных К. Ушинский «Кот Васька» Считалка, загадки. Е. Благинина «Голоса леса» Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» (в сокращении) | Учиться самостоятельно работать с новым произведением. Читать выразительно (памятка 1), читать по ролям(памятка 3). Воспринимать на слух произведение (читают дети),отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников |
67 | | | Рассказы и стихотворения про животных М. Пришвин «Старый гриб» Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца» | Воспринимать на слух стихотворное произведение, выражать своё впечатление о стихотворении, объяснять отношение автора. Самостоятельно выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. |
68 | | | Рассказы про животных К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Оленёнок» Дополнительное чтение (слушание) Е. Чарушин « Перепёлка» | Называть народные сказки о лисе (проверка начитанности).Выполнять творческое задание «Придумать сказку о лисе» (работа в группах). |
69 | | | Произведения о животных В. Бианки «Ёж спаситель». Скороговорки. Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка». | Учиться работать с произведением до чтения (называть произведение, высказывать предположение, о чём может быть текст, по заголовку Самостоятельно читать молча, читать вслух по абзацам, определять жанр и тему, составлять модель. |
70 | | | Присказки и сказки М. Дудин «Тары-бары». Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты». Навык чтения вслух | Воспринимать на слух стихотворение, высказывать своё впечатление. Самостоятельно читать текст, выполнять задания в учебнике и тетради. |
71 | | | Литературное слушание Произведения о животных К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос» | Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель) и следить по тексту. Определять главную мысль произведения. |
72 | | | Народные сказки Русская сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену». | Читать вслух по абзацам, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Выделять особенности сказки: присказка, эпизоды-встречи, диалоги героев. Читать выразительно отдельные эпизоды (присказку, диалоги героев) |
73 | | | Сказки народов России Русская народная сказка «Зимовье зверей». Дополнительное чтение Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь». Литературный диктант | Читать по частям вслух, определять вид сказки. Учиться пересказывать кратко по готовому плану (памятка 4). |
74 | | | Авторские сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Дополнительное чтение (отрывок) Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». | Читать вслух, объяснять заголовок, правильно называть сказку. Определять особенности построения сказки (сказка-диалог).Учиться читать выразительно диалог героев по ролям (памятка 3). Определять тип сказки (народная или литературная). Аргументировать свой ответ. |
75 | | | Народные сказки Русская народная сказка «Белые пёрышки» | Воспринимать на слух художественное произведение слушать чтение учителя и следить по тексту. Выражать своё впечатление. Читать выразительно по абзацам, объяснять и давать оценку поведению лебедей и глухаря. |
76 | | | Сказки о животных ( библиотечный урок) Рубрики «Книжкина полка» и «Проверь себя» | Повторять изученные произведения (сказки, стихотворения, рассказы, загадки, скороговорки и считалки о животных): называть, приводить примеры, читать отрывки. |
77 | | | Литературное слушание Сказки народов мира Украинская народная сказка «Колосок». * Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы» | Знакомиться с новым разделом: читать название, вступительную статью, определять учебную задачу. Воспринимать произведение на слух (читает учитель),выражать своё первое впечатление. Называть произведение правильно. |
78 | | | Литературное слушание Сказки народов мира Украинская народная сказка «Колосок». * Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы» |
79 | | | Сказки народов мира Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать». | Создавать модель обложки произведения (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Читать вслух по частям, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. |
80 | | | Сказки народов мира Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» (продолжение). |
81 | | | Сказки народов мира Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | Учиться работать со сказкой, которая состоит из разных историй: читать каждую историю, определять национальные особенности норвежской сказки, выделять начало и конец. Выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться выразительно читать диалоги героев. Сравнивать данную сказку с похожими по сюжету сказками других народов. Рассказывать о героях сказки |
82 | | | Сказки народов мира Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Дополнительное чтение Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» |
83 | | | Литературные зарубежные сказки Братья Гримм. «Бременские музыканты» | Воспринимать на слух чтение учителя, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы, дополнять ответы (развитие восприятия художественного текста). |
84 | | | Литературные зарубежные сказки Братья Гримм. «Бременские музыканты». |
85 | | | Сказки народов мира Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | Воспринимать на слух художественное произведение, следить по тексту. Делить произведение на части, читать по частям, озаглавливать части, составлять план. Определять главную мысль сказки, выполнять задания к тексту произведения в учебнике и тетради. Понимать значение слов и выражений из контекста. Давать нравственную оценку поведения героев сказки |
86 | | | Сказки народов мира Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят». Литературный диктант |
87 | | | Библиотечный урок « Дорогами сказок» | Называть книги (фамилии авторов, заголовки, темы и жанры произведений), выбирать книги со сказками на за данную тему (по группам),читать выбранную сказку и представлять книгу. Соотносить фамилии сказочников с произведениями, изученными в разделе: прочитать фамилию автора, назвать его сказки, найти и прочитать одну из них. |
88 | | | Проверка уровня обученности .Рубрика «Проверь себя» | Доказывать знание изученных произведений: называть произведения, называть произведение по отрывку (задание в учебнике), называть героев, подтверждать ответ чтением отрывков из произведений. |
89 | | | Произведения о семье Л. Толстой «Лучше всех» | Воспринимать художественное произведение на слух(читает учитель), отвечать на вопросы по тексту, высказывать первое впечатление |
90 | | | Произведения фольклора о семье Пословицы. Народная песня «Колыбельная» | Создавать модель обложки (авторская принадлежность, заголовок, жанр, тема). Пре образовывать текстовую ин формацию в форму таблицы. |
91 | | | Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи младенец мой прекрасный…» | Слушать, читать текст колыбельной песни (развитие эстетического восприятия художественного текста). Читать выразительно, показывая отношение к младенцу. |
92 | | | Рассказы о детях Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра» | Самостоятельно читать произведение (рассказ), отвечать на вопросы к тексту. Моделировать обложку (определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок). Ориентироваться в системе личностных смыслов через поступки героев: анализировать поступки героев и давать им оценку. |
93 | | | Произведения о детях Л. Осеева «Сыновья». Пословицы | Воспринимать художественное произведение на слух (читает учитель), отвечать на вопросы к тексту (О ком и о чём рассказывается в произведении? Почему старик увидел только одного сына?) — выявление первичного восприятия. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок),сравнивать свою модель с готовой. |
94 | | | Авторская колыбельная песня А. Майков «Колыбельная песня». Пословица | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы к тексту (Что понравилось? Что не понравилось? Какое настроение создаёт? Чем гордится ветер?) — формирование целостного восприятия текста. Читать правильно читать выразительно (памятка 1). |
95 | | | Литературное слушание Произведения о семье Л. Толстой «Отец и сыновья» Дополнительное чтение И. Панькин «Легенда о матерях». | Читать выразительно (памятка 1). Повторять произведения Л. Толстого для детей, составлять список. Воспринимать на слух художественное про изведение (И. Паньки на «Легенда о матерях»). Моделировать обложку: указывать жанр, тему, фамилию автора и заголовок с помощью «заместителей». |
96 | | | Разножанровые произведения о семье А. Плещеев «Старик». Л. Воронкова «Катин подарок» | Воспринимать на слух художественный текст (читает учитель или хорошо читающие дети). Работать с текстом произведения: читать по строфам, работать над выразительностью чтения, выполнять задания в учебнике и тетради. |
97 | | | Стихотворения о семье Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери» | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы (Что по нравилось? Что не понравилось? Какое настроение оно создает?) — выявление первичного восприятия про изведения. Учиться читать правильно слова: верба, женский день, день 8 Марта. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Находить рифмующиеся слова, указывать рифмы. |
98 | | | Сказки народов России Татарская сказка «Три сестры». Дополнительное чтение Русская народная сказка « Белая уточка» | Раскрывать нравственное значение поступков героев: объяснять отношения героев старших дочерей к матери, младшей дочери к матери. Оценивать поступки героев с позиций морально-этических норм, высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
99 | | | Литературное чтение Произведения о семье С. Михалков «А что у вас?» | Работать с произведением до чтения: найти и прочитать фамилию автора, заголовок. Воспринимать на слух текст стихотворения: слушать чтение учителя или одноклассников, следить по тексту. |
100 | | | Стихотворения о семье В. Солоухин «Деревья». Дополнительное чтение Б. Заходер «Сморчки» | Воспринимать на слух художественный текст (читает учитель), высказывать своё мнение о произведении. Объяснять главную мысль стихотворения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заголовок, жанр и тему). |
101 | | | Произведения ко Дню Победы С. Михалков «Быль для детей». Литературный диктант | Воспринимать художественное произведение на слух(читает учитель), отвечать на вопросы по тексту, высказывать первое впечатление |
102 | | | Произведения ко Дню Победы С. Баруздин «Салют». Дополнительное чтение К. Курашкевич «Бессмертие» | Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение подвига героев Великой Отечественной войны, объяснять значение праздника 9 Мая для всего народа. |
103 | | | Обобщение по теме « Семья и я» Рубрика «Проверь себя» | Моделировать об ложку произведения о детях и соотносить обобщённую модель с изученными произведениями. |
104 | | | Произведения о весне Народная песня «Весна, весна красная!» А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | Определять учебную задачу изучения произведений данного блока(раздела). |
105 | | | Произведения о весне А. Чехов «Весной» А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | Воспринимать на слух повествовательное произведение, выражать первое впечатление о нём. Работать с произведением: читать по абзацам, объяснять смысл выражений и слов («свеж и прозрачен», «вселенная» и т. д.), Самостоятельно работать с новым произведением: читать вслух, выполнять задания в учебнике и тетради. Находить и читать описания картин оживающей природы (поисковое чтение). Сравнивать произведения (Чехова, Пушкина и Скребицкого) по теме и жанру, заполнять таблицу на компьютере или 4на листочках. Выявлять особенности отношения авторов к природе, о5писываемому времени года. |
106 | | | Произведения о весне А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Г. Скребицкий «Весна-художник» |
107 | | | Литературное слушание Произведения о природе М. Сладков «Снег и Ветер». Дополнительное чтение Н. Сладков. « Проталина» | Воспринимать на слух произведение о природе (читает учитель), выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. Моделировать обложку и сравнивать её с готовым образцом. Писать литературный диктант |
108 | | | Разножанровые произведения о весне. С. Маршак «Весенняя песенка» Э. Шим «Чем пахнет весна» | Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы, соотносить текст с иллюстрацией. Читать выразительно, пользуясь памяткой 1 |
109 | | | Стихотворения о природе Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки». | Слушать чтение учителя, формулировать первое впечатление о стихотворении. Моделировать обложку (выделять фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). |
110 | | | Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…». Дополнительное чтение М. Пришвин « Лесная капель» | Слушать чтение учителя, следить по тексту. Определять настроение произведения, выражать своё отношение к нему. |
111 | | | Произведения о животных А. Куприн «Скворцы» Н. Сладков «Скворец-молодец» | Воспринимать на слух художественное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им. Определять отношение автора к героям произведения. Моделировать обложку самостоятельно (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). |
112 | | | Произведения о природе Н. Сладков «Апрельские шутки». Дополнительное чтение Н. Сладков «Весенний разговор» Литературный диктант | . Моделировать обложку, сравнивать модель с готовым образцом, исправлять ошибки, оценивать свою работу (самопроверка и самооценка). |
113 | | | Разножанровые произведения о природе А. Барто «Апрель». Дополнительное чтение Н. Сладков «Ивовый пир» из цикла « Лесные шорохи» | Воспринимать на слух художественное произведение. Выделять ключевые слова, выявлять отношение автора. Читать вслух, молча, выразительно (памятка 1). |
114 | | | Рассказы о природе Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение Воронько « Журавли» | Воспринимать произведение на слух, читать про себя самостоятельно, выражать своё мнение о произведении. |
115 | | | Литературное слушание Произведения фольклора. Заклички- веснянки | Писать литературный диктант Работать в группах: готовить выразительное чтение одной из закличек веснянок (памятка 1). |
116 | | | Произведения фольклора. Закличка, загадки | Воспринимать на слух художественный текст: слушать чтение учителя, выражать своё впечатление о про изведении. Наблюдать за особенностями построения текста, указывать знаки препинания, рифмы. Упражняться в выразительном чтении (работа в парах). |
117 | | | Разножанровые произведения о природе В. Жуковский «Жаворонок». Дополнительное чтение В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину» (отрывок) | Воспринимать произведение на слух (читают учащиеся). Выражать своё впечатление о стихотворении. Моделировать обложку: указывать название произведения (фамилию автора и заголовок), определять тему и жанр. |
118 | | | Разножанровые произведения о природе О. Высоцкая «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг» | Воспринимать на слух художественное слово (читает учитель), соотносить текст с иллюстрацией. Учиться читать выразитель но (памятка 1). Находить рифмующиеся строки, образные выражения (одуванчик портрет солнца) — метафоры. Поисковая работа по группам: выбирать и читать сказки об одуванчике. |
119 | | | Произведения о родной природе природе П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение Э. Шим «Муравейник» | Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), участвовать в обсуждении прослушанной сказки. Моделировать обложку (указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему). Читать по смысловым частям и составлять эскизно-модельный план с использованием «заместителей» героев. |
120 | | | Рассказы и стихотворения о природе Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто «Воробей» | Читать вслух, слушать чтение учителя (ознакомительное чтение).Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему), сравнивать созданную модель с готовой. Читать в соответствии с орфоэпическими нормами (что, чтобы), находить слова-действия (бубнят, грянул, хлынули, загремел), объяснять их смысл, подбирать синонимы. Писать литературный диктант. |
121 | | | Произведения для детей М. Пришвин «Ребята и утята» | Воспринимать художественное произведение на слух (текст читает учитель), вы- сказывать первое впечатление, задавать вопросы по со держанию, дополнять ответы одноклассников. Моделировать самостоятельно обложку, проверять по готовому образцу. |
122 | | | Литературное слушание Сказки о животных Б. Заходер «Птичья школа» Дополнительное чтение М.Горький «Воробышко» | Воспринимать на слух стихотворное произведение (читает учитель, учащиеся следят по тексту). Моделировать обложку, используя «заместители» жанра, темы, сравнивать составленную модель с готовой. |
123 | | | Произведения о природе К. Ушинский «Утренние лучи». | Моделировать обложку с помощью «заместителей» (определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок), сравнивать с готовой моделью (проводить самопроверку). |
124 | | | Стихотворения о природе А. Барто «Весна, весна на улице…» Дополнительное чтение Р. Сеф « Чудо» | Воспринимать на слух текст стихотворения (читает учитель или хорошо читающий ученик). |
125 | | | Комплексная контрольная работа | Проверять свою работу, объяснять выбор ответов, доказывать с опорой на произведения(самопроверка). Оценивать свою работу по двум критериям: точность и аккуратность. |
126 | | | Библиотечный урок по теме « Книги о родной природе» | Работать с книгами: называть правильно (фамилия автора, заголовок), кратко характеризовать прочитанные книги, формулировать основную мысль прочитанных произведений, группировать классифицировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности. |
127 | | | Обобщение Рубрика «Проверь себя» | Оценивать свою работу по двум критериям: точность и аккуратность |
128 | | | Литературное слушание Волшебные сказки Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | Воспринимать на слух волшебную сказку, выражать первое впечатление, выделять чудеса, описанные в сказке. Моделировать обложку самостоятельно (определять жанр и тему, указывать автора (народ) и заголовок), определять тип сказки (бытовая, о животных, волшебная). |
129 | | | Волшебные сказки Русская народная сказка «Хаврочешка». | Слушать чтение сказки одноклассниками и учителем по частям, следить по тексту. Упражняться в чтении вслух и молча, рассказывать понравившийся эпизод. Читать текст по частям вслух, в парах. |
130 | | | Сказки А.С. Пушкина А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Читать сказку по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё впечатление, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы одноклассников. |
131 | | | Сказки А.С. Пушкина А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (продолжение). Индийская сказка «Золотая рыба» |
132 | | | Литературное слушание Волшебные сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» | Определять главную мысль сказки, характеризовать главного героя сказки. Рассказывать о Коте в сапогах (памятка 6). Писать литературный диктант (лексический). |
133 | | | Литературное слушание Волшебные сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» Дополнительное чтение А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
134 | | | Обобщение по теме «Волшебные сказки». Рубрика «Книжная полка» и «Проверь себя» | . Формулировать главную мысль изученной книги, аннотировать прочитанную книгу. Писать литературный диктант литературоведческий). Называть сказки по иллюстрации, находить текст в учебнике или учебной хрестоматии. |
135 | | | Литературное слушание Мир сказок и чудес Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Знакомиться с произведением. Читать вслух. Оформлять дневник читателя по разделам
|
136 | | | Мир сказок и чудес Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
4. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 6-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. – 176с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
на заседании ШМО учителей нач. классов заместитель директора по УВР