Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для обучающихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Комсомольская СОШ» (далее Образовательной программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 193 с.).
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Основные принципы построения курса «Литературное чтение»
системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);
эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;
преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:________________
Директор школы:
Приказ № _____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
2 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
2014 – 2015 учебный год
Программу составила
учитель начальных классов
Ермакова К.А.
п. Комсомольский
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для обучающихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Комсомольская СОШ» (далее Образовательной программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 193 с.).
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Основные принципы построения курса «Литературное чтение»
системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);
эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;
преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.
Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие обучающихся:
создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;
доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских умений;
последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;
постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;
обеспечение готовности обучающихся к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;
создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;
использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности обучающихся.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное - организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Важнейшим условием литературного образования второклассников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» во 2 классе являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания обучающимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Основные линии программы:
Развитие навыка чтения
Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.
Развитие литературоведческих представлений и понятий
Во 2-ом классе обучающиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления обучающихся об авторах различных произведений.
Развитие речевых умений
Развивается один из основных видов речевой деятельности - говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалогов о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности
Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность. Вводятся такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого используете выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия обучающихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Содержание программы 2 класс (136 ч)
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведенияоб авторе, элементарные знания о времени написанияпроизведения.
Восприятие литературного произведения. Создание пи для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Чтение вслух не менее 55-60 слов в минуту. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения:
самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
умение самостоятельно прочитать фамилию автора II заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
определять тему чтения и жанр книги;
самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Раздел
программы
Программное содержание
Характеристика деятельности обучающихся
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.
Использование знаково-символичных средств для получения информации о произведении: тема, жанр, автор.
Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт.
Воспринимать литературные произведения (чтение учителя, одноклассников или самостоятельное чтение).
Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам.
Классифицировать произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе и т.д.), по жанру, по теме и авторской принадлежности.
Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр, тема).
Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении героях.
Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам.
Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения.
Чтение вслух и молча(про себя).
Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующим индивидуальным возможностям учащихся.
Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.
Усвоение орфоэпических норм. Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).
Чтение и смысловых частей текста, абзаца.
Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).
Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.
Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.
Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида.
Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).
Упражняться в чтении многосложных слов по слогам.
Учить читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, сегодня, конечно, первого и т.д.
Читать выразительно загадки, сказки, небольшие по объёму рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т.д.)
Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки, небольшие по объёму произведения, читать и держать строку глазами, не шевеля губами.
Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение.
Пользоваться ознакомительным, первичным чтением в работе с новым произведением, книгой.
Использовать поисковое чтение для информации о герое, его поступках, а так же о произведении и книге.
Выделять в тексте описание картин природы, предметов, героев.
Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров.
Работа с разными видами текста.
Знакомство с текстами: учебными, художественными, научно-популярными.
Структура текста: абзацы, части.
Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.
Форма текста: стихотворная и прозаическая.
Деление текста на части.
Главная (основная мысль).
Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстраций и выбор соответствующего абзаца, отрывка или эпизода.
Понятия: текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль.
Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты.
Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).
Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.
Характеризовать (аргументировано) структуру текста (части, абзацы, присказка, зачин).
Соотносить иллюстрации с отрывками или эпизодом из текста.
Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, части, название произведения, части текста, главная мысль.
Работа с текстом художественного произведения.
Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.
Понимание заголовка произведения и его соответствие содержанию произведения.
Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т.п.).
Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.
Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т.д.
Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.
Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним.
Составлять высказывание (2-3 предложения) о произведении и герое.
Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т.д.
Сравнивать фольклорные произведения по жанру, сюжету, теме.
Сравнивать сказки литературные и фольклорные.
Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Определять положительных и отрицательных героев, мотивировать своё мнение.
Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий).
Работа с текстом научно-популярного произведения.
Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В. Бианки, В. Одоевского и др.).
Деление текста на микро-темы или части, выделение ключевых слов в предложениях.
Пересказ подробный и краткий по готовому плану.
Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте.
Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка или рассказ) и темам.
Пересказывать текст о предметах, животных, человеке, явлениях природы, точно излагая факты.
Собирать информацию о оформлять её в виде схем и таблиц.
Работа с учебным текстом.
Чтение вступительных статей и выделение учебных задач.
Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов.
Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи.
Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, выводы)
Библиографическая культура.
Книга учебная, художественная.
Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.
Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.
Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заголовок), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).
Определять жанр и тему книги.
Моделировать обложки книг и находить книги по модели.
Отбирать книги по заданной модели
Говорение (культура речевого общения).
Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).
Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению.
Чтение по ролям и инсценированные произведения фольклора или детской литературы.
Нахождение в речи обращений, в виде монолога (3-4 предложения слов приветствия и выражений вежливости.
Монологическая речь автора, героев произведений.
Построение монологов, (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3-4 предложения).
Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование.
Стихотворная и прозаическая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.
Общее представление о басне, рассказе, стихотворении.
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи.
Составлять модели разножанровых произведений по форме текста.
Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты).
Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков.
«Живые картины» отдельных эпизодов произведений.
Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений.
Пересказ от лица героя или автора.
Рассуждение о произведении и героях, формулирование особенной точки зрения.
Интерпретация позиции автора (точка зрения автора).
Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.
Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей.
Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роли в соответствии с выбранным образом.
Моделирование «Живых картин» к отдельным эпизодам по типу «стоп-кадра».
Конструировать описание картин к отдельным эпизодам.
Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени автора, героя.
Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.
Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным.
Объяснять току зрения автора и главную мысль произведения.
Создавать индивидуально в парах, группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений.
Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями книг, рисунками и т.д.)
Чтение:
работа с информацией.
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, «Об авторе», «От автора»).
Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).
Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.
Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею.
Находить нужную информацию о книге в аппарате книги.
Характеризовать произведение, героев по информации в таблице.
Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод).
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений, запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
К концу обучения во 2 классе обучающийся
достигает следующих результатов
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научиться:
понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научиться:
находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
определять тему и главную мысль текста;
работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в её аппарате;
сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
Нормы оценок по литературному чтению
При оценке обучающихся начальных классов учитель ориентируется на следующие нормативные документы, определяющие, регулирующие и регламентирующие его оценочную деятельность:
Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021/ 11-13 «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы»
Письмо Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/ 13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»
Методическое письмо ОМЦ ЦОУО ДО города Москвы от 19.11.2007г. № 559/1 «Методические рекомендации для учителей начальных классов и учителей-предметников 1-11 классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной разговорной речью, на различных этапах обучения».
Методическое письмо ЦОУО ДО города Москвы от 11.04.2007г. № 01-22-279 «Система рекомендаций по дозировке домашних заданий в 1-11 классах общеобразовательных учреждений»
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования: личностных достижений, метапредметных результатов и предметных.
Оценка личностных достижений представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. По окончании 2-го класса основным объектом оценки личностных результатов у учащихся служит сформированности универсальных учебных действий, включаемых в:
самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, принятие и освоение им новой социальной роли, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению в целом и изучаемому предмету в частности. Становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, верить в успех;
смыслообразование – понимание границ того «что я знаю» и «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – освоение основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Формой оценки личностных достижений младшего школьника является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся 2-го класса в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающегося или по запросу учителя, администрации школы и проводится психологической службой школы по определенным методикам.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы в формировании универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Основным объектом оценки метапредметных результатов во 2-ом классе служит сформированность у обучающихся указанных выше регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, к ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; учиться преобразовывать практическую задачу в познавательную;
учиться оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
учиться осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
воспринимать прочитанное или прослушанное произведение;
овладение навыками чтения, умение воспринимать и понимать прослушанное и прочитанное произведение;
понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примере поступков героев литературных произведений);
уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;
сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, пробуждающие дать оценку событиям, поступкам героев, требующие поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;
слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемым темам; дополнять и уточнять ответы, подтверждать информацией из текста произведения;
выполнять практико-ориентированные задания: находить нужную информацию в тексте произведения, интерпретировать текст, давать оценку;
составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать при помощи моделирования литературоведческие понятия.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он:
понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.
читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;
умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если он:
понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он:
осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится обучающемуся в том случае, если он:
читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011;
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литература основная:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентане – Граф, 2011.