рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс.Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС. В программе указано количество уроков с использованием проектной и исследовательской деятельности, ожидаемые образовательные результаты. В программе описаны ключевые компетенности, которые развиваются на уроках литературного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс »
Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу литературного чтения для учащихся 4-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.).
Цель образовательной программы МБОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» ЭМР:сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность младшего школьника, владеющего основными компонентами учебной деятельности, основами духовно-нравственной культуры и навыками здорового образа жизни.
Модель выпускника начальной школы:
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Основная цель уроков литературного чтения в 4 классе — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Основные составляющие учебного-воспитательного процесса
Исходя из требований программы по литературному чтению планирование уроков происходит с включением в образовательный процесс элементов развивающей системы: интегрированный подход в обучении, педагогические диагностики, дифференциация в обучение.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, уроков – концертов, контрольных уроков, защиты проектов, урок с использованием ИКТ; уроков-исследования; уроков-сказка. Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание,) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о прочитанных произведениях).
Все творческие работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Ожидаемые образовательные результаты
В ходе изучения курса ожидаются следующие образовательные результаты:
Предметные: умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический; сказочный и реалистический; понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение; различать диалогический и монологический характер произведения; различать рассказ автора и рассказ героя о событии; воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета; воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; читать по ролям, передавая основное настроение произведения; иллюстрирование произведений.
Метапредметные: способность принимать алгоритм выполнения учебной задачи; менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; работать со словарем и с материалом предварительного чтения; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; ориентироваться в принятой системе значков.
Личностные: положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»; основы для эмоционального переживания художественного текста; начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях; понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
К концу обучения в 4 классе ученик достигает следующих результатов.
Ученик научится:
~ читать вслух целыми словами в темпе соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 80 – 90 слов в минуту);
~ читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
~ читать наизусть не менее 20 стихотворений и 6 отрывков из прозы;
~ определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
~ работать в библиотеке, пользоваться библиотечным фондом;
~ Подбирать произведения для самостоятельного чтения по теме
~ пользоваться справочной литературой
~ группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
- читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
- выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках;
- Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.
Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).
Развитие ключевых компетентностей на уроках литературного чтения
В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.
компетентность
действия обучающихся
Коммуникативная
компетентность
- умение строить монологическое высказывание;
- владение умением корректно вести учебный диалог;
-владение способами совместной деятельности в группе,
Учебно – познавательная
компетентность
- ставить цель, уметь пояснить цель;
- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам,
- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- организовать анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности