Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование для начального общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование для начального общего образования
4 класс
1 – 5. Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки. Параллелепипед грани, рёбра, вершины. Изготовлять модели прямоугольных параллелепипедов с использованием разверток и каркасной модели из кусков проволоки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование для начального общего образования»
Пояснительная записка
УМК «Школа России»
Авторы программы М.И.Моро и др.
Планируемые результаты
Для детей, не имеющих отклонений в развитии
Для детей с ОВЗ
Личностные
2 класс
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
4 класс
У выпускника будут сформированы:
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
дифференциация моральных и конвенциональных норм,
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные
2 класс (регулятивные)
У обучающегося будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
осуществлять пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
2 класс (познавательные)
У обучающегося будут сформированы:
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
владеть рядом общих приёмов решения задач. Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
произвольно владеть общими приёмами решения задач.
2 класс (коммуникативные)
У обучающегося будут сформированы:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра;
Обучающийся получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
2 класс (Чтение. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного)
У обучающегося будут сформированы:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака:
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
2 класс (Чтение. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации)
У обучающегося будут сформированы:
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
2 класс (Чтение. Работа с текстом: оценка информации)
У обучающегося будут сформированы:
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения
4 класс (регулятивные)
У выпускника будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
4 класс (познавательные)
У выпускника будут сформированы:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
4 класс (коммуникативные)
У выпускника будут сформированы:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
формулировать собственное мнение и позицию;
Выпускник получит возможность научиться:
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
4 класс (Чтение. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного)
У выпускника будут сформированы:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака:
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
4 класс (Чтение. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации)
У выпускника будут сформированы:
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном
4 класс (Чтение. Работа с текстом: оценка информации)
У выпускника будут сформированы:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные
2 класс
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
•описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
•распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
•выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
•использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
•соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Обучающийся получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические фигуры.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
•измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
обучающийся получит возможность научиться вычислять периметр прямоугольников.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
•читать несложные готовые таблицы;
•заполнять несложные готовые таблицы;
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если... то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
•составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
•интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
4 класс
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
•описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
•сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
•распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
•планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
•интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
1. Виды углов. Читать углы, определять их вид. Решать логические задания.
2. Отрезок. Длина отрезка. Ломаная. Практическая работа: Изготовление в технике «Оригами» - «Воздушный змей» отрезок, ломаная, Чертить указанные геометрические фигуры. Чертить отрезки заданной длины. Классифицировать геометрические фигуры, объяснять свой выбор Сравнивать длины ломаных Читать чертежи
3. Треугольник. Определять, из каких трех отрезков можно построить треугольник.
4. Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника прямоугольник. Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник и квадрат на клетчатой бумаге. Проводить диагонали. Сравнивать диагонали прямоугольника и квадрата. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге. Читать чертежи.
5. Практическая работа: Изготовление модели складного метра. Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник и квадрат на клетчатой бумаге. Проводить диагонали. Сравнивать диагонали прямоугольника и квадрата.
6. Диагонали прямоугольника и их свойства диагональ. Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник и квадрат на клетчатой бумаге. Проводить диагонали. Сравнивать диагонали прямоугольника и квадрата Строить прямоугольник на нелинованной бумаге.
7. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства квадрат.
8. Практическая работа: Построение прямоугольника на нелинованной бумаге
9 – 10. Середина отрезка отрезок. Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений)
11. Построение отрезка, равного данному. Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины)
12. Практическая работа: Изготовление пакета для хранения счетных палочек. Читать чертежи. Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата).
13. Практическая работа: Изготовление подставки для кисточки. Читать чертежи. Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата).
14. Практическая работа: Преобразование фигур по заданному правилу
15 – 16. Окружность. Круг. Центр. Радиус .Чертить окружность (круг), заданной длины. Проводить диаметр окружности Вписывать прямоугольник в окружность.
17. Диаметр окружности. Диаметр. Чертить окружность (круг), заданной длины. Проводить диаметр окружности. Вписывать прямоугольник в окружность.
18 – 19. Прямоугольник в круге Прямоугольник, круг.
20. Практическая работа: Изготовление ребристого шара. Окружность. Круг. Центр. Радиус. Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Измерять изготовленное изделие по предложенному условию 21
22. Практическая работа: Изготовление аппликации «Цыпленок». Диаметр с 64
23. «Розетка» в окружности. Прямоугольник, круг. Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля .
24. Чертеж. Практическая работа: Изготовление закладки для книг. Читать и использовать простейший чертеж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Дополнять чертеж недостающим размером. Выполнять чертеж по рисунку изделия.
25. Технологическая карта. Читать и использовать простейший чертеж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Дополнять чертеж недостающим размером. Выполнять чертеж по рисунку изделия.
26 – 27. Практическая работа: Изготовление аппликации «Автомобиль». Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
28. Практическая работа: Изготовление аппликации «Трактор с тележкой». Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
29. Практическая работа: Изготовление аппликации «Экскаватор». Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
30. Практическая работа: Изготовление в технике «Оригами» - «Щенок». Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
31. Практическая работа: Изготовление в технике «Оригами» - «Жук». Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
32 – 33. Практическая работа Изготовление поделок из конструктора. Читать чертежи. Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов.
4 класс
1 – 5. Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки. Параллелепипед грани, рёбра, вершины. Изготовлять модели прямоугольных параллелепипедов с использованием разверток и каркасной модели из кусков проволоки.
6 - 9.Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Куб грани, рёбра, вершины. Изготовлять модели куба с использованием разверток и каркасной модели из кусков проволоки. Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек. Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов.
10. Практическая работа: «Изготовление модели платяного шкафа»по приведённому чертежу. Изготовлять по чертежу модели объектов.
11 - 15.Параллелепипед в трех проекциях. Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях. Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда. параллелепипед Читать чертеж прямоугольного параллелепипеда , заданный в трех проекциях.
16– 18. Куб в трехпроекциях. Читать чертеж куба, заданный в трех проекциях.
19. Практическая работа: «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. Изготовлять по чертежу модели объектов.
20 – 27. Осевая симметрия. Ось симметрии. Проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах.
28. Цилиндр. Находить в окружающей действительности предметы цилиндрической формы.
29. Подставка под карандаши. Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму.
30 Шар. Сфера. Работать в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции31 Модель асфальтового катка. Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка». 83
32 Набор «Монгольская игра». Изготовление набора «Монгольская игра». Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
33 «Оригами» «Лиса и журавль». «Оригами» — «Лиса и журавль». Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
34 Столбчатые диаграммы. Читать и строить столбчатые диаграммы. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия. Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (34Ч, 1Ч В НЕДЕЛЮ)
Раздел / (количество часов)
№ п/п
Тема
1
Виды углов
2
Отрезок. Длина отрезка. Ломаная. Практическая работа :Изготовление в технике «Оригами» - «Воздушный змей»
3
Треугольник
4
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника
5
Практическая работа: Изготовление модели складного метра
6
Диагонали прямоугольника и их свойства
7
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства
8
Практическая работа: Построение прямоугольника на нелинованной бумаге
9 - 10
Середина отрезка
11
Построение отрезка, равного данному
12
Практическая работа: Изготовление пакета для хранения счетных палочек
13
Практическая работа: Изготовление подставки для кисточки
14
Практическая работа: Преобразование фигур по заданному правилу