Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование"
1.Пояснительная записка
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс математического конструирования включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Математическое конструирование» адресована обучающимся 1 класса МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области. Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по курсу «Математика и конструирование» (авторы С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина )-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273, п.3.6 ст.28;
-Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), (приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373, в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357);
-Планируемых результатов начального общего образования, оценки достижения планируемых результатов в начальной школе;
-Плана внеурочной деятельности;
-Основной образовательной программы НОО МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование"»
Пояснительная записка
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс математического конструирования включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Математическое конструирование» адресована обучающимся 1 класса МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области. Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по курсу «Математика и конструирование» (авторы С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина )-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273, п.3.6 ст.28;
-Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), (приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373, в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357);
-Планируемых результатов начального общего образования, оценки достижения планируемых результатов в начальной школе;
-Плана внеурочной деятельности;
-Основной образовательной программы НОО МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области;
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика
3. Описание места в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
6. Содержание внеурочной деятельности
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Цели и задачи курса внеурочной деятельности:
Привлечение интереса к изучению геометрии.
Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
При ведущей и направляющей роли учителям организовать самостоятельную работу уч-ся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
Первый уровень результатов –понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость их во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера предметов и т.д.);
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятников архитектуры, сокровищ искусства и культуры, объектов природы).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
В связи с этим учащиеся класса примут участие в математических играх, конкурсах на разных уровнях.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Должны знать:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Должны уметь:
различать плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, пятиугольник)
выполнять простейшие чертежи с помощью линейки,
сравнивать длины отрезков и предметов,
классифицировать объекты, сравнивать,
планировать свою деятельность,
развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Роль курса в общемразвитии обучающихся
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна программы прослеживается в применении:
- системно-деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами математики.
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Особенность программы «Математическое конструирование» заключенав том, что педагог сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе. На занятиях используется включение детей в работу существующих на уроке, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственным воображением, вниманием, мышлением отвечают на заданные вопросы, решают задачки и т.д. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех математических разделов.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
Обучающиеся 1 класса МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области.
Количество практических и теоретических занятий
Практических занятий: 20 часов
Теоретических занятий: 13 часов
Приоритетные формы и методы работыс обучающимися в ходе реализации программы являются:
деятельностный,
поисковый,
эвристический,
исследовательский,
практический,
наглядный,
самостоятельный,
метод моделирования и конструирования,
метод создания игровых ситуаций,
метод проектов,
проблемное обучение,
разноуровневое обучение,
индивидуальное обучение,
обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговое занятие – открытый урок.
Изменения в авторскую программу не вносились.
Срок реализации программы-1 год-2015-2016 учебный год.
Продолжительность реализации программы
Общее количество часов по программе: 33 часа
Количество занятий в неделю: 1 час
Продолжительность занятия – 45 минут
Общая характеристика.
Курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом курс «Математическое конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Для реализации программы используется пособие для учащихся образовательных учреждений Волковой С.И., Пчелкиной О.Л. «Математическое конструирование».
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:
Психолого-педагогические принципы:
Принцип обучения деятельности
Принцип психологической комфортности
Принцип целостной картины мира
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации
Цель – формирование функционально грамотной личности через развитие обще-учебных умений
Организационные
Коммуникативные
Интеллектуальные
Оценочные
Принцип обучения деятельности
Научить школьников способам и приемам учебной деятельности
Ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия
Принцип психологической комфортности
Снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса
Создание в учебном процессе стимулирующей творческую активность школьника атмосферы
Принцип целостной картины мира
Единое и целостное представление школьника о предметном и социальном мире
Схема мироустройства, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации
Научиться решать жизненную задачу – значит научиться раскладывать ее на набор уже известных предметных задач.
Основные содержательные линии:
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезок. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо. Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер
прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вер-
шины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея.
Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в листа квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для
конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте. Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий. Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
3. Описание места в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение курса внеурочной деятельности «Математическое конструирование» в 1-ом классе – 1 час в неделю, часа.
Класс
1
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
план
33
факт
Класс
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный
год
1 класс
1 час
33
33
4. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности
знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Математическое конструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений-
знать:
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;
применять:
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Математическое конструирование» в 1-м классе является формирование умений:
- знать о ценностном отношении к математике как к главному наследию народа;
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Коммуникативные учебные умения:
- приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
-умение слушать собеседника;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-вести диалог;
-строить сообщения в устной и письменной форме.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Математическое конструирование» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель,
-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.;
- работать в группе, в коллективе;
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1 классы. – М., 1999.
2. Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. – Тамбов, 1999.
3. Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
4. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
5. Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
6. Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. – М., 1995.
7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой – М., 1996.
8. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
10. Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
11. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 1975.
12. Занимательная геометрия: пропись-раскраска. / Сост. О. Н. Левин. – Краснодар, 1995. Тетрадь № 1, № 2.
13. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
14. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. – М., 1990.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата – М., 2001.
16. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
17. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – М., 1994.
18. Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
19. Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.
20. Симановский А. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000.
21. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
22. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.
23. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Обруч – М.: Сентябрь, 1996.
Электронное учебное пособие «Математическое конструирование» предназначено для использования в 1-х классах начальной школы на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование».