Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Русский язык» 2 класс. Образовательная система «Школа 2100». Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев.»
«Согласовано»
Руководитель ШМО ЕНЦ МОБУ СОШ № 4
______ О.А. Устинова
Протокол № 1 от
«___» августа 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 4
______ О.Л.Скоробогатова
«____» ________ 2016 г.
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ № 4 Пожарского муниципального района
______ А.Г.Портнягина
Приказ № ___ от
«___» _________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Койновой Нэли Михайловны
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
«Русский язык» 2 класс
на ___170_ часов
на 2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.
Программа «Русский язык», 2 класс, с.4. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 2-е,перераб. - М.: Баласс, 2006. - 160 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Фролова Л.А.
Орфографическая тетрадь. 2-й класс (к учебнику «Русский язык»; 2-й кл), 2- е изд.,испр.- М
Баласс; Школьный дом, 2010. - 64 с, (Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.
Комисарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.2-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2010.-128с.:ил.(Серия «Свободный ум»). Допущено Министерством образования и науки РФ.
Яковлева М.А.
Тетрадь по чистописанию. 2 класс. К учебнику «Русский язык», 2-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс; Школьный дом,2010.-64с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум»).
Бунеева Е.В.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1. .- М Баласс; Школьный дом, 2010. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.
Программа рассчитана на 170 ч. в год (5 часов в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- административных контрольных работ – 3
- проверочных списываний – 2
- контрольных списываний – 1
- проверочных работ – 7
- итоговых контрольных работ – 1
- контрольных диктантов – 6
- обучающих изложений – 2
- обучающих сочинений – 1
- свободных диктантов – 3
- словарных диктантов – 4
- итоговая комплексная работа - 1
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Разделы
«Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й?] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ъ и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок~, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про,
и др.
«Состав слова» - сквозная темакурса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программызаключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Содержание программы
170 ч (5 часов в неделю)
Слово (введение). (5 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (11ч.)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности -умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (119ч)
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение з тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -телъ-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
3) ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
4) ъ и ъ разделительные;
5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с
этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (13ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Резерв (10 ч).
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Практические работы
Контр. работы
Вид контроля
1.
Слово
Слово (продолжение)
5
119
- подбор однокоренных слов;
- звуко-буквенный анализ слов;
-деление слов на слоги и для переноса;
-запись слов, соответствующих схеме;
-вставить в текст подходящие по смыслу слова;
-разбор слов по составу;
- подбор слов к вопросам что? кто? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать? и т.д.;
-объединение слов в тематические группы;
-подчеркивание опасных мест в словах;
-графическое обозначение связи слов в предложении;
-выборочное письмо;
- группировка слов по частям речи;
-составление словосочетаний из двух слов с помощью предлога;
-подбор подходящих по смыслу предлогов;
-практическая работа с орфографическим словарем;
- образование однокоренных слов с помощью приставки и суффикса;
-игра «Знаешь алфавит—угадаешь слово»;
-образование фамилий от имен, профессии, места жительства, прозвищ ;
-группировка имен собственных;
-упражнения в правописании имен собственных;
-группировка слов по орфограммам;
-диктант со зрительной подготовкой;
-самодиктант;
-предупредительный диктант;
-творческая работа со словарными словами.
Проверочное списывание №1,2
Проверочная работа № 3,4,5,6,7.
Административный
контрольный диктант № 1
Административный
контрольный диктант № 2
Проверочные диктанты № 1,2,3,4,5.
Словарный диктант №3
Текущий
Тематический
Стартовый
Рубежный
Тематический
Текущий
2
Предложение
11
- конструирование предложений из слов;
- определение границ предложений;
- повторить и систематизировать знания о предложении;
-списывание предложений; запись предложений под диктовку;
-составление предложений по схемам;
-соотнесение предложения и его схемы;
-игра «Немое письмо»;
-письмо по памяти;
-нахождение грамматической основы предложения;
-осложненное списывание
Проверочная работа № 1.
Тематический
3
Текст
12
- повторить и систематизировать знания о тексте;
- озаглавливание текста;
- конструирование текста из отдельных предложений или частей;
-игра-конкурс по составлению неправдоподобной истории;
-угадывание и запись персонажей сказки по заглавию;
- редактирование текста;
-запись текста по заданию;
-составление рассказа по рисунку, запись в тетрадь;
Проверочная работа № 2
Словарный диктант №1, 2
Тематический
Тематический
4
Повторение
13
- обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
- развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
- обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Итоговая контрольная работа
Контрольное списывание
Контрольный диктант
Административные
контрольные диктанты № 3
Итоговая комплексная работа
Словарный диктант №4
Итоговый
Итоговый
Итоговый
Рубежный
Итоговый
Итоговый
5
Резерв
10
Итого
170
Требования к уровню достижений обучающихся
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах I малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ъ для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
- составлять предложения из слов; по данным схемам;
- определять границы предложений в тексте без знаков препинания;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;
- выбирать заглавие к тексту из ряда данных
Учебно – языковые умения
- выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
- находить корень в группе однокоренных слов;
- подбирать однокоренные слова;
- находить суффиксы и приставки в доступных словах;
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);
- ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)
- находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;
- находить предлоги в предложении (тексте)
Правописные умения
- делить слова на части для переноса;
- видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
- писать предлоги раздельно со словами;
- писать большую букву в словах (изученные случаи);
- писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;
- писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;
- писать буквы проверяемых согласных на конце слова;
- употреблять ъ для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
- не употреблять ъ в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;
- писать ъ и ъ разделительные;
- графически объяснить выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила
Контроль уровня облученности обучающихся
Тема
Вид контроля
Форма контроля
Приложение
Слово
Текущий
Тематический
Стартовый
Рубежный
Тематический
Текущий
Проверочное списывание №1,2
Проверочная работа № 3,4,5,6,7.
Административный
контрольный диктант № 1
Административный
контрольный диктант № 2
Проверочные диктанты № 1,2,3,4,5.
Словарный диктант №3
Тетрадь с.1
Тетрадь с.6-11 ; с.14-15;
с. 22-23.
Тетрадь с.16-21; с.24-27
Предложение
Тематический
Проверочная работа № 1.
Тетрадь с.2-3
Текст
Тематический
Тематический
Проверочная работа № 2
Словарный диктант №1, 2
Тетрадь с.4-5
Повторение
Итоговый
Итоговый
Итоговый
Рубежный
Итоговый
Итоговый
Итоговая контрольная работа
Контрольное списывание
Контрольный диктант
Административные
контрольные диктанты № 3
Итоговая комплексная работа
Словарный диктант №4
Тетрадь с.28-30
Тетрадь с.31
Тетрадь с.32
«Мои достижения»
учебное издание - комплект
Перечень литературы и средств обучения
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 2-е,перераб. - М.: Баласс, 2006. - 160 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Фролова Л.А.
Орфографическая тетрадь. 2-й класс (к учебнику «Русский язык»; 2-й кл), 2- е изд.,испр.- М
Баласс; Школьный дом, 2010. - 64 с, (Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.
Комисарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.2-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2010.-128с.:ил.(Серия «Свободный ум»). Допущено Министерством образования и науки РФ.
Яковлева М.А.
Тетрадь по чистописанию. 2 класс. К учебнику «Русский язык», 2-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс; Школьный дом,2010.-64с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум»).
Бунеева Е.В.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1. .- М Баласс; Школьный дом, 2010. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители)
«Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4-го классов;
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, МЛ. Яковлева.
Методические рекомендации для учителя. «Русский язык», 1-2 классы.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- видеомагнитофон, телевизор;
- компьютер, мультимедийный проектор
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
http://window.edu.ru
www.edu.ru
№п/п
Дата проведения
Тема, тип и форма урока
Элемент содержания
Требования к уровню достижений
Контрольно-оценочная деятельность
Средства обучения
план
факт
метапредметные
предметные
вид
форма
1
01.09
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Вводный урок (урок-путешествие)
текущий
Индивидуальн
опрос. Карточки-путеводители
Раздел 1. Слово ( 5 ч.)
2
02.09
Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова.
Урок введения новых знаний.. Урок-диалог.
Слово и его значение. Использование словарей русского языка. Лексическое значение слов.
Уметь слушать звучащее слово, производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова.
работа с источниками информации.
текущий
Самостоятельная работа с толковым словарем
3
05.09
Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова. Состав слова.
Комбинированный урок. Урок обучения умениям и навыкам.
Слово и его значение. Использование словарей русского языка. Лексическое значение слов.
Уметь наблюдать за лексич.
значением слова.
работа с источниками информации.
Фронтальный
текущий
Устный опрос
4
06.09
Как устроен наш язык?
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Знать, что слово может иметь несколько значений, употребляться в прямом и переносном значении.
вступать в диалог, в коллективную беседу в учебных ситуациях, высказывать свою точку зрения, выслушать мнения других
текущий
Исследовательская работа
5
07.09
«Опасные места» в словах русского языка. Комбинированный урок. Урок обучения умениям и навыкам.
Обобщение по разделу «Слово». Проверочное списывание
Урок обобщения и систематизации. Смотр знаний.
«Опасные места» в словах русского языка.
Уметь находить «опасные» места в слове.
письменно фиксировать информацию.
текущий
Тетрадь «Проверочные и контрольные работы»
Раздел 2. Предложение ( 11ч + 1ч. резерв)
7
09.09
Признаки предложения.
Комбинированный урок. Урок обучения умениям и навыкам.
Различение слова, словосочетания и предложения на письме.
признаки предложения; знаки в конце предложения.
правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.
слушать, запоминать, владеть приемами рационального запоминания, представлять информацию в различных видах, графически, схематически.
Фронтальный
Устный опрос
8
12.09
Составление предложений по схемам. Комбинированный урок. Урок формирования новых знаний.
Отличие устной речи от письменной. Схема слова и предложения.
Индивид
карточки
9
13.09
Признаки предложения. Оформление предложений на письме.
Урок применения знаний и умений. Урок обучения умениям и навыкам.
Признаки предложения: состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос),
признаки предложения; знаки в конце предложения.
письменно фиксировать информацию.
Индивид
карточки
10
14.09
Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме.
Комбинированный урок. Урок обучения умениям и навыкам.
Признаки предложения: состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос),
правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.
безошибочное списывание, написание под диктовку
текущий
Самоконтроль (эталон-карточка)
11
15.09
Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.
Урок закрепления изученного. Урок-практикум.
Признаки предложения: состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос),
правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.
Фронтальный
текущий
Самостоятельная работа
12
16.09
Конструирование предложений. Урок применения знаний и умений. Урок повторения.
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный, многоточие. Конструирование предложений из слов.
формирование монологической и диалогической речи.
текущий
Звуковой контроль
13
19.09
Знаки препинания в конце предложений.
Комбинированный урок. Урок закрепления умений.
формирование монологической и диалогической речи.
текущий
Программный контроль «немое письмо»
14
27.09
Административная входная контрольная работа .
Урок проверки учета знаний и умений.
владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом.
Стартовый
Административная контрольная работа
15
28.09
Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.
Комбинированный урок. Урок коррекции знаний и умений.
Фронтальный
Устный опрос
16
20.09
Что мы знаем о предложении? (Обобщение)
Урок обобщения и систематизации. Урок-игра.
Признаки предложения: состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос),
Уплотненный опрос
17
21.09
Проверочная работа № 1 по теме «Предложение».
Урок проверки и учета знаний и умений.
владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом.
тематический
Пров. работа № 1
18
22.09
«Пишу правильно». Работа над ошибками.
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.
Индивид
карточки
Раздел 3. Текст (12ч.)
19
23.09
Признаки текста.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Различение предложения и текста.
Текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем пойдет речь в тексте
Знать признаки предложения, уметь отличать текст от группы предложен.
анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей
Фронт.
текущий
Устный опрос
20
26.09
Роль заглавия в тексте.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Уметь предполагать по заглавию, иллюстрац. и ключевым словам содержание текста.
анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей
Фронт.
текущий
Смотр знаний «Кто лучше придумает текст»
21
29.09
Связь заглавия и главной мысли текста.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Различение предложения и текста.
Текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем пойдет речь в тексте
Уметь отвечать на вопросы по ходу чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту.
уметь задавать и отвечать на вопросы.
Фронт.
Индвид.текущий
Самодиктант, взаимопроверка. Слов. Диктант № 1
22
30.09
Заглавие текста. Основные признаки текста.
Интегрированный урок. Урок развития речи.
Уметь составлять текст, выполнять редактир-е текста
анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей
Фронт.
Исследов-я работа
23
03.10
Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой «Чиж» .
Урок развития связной речи. Урок-диалог.
Восстановление текста. Озаглавливание текста. Конструирование предложений, текстов.
Уметь устанавливать послед-ть предложен. в тексте, письменно оформлять текст.
выделять главные мысли текста; замечать изменения происходящие с объектом.
Фронт.
текущий
Самостоятельная работа
24
04.10
Работа над ошибками. Озаглавливание текстов.
Урок применения знаний и умений. Урок-защита творческих работ.
Признаки текста, его отличие от набора предложений.
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Признаки текста: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем пойдет речь в тексте
Уметь подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста.
выделение признаков текста, наблюдение.
Фронт
.индив.
тематич.
Тест № 2 по книге «Контр. и провер. работы по русск. яз.»
Узорова О.В.
29
11.10
Проверка знаний
и умений по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа № 2.
Урок проверки и учета знаний и умений.
Уметь озаглавливать текст, составлять текст из частей и предложений.
владеть способами контроля и оценки
Индив.
Провер. работа № 2
30
12.10
Пишу правильно. Работа над ошибками.
Урок закрепления изученного. Урок-диалог.
Уметь редактировать, классифицировать и исправлять ошибки
: определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
Индивид.
карточки
Слово (продолжение) 119 часов
Раздел 4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (6часов)
31
13.10
Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? .
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.
Уметь ставить вопросы к словам-предметам. Знать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» предметы.
Фронт.
текущий
32
14.10
Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
формирование приемов мыслительной деятельности: группировка, классификация.
Знать, как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов.
Фронт.
Текущий
Словарный диктант № 3
33
17.10
Объединение слов в тематические группы.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Тематические группы существительных: овощи, фрукты, растения, животные, посуда, мебель, транспорт…
Уметь создавать тематич. группы слов, определять их названия.
Фронт. Текущий
Творч. задание: записать тематич. группу слов.
34
18.10
Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Елка в лесу».
Урок применения знаний и умений. Урок-диалог.
устанавливать причинно-следственные связи
Уметь точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста
Фронт.текущий
Самостоятельная работа
35
19.10
Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений
Комбинированный урок. Урок-диалог
формирование монологической речи, задавать и отвечать на вопросы.
Уметь составлять сочетания слов по схемам
Индивид.
Карточки,
36
20.10
Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)
владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом.
Рубежный
Административная контрольная работа
78
21.12
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
Комбинированный урок. Урок коррекции знаний и умений.
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)
Фронтальный
Устный опрос
79
13.01
Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Значение приставки (простейшие примеры). Различение предлогов и приставок.
формирование монологической и диалогической речи учащихся
Знать/уметь находить значимые части слова
Фронт. Индивид. текущий
Устный опрос
80
16.01
Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах .урок объяснения нового материала. Урок-диалог.
Образование слов с помощью приставок.
умение выдвигать гипотезы и проводить их проверку.
Уметь анализировать состав слова
Фронт. Индивид. текущий
карточки
81
17.01
Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог.
Слитное написание приставки, различение приставки и предлога.
Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок
Фронт. Индивид. текущий
Работа в группах, словарный диктант
82
18.01
Проверочная работа № 6 по теме «Части слова».
Урок контроля.
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса).
владеть способами контроля и оценки.
Тематич.
Проверочная работа № 6.
83
19.01
«Пишу правильно» .работа над ошибками. Урок закрепления и повторения. Урок-диалог.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
Текущий
Индивид
карточки
Раздел 12. Алфавит. Написание большой буквы в слова (13ч)
84
20.01
Закрепление знаний порядка букв русского алфавита.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Алфавит. Русский алфавит.
формирование монологической и диалогической речи учащихся
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.
Знать названия, порядок букв русского алфавита
Фронт. текущий
Карточки, взаимоконтроль
85
23.01
Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Употребление большой буквы в именах собственных: фамилиях, именах, отчествах, кличках животных, географических названиях
безошибочное списывание, написание под диктовку.
Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, географических названиях, в именах сказочных героев, названиях морей и рек
Фронт. текущий
Самостоятельная работа
86
24.01
Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.
Урок закрепления. Урок-диалог.
Фронт. текущий
Слуховой диктант
87
25.01
Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.
Урок рефлексии. Урок-диалог
Фронт. текущий
карточки
88
26.01
Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень.
Урок закрепления. Урок-диалог
Употребление большой буквы в именах собственных: фамилиях, именах, отчествах, кличках животных, географических названиях
написание под диктовку
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.
Знать названия, порядок букв русского алфавита
Текущий
Творческий диктант
89
27.01
Большая буква в названиях рек и морей.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдений.
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.
Знать названия, порядок букв русского алфавита
Фронт. индивид
Зрительный диктант
90
30.01
Большая буква в географических названиях. Запись этих слов
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Употребление большой буквы в именах собственных: фамилиях, именах, отчествах, кличках животных, географических названиях
Разница в написании одних и тех же слов.
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.
Знать названия, порядок букв русского алфавита
Текущий
Самостоятельная работа
91
31.01
Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы.
Урок рефлексии. Урок-диалог.
Фронт. индивид
Выборочное списывание
92
01.02
Развитие речи. Сочинение по рисунку.
Урок развития связной речи. Урок-диалог.
составление связного текста.
Индивид. Фронт.
Сочинение по рисунку.
93
02.02
Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных.
Урок закрепления и повторения. Урок-диалог.
Употребление большой буквы в именах собственных: фамилиях, именах, отчествах, кличках животных, географических названиях
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.
Знать названия, порядок букв русского алфавита
Текущий
Словарный диктант
94
03.02
Проверочный диктант № 1 по теме «Написание большой буквы» .
Урок контроля.
владеть способами контроля и оценки.
Тематический.
Проверочный диктант № 1
95
06.02
«Пишу правильно» .Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний. Урок-диалог.
Употребление большой буквы в именах собственных: фамилиях, именах, отчествах, кличках животных, географических названиях
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
.
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.
Знать названия, порядок букв русского алфавита
Индивид
карточки
96
07.02
Упражнения в правописании имен собственных.
Интегрированный урок. Урок-диалог
Индивид
карточки
Раздел 13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (14ч)
97
08.02
Написание букв и, у, а после шипящих (повторение).
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
написание под диктовку
Уметь:
– соблюдать изученные нормы орфографии;
– видеть «опасные места» в словах, изученные орфограммы
текущий
диктант
98
09.02
Что такое орфограмма. Орфографическое правило.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
формулирование правила.
Текущий
Формулировка правила
99
10.02
Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши.Графическое обозначение орфограмм.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог.
безошибочное списывание, написание под диктовку
Текущий индивид.
Письмо слов с изученными орфограммами
100
13.02
Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями жи-ши
Фронт.
текущий
Письмо слов под диктовку
101
14.02
Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
уметь наблюдать
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща
Текущий
Индивид
Проверка правил
102
15.02
Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
задавать и отвечать на вопросы.
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща
текущий
Проверка правил
103
16.02
Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
умение планировать свою деятельность
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща
Текущий индивид
карточка
104
17.02
Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
уметь наблюдать
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу
Текущий
Индивид
Осложненное списывание
105
20.02
Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
устно описывать объект наблюдений.
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу
Текущий
Фронт
Устный опрос
106
21.02
Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
безошибочное списывание, написание под диктовку
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу
Теккщий
Фронт
взаимопроверка
107
22.02
Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-практикум.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
безошибочное списывание, написание под диктовку
Написание слов с буквами и, у, а после шипящих.
Текущий
Фронт
Словарный диктант
108
24.02
Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок рефлексии.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
Написание слов с буквами и, у, а после шипящих.
текущий
109
27.02
Диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Урок контроля.
владеть способами контроля и оценки.
тематический
Диктант № 2
110
28.02
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
Урок повторения, закрепления и коррекции знаний. Урок диалог
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Графическое обозначение орфограмм.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
.
Написание слов с буквами и, у, а после шипящих.
Текущий
индивид
карточки
Раздел 14. Правописание букв Ь и Ъ (15часов)
111
29.02
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце и в середине слова.
умения проводить измерения разными способами.
Уметь обозначать мягкость согласного на письме разными способами.
Текущий
Фронт
взаимоконтроль
112
01.03
Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце и в середине слова.
умение наблюдать за словами в соответствии с предложенной целью.
Уметь писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова.
Текущий
Фронт
Выборочное диктант
113
02.03
Развитие умения писать Ьдля обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце и в середине слова.
Текущий
Фронт
Словарный диктант
114
05.03
Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце и в середине слова.
Текущий
Фронт
Проверка знания правила
115
06.03
Правописание слов
с буквосочетаниями чк, чн, щн
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Правописание буквосочетаний чк, чн, щн
составление связного текст написание под диктовку..
Уметь писать слова с буквосочетаниями чк, чн, щн.
Текущий индивид
Устный опрос
116
07.03
Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце и в середине слова.
умение писать под диктовку.
Текущий фронт
Выборочный диктант
117
09.03
Звук [й] и его обозначение на письме.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
умение писать под диктовку.
Знать, как обозначается звук [й] на письме
Текущий
Фронт
Устный опрос
118
12.03
Разделительный Ь. Правописание слов
с разделительным Ь.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Употребление разделительного ь.
развитие монологической речи.
Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.
Текущий
Фронт
Проверка знания правила
119
13.03
Развитие умения писать слова с разделительным Ь.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце и в середине слова.
письмо под диктовку.
Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.
Текущий индивид
Осложненное списывание
120
14.03
Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце и в середине слова.
формирование приемов мыслительной деятельности: группировка, классификация.
Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.
Текущий
Фронт
Группировка слов
121
15.03
Упражнения в написании слов с Ь.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Употребление разделительных ь и ъ знаков на письме.
умение писать под диктовку.
Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.
Текущий
Фронт
классификация
122
16.03
Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Употребление разделительных ь и ъ знаков на письме.
умение писать под диктовку.
Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.
Текущий
Фронт
Словарный диктант
123
19.03
Развитие умения писать слова с разделительным Ъ
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Употребление разделительных ь и ъ знаков на письме.
умение планировать свою деятельность.
Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.
Текущий
индивид
карточки
124
20.03
Диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ».
Урок контроля.
Уметь писать слова с разделительными ь и ъ знаками.
владеть способами контроля и оценки.
Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.
тематич
Диктант № 3
125
21.03
«Пишу правильно». Работа над ошибками.
Урок повторения и закрепления знаний. Урок-диалог.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
Текущий индивид
карточки
Раздел 15. Безударные гласные в корне (12ч + 7ч резерв)
126
22.03
Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.
Урок введения новых знаний. Урок диалог
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
умение планировать свою деятельность, называть в последовательности действия для решения учебной задачи
Уметь правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение
Текущий
фронт
Самостоятельная работа
127
23.03
Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
Урок введения новых знаний. Урок диалог
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
умение адекватно воспринимать устную речь
Уметь различать ударный и безударные слоги
Текущий
фронт
Устный опрос
128
02.04
Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание безударных гласных.
умение писать под диктовку.
Уметь писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов
Текущий индивид
Слуховой диктант
129
03.04
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание безударных гласных.
умение соотносить результаты наблюдения в соответствии с поставленной целью
Уметь находить проверочные слова в группе однокоренных слов.
Текущий
фронт
взаимоконтроль
130
04.04
Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание безударных гласных.
развитие монологической речи
Текущий
Индивид
Проверка знания правила
131
05.04
Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
развитие монологической диалогической речи
Знать правило проверки безударной гласной в корне слова.
Текущий
Индивид
Письмо по памяти
132
06.04
Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне».
Урок контроля.
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
владеть способами контроля и оценки.
Тематический.
Проверочная работа № 7
133
09.04
Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
умение писать под диктовку.
Уметь подбирать проверочные слова
Уметь писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов.
Текущий
Индивид
фронт
Словарный диктант
134
10.04
Проверочный диктант №4 по теме «Безударные гласные в корне».
Урок контроля.
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
владеть способами контроля и оценки.
тематический
Проверочный диктант №4
135
11.04
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
Урок повторения и закрепления знаний. Урок-диалог.
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
Текущий
карточки
136
12.04
Свободный диктант.
Урок развития связной речи.
письменный пересказ прочитанного текста.
Текущий
Свободный диктант
137
13.04
Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне».
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний (в форме игры «Счастливый случай»)
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
умение писать под диктовку.
текущий
карточки
138
16.04
Резервный урок (безударные гласные в корне слова).
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог.
Практическая отработка изученных орфограмм.
умение писать под диктовку.
Уметь писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов.
текущий
139
17.04
Резервный урок (безударные гласные в корне слова)
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
умение писать под диктовку.
текущий
140
18.04
Резервный урок (безударные гласные в корне слова)
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
Уметь писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов.
текущий
141
19.04
Резервный урок (безударные гласные в корне слова)
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
умение писать под диктовку.
текущий
142
20.04
Резервный урок (безударные гласные в корне слова)
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
текущий
143
21.04
Резервный урок (безударные гласные в корне слова)
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Гласные ударные и безударные (сильная и слабая позиция). Деление слов на слоги.
умение писать под диктовку.
Уметь писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов.
текущий
144
23.04
Резервный урок (безударные гласные в корне слова)
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
текущий
Раздел 16 Буквы звонких и глухих согласных в конце слова (12часов)
145
24.04
Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.
Урок введения новых знаний. Урок диалог
Различение звонких и глухих согласных.
Знать пары согласных по глухости – звонкости.
Графическое обозначение орфограммы.
Текущий фронт.
Устный опрос
146
25.04
Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова».Графическое обозначение орфограмм.
Урок введения новых знаний. Урок диалог
Правописание парных звонких и глухих согласных.
владение способами объединения предметов по общему признаку
Знать пары согласных по глухости – звонкости.
Графическое обозначение орфограммы.
Уметь писать проверяемые согласные на конце слов
Текущий фронт.
Выборочный диктант
147
26.04
Развитие умений писать слова с изученной орфограммой.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
умение писать под диктовку.
Текущий индивид
Словарный диктант
148
27.04
Упражнение в подборе проверочных слов.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Различение звонких и глухих согласных.
развитие монологической диалогической речи
Уметь писать проверяемые согласные на конце слов
Текущий фронт.
Проверка знания правила
149
28.04
Упражнение в написании парной согласной на конце слова.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Правописание парных звонких и глухих согласных.
умение планировать свою деятельность.
Знать пары согласных по глухости – звонкости.
Графическое обозначение орфограммы.
Уметь писать проверяемые согласные на конце слов
Текущий индивид
Самостяотельная работа
150
30.04
Свободный диктант. Урок развития связной речи
Различение звонких и глухих согласных.
письменный пересказ прочитанного текста.
Текущий индивид
Свободный диктант
151
02.05
Упражнение в написании слов с парной согласной на конце.
Урок развития умений и навыков. Урок-диалог
Правописание парных звонких и глухих согласных.
умение писать под диктовку.
Текущий
Словарный диктант
152
03.05
Изложение на основе зрительного восприятия текста
Урок развития связной речи
Различение звонких и глухих согласных.
письменный пересказ прочитанного текста.
Знать пары согласных по глухости – звонкости.
Графическое обозначение орфограммы.
Уметь писать проверяемые согласные на конце слов
Текущий фронт.
Изложение
153
04.05
«Пишу правильно». Работа над ошибками.
Урок закрепления и повторения изученного материала. Урок-диалог.
Правописание парных звонких и глухих согласных.
устанавливать причинно-следственные связи.
Текущий индивид
карточка
154
05.05
Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Различение звонких и глухих согласных.
умение писать под диктовку.
Текущий
Объяснит. диктант
155
07.05
Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». Урок контроля.
Правописание парных звонких и глухих согласных.
владеть способами контроля и оценки.
Знать пары согласных по глухости – звонкости.
Графическое обозначение орфограммы.
Уметь писать проверяемые согласные на конце слов
Тематич
Проверочный диктант № 5
156
08.05
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
Урок закрепления и повторения изученного материала. Урок-диалог.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
.
Текущий индивид
карточка
Раздел 17. Повторение (13ч)
157
10.05
Повторение по теме «Текст».
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Различение слова, словосочетания и предложения.
адекватно воспринимать устную речь
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.
текущий
тест
158
11.05
Повторение по теме «Предложение»
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Признаки предложения.
умение планировать свою деятельность.
Текущий
Самостоятельная работа
159
12.05
Контрольное списывание. Урок контроля
владеть способами контроля и оценки.
Итоговый
Контрольное списывание
160
14.05
Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова».
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс)
умение выделять отдельные признаки предметов.
Уметь разбирать слова по составу.
Текущий
индивид
Разбор слов по составу
161
15.05
Свободный диктант.
Урок развития связной речи.
способность выбирать средства языка в соответствие с речевой ситуацией.
Уметь последовательно передавать текст своими словами.
текущий
Свободный диктант
162
16.05
Повторение изученных орфограмм.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
Правописание безударных гласных в корне слова.
выделять главные мысли текста.
Знать изученные орфограммы.
текущий
тест
163
17.05
Итоговая комплексная работа
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Итоговый
Дидактический материал
164
18.05
Обучающее изложение.
Урок развития связной речи.
письменный пересказ прочитанного текста.
Уметь составлять план и работать по плану
текущий
изложение
165
19.05
Работа над ошибками.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-диалог.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
Уметь анализировать собственные ошибки
карточки
166
21.05
Итоговая контрольная работа. Урок контроля.
Написание под диктовку текста.
владеть способами контроля и оценки.
Итоговый
Итог. контр. работа
167
22.05
«Пишу правильно». Работа над ошибками.
Урок закрепления и повторения. Урок-диалог.
Правописание изученных орфограмм.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
Текущий
взаимоконтроль
168
23.05
Административная контрольная работа.
Урок контроля
Написание под диктовку текста.
владеть способами контроля и оценки.
Уметь писать под диктовку текст 30-40 слов.
Итоговый
Адм. контр. работа
169
24.05
«Пишу правильно». Работа над ошибками.
Урок коррекции знаний. Урок-диалог.
Правописание изученных орфограмм.
определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
.
Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила
текущий
карточки
170
25.05
Заключительный урок.
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-праздник.
Уметь писать слова с безударными гласными в корне слова, с парными согласными, различать приставки и предлоги.