Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Занимательная математика" 2 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
по учебному курсу
НОМ (научное общество малышей) «Знайка»
занятия с одаренными детьми
Составила: Макарьевская А. В.
г. Чита 2013 – 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесно связана с построением содержания школьного курса математики. Объём основной учебной нагрузки не позволяет учителю уделять внимание материалу, направленному на саморазвитие творческого потенциала учащихся, создавать полноценные условия для их самореализации в процессе продуктивной деятельности. Данный учебный курс «Занимательная математика» направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.
Актуальность и перспективность курса.
Ценность программы заключается в том, что Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка.
Ее актуальностьосновывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Преподавание данного учебного курса «Занимательная математика» строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач и заданий не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи и задания, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Цели курса:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.
Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:
практические работы - изготовление наглядных пособий по математике.
игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке).
обсуждение заданий по дополнительной литературе.
доклады учеников.
составление рефератов.
экскурсии.
II. Общая характеристика курса
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач.Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждениерешения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач и заданий любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка выполнения заданий или решения задач .Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи и задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии.
III. Содержание курса.
Программа включает следующие разделы: "Общие понятия", "Элементы истории математики", "Числа и операции над ними","Занимательность", "Геометрические фигуры и величины".
Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики"расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Раздел программы "Геометрические фигуры и величины"направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.
IV. Описание места учебного курса «Занимательная математика» в учебном плане.
Учебный курс «Занимательная математика» во 2 классе проводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.
V. Планируемые результаты изучения учебного курса «Занимательная математика».
В результате обучающиеся:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения факультативного курса является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения данного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану (алгоритму, по программе действий) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатамиво 2 классе являются следующие:
Обучающиеся научатся:
• вести счет десятками и сотнями;
• различать термины «число» и «цифра»;
• распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;
• читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;
• записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (,
• изображать числа на числовом луче;
• использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
• находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
• воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
• применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
• воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
• применять правило вычитания суммы из суммы;
• воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей;
• выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах двух, трех разрядов;
• находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
• выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
• применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
• чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
• определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
• находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
• выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см);
• использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
• распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
• измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);
• устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
• распознавать и формулировать простые и составные задачи;
• строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
• решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …»;
• разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
• формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной;
• читать и заполнять строки и столбцы таблицы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
• пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
• понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
• понимать термин «числовая последовательность»;
• воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
• понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
• записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
• понимать бесконечность прямой и луча;
• понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
• использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
• оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
• понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
• рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи;
• моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
• использовать табличную форму формулировки задания.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Примерное календарно-тематическое планирование
курса «Занимательная математика»
2 класс
№ п/п
Тема занятия
Содержание занятия
УУД
План
Факт
Приме-чание
1
Логические цепочки
Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных.
Коммуникативные УУД:
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Логические УУД:
-анализ с целью выделения существенных признаков;
07. 09.
2
Классификация предметов
Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию.
14. 09.
3
Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии
Знакомство с понятиями «точка», прямая» и «кривая линии».
Логические УУД:
анализ, синтез, доказательство
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
21. 09.
4
Магические квадраты
Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов.
28. 09.
5
Танграм
Решение «китайских» головоломок
05. 10.
6
Ребусы с предлогами
Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги.
12. 10.
7
Ребусы с числами
Разгадывание ребусов, содержащих числа.
Познавательные:
-формулирование цели, поиск информации
-анализ с целью выделения признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- доказательство;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
19. 10.
8
Кто лишний?
Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры.
26. 10.
9
Задания со счетными палочками
Выполнение заданий со счетными палочками.
09. 11.
10
Шифровальщики
Расшифровка слов с использованием математических выражений.
16. 11.
11
Зоркий глаз
Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений.
23. 11.
12
Задачи о сказочных героях
Решение и составление задач с участием сказочных героев.
30. 11.
13
Примеры с окошками
Решение и составление примеров с окошками. Д
Познавательные:
-формулирование цели, поиск информации
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
07. 12.
14
Какое число я задумал?
Решение и составление математических загадок о задуманном числе.
14. 12.
15
Задачи комбинаторного типа
Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков.
Коммуникативные УУД:
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
21. 12.
16
28. 12.
17
Рисунки по клеточкам
Решение и составление рисунков по клеточкам
Логические УУД:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- доказательство;
-установление причинно-следственных связей
11. 01.
18
Счёт удобным способом
Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом
18. 01.
19
Нестандартные задачи
Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков.
25. 01.
20
Занимательная геометрия: сети линий, путь
Решение и составление задач на сети линий, путь.
01. 02.
21
Буквы латинского алфавита.
Знакомство с буквами латинского алфавита
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов.
08. 02.
22
Прямые и обратные операции
Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции.
15. 02.
23
Числовые лабиринты
Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов.
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
22. 02.
24
Римская нумерация
Знакомство с римской нумерацией. Решение и составление выражений с использованием римской нумерации.
01. 03.
25
Круговые выражения. Игра «Математическое домино»
Знакомство с понятием «круговые» выражения.
15. 03.
26
Площадь составной фигуры
Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей.
Познавательные:
-формулирование цели, поиск информации
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
22. 03.
27
Цепочки примеров
Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров.
05. 04.
28
Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника.
Знакомство с видами углов, понятием «сторона многоугольника», «вершина многоугольника».
12. 04.
29
Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения.
Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения.
19. 04.
30
Окружность. Радиус. Диаметр.
Составление узоров из окружностей.
26. 04.
31
Площадь сложных фигур.
Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки.
03. 05.
32
Задания на развитие восприятия
Решение и составление заданий на развитие восприятия (внимания, памяти).
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
10. 05.
33
Дерево возможностей
Решение и составление задач с использованием дерева возможностей.
17. 05.
34
Интеллектуальный аукцион
Защита и выбор самых удачных заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки.
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
24. 05.
Список литературы
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – М: Просвещение, 2008. (Серия «Стандарты второго поколения»)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. – М:Просвещение, 2004.
Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2002.
Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М: Знание, 1993.
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырёхлетней начальной школы. - М: Просвещение, 1987.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1975.
Игнатьев В.А. Сборник арифметических задач повышенной трудности. - М: Просвещение, 1968.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дополнительная литература для учителя и учащихся.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. Москва, «Контекст», 1995.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы, Волгоград, «Учитель», 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего и среднего возраста). Москва, « Амрита-Русь», 2004 г.
Наглядный материал
макеты геометрических фигур
Оборудование, приборы
линейка
циркуль
таблица разрядов
макеты геометрических фигур
палочки
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников
Интернет ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе