Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .
1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5.Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Внеурочная деятельность по курсу «Занимательная математика» в 1 классе рассчитана на 33ч (1 ч. в неделю).
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учится отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
донести свою позицию до других.
слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
ДАТА | № п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | |
| 1 | Математика – это интересно. | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3x3 клетки). | Знать пространственно-временные отношения: «вверх–вниз», «раньше–позже», «выше–ниже», «внутри–снаружи», «слева–справа» | Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше ниже, вверху, внизу, слева, справа и др. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже). | |
| 2 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части: с частично заданным разбиением на части: без заданного разбиения. Проверка выполненной работы | Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале. | Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. | практическая работа |
| 3 | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму ). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | Знать пространственно-временные отношения: «вверх–вниз», «раньше–позже», «выше–ниже», «внутри–снаружи», «слева–справа» | Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. | практическая работа |
| 4 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | Распознавать такие геометрические фигуры, как шар, конус, цилиндр, параллелепипед, куб, пирамида. круг, треугольник, прямоугольник и др. и правильно использовать соответствующие термины | Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии), и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | практическая работа |
| 5 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части: без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале. | Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. | практическая работа |
| 6 | Волшебная линейка. | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | Уметь изображать отрезки и линии с помощью линейки, характеризовать местоположение объекта по направлению движения. | Совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму | практическая работа |
| 7 | Праздник числа 10. | Игры «Задумай число». «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | Знать римские цифры Уметь изображать римские цифры с помощью палочек. упорядочивать возрастающие или убывающие ряды по самостоятельно выбранному признаку ;устанавливать сходства или различия объектов по существенным признакам | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счет до 40. | практическая работа |
| 8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | Конструирование многоугольников из деталей танграма Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части: без заданного разбиения Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну). | Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. | текущий |
| 9 | Игра-соревнование «Веселый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от I до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | Проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну). | Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. | конкурс на лучшую презентацию |
| 10 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого; два кубика). Взаимный контроль. | Уметь переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами. | Различать способ и результат действия принятия практической задачи; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
| 11 12 | ЛЕГО-конструкторы. | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. | Выполнение постройки по собственном} замыслу. | Различать способ и результат действия принятия практической задачи; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи | Текущий |
| 13 | Весёлая геометрия. | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | Распознавать такие геометрические фигуры, как круг, треугольник, прямоугольник и др. и правильно использовать соответствующие термины | Различать способ и результат действия принятия практической задачи; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи | Текущий |
| 14 | Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». | Уметь исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Уметь строить графические модели чисел, выраженных в укрупненных единицах счета, сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели. | Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. Ритмический счет до 70. | викторина |
| 15 16 | «Спичечный» конструктор. | Построение конструкции по заданному образцу. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами, перефразирование, переформулирование текста), представлять информацию в виде схем (заполнять готовую) переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | Проверка выполненной работы |
| 17 | Задачи-смекалки. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения | | Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …» «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. | Текущий |
| 18 | Прятки с фигурами. | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6 | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей | Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. | текущий |
| 19 | Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах I0», «Сложение в пределах 20»: «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей | Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Различать способ и результат действия принятия практической задачи. Ритмический счет до 50. | игры |
| 20 | Числовые головоломки. | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей | Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Различать способ и результат действия принятия практической задачи. Ритмический счет до 50. | Решение головоломок |
| 22 | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы». «Математические головоломки». «Занимательные задачи» | Проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну). | Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. | Текущий |
| 23 | Уголки. | Составление фигур из 4. 5. 6. 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | Проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну). | Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. | Текущий |
| 24 | Игра в магазин. Монеты. | Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20. | Распознавать монеты 1 к., 2 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 10 р. и купюры 10 р., 50 р., складывать и вычитать стоимости. Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, использовать их для упрощения вычислений | Выполнять задания поискового и творческого характера. Различать способ и результат действия принятия практической задачи..Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Выполнять задания поискового и творческого характера. | практическая работа |
| 25 | Конструирование фигур из деталей танграма. | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Распознавать такие геометрические фигуры, как круг, треугольник, прямоугольник и др. и правильно использовать соответствующие термины | Сравнивать две группы предметов на основе составления пар. Сравнивать числа в пределах 10 с помощью знаков «=», «A», «», « Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов. | текущий |
| 26 | Игры с кубиками. | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3. 4, 5. 6. 7. а на гранях второго - числа 4, 5. 6. 7. 8 Взаимный контроль. | Самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. | Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счет до 100. | Текущий |
| 27 | Математическое путешествие. | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычитает 3. а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10-3 = 7 7 + 2 = 9 9-3 = 6 6 + 5 -11 2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д. | Самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. | Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счет до 100. | викторина |
| 28 | Математические игры. | Математические игры «Волшебная палочка». «Лучший лодочник». «Гонки с зонтиками | | | Текущий |
| 29 | Секреты задач. | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | Самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. | Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счет до 100. | Решение задач |
| 30 | Математическая карусель. | .Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | | | Текущий |
| 31 | Числовые головоломки. | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | | Выполнять задания поискового и творческого характера. | Конкурс знатоков |
| 32 | Математические игры. | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»: «Вычитание в пределах 20». | | Выполнять задания поискового и творческого характера. | КВМ |
| 33 | Математические игры. | | | | |