Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по татарскому языку»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе действующей программы общеобразовательных учреждений под авторством Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой, В.А. Гариповой «Сборник примерных программ для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения. 1 – 11 классы. Казань: Татарское книжное издательство, (2011г)
Учебники: Нуриева А.Х. Татарский язык для 2 класса четырёхлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся - татар). – Казань: «Магариф», 2008.
Обучение татарскому языку в русской школе строится комплексно, т. е. на каждом уроке учащиеся упражняются в устной речи (включая отработку произношения и интонации), в чтении и письме.
Цели:
Основная цель курса: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «татарский язык».
1. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся.
2. Социокультурная цель – изучение языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части татарской национальной культуры.
2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой.
3. Формирование у детей чувства родного языка.
4. Воспитание потребности пользоваться языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
5. Сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный процесс по обучению татарскому языку в русской школе должен строиться на коммуникативной основе с учетом принципов: практической направленности обучения; активной речевой деятельности; учета возрастных особенностей учащихся; учета специфики родного языка; устной основы обучения чтению и письму, а также общедидактических принципов: сознательности, наглядности, проблемности.
Основное и ведущее мecтo в системе уроков татарского языка в русской школе должны занимать формирование и развитие навыков устной речи, которые затем послужат учащимся фундаментом для последующего овладения татарским языком. Обучение учащихся татарскому языку включает в себя овладение главными видами речевой деятельности на изучаемом языке: аудированием, говорением, чтением и письмом.
Устная речь, как известно, складывается из умения слушать и понимать звучащую речь (аудирование) и умения говорить (диалогическая и монологическая речь). Под аудированием подразумевается процесс восприятия и понимания звучащей речи. Поэтому необходимым требованием к упражнениям в аудировании является их звуковое предъявление. Иными словами, эти упражнения не читаются учащимися, а слушаются.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением. Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание. Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что - то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией.
На уроках чтения идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Татарский язык и литература» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения
Метапредметными результатами изучения курса «Татарский язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Татарский язык и литература» является сформированность следующих умений:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться словарём;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения, делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
II. Содержание учебного предмета
Повторение
Чем мы будем заниматься на уроках татарского языка. Звуки и буквы. Названия предметов. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Предложение. Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Звуки и буквы.
Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
Гласные буквы. Согласные буквы. Ударение.
Развитие речи осуществляется на каждом уроке татарского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений)
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку. Работа над каллиграфией и упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по татарскому языку.
Способы проверки знаний: контроль за уровнем достижений учащихся по татарскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов (28 -35 слов), словарных диктантов (7 - 8 слов), грамматических заданий, контрольных списываний, изложений (20 - 25слов), а также в форме устного опроса.
Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Понимание на слух татарской речи в предъявлении учителя, построенной на изученном материале и включающей 5-6 незнакомых слов, значение которых ясно по контексту. Прослушивание и понимание сообщения одноклассников по теме.
Ведение беседы в соответствии с речевой ситуацией или по содержанию прочитанного текста. Составление диалога на заданную тему.
Тематическое планирование уроков
1.С новым учебным годом –16ч
2.Наша семья.—16ч
3.Природа родного края-13ч
4. Книги детства-7ч
5. Здравствуй, лето--7
6.Моя родина-9ч
Календарно-тематическое планирование уроков
№
Дата
Тема
Кол.
часов
ТСО, ИКТ, наглядность
Основные виды учебной деятельности
По кален-дарю
Факт.
С новым учебным годом (16)
1
Повторение изученного в 1 классе
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Беседа, обсудить правила поведения в школе
2
Г.Тукай. Родной язык
1
Портрет.
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
3
Звуки и буквы
1
Алфавит. Предметные рисунки
Составить рассказ по картине, учить новые слова
4
Г.Тукай. Утро
1
Портрет
Понимать и воспроизводить содержание текста
5
Слог
1
Предметные рисунки.
Наблюдать за написанием слов, делить слова на слоги.
6
Г.Тукай. Черепаха и Заяц
1
Портрет.
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
7
Названия предметов
1
Рисунки
Наблюдать за написанием слов
8
Р. Низамова. Идем в школу
1
Портрет. Иллюстрации
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
9
Заглавная буква в именах и фамилиях людей.
1
Таблица
Писать заглавную (большую) букву в имёнах собственных.
10
А.Бикчантаева.Утка – победитель
1
Портрет. Иллюстрации
Понимать и воспроизводить содержание текста
11
Заглавная буква в географических названиях.
1
Алфавит. Предметные рисунки. Карта
Писать заглавную (большую) букву в географических названиях.
12
И.Туктар.
Кто старается –найдет
1
Иллюстрации. портрет
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
Понимать и воспроизводить содержание текста
13
Контрольный диктант. «Осень»
1
Слова на карточках
Применять изученные правила при письме под диктовку
14
Н.Сладков. Осень.
1
Рисунки осени,портрет
Понимать и воспроизводить содержание текста
15
Предложение. Работа над ошибками.
1
Таблица
Работать над ошибками. Работать в парах.
16
Г.Мухаметшин. Уборка картофеля
1
Иллюстрации
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
Наша семья (16ч)
17
Алфавит.
1
Алфавит. Предметные рисунки. Карточки
Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
18
Г.Галиев. Осенние месяцы
1
Иллюстрации
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы
19
Гласные звуки
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя
20
Г. Тукай. Наша семья
1
Портрет
Понимать и воспроизводить содержание текста
21
Твердые и мягкие гласные.
1
Таблица
Различать твердые и мягкие согласные, работа над текстом. Ответы на вопросы.
22
Изложение «Елан»
1
Рисунки.
Понимать и воспроизводить содержание текста
23
А.Алиш.
Мама уехала
1
Иллюстрации
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
24
Буквы а-э
1
Алфавит
Наблюдать за написанием слов. Ответы на вопросы.
25
А. Бикчантаева. Вместе с папой
1
Иллюстрации
Декламировать стихотворения. Понимать и воспроизводить содержание текста
26
Буквы о-о
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Соотносить количество букв и звуков в словах.
27
Р.Валиева. Бабушка
1
Иллюстрации
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
28
Контрольный диктант «Зима»
1
Слова на карточках.
Применять изученные правила при письме под диктовку
29
Корейская народная сказка.
Братья
1
Иллюстрации
Понимать прослушанный и прочитанный текст, аудирование, ответы на вопросы
30
Буквы у-у. Работа над ошибками
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Наблюдать над значением слова, определять и объяснять значение слова. Работать над ошибками.
31
Р.Миннуллин. Мама
1
Портрет.
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
32
Буква ы-э.
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать правило.
Природа родного края (ч)
33
Внеклассное чтение. Татарские народные сказки.
1
Книги, иллюстрации
Аудирование, работа над текстом. Ответы на вопросы.
34
Согласные звуки
1
Таблица
Различать твердые и мягкие согласные, работа над текстом.
35
Г.Тукай. Зима
1
Портрет. Рисунки зимы
Понимать прослушанный и прочитанный текст, аудирование, ответы на вопросы
36
Буква к.
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Наблюдать над значением слова, определять и объяснять значение слова
37
В. Мунасипов.
Кто есть кто
1
Иллюстрации
Понимать прослушанный и прочитанный текст, аудирование, ответы на вопросы
38
Буква г.
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Наблюдать над значением слова, определять и объяснять значение слова
39
Поэтическая тетрадь.
1
Рисунки
Понимать и воспроизводить содержание текста
40
Изложение « В лесу»
1
рисунки.
Передавать содержание текста, выявлять закономерность.
41
Буква в. Работа над ошибками.
1
Иллюстрации
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
42
И. Туктар. Спасибо
1
Портрет, презентация
Выразительно читать, ответы на вопросы
43
Буквы н-х.
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Соотносить количество букв и звуков в словах.
44
Р.Валиева. Колокольчик
1
Рисунок колокольчика
Выразительно читать, ответы на вопросы
45
Буква ж.
1
Рисунки, алфавит
Соотносить количество букв и звуков в словах.
Книги детства(7)
46
И.Туктар.
Нос
1
Иллюстрации
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
47
Буква н.
1
Рисунки, таблица.
Наблюдать над значением слова, определять и объяснять значение слова
48
И.Туктар.
Каша для лентяя
1
Иллюстрации
Выразительно читать, ответы на вопросы. Аудирование.
49
Контрольный диктант. Весна.
1
Иллюстрации
Применять изученные правила при письме под диктовку
50
Т. Миннуллин.
Я с собой
1
Иллюстрации
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
51
Буква й. Работа над ошибками.
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Соотносить количество букв и звуков в словах. Работать над ошибками.
52
М. Хасанов.
Стеснительный Хади
1
Иллюстрации
Выразительно читать, ответы на вопросы
Моя родина(9 ч)
53
Буква я.
1
Рисунки
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать правило.
54
З.Туфайлова.
Родина
1
Иллюстрации
Выразительно читать, ответы на вопросы. Аудирование, работа над текстом.
55
Буква ю.
1
Алфавит. Предметные рисунки.
Соотносить количество букв и звуков в словах.
56
К.Амири.
Наша деревня
1
Иллюстрации
Выразительно читать, ответы на вопросы
57
Буква е.
1
Алфавит
Соотносить количество букв и звуков в словах,отвечать на вопросы.
58
Песня весны
1
Рисунки весны
Декламировать стихи
59
Буква ь
1
таблица
Соотносить количество букв и звуков в словах
60
Д.Аппакова .Начало марта
1
Иллюстрации
Выразительно читать,ответы на вопросы
61
Буква Ъ
1
Таблица
Наблюдать за написанием слов,выявлять закономерность
Здравствуй, лето(7ч)
62
Татарская народная сказка « Лиса и Журавль»
1
Иллюстрации
Участвовать в ведении учителем диалога с автором походу чтения и слушания текста
63
Буквы ц, щ
1
Алфавит,рисунки
Наблюдать зат написанием слов, выявлять закономерность
64
Литовская народная сказка « Воспитанный кот»
1
Иллюстрации.
Пересказывать текст выборочно
65
Парные согласные
1
таблица
Ставить ударение,различать ударные и безударные гласные звуки.
66
Итоговая контрольная работа
1
Применять изученные правила при письме под диктовку
67
Татарская народная сказка « Три дочери»
1
Иллюстрации
Аудирование.Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала
68
М.Дарзаман» Здравствуй, лето»
1
Рисунки лета
Выразительно читать
IV. Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса, осуществляемогопо курсу
Татарский язык
Учебники: Ягафарова Р.Х. Книга для чтения для 2 класса четырёхлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся – татар). Казань: ”Магариф”.2008, Нуриева А.Х. Татарский язык для 2 класса четырёхлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся – татар). – Казань: «Магариф»,2008.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках татарского языка и литературы, относятся: видеопроектор, магнитофон, компьютер.